Учебно-методическое пособие . Развитие памяти у дошкольников.
методическая разработка по теме

Молоткова Светлана Федоровна

Значение памяти для человека очень велико. Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Образная память».

Цель: Изучение кратковременной памяти.

Описание:

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмет, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается, за 20 сек. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы  Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся.

Инструкция: «Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше нарисованного. После того, как я уберу таблицу, назовите все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд.

Оценка результатов:

Подсчитывается количество правильно воспроизведённых образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

5 баллов – ребёнок запомнил 14-16 картинок.

4 балла – ребёнок запомнил 10-13 картинок.

3 балла – ребёнок запомнил 7-9 картинок.

2 балла – ребёнок запомнил 3-6 картинок.

1 балл –  ребёнок запомнил 1-3 картинки.

0 баллов – ребёнок не запомнил ни одной картинки.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания.

Описание:

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур  Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно больше количество фигур».

Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Оценка результатов:

Подсчитывается количество правильно узнанных фигур.

5 баллов – ребёнок узнал 9-8 фигур.

4 балла – ребёнок узнал 7-6 фигур.

3 балла – ребёнок узнал 5-4 фигуры.

2 балла – ребёнок узнал3-2 фигуры.

1 балл –  ребёнок узнал 1 фигуру.

0 баллов – ребёнок не узнал ни одной фигуры.

Методика «Опосредованное запоминание».

(Методика предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым).

Цель: Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Оборудование: Набор из 30 карточек с изображением предметов  и набор из 10 слов.

Ход выполнения: На столе перед испытуемым раскладывают все карточки в любом порядке так, чтобы они были хорошо ему видны.

Инструкция: «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть слова, а ты к каждому слову выбери и отложи такую карточку, которая поможет потом тебе припомнить его. Например, слово для запоминания – лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет потом вспомнить это слово».

После того, как карточка выбрана и отложена, испытуемому задают вопрос: «Как эта карточка напомнит про лес?»

Таким образом, испытуемый подбирает к каждому слову какую-нибудь карточку. Когда все отобранные карточки отложены, испытуемого предупреждают о том, что он должен будет вспомнить слова позже, через некоторое время. Через 40-60 минут исследователь показывает  в произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос: «Чем тебе данная карточка напомнила это слово?» или «Как ты смогла вспомнить это слово?»

Интерпретация:

Верного или неверного выбора не существует. Важно, смог ли испытуемый установить смысловую связь между предъявленным словом и рисунком на карточке.

Слова для запоминания:

Свет, обед, лес, одежда, поле, игра, лошадь, ночь, молоко, дорога.

5 баллов – ребёнок воспроизвел 9-10 слов.

4 балла – ребёнок воспроизвел 7-8 слов.

3 балла – ребёнок воспроизвел 6-5 слов.

2 балла – ребёнок воспроизвел 4-3 слова.

1 балл –  ребёнок воспроизвел 2-1 слова.

0 баллов – ребёнок не воспроизвел ни одного слова.

Методика «Пиктограмма».

Цель: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Оборудование:  Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция: «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово». Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40-60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова.

При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Набор слов и словосочетаний:

1. тяжелая работа

6. Глухая старушка

2. Вкусный ужин

7. Война

3. Болезнь

8. Веселая компания

4. Темная ночь

9. Счастье

5. Дружба

10. Разлука

Оценка результатов:

5 баллов – ребёнок воспроизвел 9-10 слов.

4 балла – ребёнок воспроизвел 7-8 слов.

3 балла – ребёнок воспроизвел 5-6 слов.

2 балла – ребёнок воспроизвел 4-3 слова.

1 балл –  ребёнок воспроизвел 2-1 слова.

0 баллов – ребёнок не воспроизвел ни одного слова.

Методика «Заучивание 10 слов».

(Методика предложена А.Р.Лурия)

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Инструкция: Состоит из нескольких этапов:

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому чётко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее все повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Ещё раз». После 5-кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому:

«Через час Вы эти же слова повторите мне ещё раз».

Слова для запоминания:

Число, хор камень, гриб, кино, зонт, море,  шмель, лампа, рысь.

Оценка результатов:

5 баллов – ребёнок запомнил 9-10 слов.

4 балла – ребёнок запомнил 7-8 слов.

3 балла – ребёнок запомнил 6-5 слов.

2 балла – ребёнок запомнил 4-3 слова.

1 балл –  ребёнок запомнил 2-1 слова.

0 баллов – ребёнок не запомнил ни одного слова.

Методика «Запомни цифры».

Цель: Определение объёма кратковременной слуховой памяти ребёнка.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторишь их за мной сразу, после того как я скажу слово «повтори». Экспериментатор зачитывает испытуемому ряды цифр с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда испытуемый должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока испытуемый не допустит ошибку, если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит испытуемого его воспроизвести. Если испытуемый дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом проведение эксперимента заканчивается.

Варианты цифр для запоминания:

            Вариант №1                 Вариант №2

1) 3-7

1) 2-5

2) 1-4-2

2) 9-3-1

3) 3-6-5-8

3) 4-2-8-6

4) 1-5-7-3-9

4) 7-5-3-1-9

5) 6-4-2-9-7-3

5) 2-6-8-3-7-4

Оценка результатов:

5 баллов – ребёнок повторил 6 цифр.

4 балла – ребёнок повторил 5 цифр.

3 балла – ребёнок повторил 4 цифры.

2 балла – ребёнок повторил 3 цифры.

1 балл –  ребёнок повторил 2 цифры.

0 баллов – ребёнок ничего не повторил.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Название игры: «Кто знает – продолжает».

Цель: Развивать память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей.

Оборудование: МЯЧ.

Ход игры: Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.

Например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т.д. Игра продолжается до последнего названного предмета.

Усложнение: Каждый следующий ребёнок должен повторить уже названные слова, потом прибавить своё.

Название игры: «Кто найдет, тот возьмет».

Цель: Развивать память, внимание, умение выделять и запоминать характерные признаки предмета.

Оборудование: Любая игрушка с ярко выраженными признаками (форма, цвет, материал, размер, назначение).

Ход игры: Педагог говорит детям: «Гномик написал нам письмо, в котором сообщает, что дарит нам игрушку, но её нужно будет найти и узнать по описанию. Кто найдет, тот возьмет. Слушайте внимательно: игрушка маленькая, пластмассовая, розовая, с белыми полосками, похожа на скорлупку ореха, может плавать». Дети ходят по группе и сравнивают описание с увиденными предметами. Кто первый находит, тот играет с игрушкой.

В одной игре можно обыграть 4-5 игрушек. Хорошо, если ребёнок, когда найдет игрушку, то повторяет её словесное описание.

Название игры: «Кто больше знает?»

Цель: Развивать память, речь, расширять знание детей о назначениях разных предметов.

Оборудование: Любые предметы обихода.

Ход игры: 1 Вариант:

Педагог показывает предмет детям и предлагает детям перечислить его назначения.

Например: Стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….

Верёвка – сушить бельё, скакать через неё, привязать, связать, подвязать, перегородить.

2 Вариант: Педагог называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.

Название игры: «Повтори узор».

Цель: Развитие памяти, мышления, произвольного внимания.

Оборудование: Чистый лист бумаги 13х10, карандаш. (см. приложение рис.6)

Ход игры: Ребёнку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив так, как было на образце».

Название игры: «ЭВМ».

Цель: Развитие памяти, внимания, навыков устного счета.

Оборудование: Карточки с контурными геометрическими фигурами, соединенные стрелками, цифры.(см. приложение рис. 7)

Ход игры: Сейчас мы будем работать на ЭВМ (электронной вычислительной машине). Нужно выполнять действия, следуя по стрелкам и помня, что треугольник означает арифметическое действие «минус», а квадрат – «плюс». В треугольниках и квадратах стоят цифры, обозначающие, сколько нужно вычесть или прибавить.

Например: 

Ответ подсчитывается и выставляется нужная цифра.

Название игры: «Я знаю пять названий».

Цель: Развитие памяти, быстроты реакции.

Оборудование: МЯЧ.

Ход игры: Играет 2-3 человека по очереди. Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)

Название игры: «Запомни и выполни».

Цель: Развитие памяти (запоминание словесной инструкции), мелкой моторики.

Оборудование: Цветные карандаши, листы бумаги.(см. приложение рис.8)

Ход игры: Задание читается медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку, закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым». Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени.

Название игры: «Расскажи сказку».

Цель: Развитие памяти, речи.

Оборудование: Мнемотаблицы к разным сказкам (такие же таблицы используем по стихотворениям.) (см. приложение рис.9)

Ход игры:  Педагог читает детям сказку, кратко вспоминают прочитанное с помощью наводящих вопросов, затем предлагается мнемотаблица (опорные схематичные рисунки содержания сказки по порядку). Дети сначала с помощью педагога, затем самостоятельно пересказывают сказку. Предложить пересказ можно сразу, через час, день неделю, месяц, год …

Название игры: «Шкафчики».

Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, упражнение в употреблении предлогов.

Оборудование: «Шкафчики» с выдвижными ячейками (спичечные коробки склеить между собой боковыми сторонами от 3 до 10 штук в 1-2 ряда), мелкие фигурки из набора «Лего» или из яиц киндер-сюрпризов.

Ход игры: Педагог показывает детям «шкафчики», выдвигает ячейки и на глазок у них прячет 1 игрушку в любой «шкафчик».  «Шкафчик» убрать на несколько секунд, затем достать и предложить ребёнку найти игрушку, указав её месторасположение словом.

Примечание: Ячейки могут быть помечены этикетками разного цвета, картинками каких-либо предметов, цифрами, буквами, другими знаками или вообще без пометок.

Усложнение: 1) Постепенно прибавляется количество ячеек и количество игрушек, которых прячут.

2) Игрушки прячутся тайно, затем в словесной инструкции указывается их местонахождение: «Петрушка спрятался в ячейке справа от красной, а лошадка – между жёлтой и синей ячейкой и т.д.»

Название игры: «Магазин».

Цель: Развитие слуховой памяти, обогащение словаря.

Оборудование: Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Ход игры: Педагог сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и  запоминал, которое сам и дал.

Примечание: Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко»,  «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.).

Название игры: «День рождения».

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.

Оборудование: Разные куклы, мишки, зайцы …, чайная  посуда, кукольная мебель.

Ход игры: Педагог сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей педагог знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, всё время называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.

Название игры: «Фигуры из спичек №1».

Цель: Тренировка зрительной памяти, понимание и выполнение словесной инструкции.

Оборудование: Спички (без головок) или счётные палочки.

Ход игры: Играют 2 человека. Сначала один раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв лист на 2-4 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» в памяти фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположения спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями.

По мере повторения тренировки хорошо ещё добавить к увеличению количества спичек и их расположения  ещё и  цвет.

Название игры: «Фигуры из спичек №2» (усложнение игры №1).

Цель: Тренировка слуховой памяти.

Оборудование: Спички.

Ход игры: Переходить к этому усложнённому варианту игры №2 можно только тогда, когда ребёнок удерживает в памяти расположение не менее 10 спичек.

Ребёнку даётся много спичек. Педагог называет слово, а задача ребёнка – выложить из спичек образ, который возникает у него от этого слова.

Например: Трактор может вызвать образ от ярко выраженного в этом слове звука (Р). Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 минуту. После того как закончили диктовать слово, дети должны по составленным ими спичечным картинкам- образам воспроизвести слова. Если ребёнок делает успехи, следует увеличивать скорость работы и количество слов.

Название игры: «Представь себе …».

Цель: Развитие слуховой и ассоциативной памяти.

Оборудование: Карточка с фразами, листы бумаги, карандаши.

Ход игры: Педагог произносит по очереди следующие фразы:

- Собака, виляющая хвостом;

- Молния в темноте;

- Капли, сверкающие на солнце;

- Лев, нападающий на антилопу;

- Пятно на твоей любимой юбке.

После каждой фразы ребёнку предлагается закрыть глаза и представить соответствующую картинку. Когда все фразы прозвучат, педагог предлагает воспроизвести эти фразы устно или изобразить в рисунке. Если ребёнок умеет писать, то записать. Количество фраз постепенно увеличивается.

Название игры: «Найди связь или что общего?»

Цель: Развитие памяти, речи.

Оборудование: Любые предметы быта 10-12 штук.

Ход игры: Педагог раскладывает предметы на столе, предлагая детям рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.).

Например, мы взяли такие предметы: лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет.

Сразу необходимо дать установку на нахождение связи только к одному предмету или искать любые связи.

Например: - помидор и огурец – овощи;

                        - нож, ложка и миска – посуда и т.д.

2) Например, все связи необходимо привязать только к помидору:

Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили  в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.

Название игры: «Подбери ключи».

Цель: Развитие зрительной памяти.

Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии) 20-30 штук.

Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.

Усложнение: Когда дети освоят эту игру, то можно предлагать искать ключи на ощупь.

Название игры: «Фокусники».

Цель: Развитие тактильной памяти, внимания.

Оборудование: Несколько листков разноцветного картона, отличающихся по фактуре.

Ход игры: Ребёнку предлагают лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Отвернувшись, на ощупь ребёнок отгадывает цвет картона. Начинать нужно с 3-4 картонок, постепенно увеличивая количество.

Усложнение: Можно предлагать листки картона, которые отличаются по запаху. При отгадывании (с закрытыми глазами) дети должны назвать и цвет картона.

Название игры: «Не ошибись».

Цель: Развитие слуховой памяти, реакции на сигнал.

Оборудование: Барабан, металлофон, бубен.

Ход игры: Педагог обговаривает с детьми, что нужно делать, если услышат звук бубна, барабана, металлофона:

хлопают в ладоши;

встают и садятся;

поднимают руки вверх и т.д.

Дети запоминают установку, игра сначала идет в медленном темпе, затем ускоряется, и меняются установки.

Название игры: «Кому что нужно?».

Цель: Развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.

Оборудование: Карточки с изображением людей разных профессий и орудий труда.(см. приложение рис. 10)

Ход игры: Педагог сообщает, что в гости к детям пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Дети подбирают инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.

Название игры: «Геометрический мостик».

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Оборудование: Геометрические фигуры разных цветов, большого и маленького размеров, 2 обруча, Зайка.

Ход игры: Педагог кладёт один обруч в одном конце комнаты, а второй – в другом. В одном обруче сидит Зайка и плачет о том,  что ему никак не перебраться через речку на другой берег, где его домик. В другом обруче  - набор геометрических фигур 50-60 шт. Педагог предлагает построить мостик для Зайки, но есть одно условие для работы: «досочки» не должны быть подряд одного цвета, не должны встречаться треугольники. Постепенно задание усложняется за счет увеличения условий для строительства.

Название игры: «Без чего не бывает?».

Цель: Развитие памяти, упражнять в назывании деталей разных предметов в родительном падеже.

Оборудование: Предметные картинки, карточка со списком названий предметов, животных, птиц.

Ход игры: Педагог задаёт всегда один вопрос: «Без чего не бывает …?» - затем показывает картинку (машины, самолеты, курицы и т. д.). Дети дают ответы: (Машины не бывает без колес, без руля, без мотора, без фар и т.д.). Когда дети хорошо будут справляться с ответами, тогда задание выполняется без картинок, а названия предметов усложняются.

Название игры: «Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие памяти, связной речи, логического мышления.

Оборудование: Набор сюжетных картинок (на один сюжет от 3 до 9 картинок с отображением последовательности событий). Каждая серия с каймой определённого цвета.(см. приложение рис. 11)

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку по одной картинке найти остальные из серии и разложить их в логической последовательности действий изображённого. Дать рассмотреть 2-3 минуты и предложить по опорным картинкам составить рассказ. Чем больше картинок, тем длиннее рассказ.

Название игры: «Новоселье».

Цель: Развитие зрительной памяти, ориентировки в пространстве.

Оборудование: План-схема расположения мебели в комнате, игрушечная мебель, кукла.

Ход игры: Педагог сообщает ребёнку, что у куклы Насти теперь новый дом и ей нужно помочь расставить мебель. Сама она нарисовала план обстановки. Ребёнок либо с помощью взрослого, либо самостоятельно рассматривает схему, запоминает её за 2-3 минуты. Затем по памяти расставляет мебель так, как запомнил и сравнивает со схемой.

Название игры: «Что изменилось?».

Цель: Тренировка зрительной памяти, ориентировка в пространстве.

Оборудование: Яркие картинки с несложным сюжетом с предметами, которые находятся в определенных местах и те же сюжетные картинки с 5-10 изменениями.(см. приложение рис.12)

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку (при необходимости обговорить вслух о том, где находятся разные предметы, кто изображен, какой, что делает и т.д.), затем картинка переворачивается (на обратной стороне та же сюжетная картинка с 5-10 изменениями) и ребёнок находит изменения, сравнивая в речи с тем, как было и как стало.

Усложнение: Когда дети хорошо справляются, то картинки заменяем на определенный уголок комнаты (бытовая обстановка, сервированный стол, стеллаж с игрушками, уголок природы и т.д.)

Название игры: «Верь ушам, не верь глазам».

Цель: Тренировка памяти (запоминание установки).

Оборудование: Карточки со схематическим изображением гимнаста в разных движениях.(см. приложение рис.13)

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, но немного необычно. Он говорит детям, что они должны слушать инструкцию  и смотреть на карточку с гимнастом одновременно. Если словесная инструкция не совпадёт с картинкой, то все равно нужно выполнять то задание, которое услышали.

Примечание: Эту игру можно проводить  с другой установкой: «Верь глазам, не верь ушам»,  тогда будет тренироваться зрительная память и внимание.

Название игры: «Звук заблудился».

Цель: Развитие слуховой памяти, фонематического слуха.

Оборудование: Карточка подборки заданий.

Ход игры: Педагог говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)».

Например: Хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).

Название игры: «Словесное дерево».

Цель: Развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.

Оборудование: Силуэт дерева на ковролине, карточки в виде листиков (липучка с одной стороны, с другой – поверхность, на которой можно писать и стирать), маркер.

Ход игры: Педагог говорит:

«Дерево словесное

Голое стоит

Дерево словесное

Слово говорит …»

Называется слово (например «снег»)

«Дерево просит

Листья собрать

Слова родные

Скорей подобрать …»

Дети начинают называть слова-родственники к слову «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).

Взрослый записывает на листиках слова и прикрепляет к дереву. Даётся установка, чтобы слова не повторялись. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.

Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.

Название игры: «Что за звуки?»

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания, речи (составление предложений).

Оборудование: Аудиозапись звуков природы, города и т.д. (короткие и конкретные).

Ход игры: Педагог предлагает попутешествовать по миру и узнавать звуки, которые будут слышать. Включается аудиозапись, дети внимательно слушают, узнают, называют полным предложением. Сначала называют после каждого фрагмента, затем прослушивают несколько отрывков и называют их по порядку или те, которые запомнили. Количество фрагментов постепенно увеличивается и усложняется. Если сначала даётся шум воды, гул мотора, щебет птиц, стук молотка, то потом уже предлагается фырканье ежа, рёв моржа и т.д. Содержание  предлагаемых фрагментов звуков основывается на полученных знаниях, на имеющемся опыте детей.

Название игры: «Скажи наоборот».

Цель: Развитие образной памяти, речи.

Оборудование: Карточка с перечнем слов, к которым нужно подбирать анонимы, мяч.

Ход игры: Педагог бросает мяч ребёнку со словом (например «низкий»), ребёнок ловит мяч и с противоположным по значению словом («высокий») возвращает мяч педагогу. Игра продолжается до тех пор, пока есть интерес и запас слов.

Название игры: «Угадай, кто ты?».

Цель: Тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.

Оборудование: Шапочки (животных, овощей, фруктов).

Ход игры: Педагог закрывает глаза, ребёнок одевает ему любую шапочку на голову (например «зайца»). Педагог поисковыми вопросами должен узнать кто он.

- Я живое существо или нет?       - Да

- Я большое или маленькое?        - Маленькое

- Я живу в лесу или дома?            - В лесу

- У меня перья или мех?               - Мех

- Я зимой сплю?                            - Нет

- Я линяю?                                     - Да

- У меня уши, какие?                     - Длинные

- Чем я питаюсь?                        - Корой, травой

- Я – Заяц?                                   - Да.

Затем педагог меняется ролями  с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие для дошкольников "Кольца Луллия" учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Пособие «Кольца Луллия» используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах (на индивидуальных и...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...