ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОУ ПО ТЕМЕ «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
рабочая программа по обж на тему

Мыколюк Марина Александровна

Цель:  формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей  дошкольного возраста.
Задачи:формирование представлений об опасных  человека ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного поведения;
передача детям знаний о правилах безопасности.
       Проектирование воспитательно-образовательного пространства осуществляется с учетом следующих принципов:
·        Принцип системности.
·        Принцип возрастной адресованности.
·        Принцип интеграции.
·        Принцип ситуативности.
·        Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014-2015uch.g._ppb.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительнаязаписка

     В сущности, ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных. Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня. Взрослый постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, принимать участие в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной деятельности. Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопасности. Начинать целесообразно с чтения детской литературы, затем элементы пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных занятий.

Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении элементов пожарной безопасности. Для малолетних детей игра – это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Взрослый, создавая «картинки жизни», вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом возраста. Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники должны лишь подсказать взрослым об этом. Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их, как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене. Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации. Ребенок как бы неустанно адаптируется в этом мире. Невероятно быстрыми темпами у него идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения систематической работы с детьми по предупреждению пожаров. Поэтому наибольшую эффективность эта работа даст в детских дошкольных учреждениях, где она должна проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.

Цель:  формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

формирование представлений об опасных  человека ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного поведения;

передача детям знаний о правилах безопасности.

       Проектирование воспитательно-образовательного пространства осуществляется с учетом следующих принципов:

  • Принцип системности.
  • Принцип возрастной адресованности.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип ситуативности.
  • Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Реализация задач по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах детской деятельности (игровой, учебной, художественной, элементарно-трудовой, двигательной) с привлечением инструктора по противопожарной профилактике.

План работы разработан на основе методического пособия «Как обеспечить безопасность дошкольников» Белой К.Ю., Зимониной В.Н. и программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н, Князевой О.Л, Стеркиной Р.Б. для детей 3-7 лет.

 Общая характеристика

    В наше время неосторожное обращение детей с огнем – одна из причин пожаров. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.  Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь. Задача взрослых – помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом в доступной для детей форме объяснить что может произойти в том или ином случае.

  •        Главная цель воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности. Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет формировать у дошкольников навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами, опыт безопасного поведения, умение применять полученные знания в реальной жизни, на практике.
  •        Решение этой задачи возможно при изучении и выполнении перечня правильных действий и соблюдения требований, обеспечивающих безопасность детей дошкольного возраста. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ состоит из трех видов деятельности:
  • Регламентированная деятельность  (специально организованные занятия, мероприятия).
  • Совместная деятельность (детей и педагога, детей и родителей).
  • Самостоятельная деятельность (игровая, художественно-продуктивная).
  •        При формировании и развитии умений и навыков безопасного поведения наиболее целесообразными являются следующие методы:
  • Словесный (рассказ, рассказ-объяснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ произведения, внушение, убеждение).
  • Практический (элементарные инсценировки, использование разных видов театра, игровая деятельность, упражнения, работа с тетрадями, карточками,  личный пример, проведение досуговых мероприятий, художественно-продуктивная деятельность).
  • Наглядный (показ иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки, экскурсии).
  • Игровой (игра, игры-упражнения, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры, словесные игры, ролевые игры).

Задачи:

Обучающие:

Обучать дошкольников правилам безопасного  поведения.

Развивающие:

Развивать и формировать познавательную деятельность, ориентированную на понимание опасности и безопасности.

Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.

Организовать систему мероприятий для просвещения семей воспитанников с правилами пожарной безопасности.

Воспитательные:

Воспитывать у детей навыки правильного и безопасного поведения.

Воспитывать у дошкольников сознательное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание

          Возрастные особенности психического развития детей.

№ п.п.

Возрастная

 группа

Особенности психического развития

1

Вторая младшая

Эмоции сильные легко переключаемые.

До 3,5 лет – кризис «Я сам».

Возраст конфликтный со взрослыми. Появляется игровое действие.

 Игра партнерская со взрослым или индивидуальная с игрушками.

Общение ситуативно-деловое.

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Сверстник малоинтересен.

2

Средняя

Эмоции более уравновешены. «Мирный» возраст и со взрослыми и с детьми.

Появляются игровая ситуация и ролевой диалог. Игра коллективная со сверстниками.

Общение внеситуативно-деловое (первые признаки).

Взрослый интересен как источник информации.

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.

3

Старшая

Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым.

 Развернутый во времени игровой сюжет. Игра в стабильной игровой компании.

Общение внеситуативно-личностное.

Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению.

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.

Высокая потребность в общении со сверстниками.

4

Подготовительная к школе

Эмоциональная сфера стабильна. Формируется образ себя реального и потенциального.

Развернутый во времени игровой сюжет. Игра в стабильной игровой компании.

Общение внеситуативно-деловое. Взрослый интересен как источник информации.

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.

Высокая потребность в общении со сверстниками.

 Формы организации.

Деятельность

Группа

Форма организации

Регламентированная деятельность:

Вторая младшая

Занятия подгрупповые и индивидуальные (тематические, сюжетно-ролевые, занятия-путешествия, традиционные,  интегрированные, комплексные и т.д.).

Средняя

Занятия подгрупповые и фронтальные проводятся в первую половину дня.

(тематические, сюжетно-ролевые, занятия-путешествия, традиционные,  интегрированные, комплексные и т.д.).

Индивидуальные занятия проводятся в первую и во вторую половину дня.

Старшая

Занятия индивидуальные, подгрупповые и фронтальные проводятся в первую и во вторую половину дня.

(тематические, сюжетно-ролевые, занятия-путешествия, традиционные,  интегрированные, комплексные, занятия – КВН, занятия-викторины  и т.д.).

Тренинги.

Подготовительная к школе

Совместная деятельность:

Вторая младшая

Беседы.

Чтение.

Слушание.

Подвижные игры.

Художественная деятельность.

Драматизация.

Дидактические игры.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Экскурсии

Средняя

Беседы.

Экскурсии.

Чтение.

Слушание.

Подвижные игры.

Художественная деятельность.

Изобразительная деятельность.

Конструирование.

Дидактические игры.

Театрализация.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Составление рассказов.

Старшая

Беседы.

Экскурсии.

Чтение.

Слушание.

Подвижные игры.

Художественная деятельность.

Изобразительная деятельность.

Конструирование.

Дидактические игры.

Театрализация.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Составление рассказов.

Досуги, развлечения.

Решение проблемных ситуаций

Подготовительная к школе

Самостоятельная деятельность:

Вторая младшая

Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток.

Средняя

Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток.

Декламирование стихов, пропевание песенок.

Дидактические игры.

Непродолжительные игровые действия.

Малосюжетные игры.

Конструирование.

Настольный театр.

Художественная деятельность.

Старшая

Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток.

Декламирование стихов, пение песен.

Дидактические игры.

Совместные игровые действия.

Сюжетно-ролевые игры.

Конструирование.

Театрализация.

Художественная деятельность.

Подготовительная к школе

Формирование предметно-развивающей среды.

Развитие, обновление и обогащение предметно-развивающей среды.

Дидактическое обеспечение

Вторая младшая

Художественная литература (стихи, небольшие рассказы),

аудиозаписи («Кошкин дом»),

дидактические игры,

иллюстрации,

картины,

плакаты,

материалы для организации художественной деятельности,

сценарии небольших произведений для драматизации,

ширма, театрализованные атрибуты,

машинки,

фигурки пожарных,

детские рисунки (совместные рисунки с родителями),

конспекты занятий, мероприятий.

Средняя,  старшая,  подготовительная к школе

Художественная литература,

аудиозаписи,

видеозаписи,

дидактические игры,

иллюстрации,

картины,

плакаты,

материалы для организации художественной деятельности,

сценарии небольших произведений для драматизации, викторин, конкурсов,

ширма, театрализованные атрибуты,

машинки,

фигурки пожарных,

макеты домов, зданий,

детские рисунки,

фотовыставка,

тематические альбомы, открытки,

подборка стихотворений о труде пожарных,

стенгазеты, коллажи (изготовленные руками родителей),

конспекты занятий, экскурсий, проектов.

Организационно-педагогическая работа.

№ п/п

Наименование мероприятия

Категория работников

Срок

Ответственный

1

Инструктажи по темам:«Охрана жизни и здоровья детей в детском саду»

Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, помощники воспитателя.

Ежегодно -сентябрь, март.

Ответственный по охране труда.

2

Инструктаж по теме «Правила пожарной безопасности»

Воспитатели, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, помощники воспитателя.

Ежегодно -сентябрь,

декабрь,

май.

Ответственный по охрани труда.

        

2.Методическая работа.

Наименование мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Организованное изучение правил по пожарной  безопасности.

Перспективный план.

Воспитатели.

2.

Практические занятия по эвакуации детей в случае возникновения пожара.

Сентябрь,

май.

Заведующая, ответственный по охране труда, старший воспитатель, воспитатели.

3.

Обзор передового педагогического опыта работы различных дошкольных учреждений.

Октябрь

Старший воспитатель.

4.

Практикум для воспитателей

«Оказание первой помощи   пострадавшему»

Ноябрь.

Ст. медсестра,

ст. воспитатель.

5.

Рекомендации по содержанию стендов и уголков пожарной безопасности в ДОУ.

Январь

Старший воспитатель.

6.

Теоретический семинар

 « Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через обучение ППБ в разных формах работы»

Февраль

Старший воспитатель.

7.

Консультация на тему:

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Март

Воспитатель

.

8.

Экскурсия в пожарную часть - знакомство с техникой.

Май

Ст. воспитатель, воспитатели старшей группы.

3.Работа с родителями.

п п

Наименование мероприятия

Срок

Ответственный

1

2

3

4

1.

Изготовление и распространение информационных буклетов, памяток:

«Безопасность ребенка дома»;

«Спички – не игрушки, а огонь – не забава!».

Сентябрь.

Воспитатели.

2.

Консультации:

«Правила  пожарной безопасности»;

«Как  научить ребенка правильному поведению при пожаре».

Октябрь.

Воспитатели.

3.

Анкетирование «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»

Февраль.

Старший воспитатель, воспитатели.

4.

Педагогический всеобуч

«Обучение дошкольников безопасному поведению»

Март.

Старший воспитатель.

5.

Освещение тем по пожарной безопасности на групповых родительских собраниях

По планам воспитателей.

Воспитатели.

6.

Обновлениестендов и наглядной агитации в группах ППБ.

Ноябрь,

февраль,

май.

Воспитатели.

7.

Совместное изготовление атрибутов, пособий для игр и занятий.

В течение года.

Воспитатели,

родители.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ. Тема «Правила дорожные очень важны, правила дорожные знать все должны».

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить детей избегать опасных ситуаций на дорогах. Уточнить знание детьми правил дорожного движения, правил поведения на ули...

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Тема «Правила дорожного движения - правила жизни»

Конспект непрерывной образовательной деятельности посоциально-коммуникативному развитию в средней группе.  Тема «Правила дорожного движения - правила жизни»...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Презентация на тему "Правила дорожного движения - правила жизни" в старшей группе

В современном мире существует острая необходимость в обучении детей взаимодействию с дорогой и знании правил дорожного движения. Моя презентация об опыте работы, методах и тактиках обучения детей стар...

Конспект НОД во второй младшей группе. Тема:"Правила дорожные - правила надежные"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области  познавательное развитие  Тема: «Правила дорожные – правила надежные».Цель: форми...