Мастерская «Организация работы ребенка над исследовательским проектом «Огонь – друг или враг»
опыты и эксперименты по теме

Брижан Анна Николаевна

Организация работы ребенка над исследовательским проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_ogon.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская

Организация работы ребенка над исследовательским проектом

«ОГОНЬ - ДРУГ И ВРАГ»

Уважаемые коллеги, приглашаю вас в мастерскую, в ходе которой хочу поделиться с вами своими приемами организации работы старших дошкольников над исследовательским проектом.

Развивать умение наблюдать, делать выводы.

Первый этап исследования, это определение темы и предмета.

1. Например, я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма и определить тему для первоначальной беседы.

Фрагмент из м/ф « Маша и медведь».

  • Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор?...

ОТВЕТЫ

  • Правильно, об огне.

НА ДОСКЕ НАПИСАТЬ «ТЕМА «ОГОНЬ...»

2. Огонь сопровождает человека с древних времен и всегда его интересовал.

На следующем этапе исследования нужно задать такой вопрос, который позволит определить круг интересов детей по данной теме.

  • А что бы вам хотелось узнать об огне?

ОТВЕТЫ

(...откуда взялся, насколько горячий, хороший или плохой, как разжечь)

 НА ДОСКЕ ПИСАТЬ ВСЕ ИНТЕРЕСЫ

3. Самый сложный этап исследования для детей этого возраста - выдвижение гипотезы. Учитывая это, я предлагаю свою: Огонь - друг или враг?

- А как вы считаете огонь человеку друг или враг?

ОТВЕТЫ (друг, враг)

-Предлагаю ответить на этот вопрос в ходе мини-экспериментов.

4. И на следующем этапе я предлагаю детям погрузиться в исследовательскую деятельность. Приглашаю и вас к серии экспериментов. При такой работе с детьми обязателен инструктаж по технике безопасности. И вам коллеги напомню, что работая с огнем нужно соблюдать осторожность. У меня на всякий пожарный случай стоит графин с водой.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Костра в помещении мы, конечно же. разводить не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу.)

ОТВЕТ Называют предмет.

Расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте.)

Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.

А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

Ребята делятся своими результатами наблюдения.

Прошу вас. коллеги, ответить на мой вопрос: Как окрашено пламя?

  • внутренняя часть пламени самая светлая;
  • средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;
  • внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.

А сейчас мы узнаем, какая часть пламени самая горячая?

Опыт 1

Воспитатель: Сейчас я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить.

(Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод, что из трех частей пламени самая горячая — верхняя.)

Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру, гвоздь сделан из железа, стол из...

Дети (подсказывают). Дерева.

Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят. (Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)

Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи — мы сейчас узнаем.

Опыт 2

Воспитатель. Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени. (Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) Посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки.)

А теперь я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. (Снова показывает дно чашки.)

Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает, что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.

Опыт 3

Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то. что она сухая, прозрачная.)

А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечку. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети. Появились капли воды на стенках. Стенки банки запотели, а свечка погасла.

Воспитатель. Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Дети приходят к выводу, что огню не хватило воздуха.

Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где- то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают?

(Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.)

Огонь друг или враг человеку? Давайте вспомним, что мы сегодня с вами узнали об огне?

Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени — верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.

Ребята вам понравилось проводить опыты и узнавать новое?

5. А что вы знаете об огне? ( у огня можно согреться, приготовить еду. обжечься, дает людям свет, дает тепло в дома, может сжечь лес. может загореться дом) по ходу выявления свойств огня задается вопрос: в этом случае огонь друг или враг? Вывешиваются картинки и делятся сразу на 2 группы.

Вывод: огонь и друг, и враг.

ИТОГ: Таким образом, в ходе исследования дети получают ответ на вопрос, что огонь может быть и другом и врагом, это зависит от того, как с ним обращаться.

Скоро Новый год. И в такое время люди теряют бдительность, а значит у огня больше шансов превратиться во врага. Посмотрите фрагмент мультфильма и сделайте вывод.

Демонстрация фрагмента из м/ф « Маша и медведь» (сгорела елка)

6. Вывод: С огнем нужно быть осторожным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"

в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...

презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"

в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...

Презентация "Проект "Огонь друг или враг?"

в презентации представлен проект для детей дошкольного возраста по теме "Огонь друг или враг?"...

Проект "Огонь: друг или враг?"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"

В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы....

Педагогический проект по образовательной области "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"

Педагогический проект в подготовительной группе. Образовательная область "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"...

Познавательно-исследовательский проект "Огонь - друг или враг"

Познавательно-исследовательский проект с дошкольниками  "Огонь - друг или враг"...