Доклад для педагогов на тему: «Помогут ли сказки в обучении ребенка основам безопасности».
консультация по обж на тему

Рябеченкова Оксана Геннадьевна

Доклад для педагогов на тему: «Помогут ли сказки в обучении ребенка основам безопасности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_fevral_2017.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов на тему: «Помогут ли сказки в обучении ребенка основам безопасности».

Наверняка все взрослые читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?».

Самые первые сказки в жизни крохи похожи на страшилки. Неужели наши предки так хотели запугать ребенка? Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей. Они написаны для взрослых. Именно взрослые должны нести ответственность за жизнь и здоровье карапуза. Вот педагогом в сказках и объясняется, что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить на окошко постудиться» или если он убежит в незнакомое для него место.

Русские народные сказки предостерегают взрослых о последствиях, причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание.

Сказки о безопасности – это своего рода инструкция к действию. У маленьких детей воображение еще не развито, поэтому младенец все равно не поймет, что колобок погиб, а козлят съели. Маленькому ребенку еще все равно, что именно Вы ему говорите, в данный момент развития его интересует само звучание речи, голос и интонации. Но и интонации можно менять. Можно говорить ласково и нежно, а можно грубо и зловеще. Благодаря интонациям ребенок может понимать, что происходит что-то не то.

В русских народных сказках всегда есть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя. И малыш усваивает эти правила с молоком матери. В сказке все сказано и все очень подробно объяснено. Задача взрослых состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. Малыши копируют поведение взрослых. Вы можете показать свое отношение к беспечным поступкам колобка. Помните, что осуждать можно только поведение главного героя, которое привело к печальным последствиям. Чтобы польза от сказок была максимальной, обязательно комментируйте их. Простое «ай-ай-ай» уже покажет Ваше отношение к проступку колобка. Очень важно задавать вопросы по сказке: «Как ты думаешь, почему колобок убежал? Можно ли убегать одному? Кто обхитрил Колобка?» и т.д.

Подведите итоги после прочтения сказки, например: «Наша Маша молодец. Она никогда не убегает одна». При последующих прочтениях сказки нужно будет вызвать у ребенка недоверчивость к чужим речам, предупредив его о возможных опасностях.

Также важно не лишать сказку волшебства и приводить печальнее примеры из реальной жизни. Этому ребенок научится чуть позже, когда подрастет.

Можно поиграть в Колобка или Теремок, а в конце заменить традиционную концовку на ту, что колобка не съест лиса, а он убежит от нее. Или ребенок может спастись из развалившегося дома, который раздавил медведь. В процессе таких игр ребенок должен усвоить, что уходить и разговаривать с незнакомцами нельзя, а в случае опасности нужно убегать.

Чтобы дети лучше запоминали правила поведения, перед прочтением очередной сказки определите, какие полезные уроки ребенок может получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своими словами более доверительный и теплый. Обязательно выражайте свое отношение к поведению тех или иных героев. Вы можете осуждать их поступки или наоборот восхищаться. Задавайте вопросы, при этом необязательно ждать, что ребенок ответит на них. Вопрос подчеркивает главное, он заставляет задумываться. Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться.

Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:

«Гуси-лебеди». Ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

«Кот, петух и лиса». Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

«Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации. Нужно лишь хорошенько подумать.

«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» поможет понять малышу, что во время неприятностей нельзя падать духом, нужно искать причину неудач и устранить ее.

Можно сделать вывод, что сказки учат ребенка основам безопасности. Читайте с ребенком сказки, учите его жизни ненавязчиво и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»

ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»...

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто в хлопотах повседневной жизни мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспе...

«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....

«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

В консультации представлены рекомендации по организации работы по основам безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ....