Программа дополнительного образования "Зеленый огонек"
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

Капралова Ольга Николаевна

Программа по обучению детей ПДД. Разработанна для детей средней группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy.docx326.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

МДОУ «Детский сад №44»

Протокол №_____ от «____»_______________ 2016 г.

Утверждаю:

Заведующая МДОУ «Детский сад №44»

_________________ Дегтярева Т. Н.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Зелёный огонёк»

                                                               

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст: 4-5 лет

Руководитель кружка: Капралова Ольга Николаевна

Саранск 2016-2017 гг

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

2.

Пояснительная записка

3.

Учебно-тематический план

4.

Содержание изучаемого курса

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6.

Список литературы

7

Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Зеленый огонек»

Руководитель программы

Капралова Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №44»

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. проспект 50 лет Октября, д. 5 А-корпус 1. г. Саранск, ул.50 лет Октября , 9 а-корпус 2

т.8(8342)35-70-86

Цель программы

обеспечение охраны жизни, здоровья воспитанников путем создания системы работы по воспитанию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Направленность программы

социально-коммуникативная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

 – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия;

– предвидеть опасные ситуации в дорожно-транспортной среде;

– применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения;

– обогатится словарь посредством ознакомления детей с видами транспорта и  дорожной азбукой.

– сформируются творческие способности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


          1. Направленность программы: социально-педагогическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

          Программа «Зеленый огонек» направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД, а также воспитание у дошкольников культуры поведения на дороге в транспорте и на улицах города. Состоит из шести образовательных модулей:

 Участники дорожного движения;

 Виды транспорта;

 Светофор и его сигналы;

 Дорожные знаки;

 Мы пассажиры;

          – Безопасные места для детских игр.

Содержание занятий по каждому образовательному модулю составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

        2. Новизна программы заключается в определении влияния дополнительных дорожно-познавательных занятий на развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, координации движений, выработки реакции на опасность, умение находить правильный выход из проблемно-поисковой создавшейся ситуации, а также разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

        3. Актуальность программы. 

        Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.

        Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. На дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребенка.

       С каждым годом в нашей стране растёт плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.  Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными,  из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.   Особое значение и решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности. Ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения, остро встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимости сознательного выполнения им требований дорожного движения.

        Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

        Известно, что привычки закрепленные в детстве. Остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо прививать детям культуру безопасного поведения на дорогах.

        Следует отметить, что организованный педагогический процесс должен осуществляться так. Чтобы обучение правилам безопасности дорожного движения строились на основе не только знаний. Но и развитии у воспитанников необходимых качеств, таких, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. А полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

        Программа «Зелёный огонек»,  разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

        4. Отличительные особенности программы.

        Особенностью данной программы является связь воспитательно-образовательной работы с  социальной жизнью и доступными объектами, окружающими ребенка, а так же закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

          6. Цель программы:

          Обеспечение охраны жизни, здоровья воспитанников путем создания системы работы по воспитанию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.

         7. Задачи программы (для детей 4-5 лет):

1. Образовательные (обучающие): формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, на улицах, в транспорте.

2. Развивающие: развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения; развитие у детей мелкой  моторики пальцев рук, воображения, мышления, координации движений, глазомера.

3. Воспитательные: воспитание культуры поведения на улице и в транспорте; сплочение детского коллектива через воспитание взаимопомощи, взаимовыручки.

8. Возраст детей: 4-5 лет.

9. Срок реализации: 1 год.

10. Формы и режим занятий.

Для успешного освоения программы численность детей в группе составляет 10-12 человек. Кружок «Зеленый огонек» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю с октября по  май. Время занятий соответствует возрастной группе 20 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В ходе работы дошкольники приобретут следующие умения:

          – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия;

– предвидеть опасные ситуации в дорожно-транспортной среде;

– применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения;

– обогатится словарь посредством ознакомления детей с видами транспорта и  дорожной азбукой.

Для определения уровня освоения детьми программы разработаны диагностические карты.

12. Форма подведения итогов.

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к правилам дорожного движения.

 В конце учебного года проводится итоговое занятие и выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Количество занятий

Теория

Практика

Количество занятий

мин

Диагностика

Вводное занятие

1

-

10 мин

10 мин

1.

Участники дорожного движения

3

23 мин

37 мин

1.1

Наша улица

1

20

5 мин

15 мин

1.2

Правила дорожные самые надежные

1

20

8 мин

12 мин

1.3

История правил дорожного движения

1

20

10 мин

10 мин

  2.

Виды транспорта

4

33 мин

47 мин

2.1

Транспорт

1

20

12 мин

8 мин

2.2

Наземный транспорт

1

20

7 мин

13 мин

2.3

Воздушный транспорт

1

20

7 мин

13 мин

2.4

Водный транспорт

1

20

7 мин

13 мин

3.

Светофор и его сигналы

4

39 мин

41 мин

3.1

Наш друг светофор

1

20

12 мин

8 мин

3.2

Светофор у нас в гостях

1

20

10 мин

10 мин

3.3

Дорожная азбука

1

20

12 мин

8 мин

3.4

Вечер загадок

1

20

5 мин

15 мин

4.

Мы пассажиры

6

53 мин

1ч 7 мин

4.1

Поведение в автомобиле

1

20

8 мин

12 мин

4.2

Автокресло

1

20

10 мин

10 мин

4.3

Городской общественный транспорт

1

20

10 мин

10 мин

4.4

Труд водителя

1

20

10 мин

10 мин

4.5

Остановка общественного транспорта

1

20

8 мин

12 мин

4.6

Я в автобусе

1

20

7 мин

13 мин

5.

Дорожные знаки

3

25 мин

35 мин

5.1

Мы по улице идем, маму за руку берем

1

20

5 мин

15 мин

5.2

Пешеходный переход

1

20

10 мин

10 мин

5.3

Перекресток

1

20

10 мин

10 мин

6.

Безопасные места для детских игр

4

22 мин

58 мин

6.1

Мы идем играть

1

20

5 мин

15 мин

6.2

Я грамотный пешеход

1

20

7 мин

13 мин

6.3

Катание на велосипеде (самокате, роликах).

1

20

5 мин

15 мин

6.4

В стране дорожных знаков

1

20

5 мин

15 мин

Итоговое занятие. «Нам на улице не страшно».

1

20

7 мин

13 мин

Всего

3ч 16 мин

4ч 45 мин


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Основные разделы программы

Образовательный модуль 1. Участники дорожного движения

Задачи: вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения; формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; расширить знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить названия основных частей улицы, их названия, назвать основные части, на которые делится улица. Учить детей, свободно ориентироваться в своём комплексе; научить находить основные общественно – бытовые здания в ближайшем окружении. Учить адекватно, реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать своё поведение в разных ситуациях.

Образовательный модуль 2. Виды транспорта

Задачи: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду; Знакомить детей со специальным транспортом, его особенностями строения, оборудования; дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора.


Образовательный модуль 3. Светофор и его сигналы

Задачи: дать понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление, воспитывать внимательного пешехода; закрепить виды светофоров, место установки каждого вида (трёхцветный, двухцветный, с поворотом) светофора и назначение.

  Учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь её использовать.

Образовательный модуль 4. Дорожные знаки

Задачи: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. 

  Общее ознакомление детей с дорожными знаками: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Образовательный модуль 5. Мы пассажиры

Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте; познакомить с работой кондуктора и водителя автобуса;

  Дать понятие – «пассажиры», закрепить знания о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте; закрепить умение общаться и обращаться друг к другу вежливо;

Образовательный модуль 6. Безопасные места для детских игр

Задачи: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности; обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

  Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

  Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Материал к занятию

Работа с родителями

Октябрь

I

Диагностика

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

II

Наша улица

Продолжать формировать представление об окружающем пространстве. Закрепить название города;  правила движения на тротуаре: придерживаться правой стороны.

Воспитывать умение ориентироваться в пространстве

 Картинки и фотографии с изображением родного города и его достопримечательностей; цветные флажки.

Консультация «Детская безопасность»

III

Правила  дорожные – самые  надёжные.

Знакомить с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки. Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Макеты домов, конструктор, напольный макет, светофор, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение».

Памятка для родителей. «Правила дорожного движения»

IV

История правил дорожного движения.

Обобщать знания детей о правилах дорожного движения и систематизировать основные понятия по теме ПДД;

Подвести к пониманию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

Познакомить детей с историей ПДД.

Закреплять знания о правилах перехода улицы, о подземном и пешеходном переходе, о сигналах светофора;

Сформировать понятие пешеход,  дорога, тротуар;

Развивать коммутативные  умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи; оценивать результат своей работы;

Развивать внимание, любознательность, наблюдательность,  находчивость, сообразительность, творческие способности детей.

Картинки с изображением дорожных знаков, картина «Улица», атрибуты к сюжетно-ролевой игре с изображением автобуса, троллейбуса, маршрутного такси, костюм «Светофора», жезл регулировщика.

Консультация «Улица глазами детей»

Ноябрь

I

Транспорт

Познакомить детей с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный»; научить применять полученные знания в жизни.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, иллюстрации с изображением транспорта, ноутбук, мультимедийный экран.

Консультация «Что читать детям о Правилах Дорожного Движения»

II

Наземный транспорт

Познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения.   Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт».  

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.  

Картинки с изображением транспорта; машины: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций работы специализированных машин.

Консультация «Ребенок и дорога»

III

Воздушный транспорт

Познакомить с видами воздушного транспорта.

Закрепить приемы лепки из целого куска. Развивать моторику рук.

Картинки с изображением водного вида транспорта; пластилин, дощечки, салфетки — на каждого ребенка; игрушки — самолет, ракета

Разбор с родителями дорожных ситуаций.

IV

Водный транспорт

Познакомить с видами водного транспорта.

Познакомить с правилами поведения на водном транспорте.

Мультимедийная презентация, нооутбук, разрезные картинки с изображением транспорта, атрибуты к сюжетно-ролевой игре.

Привлечение родителей к пополнению группы материалами по ПДД.

Декабрь

I

Наш друг светофор.

Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

развивать наблюдательность, зрительную память; развивать умение отвечать полным ответом.

Макет светофора, гуашь, кисточки, листы для рисования.

Папка-пердвижка «Дорога без опасности»

II

Светофор у нас в гостях.

Дать представление об автомобильном и пешеходном светофоре. Закрепить сигналы светофора. Закрепить знания о правильном переходе проезжей части.

 Макет улицы, светофора;  картонные кружочки зеленого, желтого, красного цвета; спичечные коробки, клей.

Консультация «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»

III

Дорожная  азбука

Закреплять у детей знания о работе светофора; расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети»; знакомить детей с понятием «островок безопасности» и его функциями.

Письмо,дорожные знаки на подставке, напольный макет с атрибутами, светофор, альбомы, карандаши, трафареты с дорожными знаками.

Консультация «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»

IV

Вечер загадок.

Развивать умение отгадывать загадки о

дороге, светофоре, транспортных средствах, дорожных знаках;

Январь

III

Поведение в автомобиле.

Дать элементарные правила безопасности в автомобиле.

Картинки с ситуациями, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Водители».

Консультация «Ребенок в автомобиле»

IV

Автокресло

Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности.

Картинки с ситуациями, мяч, автокресло.

Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле»

Февраль

I

Городской общественный транспорт

 

Формирование понятия «Общественный транспорт», расширение знаний о его  видах.

Иллюстрации с изображением общественного транспорта; атрибуты для подвижной игры.

Памятка для родителей «Что могу сделать я?»

II

 Труд водителя.

Дать представление о профессии водителя; познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта; расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге.

Сюжетные картинки с изображением людей разных профессий.

Обсуждение с родителями маршрутов безопасного движения от дома до детского сада.

III

Остановка общественного транспорта

Расширять знания о дорожных знаках, правилах поведения на остановке.

Карточка с изображением дорожного знака «Остановка общественного транспорта».

Консультация «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

IV

Я в автобусе

Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Картинки с дорожными ситуациями; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус».

Памятка для родителей «Правила поведения в автобусе, троллейбусе, маршрутном такси».

Март

I

 Мы по улице идем, маму за руку берем.  

     

 

 

 

Формировать представления детей о «проезжей части» и «тротуаре»;

Совершенствовать элементарные представления о правилах дорожного движения;

Картинки с дорожными ситуациями, дорожные знаки, макет проезжей части; листы бумаги, цветные карандаши.

Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями).

II

Пешеходный переход.

Дать представление о пешеходном переходе, знаке «Пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.

Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».

III

Перекресток

Закрепить знания правил дорожного движения. Знакомить детей с пересечением дорог.

 Сюжетные картинки.

Папка-передвижка «Дорожная азбука»

IV

Мы идем играть.

Дать элементарные знания о правилах поведения на тротуаре и вблизи проезжей части.

Закрепить понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу».

Картинки с дорожными ситуациями, пазлы «Собери знак».

Памятка родителям «Все начинается с малого».

Апрель

I

Я грамотный пешеход.

Закреплять у детей представления о назначении дорожных знаков; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике.

Дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шофер», игра «Дорожное лото», картинки с изображением, напольный макет.

Анкетирование «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»

II

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)».

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых конька.

Научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Воспитывать внимание, сосредоточенность.    

Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

III

«Развлечение для родителей и детей «В стране дорожных знаков".

Формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного   движения.

Музыкальный центр,

эмблемы для команд "Светофорики" и "Пешеходы";

атрибуты для конкурсов;

медали для награждения победителей конкурса.

Видеосюжеты-ситуации с родителями «Безопасные дороги – детям!»

IV

Диагностика

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Май

I

Итоговое занятие

«Нам на улице не страшно»

Обобщить знания правил дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Знаки, картина-загадка «Транспорт», доска магнитная, светофор, игрушки: кошка, поросенок,  мультимедийная доска.

Семейный конкурс рисунков по ПДД.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы  занятий.

1. Интегрированные  занятия.  

2. Занятия-путешествия во  времени.

3. Занятие-игра.

4. Занятие-беседа.

5. Развлечения.

Приемы и методы организации

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов:

– беседа, рассказ, обсуждение;

– рассматривание иллюстраций, демонстрация мультимедийных презентаций, мультфильмов, наблюдения, целевые прогулки;

          – решение ситуативных задач, показ образца выполнения последовательности работы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

Дидактический материал: сюжетные картинки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр; цветной и белый картон, цветная бумага, клей ПВА, кисть; фломастеры, цветные карандаши, бросовый материал: ватные диски, спичечные коробки и др.

Техническое оснащение занятий.

п/п

Техническое оснащение занятий

Количество (шт.)

1.

Стол

12

2.

Шкаф для хранения пособий

2

4.

Магнитная доска

1

5.

Музыкальный центр

1

6.

Мультимедийный проектор

1

7.

Ноутбук

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Программа и методическое обеспечение по воспитанию безопасного                    поведения  детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте:Метод.пособие /Авт.- сост.: Р.М. Литвинова,М.Б.Перетрухина и др., - Ставрополь: СКИПРО, 2003.      
  2. Авдеева Н.Н.,Князева Н.Л., Стёркина Р.Б.  Безопасность:   Учеб. Пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. СПб:Детство – Пресс, 2010.    
  3. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова.- Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление        дошкольников  дошкольников  с правилами дорожного движения: для  работы с  детьми 3 – 7 лет.М.: Мозаика-Синтез, 2010          
  5. Дорожная азбука в детском саду/ Е. Я. Хабибулина.- Детство-Пресс, 2016.
  6. Газета «Добрая Дорога Детства».
  7. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
  8. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
  9. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
  10. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.
  11. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008

                                                                 

Перечень знаний, которыми должны владеть дети среднего дошкольного возраста по правилам дорожного движения  и безопасному поведению на дорогах.

1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4. Правила перехода дороги ( посмотреть налево, право и т.д.)

5. Опасные места на улицах и дорогах.

6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7. Виды и назначение транспорта.

8. Опасные и безопасные действия.

9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Критерии:

1 балл – затрудняется, отвечает с помощью наводящих вопросов; не проявляет самостоятельной познавательной активности.

2 балла – ребенок отвечает с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, исправляет ошибки с помощью воспитателя; частично проявляет познавательную активность.

3 балла – отвечает правильно и уверенно; самостоятельно проявляет познавательную активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...