Анализ учебников «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой на наличие музыкальной терминологии
статья по развитию речи по теме

Моисеева Елена Евгеньевна

В данном материале представлен анализ учебников "Литературное чтение" на наличие музыкальной терминологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uchebnikov_literaturnoe_chtenie.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Анализ учебников    «Литературное чтение»   Л.А. Ефросининой,

М.И. Омороковой  на наличие музыкальной терминологии

Исследование провела музыкальный руководитель и учитель музыки высшей квалификационной категории Моисеева Елена Евгеньевна

Изучив    и    проанализировав учебники «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой   и  произведения  предлагаемые авторами можно с уверенностью сказать, что благодаря многим из них происходит обогащение словаря младшего школьника музыкальными терминами на протяжении всего курса обучения. У школьников появляется богатый словарный запас музыкальных терминов – это:

- песня (колыбельная, пестушка, хороводная, частушка и т.д.)

- былина – героическая песня

- инструменты (гусли, дудочка, балалайка, скрипка, барабан, шарманка и т.д)

- оркестр (состав оркестра)

- тембры голосов (тенор, бас, сопрано, дисконт)

- регистры (высокий и низкий)

- темп (быстрый, медленный и т.д.)

- концерт

Начиная с 1 класса и по 4 класс, происходит знакомство со сказками, и народными, и авторскими, где главные герои обязательно поют песни (музыкальный термин, детям дается понятие, что такое песня; песня - вокальное произведение для голоса, дитя музыки и поэзии, где стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз), например:

-«Лесной колобок – Колючий бок» р.н. сказка песенка Колобка:

«Я лесной Колобок – Колючий бок

Я по коробу не скребён,

По  сусеку не метен,

На сметане не мешён…» - эта песенка повторяется на протяжении всей сказки главным героем Колобком (ёжиком), а также пени есть в сказках

-  «Кот,петух и лиса» р.н. сказка (песенка лисы), «Дрозд Еремеич» р.н. сказка (песенка лисы).

 В авторских сказках герои тоже поют свои песенки, например:

В «Сказке о царе Салтане……» А.С. Пушкина «…белка песенки поет, и орешки все грызет…»

В сказке братьев Гримм «Маленькие человечки» -  «….они надели свои красивые костюмчики и сапожки, затанцевали и запели:

«Хороши у нас наряды

Значит, не о чем тужить!

Мы нарядам нашим рады

И сапог не надо шить!»

А в рассказе Ц. Топелиуса «Зимняя сказка»   сосны, которым одной триста пятьдесят пять лет, а другой триста девяносто три года поют песни под шум лесной бури: «Мы скованы стужей, мы в  снежном плену!

                        Бушует и буйствует вьюга!..»

                        «Стоим, как бывало, крепки и стройны,…..

                         И смотрим два друга, две старых сосны,…..»

Далее у детей расширяются представления о песни, в разделе «Народная мудрость», они уже знакомятся с песнями – колыбельными, пестушками и  героическими песнями – былинами.

Колыбельные песни входят в нашу жизнь с первыми словами матери. Они наполнены ее любовью. Убаюкивая младенца, мать рассказывает в песнях о «ясном месяце, ветре, солнце», которые помогут уснуть ребенку. Эти песни спокойные, добрые. Они очень похожи на сказки. Младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. Примером могут быть колыбельные из сказки «Терешечка», которую поют старики, песенка - пестушка из сказки В.Даля «Снегурочка», народная колыбельная «Березонька скрип, скрип, моя дочка спит, спит…», колыбельная песня А. Майкова «Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани!», « Колыбельная» М.Ю. Лермонтова –

 «Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю! Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою»,

«Песня матери» А.Плещеева – В поздний вечер буря за окном шумела.

                                                    Мать, качая сына, тихо песню пела.

                                                  - Ах, уймись ты, буря! Не шумите, ели!

                                                   Мой малютка дремлет сладко в колыбели.

  Кроме колыбельных существуют песенки - потешки, хороводные и свадебные песни, с ними дети знакомятся на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Героические песни – былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование. Со второго класса дети начинают знакомиться с былинами – песнями о богатырях и исторических событиях, начиная с «Добрыни и Змея», «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и т.д. и  продолжают в третьем «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» и в четвертом классе «Волх Всеславович» и героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Порой песня становится, чуть ли не главным героем, например, в рассказе Н.Носова «Федина задача», где песня звучит на протяжении всего повествования, да еще знакомит детей с такими музыкальными понятиями (терминами) как низкий мужской голос – бас, и высокий мужской голос – тенор, т.е. тембр голоса. (О тембрах голосов дети уже имеют понятии, т.к. слушали сказку «Терешечка», где тембр голоса ведьмы отличается от матушкиного, или в славянской сказке «12 месяцев», где месяцы говорили свои заклички разными голосами, а  писатель  А. Сергеенко очень хорошо описал в рассказе «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» о смене регистра  голоса – высоком и низком, когда Л.Н. Толстой рассказывал сказку).

И уж очень большое количество сказок, рассказов, стихов, где дети знакомятся и обогащают свой словарь знанием о музыкальных инструментов, это и «Муха-цокотуха» К.Чуковского («…тараканы прибежали, в барабаны застучали»), «Семеро храбрецов» и «Бременские музыканты» братьев Гримм( барабан, гитара, скрипка, балалайка), «Сказка о попе и работнике его балде» А.Пушкина (балалайка), «Работник Емельян и пустой барабан» Л. Толстого, «Ашик-Кериб» восточная сказка (инструмент «сазе» - турецкая балалайка), «Любовь к Родине или путешествие воробья» А.Платонова ( скрипка, музыкант – скрипач, футляр – чехол для хранения скрипки), и конечно же  басня «Квартет» И.А.Крылова.

Таким образом, начиная с первого класса, ребенок обогащает свой словарный запас музыкальными терминами на уроках литературы и способствует этому умно и грамотно составленные учебники   «Литературное чтение»   Л.А. Ефросининой,

М.И. Омороковой  

Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь  абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом». Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урока  первого класса,  и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М., Вентена-Граф, 2002

2.  Ефросинина Л.А.  Литературное чтение: учебники для 2 класса в 2 ч. . – М., Вентена-Граф, 2000

3.  Ефросинина Л.А.  Литературное чтение: учебники для 3 класса в 2 ч. . – М., Вентена-Граф, 2000

 4.   Ефросинина Л.А.  Литературное чтение: учебники для 4 класса в 2 ч. . – М., Вентена-Граф, 2001

5.     Ефросинина Л.А.  Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М., Вентена-Граф, 2001

6.   Учебная хрестоматия для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М., Вентена-Граф, 2001

7. Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

Терминология в гимнастике

Данный материал будет полезен студентам проходящим курсы профессиональной переподготовки, а также всем воспитателям, которые стремятся использовать грамотные термины в своей работе....

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма.

В статье освещаются вопросы правильного подхода к обучению дошкольников грамоте, выделяются основные этапы подготовки ребенка к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладен...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...