Сказочный учебник жизни
статья по обж на тему

Русские народные сказки являются ценным материалом в развитии у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnyy_skazochnyy_urok.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Главный сказочный урок»

Использование сказки при обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения

Сегодня каждый человек на улице, в быту, в природе может встретиться с рядом опасностей, которые необходимо уметь предвидеть, избегать, а если опасность случилась, то действовать.

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека. Ни для кого не секрет,  что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Задача взрослых, родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависит их здоровье и  безопасность. Но ребенок должен не просто запомнить правила собственной безопасности, но и задуматься над тем, что должен сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих его людей, животных, растений.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности в младшем дошкольном возрасте используются специально подобранные произведения художественной литературы, а особенно сказки.

       Ведь они заставляют ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни.

Русские народные сказки являются ценным материалом в развитии у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. В сказках всё – по законам реальной жизни. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений.  

Сказки – многослойны, один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны усвоить дети. В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает её буквально с молоком матери. Причем важная для детей информация подается в самой доступной форме – образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дошкольники легко усваивают, что в «другом» большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, ребенок научится бдительности и осторожности. Причём (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть внем и добрые, злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку – как из неё выберешься, чтоб вернутся домой целым и невредимым. Например:

  • будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно. («Гуси  - лебеди»);
  • не покупайся на лестные  предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет. («Кот, петух и лиса»);
  • слепая доверчивость опасна. Никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
  • не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать («Гуси-лебеди», «Лисица и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.)

      Чтобы дети лучше запомнили, надо применять следующие простые правила:

  • Определить для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в сказке.
  • Рассказывать сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...
  • Показать свое отношение к героям, к происходящим событиям.
  • Задавать вопросы по содержанию сказки и побуждать малыша задавать вопросы .
  • Реагировать эмоционально.
  • Повторять. Время от времени возвращаться к обсуждению сказки желательно. Закрепление пройденного проводить по-разному. Сказочных героев не обязательно покупать в магазине, можно вылепить их из пластилина, нарисовать и вырезать из бумаги и картона. Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах. В магазинах продаются готовые, но  можно сделать и самим из пробок, коробочек, тряпочек и ниток.

        Дети старшего дошкольного возраста могут придумывать к знакомым сказкам свои концовки. В процессе этого развивается воображение, снимается напряжение. А ребята приходят к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное – не растеряться.

      У каждой сказки есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, дети идут во взрослую жизнь. Новый материал  (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человеку придется столкнуться в реальной жизни.

           Данные приемы помогают готовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представления о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Литература

  1. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина  Как обеспечить безопасность  дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: - 5-е изд. – М.:. Просвящение,2006.- 94 с.
  2. З.Некрасова, Н.Некрасова Без опасности: От рождения до школы. – М.: ООО Издательство «София», 2008. – 176с.
  3. Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», Москва, «Сфера», 2006.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебников «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой на наличие музыкальной терминологии

В данном материале представлен анализ учебников "Литературное чтение" на наличие музыкальной терминологии....

Родителям об учебнике английского языка "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк.

Данная статья об  учебнике английского языка "Английский для малышей" под редакцией Н.А.Бонк. В ней освещены такие темы как изучение английского языка детьми при помощи родителей,фонетической спе...

Анализ учебника по математике Гейдмана Б.П.

Анотация учебника математики начальной школы. Отзывы родителей и педагогов....

Учебник "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании "

В учебнике рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и ф...

Электронный учебник

Криминальные ситуации, как защитить свой дом....

Электронный учебник по ОБЖ

Элекронный учебник по Обж для 6 класса на тему "Тепловой и солнечный удар"...

Колыбельные песни - первый учебник жизни для ребенка

Всегда во все времена именно колыбельная была первым учебником жизни для ребенка, задающим ему ориентиры жизни, нравственные ценности...