Методическая разработка "Игры по ПДД для дошкольников"
методическая разработка по обж на тему

Яковенко Валерия Александровна

Данная методическая разработка может быть полезна для педагогов ДОУ и родителей. Здесь собраны игры по правилам дорожного движения, в которые можно играть дома, в группе, на свежем воздухе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx379.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Разработала:

Яковенко Валерия Александровна,

         воспитатель МКДОУ «ЦРР – детский сад №7»

http://kolobokds5.caduk.ru/images/20685_html_m62a77ba4.gif                                                                                             http://www.elenaplanet.ru/ngalamuyil/4888

г. Калач  2016 г.

Спорят Петя и Володя,

Кто скорей придет домой.

Первый  мальчик переходит

Перекресток по прямой.

А Володя мчится косо,

По «кратчайшему « пути,

Но бегущие колеса не дают ему пройти

Зачастую такие, на первый взгляд, шалости ребенку могут грозить ребенку опасностью для жизни. Каждая улица, каждый перекресток – явная и несомненная опасность для здоровья и жизни детей, особенно тех, кто не знаком с правилами дорожного движения. Изучение ПДД особенно в комплексе, решает задачи воспитания личности и, прежде всего примерного пешехода и водителя, в которых, так нуждается современная Россия.

Статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП ужасает. Одной из причин этого является несоблюдение элементарных правил дорожного движения нами, взрослыми, как водителями, так и пешеходами. Лихо давя на газ, переходя дорогу на красный свет или в неустановленном месте, мы забываем, что рядом с нами наши дети – участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное отношение взрослых к соблюдению ПДД.

И вот уже подрастающее поколение само создает аварийные ситуации. А кто в ответе? За незнание самых,  пожалуй, важных правил жизни, за их несоблюдение и игнорирование? И что сделали мы для того, чтобы предотвратить данные ДТП? В конце концов, за здоровье и жизнь  подрастающего поколения? Конечно же, мы – взрослое и образованное  население должны повлиять, заинтересовать детей. И ответственность лежит, прежде всего, на нас, родителях и педагогах, обязанных с самого раннего детства не только знакомить своих детей с ПДД, постоянно  с ними их повторять, но и самим быть примером для своих детей.

Данная методическая разработка может быть полезна для педагогов ДОУ и родителей. Здесь собраны игры по правилам дорожного движения, в которые можно играть дома, в группе, на свежем воздухе.

Задачи:

  • дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГИБДД.
  • закреплять и совершенствовать  навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.
  •  приучать ребенка к  взаимодействию со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

  • Игра лото «Играй, да смекай!»

В игре участвуют 4 – 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры – лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)

***

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)

***

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»

***

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

***

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход»)

***

Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

  • Игра «Угадай автотранспорт»

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

***

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

***

Что такое - отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине. (Троллейбус)

***

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

( Грузовики)

***

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

***

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут - положу,

Человеку я служу. ( Подъемный кран)

***

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает. ( Экскаватор)

***

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина. ( Пожарная машина)

***

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет. (Поезд)

***

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет - 5 плугов тащит. (Трактор)

***

Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (Автомобиль)

Воспитатель обращается то к одному, то к другому ребенку с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» Отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

  • Игра «Заяц»

Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,
кто я: заяц или нет?

«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья – сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, безбилетник убегает, а кондуктор догоняет этого «зайца».

  • Игра «Запомни сигналы регулировщика»

Здесь, на посту, в любое время,
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может,
Одним движением руки,
Остановить поток прохожих,
И пропустить грузовики.

Подготовка. Дети делятся на команды, в каждой из них выбирают капитана. Команды располагаются за стартовыми линиями – однанапротив другой. Расстояние между командами 20 – 30 м.

Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2 – 3м, в шахматном порядке раскладывают флажки. Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет – рукивытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью – приготовиться; зеленый свет – регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены – иди) игроки быстро подбегают к флажкам и стараются собрать их как можно больше. Через установленное время по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры:

1. Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.

2. Запрещается отнимать флажки друг у друга.

3. За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.

4. Капитаны команд играют на равных правах со всеми.

Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движенья – Знать, как таблицу должны умноженья: «На мостовой – неиграть, не кататься, Если хотите здоровым остаться!»

Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от сада к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?» На что улица (воспитатель) отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задаёт один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.

Отряд, который правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будет вручен вымпел «Пешеходам – отличникам».

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови пятое»– и перечисляет, например, четыре вида транспорта (или дорожных знаков и т.п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен поймать мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет – водящийостается прежний.

Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг. Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожных знак

На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит,– он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи. В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все дети выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Допустивший ошибку – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.

Для игры нужны стулья – одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Воронеж, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Воронеж мы едем автобусом (поездом, самолетом)»,– и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость», – продолжает водящий и переходит на бег. «Воронеж уже совсем близко», – объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» – неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.

Ведущий – регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!»– и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин, в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко...»

Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый и зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.

Литература:


1. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М.: Просвещение, 1985.

2. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.

3. Захарова С.Н. "Праздники в детском салу" - Москва - Владос - 2000.
4. Перечень игр для ПДД. Режим доступа:

http://www.ds11gkan.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5015&hry=./24526/51467/61185

5. Дидактические игры по правилам дорожного движения
(Для Детей Старшего Дошкольного Возраста). Режим доступа:
http://berezkadou6.lobnya.com/didactic_games_on_road_regulations.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

методические разработки по теме: безопасность дошкольников

В данной работе представлены методические разработки по теме: безопасность дошкольников. Представлено занятие-беседа с помощью которой детям в игровой форме предлагается самим решить как действовать в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

Учебно-методическое пособие . Развитие памяти у дошкольников.

Значение памяти для человека очень велико. Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в по...

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

Методическая разработка организации совместной деятельности дошкольников и педагога по освоению природного и культурного наследия Выборгского района и ознакомлению старших дошкольников с необычными архитектурно-декоративными объектами. Городская прогулка

Объектом для исследования детей во время прогулки могут стать не только известнейшие достопримечательности района, но и самая обычная клумба, имеющая необычное архитектурно-декоративное оформление....