Индивидуальный план самообразования воспитателя на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников через познавательную активность».
методическая разработка (младшая группа)

Сахарова Юлия Владимировна

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы по самообразованию.

Формирование безопасного поведения - одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №14»

Индивидуальный план самообразования воспитателя

Сахаровой Юлии Владимировны

На тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников через познавательную активность».

на 2023-2024 уч.год

Тема: «Формирование правил безопасного поведения дошкольников через познавательную активность».

Пояснительная записка

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников. Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребёнку осознать, как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечёт за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир. Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и прочее вызывает множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение. В детском саду вся работа  по формированию культуры безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста ведется на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

Актуальность

Часто мы страдаем из–за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

•        Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.

•        Изучить опыт педагогов города, страны по выбранной теме.

•        Выявить возможности дошкольников в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

•        Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.

•        Изучить применение инновационных образовательных технологий.

•        Составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.

•        Разработать перспективный план работы с детьми.

•        Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

•        Оформить в группе мини-центр по ОБЖ.

•        Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете.

•        Подготовить (принять участие в семинаре).

•        Подготовить материал (провести) мастер-классы для педагогов.

•        Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

•         Разработать перспективный план работы с детьми.

Поэтому  безопасность  на сегодняшний день  является актуальной  проблемой современности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Срок

Этап

Содержание работы

Практическая деятельность

Сентябрь - декабрь

Организационно – теоретический

1. Изучение литературы.

2. Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана,.

4. Прогнозирование  результатов.        

1. Посещение вебинаров и мастер- классов по данной теме.

2.Курсы повышения квалификации по данной теме

Декабрь -ноябрь

Накопительно – практический

1. Изучение методики проведения экспериментов в Интернете

2 Консультации для педагогов ДОУ.

3. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

4. Привлечение родителей к организации проектов в группе.

5. Освещение данной темы на своем сайте.

6. Подбор DVD дисков по изучаемым темам

1.Оснащение предметно-развивающей среды в группе пособиями и атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Пожарные», «Дорожная инспекция»;

2.Просмотр мультфильма «Смешарики - правила безопасности ».

3. Памятки для родителей ««Как вести себя при встрече с незнакомцем» «Необходимость формирования знаний основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста»

4.Семинар «Действие при пожаре». 

5.ООД «В мире опасных предметов»

6.КВН с родителями  «Тили-тили-тили бом»

Декабрь-Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Презентация результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Открытый показ ООД

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования

3 Участие в конкурсах по ОБЖ

п/

п

Список

литературы

Раздел плана

Срок реализации

Форма отчета

Практический выход

1

1.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность»

2.

Практические рекомендации родителям по теме «Безопасность»

Составление перспективного планирования

Прогулка «Знакомство с улицей»

Игра «Идем в лес за грибами»

Игра-эстафета «Тушим пожар»

Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке,

таблетки растут на грядке»

сентябрь

Изучение материалов

Составление плана;

оформление папки по самообразованию

Папка передвижка– «Необходимость формирования знаний основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста»

2

1.

Белая Н.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»

2.  

Консультация для родителей

 «Безопасность детей — забота взрослых»

Прогулка «Наблюдение за светофором»

Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения»

Беседа «Не ешь лекарства и витамины без

разрешения»

октябрь

Изучение методической литературы;

Изучение инновационного педагогического опыта через печатные издания и

Интернет пространства

консультация

Спортивный досуг «Смелые,

ловкие, быстрые»

Консультация для педагогов

«Основы безопасности

жизнедеятельности детей

дошкольного возраста»

3.

1.

Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. «Формирование культуры безопасности»

2.

Консультация для родителей

 «Правила пожарной безопасности»

Беседа «Где можно и где нельзя играть»

Игра- беседа «Как надо обращаться с домашними

животными»

Игра- ситуация «Не играй со спичками, это опасно!»

ноябрь

Изучение материалов

консультация

Создание картотеки игровых средств для формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста в ДОУ и дома.

4.

1.

Шорыгина Т.А.

«Осторожные сказки: Безопасность для малышей»

2.

Консультация для родителей «Безопасность детей на улицах города»

Прогулка «Рассматривание грузового автомобиля»

Игра-беседа «Метель и пурга»

Игра-беседа «Как лечили жирафа»

декабрь

Изучение материалов

консультация

Дополнение зоны дидактических и  самостоятельных ролевых игр детей пособиями и атрибутами   для организации сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Пожарные», «Дорожная инспекция».

Информационный стенд «Новый

год без происшествий»

5.

1.

Т. Саулина

 «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»

2.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в быту»

Беседа «Какие бывают машины»

Беседа «Каким бывает снег»

Беседа «Не влезай на высокие предметы»

Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка

чумазая» А. Барто

январь

Изучение материалов

консультация

Разработка картотеки д/и: «Безопасность в быту», «Безопасность на улице», «Пожарная безопасность»

6.

1.

Голицына, Н.С. «ОБЖ для младших дошкольников»

2.

Консультация для родителей

«Родителям о правилах дорожного движения»

Дидактическая игра «Сложить транспорт из частей»

Беседа «Чем опасны сосульки?»

Беседа «Не ходи с чужими людьми и не разговаривай

с ними»

февраль

Изучение материалов

консультация

Выставка рисунков «Огонь-друг, огонь-враг»

Семейный клуб

«Чем занять ребенка

дома?»

7.

1.Денисенкова Н., «Ваш ребёнок познаёт мир»

2. Консультация для родителей

«Укусы насекомых»

Дидактическая игра «Какой знак спрятан?»

Игра-беседа «Берегись насекомых»

Развлечение «В гостях у Айболита»

март

Изучение материалов

консультация

Семинар «Познавательный мир

ребенка в дошкольном возрасте.

Особенности познавательного

возраста»

8.

1. Дыбина – Артамонова О.В. «Предметный мир как источник познания социальной действительности»

2. Консультация для родителей

«Безопасность детей летом»

Беседа «Волшебные полоски» Беседа «Не включай электрическую плитку»

апрель

Изучение материалов

консультация

Семейные игры «Папа, мама, я-

здоровая семья»

Круглый стол»

«О значении обучения детей

младшего дошкольного возраста

правилам дорожного движения»

9.

1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

Консультация для родителей

«Как

провести лето с ребенком?»

Сюжетно- ролевая игра «Поездка на автобусе»

Игра- беседа «Солнечный удар»

Беседа «Будь осторожен с открытым огнем».

Диагностика, выявление затруднений по данной теме

у детей.

май

Изучение материалов

консультация

Развлечение с родителями

«Каждый маленький ребенок —

это должен знать с пеленок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

План работы  по теме:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

  1. Тема: «К кому можно обратиться, если ты потерялся».2. Дид. игра «Незнакомец звонит в дверь».3.Досуг «В мире опасных вещей».Мл.гр4.Выставк...