Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через метод моделирования
методическая разработка по обж на тему

Савина Елена Викторовна

Обобщение опыта по проблеме  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у  дошкольников через метод моделирования».

   Нет на свете прекрасней картины, чем     видеть ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как вы показали ему ее.( Конфуций)

Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенная  задача   общества, образовательного учреждения. Ребенок  является на свет для счастливой и долгой жизни. Так должно быть, но к сожалению не всегда так бывает.

 Знание и соблюдение правил безопасности  только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. 

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности являются:

1.    Конвенция о правах ребенка.

2.    Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ».

3.    ФГОС ДО

Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения  вреда как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям  как это сделать.

В основе безопасности жизнедеятельности заложены правила, которые нужно четко знать и выполнять. Поэтому цель такой  работы  научить дошкольников оберегать и защищать себя,  подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Особенности дошкольника, как доверчивость  и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Работа по формированию ОБЖ ведется в соответствии с программным обеспечением  Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми»,  И.А. Лыкова «Азбука безопасного общения и поведения», на основе которого разработана и внедрена   программа  «Школа безопасных наук», по которой ведется работа кружковой деятельности «Островок безопасности».

Основным из наиболее перспективных методов   усвоения правил безопасного поведения является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию  полученной информации,  является обобщённым отражением знаний. 

Модели бывают  предметными, предметно – схематичными, графическими, а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.   Используются  разные виды моделей , но цель у них одна:   помочь воспитанникам запомнить правила безопасного поведения.

Через предметные модели  воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции. Знаки  и предметы для пожарной безопасности, например огнетушители,  моделирующие в миниатюре .  Блоки Дъеныша  используем для построек домов, гаражей, транспорта.

 Предметно – схематичные модели используем, после наблюдения, экскурсии для определения правил безопасности, дополняем  карточками – символами.

Подробнее хотелось бы  остановиться на графических моделях: которые  передают обобщенно  действия  для безопасного поведения. Например , ребята схематично изображают план групповой комнаты,  план кукольного уголка, бытовые приборы, обусловливают знаками, где может их подстерегать опасность,

Вместе с родителями воспитанников составляют  схемы маршрута (путь из дома в детский сад)

Изображают символами  объект например огонь, добавляют знаки для выражения пользы или вреда , опасности – безопасности , способы безопасности, при этом действия сопровождают рассказом,  делают выводы и умозаключения, формируя  правила безопасного поведения.

      С детьми  младшего  дошкольного  возраста  используются  модели, имеющие сходство с реальными предметами, персонажами, для обыгрывания проблемных ситуаций.

С воспитанниками  средней группы применяются  модели с минимумом деталей, но  используя знаки, символы.

 В старшем дошкольном возрасте  внедряется приём мнемотехника, используя мнемотаблицы  – схемы, в которых заложена определенная информация  с целью подведения детей к формулированию  правил безопасного поведения.

 Используя опорные схемы,   дети   самостоятельно добывают   информацию, проводят  исследование, применяют  полученные знания и правила  на практике.  Работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"

в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...