Программа по ПДД
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Сабирова Маргарита Михайловна

            Программа социально-педагогической направленности по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города в рамках реализации дополнительного образования, кружковой деятельности «Вместе весело шагать!»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

                                                

Педагогический Совет № 1

от 27.08.2015 г.

Приказ  №  334 - од

от   27.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

МДОАУ  д/с  «Белочка»    _______________Ю.Г. Софронова                                        «____»_______________2016 г

Приказ № 1-од    от 11.01.2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По формированию у дошкольников навыков безопасного поведения

 на дорогах и улицах города в рамках реализации

дополнительного образования, кружковой деятельности

детей с 3 до 8 лет

«Вместе весело шагать!»

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 4 года

Разработчик программы: заместитель директора по методической работе Шевченко Ирина Владимировна, воспитатель Сабирова Маргарита Михайловна

г. Пыть-Ях, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  1. Новизна программы.
  2. Актуальность.
  3. Педагогическая целесообразность.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
  6. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
  7. Сроки реализации.
  8. Формы и режим занятий.
  9. Ожидаемые результаты.
  10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
  1. Учебно-тематическое планирование.
  2. Содержание образовательной деятельности.
  3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  5. Педагогическая диагностика.
  6. Библиографический список.

1.Пояснительная записка

        Программа социально-педагогической направленности по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города в рамках реализации дополнительного образования, кружковой деятельности «Вместе весело шагать!»  далее (Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения";
  • Конвенцией «О правах ребенка»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 (ред. от 29.10.2015) "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";
  • Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Письмом Министерства образования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Правилами дорожного движения;
  • Уставом ДОУ.

Программа направлена на формирование у  дошкольников  необходимого объёма представлений, знаний и навыков, позволяющих им безопасно вести себя в условиях дорожного движения, самостоятельно действовать и решать  посильные задачи при угрозе или возникновении опасной ситуации.

  1. Новизна программы

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Новизной программы является разнообразие форм и методов, а также их сочетание в совместной работе воспитателя, родителей, инспектора ГБДД и специалистов ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.

1.2. Актуальность

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Это, как правило, происходит от того,  что родители не всегда сами соблюдают,  правила дорожного движения,  показывая не очень положительный пример своим детям,  а привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения при совместном взаимодействии с семьей.  

  1. Педагогическая целесообразность

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй  младшей группы.

1.4. Цель и задачи программы

Цель:профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у дошкольников устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Основные задачи:

  • формировать у детей дошкольного возраста умение  применять полученную информацию в практической деятельности;
  • систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
  • формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
  • обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Данная программа – это способ показать на практике систему деятельности воспитателя, родителей, сотрудников полиции по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов

  1. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Дошкольный возраст – это период, когда формируется личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных условиях очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны соблюдать неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно с раннего дошкольного возраста, а затем следить за их выполнением, в связи с этим была  определена возрастная  категория детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программыс 3 до 7 лет.

  1. Сроки реализации

Программа  рассчитана на 4 года обучения. Каждый учебный год распланирован на  38  учебных недель с 1 сентября  по 31 мая, составлен годовой календарный учебный график.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной  образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.

Образовательная деятельность с детьми  дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю в режиме дня, продолжительность образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, а для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти лет не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 8-ми лет – не более 30 минут.

Условия приема детей, система набора:

Занятия по кружковой деятельности могут посещать воспитанники  с 3 до 8 лет, по желанию  без предварительного отбора.

  1. Формы и режим занятий

В ходе реализации  Программы сочетается  групповая,  подгрупповая и индивидуальная работа.

На занятиях применяются такие методы как:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений-Практические – упражнения, игры.
  • Словесные  методы  – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
  • Объяснительно-иллюстративные методы обучения:при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  • Репродуктивные методы обучения:в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • Частично-поисковые методы обучения:участие детей в коллективном поиске.
  • Исследовательские методы обучения:овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Все методы используются в комплексе.        

Формы организации совместной  деятельности с воспитанниками:

  • тематические беседы;
  • практические занятия с применением ИКТ-технологий;
  • театрализация (занятия-постановки);
  • проектная деятельность;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • прогулки;
  • встречи, беседы с инспектором ГИБДД;
  • продуктивные виды деятельности;
  • игровая деятельность;
  • чтение  художественной литературы;
  • развлечения, досуги;
  • «Минутки безопасности».

Ситуационные формы обучения одной, из которых является моделирование дорожных ситуаций– «Минутки безопасности» – это кратковременное занятие по безопасности поведения на улицах и дорогах (1-2 минуты). Цель, которых повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней.

Создание условий:

  • оформление уголков безопасности;
  • подбор литературы, фотографий по ПДД;
  • изготовление атрибутов к играм;
  • оформление макетов.

Преемственность со школой

  • совместные мероприятия: праздники, досуги, проекты и т.д.

Взаимодействие  с родителями:

  • консультации;
  • беседы;
  • буклеты, памятки;
  • родительские собрания;
  • совместные развлечения;
  • проектная деятельность;
  • встречи и беседы с инспектором ГИБДД.

Основные правила обучения детей основам «дорожной грамоты»:

  • не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;
  • сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
  • очень важно при обучении детей основам безопасности дорожного движения не делать акценты только на том, что нельзя делать на дорогах, на каждое «нельзя» должно быть «можно». Если мы говорим, что нельзя играть на проезжей части дороги, то нужно рассказать и показать детям, где нужно играть – во дворе, детской площадке, сквере, парке;
  • научить предвидеть опасность и сформировать навыки правильной ориентации в дорожной среде необходимо формировать у дошкольника с самого раннего возраста;
  • использовать новые игровые технологии, развивающие у детей познавательный процесс: наблюдательность, память, мышление, речь.

Программа создана на основе принципов:

  • Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
  • Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.
  • Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
  • Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

  1.  Ожидаемые   результаты.

I год обучения - вторая младшая группа.

Ожидаемые результаты: ребенок, имеющий представление об окружающем пространстве, ориентирующийся в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеющий  первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге.

II год обучения - средняя группа.

Ожидаемые результаты: ребенок, умеет ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор,  дорожные знаки.

III год обучения -  старшая группа.

Ожидаемые результаты: ребенок, умеющий свободно ориентироваться  вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий  правила безопасного поведения в транспортном средстве.

IV год обучения -  подготовительная к школе группа.

Ожидаемые результаты: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения в повседневной жизни.

  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

   Формой подведения итогов реализации программы дополнительного образования  является:  

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Тематические праздники и развлечения;
  • Творческий отчет руководителя кружка.

  1. Учебно-тематическое планирование.

Всего количество занятий в год 38,         в учебный план включены часы теории  и практики.               

Учебный план

Для детей 3-4 лет по изучению программы «Вместе весело шагать».

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное.

1

1

2

Формирование представлений об окружающем пространстве, знакомство понятиями:  улица, дорога, тротуар, проезжая часть.

8

1

7

3

Знакомство с транспортными средствами

5

1

4

4

Закрепить  названия цветов светофора, и их назначение.

4

1

3

5

Формирование элементарных правил  безопасности в автомобиле.

3

1

2

6

Формирование элементарных представлений о поведении в общественном транспорте.

4

1

3

7

Формирование элементарных представлений о поведении на улице.

4

1

3

8

Знакомство с основными правилами дорожного движения.

9

1

8

Итого часов

38

8

30

Учебный план

Для детей 4-5 лет по изучению программы «Вместе весело шагать».

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное.

1

1

2

Формирование представлений об окружающем пространстве, знакомство понятиями:  улица, дорога, тротуар, проезжая часть.

9

1

8

3

Расширять знания детей о видах транспорта  и их назначении.

4

1

3

4

Расширять знания детей о поведении в автомобиле.

3

1

2

5

Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

5

1

4

6

Совершенствовать представления  о безопасном поведении на улицах и дорогах.

4

1

3

7

Знакомство с основными правилами дорожного движения.

12

1

11

Итого часов

38

7

31

Учебный план

Для детей 5-6 лет по изучению программы «Вместе весело шагать».

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное.

1

1

2

Закреплять представление об улице.

7

1

6

3

Учить понимать графическую информацию, «читать» символьные рисунки.

2

1

1

4

Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов

6

1

5

5

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков.

5

1

4

6

Расширять знания детей о видах транспорта  и их назначении.

4

1

3

7

Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте и автомобиле.

6

1

5

8

Знакомство с основными правилами дорожного движения.

7

1

6

Итого часов

38

8

30

Учебный план

Для детей 6-8 лет по изучению программы «Вместе весело шагать»

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное

1

1

2

Закреплять представление об улице.

8

1

7

4

Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов

6

1

5

5

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков.

6

1

5

6

Расширять знания детей о видах транспорта  и их назначении.

4

1

3

7

Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте и автомобиле.

8

2

6

8

Знакомство с основными правилами дорожного движения.

5

1

4

Итого часов

38

8

30

  1. Содержание образовательной деятельности.

Перспективный план работыво второй   младшей  группе (I  год обучения)

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор,
  2. Обогатить знания детей различными  видами транспорта: грузовой, легковой автомобили.
  3. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах,
  4. Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем.

Сентябрь

Тема: Знакомство с улицей

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Вводное.

Создание игровых ситуаций.

Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Создание игровых ситуаций.

II-III

Знакомство с улицей

Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями:  улица, дорога.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения: «Улица».

На прогулке

Ситуация общения: «Что мы видим вокруг».

IV-V

За территорией детского сада

Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями:  улица, дорога, тротуар, проезжая часть.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Целевая прогулка вокруг здания  детского сада.

Аппликация: «Дорога широкая и узкая».

Октябрь

Тема: Знакомство с улицей

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I - II

«Мой друг светофор»

Научить различать цвета и форму предметов, Воспитывать культуру поведения, наблюдательность

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Целевая прогулка вокруг  детского сада.

Игра «Цветные билеты», наблюдения

III- IV

Осторожно- дорога!

Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарны ми правилами дорожного движения

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Изготовления макета «Улица нашего города» (совместная работа педагоги, дети и родители). Сюжетно - ролевая игра «Водитель».

Ноябрь

Тема: Транспорт

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Грузовик

Знакомить с грузовой машиной, ее назначением, основными частями грузовика.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Наблюдение за транспортом «Грузовик привез продукты в детский сад».

Дидактическая игра «Части грузовика».

Дидактическая игра «Собери машину».

II

Папа купил автомобиль

Знакомить детей с легковым автомобилем и его назначением.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуация общения «Папа купил автомобиль».

Артикуляционная гимнастика «Шофер».

Фотовыставка «Мы в машине».

III

Автобус

Дать представление об автобусе, его функциональном назначении.

Социально-коммуникативное развитие

Загадка об автобусе.

Ситуация общения «Автобус».

Сюжетно ролевая игра «Автобус».

IV

Транспорт легковой и грузовой

Обучать детей различать легковой и грузовой транспорт.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познавательно исследовательская деятельность: «Помоги зайке выбрать машину для перевозки грузов».

Декабрь

Тема: Светофор

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Наш друг светофор

Уточнить знание о транспорте, дороге.  Дать представление о работе светофора.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Светофор».

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

II- III

Светофор у нас в гостях

Закрепить цвета светофора. Познакомить с расположением сигналов светофора.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Чтение Ю. Козлова «Светофорчик»

Инсценировка «По дороге кошка шла».

 IV-V

Создание игровых ситуаций.

Закрепить  сигналы светофора, и их назначение.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Почини светофор».

Проблемная ситуация «Как перейди дорогу, ориентируясь на

светофор».

Январь

Тема: Поведение в автомобиле

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II-III

Автокресло

Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Автокресло для меня».

Рассматривание автокресла.

Упражнение на развитие моторики рук «Пристегни ремни».

IV

Поведение в автомобиле

Дать элементарные правила безопасности в автомобиле.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Беседа «Я  в машине хоть играю, папу я не отвлекаю».

Сюжетно - ролевая игра «Автомобиль».

Февраль

Тема: Поведение в общественном транспорте

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Автобус

Закрепить знание о транспорте. Дать элементарные представления о поведении в общественном транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Мы в автобусе».

Дидактическая игра «Зверята в автобусе».

Пальчиковая гимнастика «Автобус».

II

Труд водителя

Познакомить детей с профессией водитель. Дать элементарные представления о работе водителя.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Встреча с интересными людьми «У нас в гостях водитель».

III

Мы играем

Закрепить правила поведения в автобусе.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе».

IV

Трамвай, автобус, поезд.

Дать элементарные представления о пассажирских видах транспорта.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций.

Загадки «Виды транспорта»

Март

Тема: Поведение на улице

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

«Мы по улице идем, маму за руку берем»

Формировать элементарные правила поведения на улице. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем».

Подвижная игра «Найди пару».

II

Нужные машины

Знакомить детей со спецтранспортом (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина) их назначением.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Ситуация общения «Скорая, пожарная, полицейские машины».

Дидактическая игра «Какая машина приедет,  если случится беда».

Рисование «Раскраска машин».

III

Мы идем играть

Дать элементарные знания о правилах поведения на тротуаре и вблизи проезжей части.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Чтение стихотворения  С.Я Маршака «Мяч».

Проблемная ситуация «Кто виноват».

IV-V

Вечер загадок

Учить отгадывать загадки о различных транспортных средствах, светофоре.

Через загадки развивать мышление и смекалку.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Досуг

«Вечер загадок».

Апрель

Тема: Мы играем, мы гуляем

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

У нас гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Наставничество

Сценка «Будь осторожен на дороге!»

(дети старшей группы).

II

Остановка

Познакомить воспитанников с понятием остановка.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Экскурсия к остановке автобуса.

III- IV

Педагогический мониторинг

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Создание игровой ситуации

Май

Тема: «Правила на дороге»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II-III

Мы играем

Закрепить правила дорожного движения (проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход).

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Наставничество

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

III-IV

У нас в гостях

Закрепить правила дорожного движения (проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход).

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Инсценировка «Котик Васька» - с участием родителей

Перспективный план работыв средней группе (II  год обучения)

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
  2. Обогатить представление о дорожных знаках.
  3. Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и  прилегающей к  детскому саду местности.
  4. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
  5. Закрепить понятие пешеход, пассажир.
  6. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

Сентябрь

Тема: «Знакомство с улицей»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Мероприятия

I

Создание различных игровых ситуаций. (Педагогический мониторинг)

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровая ситуация.

II- III

«Наша улица»

Продолжать формировать представление об окружающем пространстве. Закрепить название города;  правила движения на тротуаре: придерживаться правой стороны.

Воспитывать умение ориентироваться в пространстве

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Экскурсия.

Дидактическая игра «Что мы видим вокруг».

Выставка «Мой город».

Режиссёрская игра «Осторожно – дорога!»

Проблемные ситуации:

«Правила движения автомобилей по проезжей части»,

Передвижение пешеходов по тротуару».

IV-V

Макет

Закрепить знания об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем пространстве.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Режиссёрская игра «Построим улицу».

Подвижная игра «Светофор».

Октябрь

Тема: «Знакомство с улицей»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Мероприятия

I - II

«Моя улица»

Учить детей называть свой город, адрес. Закреплять правила поведения на дорогах и в автотранспорте. Развивать мышление и внимание. Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта).

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа «Моя улица»

Мультзал: мультфильм «Пограничная зона», из серии «Азбука безопасности»

III

Экскурсия к остановке.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения вблизи дороги, актуализировать и уточнить знания, связанные с правилами дорожного движения

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Чтение стихотворения Н.Мигуновой «Правила движения должен знать каждый». Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

IV

«Чтобы не было беды».

Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Чтение стихотворения Н.Мигуновой «Чтобы не было беды». Настольно-печатные игры «Нам на улице не страшно!» (правила дорожного движения)

Ноябрь

Тема: «Транспорт»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Наземный транспорт

Познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения.   Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт».

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Сюжетно-ролевая игра  «Путешествие по городу».

Конструирование из блоков Дьенеша «Грузовик».

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр видео клипа про город Нефтеюганск.

II

Воздушный

транспорт

Познакомить с видами воздушного транспорта.

Закрепить приемы лепки из целого куска. Развивать моторику рук.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа «Воздушный транспорт».

Лепка «Самолет», «Ракета». Пальчиковая гимнастика «Самолеты».

III

Водный транспорт

Познакомить с видами водного транспорта.

Познакомить с правилами поведения на водном транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Презентация «Водный транспорт».

Дидактическая  игра «Собери картинку».

Сюжетно-ролевая игра «Корабль».

IV

«Помощники на дороге»

Расширять знания детей о видах транспорта  и их назначении. Познакомить детей со спецтехникой. Закрепить знания о безопасном поведении на дороге и на тротуаре в зимний период. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить правую и левую стороны.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения: «Транспорт, помогающий людям».

Выставка машин из бросового материала.

Упражнение  

«Машина».

Декабрь

Тема: «Светофор»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Светофор наш лучший друг

Дать представление об автомобильном и пешеходном светофоре. Закрепить сигналы светофора. Закрепить знания о правильном переходе проезжей части.

Социально-коммуникативное

Познавательное

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Проблемная ситуация «Помоги   Торопыжке перейти дорогу».

Рисование  «Светофор».

Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета».

II-III

Дорожный знак «Пешеходный переход»

Дать представления о дорожном знаке «Пешеходный переход».

Закрепить знания о разметке на проезжей части (зебра).

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа «Дорожный знак».

Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход».

Аппликация «Зебра на дороге».

IV-V

Светофор

Закрепить правила перехода проезжей части.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Ситуация общения «Как надо переходить улицу», «Как перейти улицу если нет светофора».

Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета».

Конструирование «Строим светофор».

Январь

Тема: «Мы и автомобиль»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II

Мы и машина

Расширять знания детей о поведении в автомобиле.

Закрепить понятие «пешеход», «пассажир».

Знакомить с правилами поведения в транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Беседа «Путешествие с семьей».

Сюжетно ролевая игра «Водители».

III

Правила в автомобиле

Расширять знания детей о поведении в автомобиле,   учить детей выдвигать гипотезу, отстаивать свое мнение.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

Проблемная ситуация «Что случиться если…».

Ситуация общения «Детское автокресло».

IV

Фотовыставка

«Ребенок в автомобиле»

Закрепить правила безопасности в автомобиле.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Рассматривание фотовыставки.

Февраль

Тема: «Пассажиры»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Городской общественный транспорт

Формирование понятия «Общественный транспорт», расширение знаний о его  видах.

Художественное–эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, плакатов.

Подвижная игра «Водители и пешеходы».

II

Транспорт нашего города

Продолжать формировать понятие «Общественный транспорт».

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Просмотр мультфильма «Смешарики. Транспорт нашего города».

Дидактическая игра «Силуэт».

III

Остановка общественного транспорта

Расширять знания о дорожных знаках, правилах поведения на остановке.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Беседа «Правила поведения».

Рассматривание дорожного знака «Остановка общественного транспорта».

Экскурсия к остановке.

IV

Я в автобусе

Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Беседа «Правила поведения».

Сюжетно ролевая игра «Автобус».

Март

Тема: «Мы по улице идем»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I-II

Мы по улице идем

Закрепить знания о тротуаре, проезжей части.

Социально-коммуникативное развитие

познавательное  развитие Художественное–эстетическое развитие

Дидактическая игра «Нужно - нельзя».

Рисование сюжетных картин на тему: «Правила дорожного движения».

III

Пешеходный переход.

Дать представление о пешеходном переходе, знаке «Пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Упражнение «Перейди дорогу».

Сюжетно ролевая игра «Дорога».

Режиссёрская игра «Мы пешеходы».

IV-V

Перекресток

Закрепить знания правил дорожного движения. Знакомить детей с пересечением дорог.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Рассматривание плакатов по правилам дорожного движения.

Экскурсия к перекрестку.

Проблемная ситуация «Дорожные происшествия»

Апрель

Тема: «Будь внимателен»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Будь внимателен

Продолжать знакомить детей с правилами игры. Воспитывать умение действовать по сигналу.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».

Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь».

II

Мы играем и правила запоминаем

Закрепить понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Назови правильно».

Дидактическая игра «Запомни правило».

Дидактическая игра «Найди ошибку».

III - IV

Педагогический мониторинг

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровая ситуация.

Май

Тема: «Вместе весело шагать»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II-III

Сказка «Азбука пешехода»

Совершенствовать представления  о безопасном поведении на улицах и дорогах. Вызвать эмоциональный отклик.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Наставничество

Развлечение

«Правила дорожного движения»

(с участием родителей)

IV-V

«Правила дорожного движения»

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

 Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Выставка макетов, рисунков.

Перспективный план работыв старшей группе (III  год обучения)

Задачи:

  1. Формировать умение у детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
  2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
  3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
  4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Сентябрь

Тема: «Готовы ли мы стать пешеходами?»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

«Дом, в котором я живу»

Закрепить  домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа «Дом, в котором я живу».

Словесная игра «Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Мой адрес»

Проблемная ситуация «Как найти свой дом».

II- III

Правила поведения пешеходов

Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Физминутка «Машины».

Дидактическая игра «Запомни правило».

Проблемная ситуация «Что делать, если ты потерялся».

IV-V

Педагогический мониторинг

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картинок.

Октябрь

Тема:Улицы города.

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

«На улицах города»

Закреплять представление об улице, продолжать знакомство с дорожными знаками.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Творческая мастерская: рисование.

Настольно-печатная игра «Путешествие по городу»

II

«На перекрестке»

Актуализировать знания детей о правилах дорожного движения, учить применять их в игре. Совершенствовать умение брать на себя роль, вести ролевые диалоги. Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласовывания и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Режиссерская игра «ДПС»: сюжет «На перекрестке».

Дидактическая игра «Запомни правило».

III-IV

«Правила дорожные – знать каждому положено»

Актуализировать представления детей о ПДД, об их значении. Учить понимать графическую информацию, «читать» символьные рисунки. Учить действовать по инструкции. Познакомить со светофором для пешеходов.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игра-занятие «Правила дорожные – знать каждому положено»: чтение стихотворения А.Усачева «Правила дорожного движения»; дидактическая игра «Что к чему»; игровые упражнения «Разминка пешехода»; подвижно-дидактическая игра «Регулировщик»; просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор»

Ноябрь

Тема: «Транспорт»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»

Через информативно-поисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Машины прошлого, настоящего,  будущего».

Рассматривание иллюстраций

Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт».

Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего».

II

Транспорт помогает людям

Закрепить понятие грузовой транспорт, воздушный, водный.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает».

Дидактическая игра «Что? Где?

Когда».

Дидактическая игра «Гараж».

Вечер загадок о транспорте.

III

Профессии

Расширять представления воспитанников о профессиях. Закрепить виды транспорта. Познакомить детей с нужными и  смелыми профессиями

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Презентация:  «Все работы хороши выбирай на вкус».

Словесная игра:  «Кто, чем управляет».

Беседа «Кем ты будешь».

IV

Виды транспорта

Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Презентация детьми «Виды транспорта».

Выставка исследовательских работ воспитанников.

Декабрь

Тема: «Светофор и его помощники»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I-II

Дорожные знаки  - помогающие людям

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими дорожными знаками.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа «Помощники светофора».

Дидактическая игра «Собери знак».

Дидактическая игра «Назови знак».

Беседа «Запрещающие дорожные знаки».

III

Дорожные знаки  - помогающие людям

Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с предупреждающими дорожными знаками.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа «Знаки предупреждающие».

Режиссёрская игра «Расставь знаки и объясни».

Продуктивная деятельность  «Раскрась и расскажи».

IV-V

Путешествие по городу дорожных знаков

Уточнить и закрепитьпредставления воспитанников о дорожных знаках.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей.

Январь

Тема: «Мы пассажиры»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II-III

«Я примерный пассажир»

Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке.  Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Экскурсия к автобусной остановке.

Проблемные ситуации

«Что случится если…».

Выставка детских работ

«Я пассажир».

IV

Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено»

Закрепить  знания о правилах  дорожного движения,  развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Подготовка к спортивному празднику.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

Дидактическая игра: «Да или нет».

Соревнование команд «Светофорики» и  «Пешеходы»

Февраль

Тема: «Пусть дорога станет безопасной»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Безопасный путь

Закрепить правила дорожного движения.

Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад».

Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до дома».

Ситуация общения «Для чего нужны правила движения».

Дидактическая игра «Пройди лабиринт».

II-III

Велосипед за и против

Познакомить детей с правилами велосипедиста.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Проблемная ситуация «Велосипед - за и против».

Фотовыставка «Мой велосипед».

Соревнование в спортивном зале

«Полоса препятствий».

IV

«Пусть дорога станет безопасной»

Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Наставничество

Развлечение «Дорожная азбука»

(с участием детей  подготовительной к школе группы).

Март

Тема: «Я примерный пассажир»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Я и другие пассажиры и пешеходы

Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты».

II

Я в машине

Закрепить правила поведения в автомобиле.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Чтение  А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

III

Знаю сам – научу и друга

Формировать умение добывать информацию из разных источников.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Что я знаю по ПДД».

«Что хочу еще узнать».

Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу».

IV-V

Выполни верно

Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь».

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Апрель

Тема: «Знаешь сам – научи товарища»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

В гости к малышам

Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

Закрепить правила дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Наставничество

Инсценировка «Котик Васька»

(для детей второй младшей группы).

II

У нас гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Наставничество

Инсценировка сказки «Веселые гуси»

детьми подготовительной к школе группы

III - IV

Создание игровых ситуаций.

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровые ситуации.

Май

Тема: «Правила на дороге»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II-III

Правила дорожного движения

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Подвижные игры по желанию детей.

Катание на самокате.

Дидактическая игра «Не нарушай!».

IV-V

Мы пешеходы

Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?».

Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать  и никогда не нарушать».

Перспективный план работыв  подготовительной к школе группе (IV  год обучения)

Задачи:

  1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
  2. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
  3. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
  4. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Сентябрь

Тема: Улица полна неожиданностей

Проектная деятельность «Безопасность на дороге» (сентябрь-октябрь)

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Создание игровых ситуаций. (Педагогический мониторинг)

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровые ситуации.

III- II

Наша улица

Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Дидактическая игра «Правильно – неправильно».

Чтение рассказа Н.Калинина «Как ребята переходили улицу».

IV-V

Знай и выполняй правила уличного движения

Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил дорожного движения в игровых и проблемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
Систематизировать знания детей о дорожных знаках.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили».

Экскурсия по улице микрорайона. «Какие дорожные знаки в нашем микрорайоне?»

Октябрь

Тема: Улица полна неожиданностей

Проектная деятельность «Безопасность на дороге» (сентябрь-октябрь)

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I - II

Улица полна неожиданностей

Помочь сформулировать правила безопасного поведения на улице. Учить выбирать безопасные места для прогулки

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Беседа на тему «Я на улице».

Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»

III

Водители

Закреплять практические навыки детей по Правилам дорожного движения

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Чтение рассказа Н.Калинина «Как ребята переходили улицу»

Сюжетно-ролевая игра «Водители».

IV

Основные правила пешеходов

Учить детей применять знания правил дорожного движения и поведения на улице при анализе различных ситуаций

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Беседа «Основные правила пешеходов». Экскурсия к остановке общественного транспорта

Ноябрь

Тема: Транспорт

Неделя

Тема

Цель

Интеграция

образовательных областей

Методы и приемы

I

История транспорта

Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Рассказы бабушки о старинном транспорте.

Рассматривание иллюстраций.

Ситуация общения «Транспорт будущего».

Рисование «Транспорт прошлого, настоящего, будущего».

II

Кто больше знает

Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

 

Дидактическая игра «Почемучка?»

«Кто больше знает».

Вечер загадок.

III

Велосипед

Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Загадка про велосипед.

Ситуация общения «Правила велосипедиста»

Дидактическая игра «Дорожные знаки для велосипедиста».

Дидактическая игра «Экзамен Светофор Светофоровича»

IV

Перекресток

Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Как перейти перекресток».

Игра «Перекресток»

Сюжетно-ролевая игра «Светофор у перекрестка».

Декабрь

Тема: Помощники на дороге

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Работа сотрудника ГИБДД

Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности».

Встреча  с сотрудником ГИБДД.

II-III

Дорожные знаки

Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Дидактическая игра «Какой это знак».

Дидактическая игра «Почини машину».

Дидактическая игра «Объяснялки».

Продуктивная деятельность «Придумай свой знак и объясни».

IV-V

Безопасное поведение на улице в зимний период

Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Целевая прогулка по микрорайону.

Январь

Тема: Поведение в автомобиле

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

II-III

Автомобиль не для игры

Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Чтение произведения

Н. Носова «Автомобиль».

Ситуация общения «Для чего нужны правила».

IV

Мы пассажиры

Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Ситуация общения «Правила поведения в транспорте».

Дидактическая игра «Автомобиль».

Проблемная ситуация «Что случится, если…»

Февраль

Тема: Пусть дорога станет безопасней

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Безопасное движение

Учить составлять индивидуальный маршрут от  дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Ситуация общения «Как дойти до детского сада».

Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада.

Режиссёрская игра «Помоги Незнайке».

II

Пассажиры, пешеходы будьте внимательны

Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в  транспорте.

Учить действовать в сложной дорожной ситуации.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Дидактическая игра «Автобус».

Чтение стихотворения

А. Усачева «Правила для пассажиров».

Подготовка к развлечению.

Ситуация общения «Правила дорожного движения».

Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир».

III-IV

Пусть дорога станет безопасной

Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в  транспорте, на улице.

Формировать умение читать индивидуальный маршрут.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Ситуация общения «Пешеходам быть наука».

«Как мне дойти до школы».

Индивидуальные маршруты от дома до школы

Наставничество

Развлечение «Пусть дорога станет безопасной»

(с детьми старшей группы).

Март

Тема: Дорожные знаки

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I-II

Запрещающие

Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено».

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Найди запрещающий знак».

Ситуация общения «Что обозначают запрещающие знаки».

Кроссворд дорожные знаки.

III-IV

Предупреждающие

Закрепить знания о предупреждающих дорожных знаках.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак».

Ситуация общения «Что обозначают предупреждающие дорожные знаки».

Дидактическая игра «Найди знак».

V

Информирующие

Закрепить знания об информирующих дорожных знаках.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Дидактическая игра «Найди информирующий знак».

Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки».

Игра «Брейн-Ринг».

Апрель

Тема: Мы водители

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Твой велосипед

Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Ситуация общения «Твой транспорт».

Дидактическая игра «Собери картинку».

Чтение произведения

А. Усачева.

II

Идем в гости

Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Наставничество

Спектакль

«Веселые гуси»

(для детей старшей группы).

III - IV

Создание игровых ситуаций. (Педагогическая диагностика)

Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Игровые ситуации.

Май

Тема: «Правила на дороге»

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I-II

Грамотный пешеход

Совершенствовать представления  о безопасном поведении на улицах и дорогах.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Наставничество

Развлечение

«Правила дорожного движения»

(с участием родителей).

III-IV

«Правила дорожные детям знать положено»

Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Выставка макетов, рисунков.

Перспективный план работы с родителямипо правилам дорожного движения

Вторая младшая группа.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…

Консультация для родителей

«Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей

«Легко ли научить ребенка вести себя на дороге»

«Дети и дорога»

Индивидуальная работа  (привлечь родителей  к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре)

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Конкурс поделок из бросового материала «Автомобили»

Беседа «Дорога и ребенок»

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Безопасное поведение на дороге в зимний период»

Беседа «Зимний гололед»

Январь

Конкурс рисунков

Консультация «Бег  через  дорогу,  опасности подстерегают особенно зимой»

Консультация «Детское авто-кресло - безопасность и комфорт малыша»

Февраль

Консультации:

-«Ребенок в общественном транспорте»;

-«Детское автомобильное кресло – безопасность и комфорт для ребенка»;

-«Вы, ребенок и автомобиль».

Фотовыставка «Ребенок в автомобиле».

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Папка передвижка «Дорога и мы»

Апрель

Консультация  «Привитие навыков безопасного поведения на улице»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД «Азбука пешехода»

Консультация «Отдых и ПДД»

Перспективный план работы с родителямипо правилам дорожного движения

Средняя группа

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей

«Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фото конкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей «Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности?»

Индивидуальная работа  (привлечь родителей  к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) Макет дороги

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Конкурс «Мой город»

Беседа «Родители – пример для подражания»

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»

Беседа «Светофор – автомобильный и пешеходный»

Январь

Конкурс рисунков

Беседа «Путешествие с семьей»

Памятка «ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ  В АВТОМОБИЛЕ»

Консультация «Безопасность в автомобиле»

«Фотовыставка «Ребенок в автомобиле»

Февраль

Памятка «Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом»

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Папка передвижка «Мы и улица»

Апрель

Памятка «Осторожно, на дороге дети»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД

Консультация «Отдых и ПДД»

Перспективный план работы с родителямипо правилам дорожного движения

Старшая группа

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада

Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут»

Индивидуальная работа  (привлечь родителей  к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы»)

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения)

Беседа «Спрашивайте  - отвечаем»

Презентации «Все работы хороши -  выбирай на вкус»

Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций.

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!»

Беседа «Дорожные знаки»

Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков»

Встреча с сотрудником ГИБДД

Январь

Конкурс рисунков

Февраль

Консультация « Велосипед это тоже транспорт»

Фотовыставка «Мой велосипед»

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Памятка «Все начинается с малого»

Апрель

Консультация  «Как воспитать  грамотного пассажира»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД

Консультация «Отдых и ПДД»

Перспективный план работы с родителямипо правилам дорожного движения

Подготовительная к  школе  группа

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка  для родителей «Скоро в школу»

Памятка для родителей  «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей

Индивидуальная работа воспитанников

Презентация «Правила дорожные надо соблюдать  и летом их не нарушать»

Ноябрь

Памятка для родителей «Ребенок на дороге»

Прогулка к проезжей части

Привлечь  родителей к помощи в организации совместной прогулки.

Декабрь

Встреча с сотрудником ГИБДД

Январь

Конкурс рисунков

Февраль

Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника»

Март

Папка передвижка «Ребенок на улице»

Апрель

Родительское собрание «Наши достижения»

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Методическое обеспечение:

  • Картотеки стихов, загадок и др.;
  • Картотека игр;
  • Картотека презентаций (диск): Презентация «Опасных ситуаций», «ПДД»;
  • Картотека видеофильмов о ПДД (диск);
  • Дидактические игры:
  • «Умные знаки»;
  • «Какие бывают машины»;
  • «О чём говорит…»;
  • «Угадай, какой знак»;
  • «Что показывает регулировщик»;
  • «На чём ездят люди»;
  • «Виды транспорта»;
  • «Найди и назови»;
  •  «Собери машину»;
  •  «Светофор».
  • Настольные игры:
  • «Автопарк»;
  • «Дорожные знаки»;
  • «Дорожные подсказки»;
  • «Перевертыши»;
  • «Помощник светофора»;
  • «Транспорт».
  • Картотека подвижных игр:
  • «Внимание на дороге»;
  • «Вспомни все»;
  • «Зимние автогонки»;
  • «Красный»;  
  • «Не попал»;
  • «Парковка»;
  • «Светофор»;
  • «Тачки»;
  • «Тише едешь»;
  • «Чудо»;
  • «Эстафета».
  • Художественная литература:
  • Н. Носов «Автомобиль»;
  • Юрлеин «Любопытный мышонок»;
  • Кончаловская Н. «Самокат»;
  • Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»;
  • С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит»;
  • Н. Носов « Кирюша попадает в переплёт».
  • Альбомы:
  • «Разные виды транспорта»;
  •  «История развития автомобилестроения»;
  • «Как появились правила дорожного движения»;
  • «Зебра»;  
  • «История светофора».
  • Картинки на классификацию видов транспорта;
  • Книжка-раскладушки для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-технического обеспечение:

  • Дорожные знаки нагрудные и переносные:набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
  • информационно-указательные: 
  • «Пешеходный переход»;
  • «Подземный пешеходный переход»;
  • «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
  • предупреждающие знаки: 
  • «Дети»
  • запрещающие знаки: 
  • «Движение пешеходов запрещено»;
  • «Движение на велосипедах запрещено».
  • предписывающие знаки: 
  • «Пешеходная дорожка»;
  • «Велосипедная дорожка».
  • знаки приоритета: 
  • «Главная дорога»;
  • «Уступи дорогу»;
  • знаки сервиса:
  • «Больница»;
  • «Телефон»;
  • «Пункт питания».
  • Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
  • Макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек;
  • Переносной механический     действующий светофор;
  • Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.)
  • Знаки дорожного движения;
  • Фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов;
  • Плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Светофоры, игрушки транспортные;
  • Конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы;
  • Наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах;
  • Раздаточный материал по теме;
  • Раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»;
  • Игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов:
  • Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Автосервис», «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания»:
  • жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,
  • игрушки  транспортные,
  • флажки для перехода улицы,
  • планшеты с перекрёстком,
  • нагрудные изображения с различным видом транспорта.

  1. Педагогическая диагностика.

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика.

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения;

- открытые занятия с последующим обсуждением;

- итоговые занятия;

- выставки;

- конкурсы.

В режиме дня  педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Педагогическая диагностика проводится для сравнительного анализа и решения следующих образовательных задач:

1)  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуальный маршрут развития ребенка) или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)  оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают  диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Педагогическая диагностика проводится по следующим критериям:

Вторая младшая группа

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Назови цвета светофора.

Покажи грузовой и легковой автомобиль.

Назови части автомобиля.

Кто управляет автомобилем?

Что делает водитель?

Где едут машины?

Кого перевозит автобус?

Где останавливается автобус?

Где играют дети на улице?

Где ходят люди?

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итоговый показатель по группе

 (среднее значение)

Средняя группа

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Какие ты знаешь автомобили?

Какие автомобили называют грузовыми?

Назови части грузового, легкового автомобиля.

Что такое светофор? Что обозначают сигналы светофора?

Как называется место, где ходят люди?

Как называется место, где ездят машины?

Что такое пассажирский транспорт?

Назови виды транспорта.

Где можно играть?

Почему нельзя играть на проезжей части?

Почему нельзя играть на тротуаре?

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итоговый показатель по группе

 (среднее значение)

Старшая группа

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Какой транспорт перевозит грузы и какие?

Какой транспорт перевозит пассажиров?

Чем отличается автобус от троллейбуса?

Назови правила поведения в автобусе.

Назови машины специального назначения

Что означают сигналы светофора?

Что такое улица?

Кто является пешеходом? Назови правила поведения пешеходов.

Что такое переход? Что такое проезжая часть?

Двустороннее, одностороннее движение – это что?

Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети»,  «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итоговый показатель по группе

 (среднее значение)

Подготовительная к школе группа

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Какой вид транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Как  называют людей, едущих в транспорте?

Правила поведения в автомобиле.Правила поведения в автобусе.

Что такое перекресток?

Что такое «зебра»?

Кто контролирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

На какие части делится дорога?

Правила перехода улицы. Где разрешается ездить на велосипеде?

Какие бывают знаки?

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итоговый показатель по группе

 (среднее значение)

  1. Библиографический список:
  1. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.
  2. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с.
  3. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
  4. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
  5. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
  6. Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.
  7. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.
  8. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.
  9. Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.
  10. Семенюк В.И., Владимиров Н.В.  Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.
  11. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. м., 2002.
  12. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.
  13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002.
  14. Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.