Конспект организованной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшей группы
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Халимонова Наталья Александровна

Материал занятия помогает закреплению знаний и навыков, необходимых для действия в экстремальных ситуациях, формированию осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Знакомство с кинологическим подразделением МЧС. Дидактические, подвижные игры, проводится серия опытов для ознакомления со свойствами огня,творческая работа по изготовлению памятника собакам- спасателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagolovok.docx26.64 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста.

 Тема : « На страже безопасности».

                                             Воспитатель МБДОУ ЦРР №5: Халимонова Н.А.        

Цель:

Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

Программные задачи:

формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;

закрепить знания о причинах возникновения пожара;

формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; познакомить с огнём и его свойствами;

дать представление о кинологическом подразделении МЧС;

формировать умение  доказательно, выражать свои мысли;

развивать память, любознательность, логическое мышление, координацию движений, внимание, ловкость;

воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;

воспитывать чувство благодарности ко всем, кто помогает нам в трудных ситуациях.

Интеграция образовательных областей:    социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическая, художественно-эстетическая.

Предварительная работа:    беседы, рассматривание картин, обыгрывание

проблемных ситуаций, чтение произведений о пожаре, экскурсия в пожарную часть, заучивание стихотворений, просмотр видеороликов и мультфильмов о противопожарной безопасности.

Материал:    проектор; слайды; белый халат лаборанта; для опытов: металлический поднос, свеча, спички, стеклянная колба , снег, песок, земля; для эстафет: кегли, шарики синего цвета, обручи, игрушки, 2 ведра, дуги, разрезанные картинки, карточки с вопросами, фишки; музыка соревновательного характера;  медали; пластилин, доски, стеки, салфетки.

                               Ход деятельности:

1.Введение в ситуацию (мотивационный этап): (звонок на телефон воспитателю.)

В: ребята, мне позвонил мой  знакомый мальчик  Ваня. Его котенок забрался на дерево, на самую высокую ветку , а спускаться  боится, дрожит от страха и жалобно мяукает. Вот беда, что же Ване теперь делать?

Д: позвать на помощь взрослого .

В: как вы думаете, можно ли, даже взрослому лезть на такую высоту без специального снаряжения?

Д: нет, это опасно.

В: как надо поступить?

Д: позвать спасателей.

В: вы уверены? А почему именно спасателей?

В: молодцы ребята, вы правильно ответили.

2.Рассказ воспитателя  использованием мультимедийной презентации).

 Спасатели - это сотрудники МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций) : водители, альпинисты, водолазы,  летчики  ,пожарные-

настоящие герои, ежедневно решающие вопросы сохранения жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды.

(слайд № 1, 2, 3,4,5)

(Воспитатель по телефону передает  Ване совет детей: позвать на помощь спасателей)

3. Актуализация имеющихся знаний (деятельностный этап)

Ребята, а в каких еще случаях обязательно надо обращаться  за помощью к спасателям ?

Д: при пожаре, наводнении, землетрясении и т.д.

 

В: Смел огонь, они смелее,

 Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать!

В: о ком эта загадка?

Д: о пожарном.

В: правильно. А вы знаете, что пожары на Руси  издавна были одним из самых тяжких бедствий . Первые противопожарные мероприятия проводились очень давно, еще в одиннадцатом веке.

 Шли годы , издавались новые законы и указы о мерах борьбы с огнем. Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – мощная оперативная организация в составе МЧС России.

Дидактическая игра

1.«Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

-Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

-Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. ( слайд №6)

Как поступают сегодня

-Звонят по телефону 101.( слайд № 7)

-Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

-На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.( слайд № 8)

Как поступают сегодня

-На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. ( слайд №9)

-Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

-Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы. ( слайд №10)

Как поступают сегодня

-Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.( слайд №11)

Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

-Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.( слайд № 12)

Как поступают сегодня

-Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

(Слайд № 13).

В: молодцы.

-Отчего же происходят пожары?

Д: играют со спичками, зажигалками, забывают выключать электроприборы.

(Слайд №14,15 )

В: ребята,   чтобы обезопасить себя и сохранить свое здоровье, надо знать особенные свойства огня. Вы их знаете?  Какие у вас есть предположения?

Ответы детей.

4.Введение способа действия в систему знаний и умений ребенка

В: отлично, ваши предположения мы можем проверить в нашей лаборатории. Проведем  несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Д: огонек

. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Д: Нет.

Объясните, почему?

Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

В: Да, действительно, огонь- стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Д: Его нужно потушить).

В:    Чего же боится огонь?

Д: Воды, снега, песка, земли.

 В: А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?

Д: Да.

В: Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?

Д: Огонь погас , потому что он боится воды.

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Д: Он гаснет.

Почему наш огонек через некоторое время погас?

Ответы детей

 В: Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Игра «Карточная викторина»  

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого  по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

Подсчитать фишки , похвалить всех детей.

В: пожар тушить нелегко, какими же качествами должен обладать пожарный?

Д: должен быть сильным, смелым, ловким, выносливым.

В: а вы хотите быть такими же, как спасатели, сильными и выносливыми?

Что для этого надо делать?

Д: тренироваться. ( слайд № 16, 17 )

В: вот мы сейчас с вами и потренируемся.

Подвижная игра – эстафета «Пожарная тревога».

На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до потерпевшего, иногда в огне оказываются животные. Сейчас мы будем спасать животных.

2 команды по 5 человек. Дети встают в шеренгу.  Преодолев  препятствия, спасти животное и отнести в больницу.

Игра «Тушение пожара»

При  пожаре очень важно уметь работать дружно и сообща. Взявшись за руки  допрыгать на одной ноге до ведра с синими шариками, взять по одному и вернуться к пожару ( красный обруч).

Игра «Кто быстрее»

Собрать целую картинку из разрезных картинок иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки» .

В: ребята, как называется рассказ, иллюстрацию к которому вы сейчас собирали? Кто автор? ( слайд № 18 )

Д:автор рассказа «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой.

В: правильно ,давайте вспомним содержание рассказа.

Ответы детей.

В : эта история произошла в Англии, как вы думаете, ребята, а у нас есть собаки - спасатели?

Д  :  есть.

В: приказ принимать собак на службу в МЧС в нашей стране был издан 20 лет назад .С тех пор четвероногие бойцы верно несут службу в спасательных отрядах. ( слайд № 19,20,21 )

Как вы думаете, любая собака может работать спасателем? Почему?

Ответы детей.

В: вы правы , ребята, служебные собаки должны иметь крепкую устойчивую психику, острое чутье, развитый слух и зрение, должны быть сильными и выносливыми. Именно благодаря четвероногим спасателям с момента создания подразделения были спасены около 2  тысяч человеческих жизней!

В: в каждом крупном городе есть памятники собакам спасателям, в каждом крупном городе живут люди, чьи судьбы когда-то зависели от кожаного мокрого носа. ( слайд № 22,23,24,25,26,27 )

Ребята, а с кем-нибудь из вас или с вашими родителями случались такие истории, где без помощи собаки - спасателя не обойтись?

Ответы детей.

В  : интересные истории вы рассказали о бесстрашных четвероногих спасателях.

В: интересно , а какой памятник четвероногому спасателю мог бы стоять в нашем городе? Ваши предложения.

Д: сделать из пластилина собаку - спасателя.

В: замечательное предложение. Каким  способом можно вылепить фигуру собаки?

Д: из целого куска пластилина, из частей.

В: приступайте к работе, обращайтесь, если   понадобится помощь.

Дети лепят собаку.

 5. Подведение итогов. Рефлексивный этап:

Звонит телефон воспитателя.

В:  это звонил Ваня, он поблагодарил вас за правильный совет.

Спасатели сняли Ваниного котенка с верхушки дерева. Котенок успокоился, поел и уже спит. Все хорошо. Ваня очень доволен.

Ребята, кто напомнит, что мы посоветовали Ване?

Д: в чрезвычайных ситуациях всегда обращаться к спасателям.

В: приведите примеры таких ситуаций.

Ответы детей.

В: я вижу, что вы были внимательными  и все запомнили!

( слайд №28)

О чем вы теперь можете рассказать своим родителям и друзьям?

Ответы детей.

Установить пластилиновые «памятники» собакам - спасателям на макете города, изготовленного родителями и детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 20

ЛЮДИ В ФОРМЕ МЧС- ЭТО СИЛА, ДУХ И ЧЕСТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.

Конспект ООД по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.Образовательная область: "Познание".Цель: Формирование понятий части и целого.Образовательные задачи:1. Закрепить навыки прямого и...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «Ах, картошка, ты картошка!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

- формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу;- закреплять представления детей о потребности растения в свете, тепле, воде;- формировать умение понима...

Организованная образовательная деятельность с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшей группы. ТЕМА: «ТАМ , ГДЕ ЖИВЕТ СКАЗКА».

Организованная образовательная деятельность с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей  старшей  группы.  ТЕМА: «ТАМ ,  ГДЕ ЖИВЕТ СКАЗКА»....

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Знакомство с родным городом Тамбовом» для детей старшей группы с использованием современных технологий

Конспект    формирует  представления детей о символике города Тамбова – флаг, герб, гимн; поможет          подвести детей к пониманию того...

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»

Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старше...