Статья:Как создать систему работы по формированию безопасного поведения детей в быту, на улице с чужими людьми.
статья по обж на тему

Дуппор Елена Владимировна

Я предлагаю  педагогам детских садов как можно соззать условия и развивающюю среду для формировагния детей культуры безопасного поведения начиная с младшего дошкольного возраста и до школы, кроме того я представлю на своем блоге полное перспективное планирование  от 2 младшей группы и до подготовительной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_chast.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Система работы по формированию безопасного поведения детей

Планируя работу по данной теме, я тщательным образом изучила и проанализировала факторы, влияющие на её реализацию. Характеристику психического и физического развития ребенка каждого года жизни посещающего ДОУ. Ребенок который пришол из дома в детский сад должен чувствовать комфорт, удобство, ведь теперь его окружают новые люди , каторых он раньше не видели каторые составляют совсем другую обстановку и общество в отличии от своей семьи. В семье ребенок чуствовал безопасность, что его оберегают, заботятся о нем, теперь ему , попавшему в чужую обстановку необходимо научиться каким-то определенным правилам, чтобы позаботиться о себе, о своей безопасности, соханении своего здоровья.  Но ребенку не должно быть страшно, потому что рядом с ним его родители. И ребенку идти по дорогам своего детства с одной стороны легче, с другой труднее.

Легче, если родители и воспитатели обьденяют свои усилия и обеспечивают ребенку достойную защиту, эмоциональный и физический  комфорт. А детский сад способствует развитию основных способностей , умений общаться  со сверсниками и обеспечить подготовку к школе.

Чтобы создать систему формирования безопасного поведения детей я решила  продумать этапы работы, через каторые я смогу осуществить её. Ведь несомненно ,чем раньше начнет проявляться забота о здоровье ребенка, о  формировании у него навыков здорового образа жизни, формирования культуры беопасного поведения ребенка в обществе, тем более социально-воспитанного и здорового, трудоспособного человека получит общество.

   Сначало я изучила потребности родителей в образовательной заинтересованности, а так же составила социальный портрет семьи, их уровень образованности и знаний в воспитании ребенка.

Провела ряд анкетирований: «Здоровый образ жизни» и составила перспективное планирование работы с семьей. В работе  с семьей руководствовалась целями:

  • Формирование у детей и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья  и здоровья окружающих.
  • Повышение уровня знаний  родителей о воспитании детей культуры безопасного поведения   в постоянно меняющихся современных условиях,  овладения навыками предупреждения или преодоления потенциально опасных ситуаций.
  • Воспитание дисциплине ребенка через призму примера родителей.
  • Способствовать развитию взаимодействия родителей и детей в вопросах безопасного поведения детей  в быту.

Кроме традиционных форм работы с детьми я выбрала   более интересные на  мой взгляд и эффективные методы  в нынешнее занятое время родителей, постоянно спешащих куда-то. Моя  задача облегчить их  обязанности в воспитание детей, и добиться желаемого результата . Дать более точную консультацию, интересную информацию, или возможность совместно с ребенком творчески подойти к выполнению совместной работы .

Я использовала методы работы с родителями:

Наглядно-информационные : родительский уголок, папки –передвижки, буклеты – удобная форма работы с родителями – своей информативностью , конкретностью, удобностью в обращении. Родители могут получить краткую и нужную информацию в поездке на работу, сидя в очереди в больницу и т.д.

Информационно-аналитические: анкетирование, опрос,  «почтовый ящик»- эта форма с семьей   имеет обратную связь, необходима нам для оценки своей работы и планирования дальнейшей работы с детьми и семьей – в наше информационное время  легко используемая через систему интернет.  Можно использовать свой почтовый ящик, ящик- рассылку, сайты и персональные блоги.

 Познавательные : родительские гостиные,  нетрадиционные родительские собрания ,консультации.

Досуговые : праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах, выставках.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации нашей совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй  это  установление доверительных отношений между педагогами и  родителями для воспитания их ребенка.

Начиная свою работу, я  задумалась о создании предметного окружения группы, построенного на принципе  системности и интеграции образовательных областей.   Постаралась красиво расставить  мебель в группе, создать пространство, для совместных и самостоятельных игр детей. Старалась при этом охватить весь спектор деятельности ребенка в детском саду.

В «Центре физической культуры», кроме традиционного оборудования, которое мы переодически пополняем, мы совмесно с родителями изготовили массу различного оборудования своими руками. Это нестандартное оборудование: набивные мячи, разного размера  и назначения, вязаные помпоны для бросов, варежки бросайки, жгуты, веревки-удочки, флажки , султанчики, мешочки с песком, лошадки. Сшили несколько разных  массажных дорожек  для профилактики плоскостопия стопы: ребристая дорожка, дорожка-елочка, приставной шаг, набивной змей, матики с различным наполнением пуговиц или камушек разного размера. Наши папы тоже постарались, сделали из дерева ребристую дорожку и доску для ходьбы под углом, воротики, ворота для прокатывания мячей разного размера. Из бросового материала изготовили оборудование: массажоры, ловишки, бросы, гантели, буи. Разработала и изготовила дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», Вертолина «Утренняя гимнастика», Разрезные картинки «Виды спорта», «Уроки Мойдодыра», «Уроки для Буратино» - о здоровом питании. Создала комплексы утренних  гимнастик  и гимнастик после сна, картотеки – подвижных, хороводных игр , игр с речевым сопровождением, пальчиковой и артикуляционной  и дыхательной гимнастики, логоритмических упражнений и физминуток.

  Создала  «Ценр безопасности», который содержит материалы: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь»,  «ГБДД»  и  « Юные пожарные» и т. д. ,где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц), куклы– профессии. Разместили настенноый «План- схема микрорайона», в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.  В группе собрана солидная  «Игротека», которая содержит: настольно –печатные и дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» , «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

В «Центре  художественной литературы»   собрана библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.(Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; В. Житков «Пожар», «В дыму»;С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»; К.Зайцева «Уроки Айболита»; Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др. Ю. Соколова «Правила безопасности»; И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»; Е. Пермяков «Торопливый ножик»; Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»; А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»; И. А. Яворская «Дети и дорога»; И. Лешкевич «Светофор»; Н. Носов «Автомобиль»; Г. Юрмин «Любопытный мышонок»; А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»; А. Дмоховский «Чудесный островок»; В. Семернин «Запрещается – разрешается»; А. Северный «Три чудесных цвета». и т.д.)

«Театрально-музыкальный центр» имеет большое значение в формирования культуры беопасного поведения ребенка в обществе, так как через театрализацуию сказок, постановок различных ситуаций мы образно можем донести ребенку проблему, каторую мы обсуждаем. И сам ребенок , самостоятельно может смоделировать ситуацию в каторую он попал прежде, или попадет впредь. Здесь я разместила различнае виды настольного, пальчикого, теневого театра, куклы «би-ба-бо», сшили с родителями костюмчки для игр драматизаций сказок: «Три поросенка», «Красная шапочка», «Теремок», «Колобок», и тд.

В  «Центр изодеятельности»  приобрели различные виды лекал  и трафоретов по темам программы: «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды», «Животные и птицы», «Насекомые и рыбы», «Виды транспорта»,  «Человек и рукотворный мир». В центр рисования я всегда стараюсь вносить детям новые разукрашки, основываясь на возрасные возможности детей и темы пройденного материала , в этом конечно мне помагают наши  широкие интернет ресурсы.

«Центр  природы» в моей группе содержит два раздела: это краеведение и зона эксперементирования. Здесь я разместила настенноый «Календарь природы », в котором дети отмечают свои наблюдения зп погодой и явлениями природы. Инциклопедии на разные темы:  о мире животных, растениях, человеке и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др,  в каторых ребенок может познакомиться с природными катаклизмами и опасностями для человека. С помощью игр-эксперементов мы имеем возможность выявить факторы влияния окружающей среды на организм человека. Даем оценку своему поведению в природе и учим сохранять ее. Сдесь я разместила   «правила поведения в лесу».  Ведь сохраняя природу дети тем самым воспитывают в себе понимание что природа им необходима для сохранения их собственного здоровья .

В «Центр конструирования и сенсорики» развернут большой спектр разных видор конструкторов : пластмассовые и деревянные кубики, кубики Никитина, блоки Дьеныша, палочки Кюзинера, сюжетные настольные игры «Мой город», «Зоопарк», «Мои  любимые сказки», множесво игр для формирования мелкой моторики : мозайкии, пазлы, блоки, вкладыши, рамки и  ЛЕГО-конструкторы для развития сенсорных функций и создания эмоционального благополучия детей.

Мы  вместе с детьми обустроиваем  свою групповую комнату, периодически по желанию , или по сезонному признаку меняем  обстановку. В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества и радости.

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика (см. Приложение 1), каторая проводилась два раза в год (сентябрь и май), с анализом работы и планами на следующий период времени.

 Приступая к работе по формированию у детей необходимых представлений о здоровье и безопасности, а так же мотивации на здоровый образ жизни, я дифференцировала её на два основных цикла – долгосрочного проекта:

1 цикл   «Здоровейка»-2-я младшая группа (Приложение №2)

Задачи:

  • Развивать умение различать и называть органы чувств, дать представление о их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
  • Дать представление о полезной и вредной пище.
  • Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
  • Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
  • Дать представление о необходимости закаливания.

Я разработала модель двигательного режима детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, куда вошли:  утренняя зарядка  и зарядка после сна, воздушные ванны,  подвижные игры и физические упражнения в группе и на прогулке, индивидуальная работа по развитию моторике рук,самостоятельная деятельность детей, а также работа по здоровьесбережению во время непосредственно образовательной деятельности. Я старалась  дать представление о ценности здоровья, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей. Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения. Особое внимание я уделяла формированию  потребности  в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, при этом широко использовала народный фольклор во всех режимных моментах: умывании, одевании, питании, сне.  Знакомила детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомцами и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и т.п.

Проводила беседы на темы: «Нельзя брать в рот различные предметы»,  «Нельзя засовывать мелкие предметы в уши, нос», «Дверь - это опасно», «Берегись горячего!» и т.д. 

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, я способствовала  сохранению и укреплению здоровья детей и создание бодрого и жизнерадостного настроения детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

 Результатом моей работы 1 цикла проекта «Здоровейка» стало:

-снижение случаев заболеваемости каждым ребёнком; потребность детей в движении на открытом воздухе в любую погоду, повышение уровня физической подготовленности; (прирост физических качеств), умения детей самостоятельно организовывать несложные подвижные игры, используя свой двигательный опыт, пополнение  уголка для физического развития детей, проведение дней здоровья, спортивного развлечения с родителями «Мой веселый, звонкий мячь».

2 цикл «В школе дорожных наук»- средняя группа (Приложение № 2)

Задачи:

  • Укреплять и сохранять здоровье детей, создавать условия для формирования основ правил дорожного движения.
  • Познакомить со средствами регулирования движения.
  • Формировать  у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
  • Учить детей различить дорожные знаки, знать их назначение для пешехода.
  • Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу, о назначении светофора.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому разрабатывая модель «Школа дорожных наук»- я учитывала фактор возрасных особенностей детей 4-5 лет, и  что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание,  ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо. Правила, усвоенные ребенком в детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Я создала в группе центр "Внимание дорога!".  В котором сконцентрировала  различные материалы и оборудование, собранных для решения задач по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Они предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого.

Центр удобен, доступен детям, отвечает  требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение центра подобрано в соответствии с возрастными требованиями и программы Детство под редакцией  / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др  и "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б., 2004г.

Система создания центров включает 3 аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: ребёнок - пешеход, ребёнок - пассажир, ребёнок - водитель детских транспортных средств.  Девиз центра: "Учи!", "Развивай!", "Закрепляй!".

 К работе я старалась подайти творчески, используя различные приемы: наблюдения, экскурсии, игры-драмматизации, проблемные ситуации и т. д. Наряду со знаниями о ПДД, у детей формируются речевые навыки, расширяется словарный запас и кругозор, развивается творческий потенциал, коммуникативные навыки, ребёнок на практике закрепляет социокультурные нормы поведения.

Предметная среда центра оснащена:

  • дидактическими играми: "Дорожные знаки", "Внимание, перекрёсток!", "Знай и соблюдай", "Три сигнала светофора", "Помоги Незнайке перейти дорогу", "А как бы ты поступил?", "Проезжая часть и тротуар", "Что за друг наш - "зебра"?", "Улица и пешеход", "Сигналы регулировщика", "Транспорт", "Важные машины", "Построй улицу" "Автодорожные и пешеходные тропы", "Доберись до цели, используя план" и т.д.;
  • пособиями (плакатами, альбомами, ширмами-макетами, макетами улиц, папками-передвижками, наглядным материалом и т.д.) : "Дорожная азбука", "Здравствуй, город мой родной!", "На посту и день и ночь", "Возможные препятствия на проезжей части", "Если с другом вышел в путь", "Будьте бдительны на дороге", "Вы пример для окружающих", "Главный друг- светофор", " Пешеходы и водители", "Учите других правилам дорожного движения", "Помоги себе сам!", "Дети и дорога", "Улицы нашего города", "Безопасные прогулки", "Знакомство с транспортом", "Играйте дома", "Убедитесь в безопасном переходе" и т.д.;
  • детскими рисунками;
  • атрибутами к организации сюжетно-ролевых, подвижных игр ": Постовой -регулировщик", "Водители", "Пешеходы", "Мы пассажиры" и др.:
  • творческими работами родителей: «Макет проезжей части с разделительной полосой», «Пешеходного перехода»,  «Костюм светофора», «дорожных знаков», «автобуса».  Игрушки автомобилей, стационарная атрибутика - жезлы, знаки, костюм регулировщика.

На территории детского сада выделено особое место для обучения детей правилам дорожного движения, используется дорога вокруг здания. Она рассматривается как "проезжая часть", на ней нанесена разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания на групповой участок "зебра". Я с детьми  используя данные условия, упражняемся    в соблюдении правил дорожного движения: учимся  ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По "дороге с разделительной полосой" дети ездят  на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора. Для развития сюжетно-ролевых игр выставляются выносные  атрибуты. Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа детского сада и инспекторов ГИБДД. Знакомство инспектора делает работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной. Расширяет представление детей о правилах дорожного движения: инспектор смог детям еще раз  рассказать, что машины ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Рассказать, что светофор имеет три световых сигнала. Напомнить, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зелёный сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками.

Для  знакомства  детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь» и  «Пожарная машина», я дополнила развивающую среду уголками сюжетно-ролевых игр : «Больница» и «Пожарная часть». Вэтих уголках детей встречают куклы профессии ( врач и пожанкый), машины (скорая помощь, пожарная),  атрубуты для игр, прфессиональная одежда  и машины накинки на стульчики, все сшитое руками родителей, которые тесно с нами сотрудничают.

В работе с родителями я руководствовалась  правилом  «Родитель –пример для ребенка» , поэтому  только  в содружестве воспитателя и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используем информацию:

  • на стендах "Папа, мама, я - пешеходная семья", "Ребёнок и взрослый на улицах города", "Учите детей наблюдать", "На вас лежит ответственность", "Внимание, дорога!" и др.;
  • в папках передвижках "Знай сам - учи других", "Знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок", "Правила светофора", ""Пешеходам разрешается", ""Обязанности пешеходов и пассажиров" и др.

Родители являются полноправными участниками всего процесса формирования у детей дорожной грамоты. Принимают активное участие в совершенствовании предметной среды. Участвуют в выставке семейных рисунков "Знай и соблюдай!". Дома с детьми изготавливают бумажные макеты разных видов транспорта, зданий, дорожных знаков для обновления игрового макета "Улицы города". Участвуют в пошиве костюмов постового-регулировщика, сотрудника ГИБДД.

 Результатом моей работы 2 цикла  «В школе дорожных наук»- средняя группа» стало:

Знание детьми основ правил дорожного движения, дети различают  дорожные знаки , знают  их назначение для пешехода. Познакомились  со средствами регулирования движения, знают  как следует переходить улицу, о цветовом  назначении   светофора. У детей сформировалась устойчивая   привычка правильно вести себя на дорогах.

Итогом работы послужил  театрально-игровой проек «Теремок»- по правилам дорожного движения, каторый я  показали в младших группах детского сада, возбудив детей к дальнейшей работе «Научился сам - научи другого».

3 цикл «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»- старшая   и подготовительная группа  (Приложение №2)

Задачи:

  •  Содействовать развитию у детей навыков самосохранения и способов поведения в чрезвычайных ситуациях.
  • Способствовать развитию умения правильно обращаться с бытовой химией, электричеством, газом, адекватно вести себя при пожаре.
  • Развивать  навыки экологически грамотных отношений ребенка с природой.
  • Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, при решении неожиданных ситуаций.
  •  Формировать у детей представления о способах реагирования на насилие со стороны взрослых и детей.
  •  Взаимодействовать с  родителями в вопросах безопасного поведения детей в быту.

В старшем и подготовительном возрасте, для работы по теме, я  включила в НОД рабочие тетради Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность» - что позволило не только наглядно увидеть ситуации в которые ребенок может попасть: в быту, в природе, на дороге, с чужими людьми,  но и формировать учебные навыки работы с тетрадями, развивать мелкую моторику рук, работу с ножницами, конструктивное мышление , воображения так  как в тетрадях  много творческих заданий на раскрашивание , аппликацию, вырезания и конструирования из бумаги: создание  макетав, домов, улиц, леса, балота и т. д., где дети могут обыграть ситуации : сбора ягод и грибов, попасть в реальную ситуацию  дорожного проишествия на дороге, встретится с незнакомыми людьми на улице, найти опасные предметы в  доме….

Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Формирование у детей культуры безопасного поведения происходит при взаимодействии детей  между собой во время общения и проблемных ситуаций, созданных воспитателем намеренно, для осуществления педпроцесса. В таких ситуативных моментах как: дома,при пожаре, на улице, на воде, в природе. При этом я использовала  разные виды деятельности : НОД, беседы, игры (сюжетные, дидактические, режиссерские, театрализованные ит.д.), экскурсии, целевые прогулки, развлечения ( и спортивные, театральные,  литературные и музыкальные), тренинги, и т.д.  Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Можно  выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Я старалась уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения и  опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Чтобы у детей не возникло неудобства  из-за расширения их круга общения в школе им необходим «багаж знаний», которые можно сформулировать в вопросах:

  • Как тебя зовут? Имя, фамилия.
  • Где ты живешь? Домашний адрес.
  • Номер домашнего телефона?
  • Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.
  • Место работы родителей?
  • Адрес детского сада?
  • К кому, и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?
  • Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?
  • Уходя из дома, выключаешь ли ты электроприборы из розеток?
  • Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», я пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная моя задача помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, я продумывала варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития. Организуя деятельность детей, заботилась о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого старалась создавать специальные  ситуации успеха, акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный, ты же молодец); усилив мотив деятельности (ведь ты хочешь научиться рассказывать, так интересно узнать новое). Я заметила, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. 

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей,  мы привыкли  делить на три группы:

1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Я начала работу с первой группы предметов. Беседы о том, что такое опасность и безопасность, я задавала вопросы: какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире,  где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе,  в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Объяснила, что некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите - кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске - раскаленный утюг, разлитое масло, в ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов, большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол, горящий свет; в спальной комнате – кровати с острыми углами. Затем мы нарисовали план – схему групповой комнаты и отметили все опасные места красными кружочками. Вспомнили правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах, маршрут выхода на прогулку (перила – наши друзья и недруги); В рабочей тетради мы отметили все что мы видим опасного дома. Я провела занятие-моделирование ситуаций: в группе исчезли все стулья, все кровати, исчезла вода – что ты будешь делать? Вспомнили с детьми героев сказок, мультфильмов: Буратино, Иванушку, Робинзона, Гулливера. Почему герои сказок сумели преодолеть опасности? (они храбрые, ловкие, удачливые, смелые, находчивые, сумели найти выход из опасных ситуаций). Я показала картинки, где изображены опасные ситуации. Провела игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». Таким образом, мы сделали вывод: что опасность – это вредные факторы, угрожающие здоровью жизни человека, а безопасность – это состояние защищенности человека от воздействия неблагоприятных факторов.

После такой беседы, я познакомила детей со службами защиты населения: это пожарная охрана – 01, милиция – 02, скорая медицинская помощь – 03, аварийная служба газового хозяйства – 04. Еще есть министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС, где созданы спасательные отряды, которые оказывают помощь пострадавшим. Для этого у них есть специальная техника. Я объяснила, что дети должны замечать приметные сигналы опасностей и сообщать об этом взрослым: звон бутылки в комнате, струйка дыма, вода в коридоре, неприятный запах. В некоторых местах есть рекомендации – предостережения, которые можно встретить в подъезде, в автобусе, около лифта, в инструкциях к телевизору: «Осторожно – высокое напряжение», «Не отвлекай водителя», «Огнеопасно», «Курить строго запрещено». Провела беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество». Многие вещи, окружающие нас в повседневной жизни, работают от электрического тока. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества (розетки, выключатели, лампочки, провода). Мы обнаружили их у себя в группе и отметили на модели . С помощью электричества работают все электроприборы. Затем я провела беседу : «Путешествие в прошлое», где дети узнали что много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Как люди обходились без электричества? Я провела игру «Что есть, что было». Дети раскладывали  карточки, составляющие пары: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, миксер – венчик, утюг – гладильная палка, швейная машина – игла, электролампа – свеча, солнечные часы – электронные часы, печка – газовая плита, электрическая плита, счеты – калькулятор.  Затем провела игру «Что есть, что будет». (Дети придумали варежки самовысыхаемые электрические, пылесос сомоочищающися, швейная машина-утюг , каторая зашивает и гладит одновременно).

Затем я провела беседу на тему « электрические приборы».  Гдн дети узнали , что все они должны быть обязательно иссправны. А если ты заметил какие–то неполадки в работе этих и других электроприборов, обязательно скажи об этом взрослым. В группе тоже есть бытовая техника: пылесос, чыйник, магнитофон,компьютер, часы. Что дало возможность рассматривать, как они работают, выявлять, какой принцип заложен в механизме действия.  Экскурсия в прачечную, на кухню и медицинский кабинет позволило целенаправленно рассматривать электроприборы , каторые им знакомы дома. В группу приходил плотник сверлил стену для полочки, эта ситуация также вызвала бурные имоции детей, так как многие дети бояться шупных электроприборов. Например, я предложила почистить пылесосом ковер в группе. Цель такого рода дел – вызвать интерес к технике и не боязнь ее. В ходе такого наблюдения я напоминала детям правили безопасности и предупреждала о них детей. Составляли творческие рассказы на тему «Откуда может прийти беда», «Почему это случилось». Создавала игровые обучающие ситуации « Бабушка забыла выключить утюг». Провела дидактическую игру «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны». В результате проделанной работы дети закрепили знания о безопасном поведении с электрическими приборами. Составили с детьми правила обращения с ними и поместили в уголок безопасности в группе.  Провела занятие «Опасность – газ»,  ребята, у многих из которых , есть газовые плиты дома были заинтересованы. Мы выяснили ,что газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит, ведь глазами его не увидишь. Показываю детям иллюстрации и объясняю следующие правила:

  • самостоятельно не включай газовую плиту. Пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.
  • почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».
  • Выключай в квартире газ-

За газом нужен глаз да глаз.

Запах чувствуя в квартире,

Позвоните «04».

Из моих объяснений дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких либо  обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.

 Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы  провела занятие «Опасные предметы дома», где закрепила у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту . Мы определили с детьми, какие предметы в доме можно считать опасными и загадала детям загадки о домашних предметах (ножницы, молоток, иголка, пила, перочинный нож, кнопки, скрепки, гвозди, булавки, топор). Объяснить, почему они могут быть опасными? Умеют ли ребята правильно пользоваться ими? А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться? Спрашиваю детей, где у них дома хранятся такие предметы: разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа или дедушка хранят инструменты? Где находятся лекарства, градусник? Затем предлагаю внимательно рассмотреть иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы. Предлагаю разобрать ситуацию с макетом дома ( Рабочая тетрадь «Безопасность»  ) в этой квартире оставили малышей Андрюшу и Наташу (представляю детям кукол.) Их родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: Х– нельзя пользоваться, ! – осторожно пользоваться. Дети расставляют в квартире знаки.Устанавливаем  детьми правила безопасности и помещаем их в уголке безопасности:  все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности; ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом; не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.

Следующая задача это продолжать знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Подвести детей к пониманию вероятных последствий детских шалостей. Я провела беседу на тему «Будь осторожен с огнем», занятия «Отчего происходят пожары», «Человеку друг-огонь, только зря его не тронь». Рассмотрели с детьми картины с сюжетами на тему возникновение пожаров; прочитали отрывок из книги С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Провели конкурс на лучший рисунок по теме «Спичка-невеличка», «Огонь наш друг, но не всегда: бывает от него беда». Использовала детскую литературу («Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова). Обсудили с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений, как им следовало правильно поступить в каждом из рассматриваемых случаев.  Закрепила знания номера телефона экспертной пожарной службы, правила пользования телефоном, закрепить знание домашнего адреса, умение набирать «01» на телефонном аппарате, умение разговаривать с дежурным в пожарной части, слушать и понимать речь, обращенную к звонящему. Уметь вести элементарный телефонный разговор. Вызвать желание оказывать помощь. Развивать быстроту движений. По этой задаче я провела практическое занятие «« Служба «01» всегда на страже.» Прикрепила  на доске карточку с «01», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить. Предлагаю игру-ситуацию «У тебя в квартире случился пожар и надо вызвать пожарную команду». Я проигрываю с детьми, как каждый будет набирать по телефону «01» и вызывать на помощь пожарную команду по своему адресу. В группе мы  использовали    отключенный настоящий телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера. Каждый ребенок имел возможность вызвать пожарную команду, при этам  я следила , чтобы ребенок четко и ясно смог  рассказать, что горит и где. Проигрывали  игровые  ситуации : «Если в доме что-то загорелось»- учились быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «01», маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «01» и сказать, что у вас дома пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес. «Если в квартире много дыма», тренировались низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем; загорелась одежда – падать и, катаясь, сбивать огонь. В свободное время ,  я читала  детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого,  «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь». Оформили альбом «Спичка-невеличка, а вред от нее большой». С детьми совершили экскурсию по детскому саду. Познакомила детей с понятием «путь эвакуации», объяснила его значение. В ходе экскурсии показала детям пути эвакуации, познакомила с противопожарным инвентарем (огнетушитель, лопата, ведро, лом, топор). Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.) Провела практическое занятие по отработке навыков эвакуации из детского учреждения. Дала специальный сигнал и объявила «Пожарная тревога», и мы с детьми по всем правилам вышли из детского сада. Дала детям задание: используя план-схему, ориентироваться в пространстве. Организовали сюжетно-ролевую игру «Мы пожарные», «Служба спасения». Сделали постановку спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации по теме «Пожар». Дала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме.

 Раздел «Безопасность на улице» предполагает обсуждение проблем, связанных с ПДД,  средаточенном   в центр "Внимание дорога!".  В катором сконцентрировала  различные материалы и оборудование, собранных для решения задач по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Они предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого; (Смотрите приложение № 2 ),  общением же  с незнакомыми людьми, с ситуациями кражи детей, с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на прогулке , я построила свою работу на принципе системности и координации по возрасным  и сезонным изменениям. В наше время  сложно не увидеть, как изменился культурный облик нашего общества. Зачастую, мы встечаемся с хамством  в транспорте и общественных местах. На школьных площадках слышим нецензурную  детскую брань, а во дворах курящих мам стоящих с колясками. Это усложняет наше педагогическое воздействие, но наше государство уже нас радует тем ,  что тоже не остаёться безучастным, принят закон « о курении в общественных мсестах», закон «О запрете нецензурной лексики в произведениях литературы, искусства и СМИ» , но  малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми, они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитным, печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Поэтому , эту задачу считаю самой сложной, ведь взрослые  и то не способны себя оберечь от нехороших людей. Начиная работу по этому разделу я в первую очередь решила отобрать детские художественные произведения где герои нарушали основы безопасности («Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок –золотой гребешок», «Красная шапочка», «Три поросенка»,и т.д.)   Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место.  На примере сказочных героев это можно хорошо увидеть, разыграть а в конце сделать вывод и подвести к серии правил , которые ребенок должен усвоить. Для закрепления правил я с детьми провожу игровые упражнения «Хорошо-плохо», «Можно - нельзя», «Как бы ты поступил?» и т.д

В ходе работы использую  продуктивные занятия (лепка, аппликация, рисование) на темы : «Нарисуем сказку…»,  «Пока мамы нет дома», «Кого встретил колобок». Провожу беседы: «Твоя безопасность в твоих руках», «Как это понимать?», «Опасность вокруг нас». Предметно-развивающая среда включает в себя: дидактические игры, настольно-печатные, иллюстративный материал, зоны сюжетной игры для мальчиков и девочек.

Организуя деятельность детей по формированию основ безопасности в воде, я заботилась о том, чтобы каждый ребенок был заинтересован предметом который его окружает каждый день. Дети очень любят игры/эксперементы, а игры с водой особенно.  Конечно понимая пользу, которую приносит вода ребенку: закаливание организма, физическое развитие, укрепление нервной системы, фактор влияния погодных и сезонных условий , знаний о воде у ребенка.  Я просмотрела этот раздел с точки зрения и безопасности, и экологии, и социализации, и каммуникации.  Я проводила цикл игр: «Температура воды », «Грязная и чистая», «Вода растворчет», «Запах у воды», сезонные игры «Чистый и грязный снег»,  «Тонкий лед.», «Агрегатное состояние воды» и т.д.  Так же очень важен фактор загрязнения воды человеком, сохранения водоемов для жизни  людей на земле. Я провела практическое занятие «Правила безопасности на воде », где познакомила детей с правилами безопасности на воде обьяснила почему можно плавать только на отведенных местах для отдыха, как опасно   заплывать за буйки,   стараясь объяснить, что отдыхая на природе, нужно заботится о ее сохранении и своего здоровья. Детям очень понравилось играть в тренинги «Спасение утопающих», в самостоятельных сюжетных играх «На рыбалке», «Моряки», «Пираты» они применяли свой опыт спасения.  Особенно важно показать влияние воды на жизнь человека : «Вода вокруг нас - вода внутри нас!!!»  На занятиях по экологии  мы выявили что вода нам необходима чистая и вокруг нас и внутри нас , так как от ее чистоты непосредственно зависит и наше здоровье. Темы бесед: «Пей чистую воду», «Не засоряй водоемы».

 Знакомя детей с правилами Безопасности в природе, я основывалась на сезонных признаках. Осенью прослеживала темы бесед «В осеннем лесу», «Ядовитые грибы», «Не знаешь ягоду в рот не бери», где дети работая с рабочими тетнадями узнавали  что не все грибы съедобные, а так же не все ягоды можно есть. Мы поднимали вопрос о прорастании их в не экологически чистых зонах, о непригодных местах для сбора грибов и ягод в местах загрязненных от заводов, железных дорог, мусорных свалок.  Зимой  првожу тематические беседы «Гололед», «Осторожно сосульки!», с/р игры «Первая помощь при обморожении», работа в тетради «Опасности  в городе зимой» Весной и летом  мы часто наблюдаем за различнами насекомыми : пчелы, осы, шмули, блохи, камары и т. д. , при этом я  стараюсь воспитывать чувство самосохранения,  даю  знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми.

 Очень важным считаю практические упражнения «Защита от клещей», целью каторых являеться пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Необходимо познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей.

Так же к  природным опасностям относятся  и стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, землятресения и другие экстремальные ситуации.  На занятиях  я   познакомила детей  с такими явлениями природы, как буря, смерч, ураган, с помощью инциклопедий мы с детьми выявляли  разницу и степень опасности для жизни человека. Уточняли  правила безопасности во время стихийных бедствий. В игровой  ситуации «Правила поведения при грозе» , я  учила  готовиться заранее к непредвиденным ситуациям, которые могут возникнуть во время отдыха на природе. Беседы и занятия на темы  «Быть здоровым я хочу». «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», и  т.д. Дети осваивают знания о роли и функции живых организмов в городской экологической системе , о влиянии деятельности человека на природу города и здоровья людей.

В беседах  «Не играй с бродячими животными» я  разъясняла, что контакты с животными могут быть опасными, учила  заботиться о своей безопасности, и если в лесу или на водоемах вы встетите дикое животное (змею или детенышей), ни в коем случае не следует их трогать. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности, я добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды, постоянно появляющиеся новые угрозы для человека, требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.

То, что эту работу необходимо начинать в дошкольный период уже бесспорно. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая, правильные методы и приемы, вводить ребенка в социальный мир, формировать  у них культуру безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих.

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесном взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Проект"Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".

Данный проект расчитан для работы с родителями старших дошкольников.Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме чер...

Презентация проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".

Данная презентация расчитана для работы с родителями старших дошкольников.Основной её целю- повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социу...

Опыт работы по теме самообразования и реализации проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".

В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Остр...

Статья на тему: "Организация работы по формированию безопасного поведения у детей-дошкольников"

         Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения,...

План работы по формированию безопасного поведения детей

План работы безопасного поведения детей...