Игровой материал для обучения детей правилам дорожного движения
методическая разработка по обж на тему

Материал полезен воспитателям ДОУ, студентам и родителям. В нём изложены различные методические приёмы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_material_dlya_obucheniya_detey_pdd.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

  1. Как Буратино ехал на автобусе.

     Буратино стоял на тротуаре у указателя остановки. Он ждал автобус. Когда подошел автобус, пассажиры стали выходить из передней двери. Буратино стал входить через переднюю дверь и говорить пассажирам: «Не мешайте мне, пожалуйста!» Но услышал в ответ: «Ты сам всем мешаешь! Какой невнимательный мальчик». Буратино обиделся и сказал: «А что я такого сделал?»

-Дети, почему пассажиры были недовольны поведением Буратино?

  1. В день рождения друга.

У друга Серёжи был день рождения, и он пригласил к себе Петю. Петя приготовил подарок и пошёл. На улице шёл он по правой стороне тротуара и немного спешил, боялся опоздать. Пете нужно было перейти на другую сторону улицы. Он пошёл прямо по дороге и услышал свисток милиционера. Милиционер подошёл к мальчику и спросил: «Ты почему нарушаешь ПДД?»

-Какую ошибку допустил Петя?

  1. Как дети играли на улице.

     Была зима. Юра, Миша и Дима взяли санки, и пошли кататься. Вначале они  катались возле дома, а потом решили катать друг друга по дороге. Мальчикам очень понравилось катание, и они не заметили, что по дороге едет автобус. Водитель автобуса громко посигналил, а потом вышел из автобуса и сказал: «Мальчики, разве вы не знаете, что на проезжей части дороги кататься нельзя?»

-Почему так сказал шофёр?

  1. Мы – пешеходы.

     Дети из детского сада пошли на экскурсию, на почту. Все шли парами по правой стороне тротуара. Мальчик Саша шёл сзади, он громко разговаривал и показывал пальцам по сторонам. Возле светофора все дети остановились, а Саша захотел сразу переходить улицу. А воспитатель сказала: «Саша, посмотри на светофор, какой горит свет? (красный). На какой сигнал светофора разрешается идти?»

-Какие ещё ошибки допустил Саша?

  1. Девочка Оля.

     Девочка Оля поехала с мамой в магазин «Игрушки». Они вошли в трамвай, а там было  много пассажиров. Мама и Оля стояли. Когда освободились места, они сели. Оля передала талоны на компостер. Поблагодарив за талоны, Оля спросила у мамы, скоро ли они приедут. В то время вошла пожилая женщина. Она встала и сказала: «Садитесь, пожалуйста!» Женщина улыбнулась и ответила: «Спасибо, девочка, молодец!»

-За что женщина похвалила Олю?»

  1. Поход в кинотеатр

      Саша и Коля торопились в кинотеатр. Они вышли из трамвая и обошли его сзади    и чуть-чуть не попали под трамвай. Когда дети перебегали улицу, к автобусной остановке подъехал автобус. Они не заметили приближающийся автомобиль, который из-за них резко затормозил.

        -Почему Коля и Саша чуть-чуть не попали под трамвай и автомобиль?

        -Как надо переходить улицу?

        -Как надо входить в трамвай и обходить его?

  1. Поход в магазин

       Мама попросила Серёжу сходить в магазин за хлебом. Он вышел на улицу,          посмотрел туда, где все переходят улицу. Идти надо было далеко. Сережа    подумал, если я пойду там, где переходят улицу, то опоздаю на футбол. Тогда он решил перейти улицу на перекрёстке – наискосок, но его остановил милиционер.

       -Почему Серёжу остановил милиционер?

       -Где надо переходить улицу, нерегулируемый перекрёсток?

  1. Велосипедисты

        Петя и Вася решили покататься на велосипеде. Мальчики въехали на проезжую   часть дороги и стали кататься. Петя и Вася понравилось, здесь места было много. Проезжающие машины объезжали детей и почему-то им сигналили. Но вот остановилась машина, и из неё вышел милиционер, он спросил детей, что означает знак – в красном кружочке изображён велосипед?

        -Где надо кататься на велосипеде?

        -Почему нельзя играть и кататься на дорогах?

  1. Незнайка - водитель

       Незнайка ехал на автобусе на дороге. Подъехав к светофору, он увидел, что горит  зелёный свет. Улицу переходить можно пешеходам. Незнайка чуть сшиб их с ног. К Незнайке подошёл милиционер и спросил: «Почему нарушаем правила движения?»

       -Какие нарушения допустил Незнайка?

       -На какой сигнал светофора должен был ехать Незнайка?

 10. Игра с мячом

       Мальчики взяли мяч и решили с ним играть на проезжей части улицы. По дороге ехали грузовые, легковые автомобили, а мальчики продолжали играть. Мяч попал прямо под колесо машины. Из одной машины вышел шофёр и сказал: «Мальчики, разве вы не знаете где надо играть?»

           -Почему нельзя играть на проезжей части улицы?

           -Какие правила дорожного движения мы знаем об этом?

ЗАГАДКИ

  1. Дом по улице идёт,                                   11. Что такое, отгадай:

На работу всех везёт.                              Не автобус, не трамвай.

Не на курьих тонких ножках,                        Поднял кверху две руки,

А в резиновых сапожках.                               Взял две жилы в кулаки.

(автобус)                                                         Не нуждается в бензине,

  1. Летит птица – небылица,                          Хоть колёса на резине.

А внутри народ сидит,                                   (троллейбус)

Меж собою говорит (самолет)                      12. В 2 ряда дома стоят,

  1. Чтоб тебе помочь,                                      10, 20, 100 подряд,

Путь пройти опасный,                                    И квадратными глазами

Горит и день, и ночь                                       Друг на друга смотрят.

Зелёный, желтый, красный                          (улица)

(светофор)                                                        13.Носит хобот, но не слон

  1. Два колёсика подряд,                                Но слона сильнее он

Их ногами вертят,                                           Сотни рук он заменяет

А поверх торчком                                           Без лопаты, а копает.

Сам хозяин крючком (велосипед)               (экскаватор)

  1. Не летает, не жужжит,                              14. Что за чудо великан

Жук по улице бежит.                                      Тянет руки к облакам?

И горят в глазах жука                                     Занимается трудом –

Два блестящих огонька.                                 Помогает строить дом.

(автомобиль)                                                   Ходит по небу рука,

  1. Вот по рельсам мчит машина,                  Задевает облака

Держится за провода.                                     А под нею – гам и гром

И не надо ей бензина,                                     Вырастает новый дом.

Чтобы мчать туда – сюда.                              (подъёмный кран)

(трамвай)                                                          15. Чудо-дворник перед нами

  1. Братцы в гости снарядились,                    С загребущими руками,

Друг за друга уцепились,                               За минуту сгрёб

И помчались в путь далёк,                             Приогромнейший сугроб.

Лишь оставили дымок (поезд)                      (снегоуборочная машина)

  1. Посмотри, силач какой:16. Была телега у меня,

На ходу одной рукой                                      Да только не было коня.

Останавливать привык                                   И вдруг она заржала,

Пятитонный грузовик.                                   Заржала – побежала

(регулировщик)                                              Телега без коня.

  1. Какой конь землю пашет,                        (грузовик)

А сена не ест? (трактор)                                17. Бывает ли у дождика

10.Несётся и стреляет,                                   Четыре колеса?

Ворчит скороговоркой.                                  Скажи, как называются

Трамваю не угнаться                                      Такие чудеса?

За этой тараторкой (мотоцикл)(моечная машина)

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

  1. Тихо ехать обяжет,

Поворот вблизи покажет.

И напомнит, что и как

Нам в пути дорожный …

                                    (знак)

  1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины,
Называется …

                       (машина)

  1. Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет,

Это мой …

                    (велосипед)

  1. Дома на рельсах тук да тук,

Всех умчит он в 5 минут.

Ты садись не зевай,

Отправляется …

(трамвай)

  1. Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту …

                       (ракету)

  1. Заучи закон простой:

Красный свет зажегся …

(«стой»)

  1. Желтый скажет пешеходу:

Приготовься к …

(«переходу»)

  1. А зеленый впереди,

Говорит он всем …

                        («иди»)

  1. Если ты спешишь домой,

Не беги по мостовой,

Не цепляйся за трамвай

И другим …

(не разрешай)

  1. Что за «Зебра» на дороге?

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнёт зеленый,

Значит это …

                                        (переход)

  1.  Без разговора ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Пассажирский …

                      (самолет)

  1.  А шагая по дорогам,

Не забудьте, малыши,

Край дороги – пешеходам,

Остальное для …

                        (машин)

  1.  Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни,

Зеленый, желтый, …

 (красный)

ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!»

Ведущий:Если вы так поступаете, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!».
1. - Кто из вас в вагоне тесном

 Уступил старушке место?

Дети:- Это я, это я, это все мои друзья!

2. - Кто летит вперёд так скоро,

 Что не видит светофора?

3. - Кто из вас идёт вперёд

 Только там где переход?

4. - Кто из вас, идя домой,

 Держит путь по мостовой?

5. - Тот пусть смело говорит,

 Кто на трамвае не висит?

6. - Знает кто, что красный цвет-

 Означает – хода нет?

ИГРА«ЗАПРЕЩАЕТСЯ - РАЗРЕШАЕТСЯ»

Ведущий задаёт вопросы, а дети отвечают «запрещается» или «разрешается».

- Идти толпой по тротуару - …(запрещается).

- Перебегать улицу на красный свет - …(запрещается).

- Уступать место старшим в общественном транспорте – …(разрешается).

- Обходить стоящий транспорт спереди - …(запрещается).

- Переходить улицу на красный цвет светофора -… (запрещается).

- Переходить улицу на зеленый цвет светофора – …(разрешается).

- Играть возле проезжей части - …(запрещается).

     - Уважать правила движения -… (разрешается).

ИГРА «ОТВЕЧАЕМ ХОРОМ»

Ведущий задаёт вопросы, а дети отвечают да или нет.

- Быстрая в городе очень езда,

Ты правила знаешь движения? (да).

- На светофоре красный свет,

Можно идти через улицу? (нет).

- Ну, а зелёный горит, вот тогда

Можно идти через улицу? (да).

- Старушка, преклонные очень года,

Ты место в автобусе уступишь ей? (да)

- Сел в трамвай, но не взял билет

Так поступить полагается? (нет).

ВИКТОРИНА ПО ПДД

  1. Что такое улица? (часть города или населённого пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами, детскими садами)
  2. Что такое дорога? (часть улицы, по которой движутся транспортные средства, а также тротуары, обочины, разделительные полосы)
  3. Что такое проезжая часть? (часть дороги, предназначенная для движения транспорта)
  4. Что такое тротуар? (часть дороги, предназначенная для движения пешеходов)
  5. Как называют людей, которые идут по тротуару? (пешеходы)
  6. Кто такой «водитель»? (это человек, который управляет транспортом)
  7. Где можно переходить улицу? (где стоит светофор, дорожный знак «Пешеходный переход» и по «зебре»)
  8. Что может случиться, если мы будем переходить улицу в неположенном месте? (авария)
  9. Сколько сигналов у транспортного светофора и что они означают? (три: красный – стой, жёлтый – приготовиться, зелёный – иди)
  10. Сколько сигналов у пешеходного светофора и что они означают? (два: красный – стой и  зелёный – иди)
  11. Куда должен смотреть пешеход, прежде чем перейти улицу? (найти пешеходный переход)
  12. Сколько сигналов у светофора и что они означают? (три: красный – стой, жёлтый – приготовиться, зелёный – иди)
  13. Как перейти улицу, если нет светофора? (сначала налево, затем направо посмотреть)
  14. Кого называют пассажирами? (людей, которые едут в транспорте)
  15. Почему нельзя перебегать улицу? (можно упасть и на тебя наедет машина)

16)Можно ли кататься по дороге на велосипеде, роликах, коньках, лыжах,                                                 санках? (нет)

17)  Для чего нам нужны дорожные знаки? (чтоб соблюдать правила на дороге)

18)  Где должны ходить пешеходы и где должны  ездить автомобили? (пешеходы – по тротуару, а автомобили по мостовой)

19)  Какое движение на вашей улице – одностороннее или двустороннее?

20)  Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу? (Это пересечение дорог.)

21)  Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? (Чтобы перевозить людей, ожидают на остановке)

22)   Как надо вести себя в автобусе? (держаться за поручни, не толкаться, не кричать, не мусорить, не отвлекать водителя, уступать место пожилым людям)

23)  Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение? (жезл)

24)  Как нужно идти по тротуару? (по правой стороне)

25)  Где на проезжей части можно переждать поток машин? (на разделительной полосе, но не рекомендуется)

26)  Какие виды транспорта ты знаешь? (наземный, воздушный, водный, подземный)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Начинаем разговор

Про трехглазый Светофор.

Он не зря горит над нами

Разноцветными огнями.

Красный глаз его горит –

«Сядь поближе», - говорит.

Вот он смотрит желтым глазом:

«Приготовиться к рассказу!»

А горит зеленый глаз –

Начинается рассказ.

  1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч»? (Ответ: зелёного)
  2. Из какой книги эти строчки: «Рассуждать Степан не стал, светофор рукой достал, в серединку заглянул, что-то где-то подвернул»? (Ответ:«Дядя Степа»)
  3. В какой сказке, у какого героя имеется шапка того же цвета, как сигнал светофора? (Ответ:«Красная Шапочка»)
  4. Название стихотворения, в котором «ехали медведи на велосипеде»? (Ответ:«Тараканище)
  5. В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? (Ответ: «Доктор Айболит». Зайчику)
  6. Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора и живет в траве? (Ответ:Кузнечик)
  7. Название города, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (Ответ:Солнечный)
  8. На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? (Ответ: на гужевом.)
  9. В каких названиях детских произведений встречаются цвета красный, желтый, зеленый? (Ответ:«Желтый туман», «Приключения желтого чемоданчика», «Зеленый шум», «Зеленый фургон», «Красная Шапочка», «Красный корсар»)

Знайте Правила дорожного движенья

Как таблицу умноженья,

Как считалку до пяти,

Чтоб дорогу перейти!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный и игровой материал для обучения дошкольников правилам дорожного движенияю

Данный игровой материал предназначен для формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города....

Материал для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Материал для родителей по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

«Использование игровых технологий в обучении детей правилам дорожного движения»

Цель: расширить знания педагогов в вопросе использования игровых технологий при работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице, способствовать развитию профилактической работы ...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....