Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
статья по обж (подготовительная группа) на тему

пуненкова лариса михайловна

Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности          жизнедеятельности.

 Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ      ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения

научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;

научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Нельзя брать ножи и острые предметы, иначе я обрежусь и мне будет больно» и т.п.;

сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;

применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;

отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года. 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В работе по формированию у дошкольников основ безопасности необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для определения знаний уровня детей, можно использовать беседы, дискуссии.  Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, можно выделить направления и выбрать нужную форму обучения. 

Содержание работы с детьми по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.

Методы формированию у дошкольников основ безопасности          жизнедеятельности.

 Наблюдение – оно обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми).

 Сравнение - дети могут сравнить: когда огонь друг, а когда враг, когда от солнышка польза, а когда беда.

  Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игра   повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Важным моментом в работы по формированию у дошкольников основ безопасности          жизнедеятельности является привлечение к сотрудничеству родителей. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Их задача заключается в том, чтобы было как можно меньше опасных ситуаций для ребенка.  

Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа детском саду. Крайне важно начать ее вовремя, нельзя упускать драгоценное время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2017-2018

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2016-2017

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2016-2017...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2018-2019

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2018-2019...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2021-2022

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2021-2022...