Опыт работы по теме самообразования и реализации проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
статья (старшая группа) на тему

Ромазанова Ольга Алексеевна

В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Островок безопасности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vospitatelya_i_kvalifikatsionnoy_kategorii.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя I квалификационной категории

МБДОУ № 107  

г. Братска Иркутской области

Ромазановой Ольги Алексеевны

по теме самообразования:

«Повышение педагогической компетенции родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме

через организацию родительского клуба

 «Островок безопасности»

«Семья для ребенка — это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

 его социальное рождение. И если мы

хотим вырастить нравственно-здоровое

поколение, то должны решать эту

проблему «всем миром»: детский сад,

семья, общественность»

В.А. Сухомлинский

Проблема

1. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Статистика несчастных случаев постоянно растет как в Иркутской области, так и у нас в г. Братске.

2. Особую роль в освоении подрастающим поколением поведения в социуме и в быту принадлежит окружающим его взрослым. При этом, родители и педагоги детских садов, понимая важность специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования навыков безопасного поведения  из-за методической неразработанности  данного вопроса. На поверхности противоречие между потребностями в накоплении детьми опыта социального безопасного поведения и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий организации данного процесса.

3. Результаты анкетирования по выявлению педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей и культуры личной безопасности показали:

-17% родителей недостаточно компетентны в знаниях безопасного поведения;

-30% родителей не всегда соблюдают ПДД;

-25% родителей не соблюдают правила безопасного обращения с лекарствами;

-25% родителей недостаточно знают о том, как вести себя с пострадавшими, незнакомыми людьми;

-30% не всегда правильно реагируют в некоторых экстремальных ситуациях;

-среди некоторых родителей (20%) бытует мнение, что дети овладеют знаниями безопасного поведения  самостоятельно в повседневной жизни.

4. Обсудив с родителями результаты опроса, мы пришли к выводу, что необходима специальная помощь по решению данной проблемы.

Цель проекта:

   Для решения вышеуказанных проблем, мною был разработан проект, основная цель которого - повышение педагогической компетенции родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме и в быту через организацию работы родительского клуба «Островок безопасности».

Теоретическая значимость проекта обусловлена введением ФГОС в дошкольное образование.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления разработана программа родительского клуба «Островок  безопасности» и методическое  сопровождение  по ее реализации.

Задачи проекта:

1.Повысить уровень компетенции родителей по вопросам безопасности жизнедеятельности детей.

2.Обеспечить информационно-просветительскую поддержку родителей через функционирование клуба «Островок безопасности».

3.Обобщить и распространить опыт семейного воспитания в области безопасности.

4.При непосредственном участии родителей создать предметно-развивающую среду  в групповых помещениях, формирующую у детей основы безопасности жизнедеятельности.

Методы решения данных задач опишу далее в статье.

Изучение методической литературы, публикаций, опыта педагогов по теме «Основы безопасности детей в ДОУ»

         Реализация проекта проходила в три этапа. Традиционно на первом этапе изучала методическую литературу. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных  ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, В.А. Левицкий и др.).

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах К.Ю. Белой, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной и др. Мною изучен опыт педагогических коллективов детских садов по данной проблеме в дошкольных изданиях. На мой взгляд , в основном, в описанном опыте отражалась только работа с дошкольниками старшего возраста, а для родителей предлагались незначительные советы, рекомендации. Я  поступила по -другому, т.к уверена, что проблему формирования ОБЖ можно решать только совместно с родителями, т.к они являются первыми педагогам своих детей и примером для подражания. Только для этого необходимо создать условия и спланировать целенаправленную работу.

Описание опыта реализации проекта

       Основной этап  проекта был реализован по блокам:

блок работы с педагогами;

блок работы с детьми;

основной блок — работы с родителями

   Работа с педагогами традиционна: выставки  научно-методической литературы и их презентации на методических  мероприятиях, открытые просмотры организованной деятельности, консультации для педагогов: «Личная безопасность и безопасность окружающих в быту», «Уголок дорожного движения в группе детского сада», «Игры по ПДД для детей разных возрастных групп» и др.

     Основная работа с детьми строилась по программе « Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Основное внимание уделялось целевым экскурсиям: по территории детского сада, по дошкольному учреждению, по микрорайону, по улицам города, по учреждениям микрорайона. Обязательным условием являлось сопровождение детей родителями. Во время экскурсий изучали дорожные знаки, наблюдали за пешеходными переходами,  за работой светофоров, за соблюдением ПДД водителями и пешеходами, изучали виды транспорта.

В организации работы родительского клуба использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Информационно-просветительская работа клуба осуществлялась в очно-заочной форме. В ходе работы реализовывались три подпроекта:

       Первый - «Дом, в котором я живу», цель и результат которого: усвоение детьми своего адреса проживания, номера телефонов родителей. Формы проведения: беседы, тренинги, чтение произведений по тематике, интервьюирование, сюжетно-ролевые игры. Итог работы по данному мини-проекту — совместная деятельность родителей и детей по  выпуску  плакатов «Дом, в котором я живу». Все плакаты вывешивались в приемной группы, что  служило уже методическим пособием.

Следующий подпроект- «Карта  опасностей микрорайона», цель-результат: детальное  изучение и усвоение опасных мест микрорайона, в котором живет воспитанник, итог мини-проекта — совместная деятельность родителей и детей, педагогов по выпуску карты микрорайона с указанием опасных мест.

Третий подпроект -«Дом — школа — дом», цель которого: прочное изучение и усвоение безопасного пути по маршруту «дом-школа-дом». В мае, когда уже  определён   выбор общеобразовательного  учреждения, родители с детьми совершают совместные поездки (прогулки) по маршруту «дом-школа-дом». Закрепляется маршрут с помощью многократных тренингов, бесед. Итог работы мини-проекта — совместная зарисовка родителей и детей безопасного маршрута.

На заседаниях родительского клуба обсуждались актуальные проблемы для родителей данной группы — это здоровье, безопасность детей. Для решения проблем  приглашались медицинские работники , специалисты ГО, ГИБДД, пожарной инспекции. На таких встречах использовала только активные формы: тренинги, практикумы, обсуждение ситуаций «А я поступил бы так», родители обменивались опытом семейного воспитания, игры, просмотры организованной деятельности.

Яркие, красочные папки-передвижки: «Роль семьи в воспитании детей», «Здоровый образ жизни» и др. сыграли важную роль в решении поставленных проблем, т.к. родители и дети совместно обсуждали увиденное. Особую роль отводила консультациям и памяткам для родителей по темам: «Обучение дошкольников безопасному поведению», «Ваши дети будут делать только так, как поступаете вы», «Личная безопасность», «Помоги детям запомнить правила пожарной безопасности», «Правила дорожного движения и дети». Например, такая консультация «Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» обогащает знания родителей по формированию безопасного поведения детей на примере сказок: «Сказки  - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить» Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их — жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, а один из слоев — те самые уроки  безопасности, которые должны усвоить наши дети. Слушая и обсуждая с родителями  народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в другом «большом»  мире необходимо соблюдать определенные правила:

-не верить кому не попадя;

-обращаться за помощью;

- не преступать запреты;

- не робеть и не сдаваться.

 Раз за разом, повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, родители  научат ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, (это очень важно) не запугивая  и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир разный, что есть в нем и добрые, и злые ,и от него самого зависит  в какие руки, в какое окружение он попадёт.

Понимая, что не только сказки обучают безопасному поведению, родителям был предложен список художественной литературы для совместного чтения и обсуждения с детьми (С.Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», С. Михалков «Светофор»,  «Улица шумит», Н.Носов «Кирюша попадает в переплет», К. Чуковский «Уроки Мойдодыра»,  Л. Петрановская «Что делать, если...» и многие др.).

Считаю, что совместная организованная деятельность с детьми и родителями — самое главное в работе клуба. Дети учатся, родители учатся, дети и родители учатся друг у друга. В старшей группе организовала игру: «Путешествие в страну «Безопасность». Дети совместно с родителя путешествовали по разным городам: Спорта и зимних забав, здорового и правильного питания, город сказок и загадок, город дорожных знаков, город опасных ситуаций. Дети благополучно вернулись из путешествия, потому что рядом с ними всегда были родители, которые помогали детям справиться с разными заданиями, ситуациями и «неприятностями».

  Выводы

Реализация проекта закончена. Какой я для себя сделала вывод:

-не надо принуждать всех родителей посещать заседания клуба;

-очно-заочная форма работы клуба самая приемлемая;

-информация для родителей должна быть небольшой по объему, доступной, понятной, красочной;

-использовать только активные формы работы такие как: тренинги, практикумы, обсуждения, игры, обмен опытом, совместная деятельность детей и родителей;

-обязательно привлекать специалистов ГОиЧС, ГИБДД, пожарной инспекции;

-необходима обратная  связь с родителями (детско-взрослые сочинения, рисунки, сказки).

     Наблюдались определенные трудности:  не все еще родители осознают важность данной проблемы, не все родители  служат положительным примером для своих детей, но ведь еще В. Гюго сказал: «Ребенка обучи — дашь миру человека».

 

Результаты проекта

       Результаты проекта не  сиюминутны, они отсрочены по времени, их сложно измерить цифрами и процентами. Проект предполагал пополнение знаний, как у родителей, так и у детей. Поэтому на заключительном этапе проекта проводился мониторинг достижений детей и родителей.

У  родителей повторно проводился опрос по тем же самым критериям, что и в начале проекта. Сравнительные результаты видны в таблице:

Критерии

 Начальный этап

Заключ. этап

А) недостаточно компетентны в знаниях безопасного поведения

17%

5%

Б) не всегда соблюдают ПДД

30%

10%

В) не соблюдают правила безопасного обращения с лекарствами

25%

3%

Г) недостаточно знают о том, как вести себя с пострадавшими, незнакомыми людьми

25%

5%

Д) не всегда правильно реагируют в некоторых экстремальных ситуациях

30%

5%

Е) родители считают, что дети овладеют знаниями безопасного поведения  самостоятельно в повседневной жизни

20%

7%

    Для изучения достижений детей в области ОБЖ использовала методы и приемы: беседа, интервьюирование, сочинение, тесты, кроссворды, объяснялки, игры. Результаты отражены в таблице. В группе 25 человек.

Критерии

Кол-во детей

%

А) знание домашнего адреса

23

92

Б) знают к кому обратиться, если потерялся

25

100

В) испытывают трудности пользование телефоном для вызова экстренных служб

3

12

Г) знают пожароопасные предметы и предметы, требующие осторожного обращения

25

100

Д) понимают, почему нужно беречь и охранять природу

25

100

Е) знают, почему нельзя контактировать с чужими животными

20

80

Ж) разбираются кто «свой», «чужой», «знакомый»

22

88

З) знают цвета светофора, дорожный знак «пешеходный переход», «зебра», и как этим пользоваться

25

100

Благодаря участию родителей  постоянно менялась предметно-развивающая среда группы, пополнялась выставками детско-взрослого творчества; сочинениями, дидактическими играми, настольно-печатными играми; создана библиотечка для родителей и детей. 50% семей презентовали опыт семейного воспитания в рамках родительского клуба. А самое главное, что мамы и папы не только пополнили свои знания, но и повысили собственную самооценку, почувствовали себя «хорошими родителями».

Продуктом реализации проекта стало методическое сопровождение, которое может использоваться в разных дошкольных учреждениях города, т.к. не требует особых материальных затрат и условий реализации.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.А., Стеркина, Р.Б. Программа для дошкольных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста [текст] – М.: «Просвещение». 2003.-153 с.
  2. Белая, К.Ю. Зимонина,  В.Н., Кондрахинская, Л.А., «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты, занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста», книга для воспитателей детского сада. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 – 94с.
  3. Гарнашева,  Т.Н., «ОБЖ для дошкольников». Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.:   «Издательство» «Детство-Пресс»,  2011 – 128с.
  4. Доронова, Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. «Из детства – в отрочество» [текст]/ Г.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова.-М.: «Просвещение», 2007.-303 с.
  5. Доронова, Т.Н, Глушкова, Г.В, Гризик, Т.И. «Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] - 2-е изд.-М.: «Просвещение», 2006.-191 с.
  6. Доскин, В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе [текст]/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: «Просвещение», 2007.-46 с.
  7. Петрановская, Л.В. Что делать, если…! Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов.-М.: Мир энциклопедий. Аванта плюс, Астрель. 2010.-143 с.
  8. Чермашенцева,О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. –Волгоград: Учитель, 2010.-207 с.
  9. Шорыгина, Т.А., «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010-80с.
  10. Шорыгина, Т.А., «Беседы о здоровье». – Методические пособия. – М.: ТЦ Сфера, 2010-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".

Данный проект расчитан для работы с родителями старших дошкольников.Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме чер...

Презентация проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".

Данная презентация расчитана для работы с родителями старших дошкольников.Основной её целю- повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социу...

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Основные формы работы с родителями и детьми в вопросах безопасной жизнедеятельности детей....

Статья:Как создать систему работы по формированию безопасного поведения детей в быту, на улице с чужими людьми.

Я предлагаю  педагогам детских садов как можно соззать условия и развивающюю среду для формировагния детей культуры безопасного поведения начиная с младшего дошкольного возраста и до школы, кроме...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В БЫТУ»

Одним из направлений реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", согласно ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту. Основное внимание в работе с р...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...

Опыт работы по теме: «Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе заключается в необходимости подготовке детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировани...