СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
статья по обж

Осокина Светлана Сергеевна

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_bdd_publikatsiya.docx935.04 КБ

Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА»

Автор: Осокина Светлана Сергеевна

старший воспитатель

                                                                 МБДОУ детского сада № 17 «Ягодка»

г. Кстово Нижегородской обл.

                                                                 

Введение.

В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы.

Во-вторых, принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014г. Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми. Содержание ООП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 Все эти изменения поставили педагогов ДОО перед необходимостью по-новому выстраивать образовательное пространство.

 Мы работаем по основной образовательной программе МБДОУ д/с № 17 «Ягодка». Достижение целей и задач образовательной программы осуществляется с помощью авторской комплексной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Одним из направлений работы в ДОО является «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (одно из направлений Области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • патриотическое воспитание
  • трудовое воспитание
  • развитие игровой деятельности
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Постоянная непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и стремиться к их выполнению.

Более подробно я остановлюсь на одном из направлений образовательной области – «Формирование основ безопасного поведения», а точнее – безопасного поведения на улицах города. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Актуальность темы.

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.  
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.  
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. \
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.  
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.  
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.  
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в т.ч. на улицах города.

  • Работа с педагогическим коллективом;
  • Работа с родителями;
  • Работа с детьми;
  • Работа с социальными партнерами.

Задачи:

  • создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».  
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.  
  • организовать развивающую предметно – пространственную среду в ДОО по проблеме БДД.  
  • привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Работа с педагогическим коллективом.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей:

  • создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, проводится диагностика знаний педагогов по теме;
  • подбирается методическая литература для воспитателей, рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды по теме;
  • проводятся консультации, беседы, педсоветы, диспуты, деловые игры, анкетирование, семинары-практикумы, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, методические недели;
  • обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности;
  • нормативно-правовое обеспечение и изучение новых документов.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.

 Работа с родителями воспитанников.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОО. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Работа с родителями включает в себя:

  • разработку плана сотрудничества с семьей по данной проблеме;
  • анкетирование, опросы: «Мой взгляд на безопасность», «Причины дорожно-транспортных происшествий» и др.;
  • размещение информации о безопасности воспитанников на сайте нашего дошкольного учреждения;
  • ознакомление родителей с паспортом безопасности ДОО, с пропускным режимом, так же информирование о наличии охранной системы («Тревожной кнопки» и «Системы автоматической пожарной сигнализации»).
  • организацию собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
  • ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);
  • организацию различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);
  • проведение консультаций, семинаров, вечера развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
  • вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.

Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями разработаны проекты по основам безопасности жизнедеятельности.

Работа с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Главная цель - формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения на улице;
  • формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города ведется в нашем ДОО в системе постоянно. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами поведения на дорогах.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на дорогах города играют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи: воспитательные, развивающие, обучающие.

Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности: микроклимат в ДОО, РППС, игровая среда.

Формы организации деятельности детей дошкольного возраста:

  • организованная образовательная деятельность детей (НОД, открытые просмотры);
  • совместная деятельность взрослых и детей (досуги, развлечения, игры, и пр.);
  • свободная самостоятельная деятельность (в оборудованных центрах БДД, макеты, лэпбуки).

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО по формированию основ безопасного поведения на улицах города.

  • Первый этап -  это диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения на дороге, есть ли у них личный опыт, на который может опереться воспитатель:
  • Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний;
  • Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на дорогах;
  • Четвертый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки;
  • Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасного поведения на дороге. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина). Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и   возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

 В соответствии с программным содержанием в нашем ДОО реализуются шесть основных направлений программы:

  • Ребенок и другие люди;
  • Ребенок и природа;
  • Ребенок дома;
  • Здоровье ребенка;
  • Эмоциональное благополучие ребенка;
  • Ребенок на улицах города.

 Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

С формированием знаний, умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания на улице, в т.ч. в отсутствии взрослых. Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых. Знакомя детей с художественными произведениями, педагоги обращают внимание на умение встать на позицию другого человека, выбрать социально-приемлемую в данной ситуации линию поведения, поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.

Основным содержанием образовательной деятельности нашей ДОО является разработка проектов, таких как «Дорожная грамота», «Азбука безопасности», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др. Основная цель проектов - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил (дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

Работа с социальными партнерами.

В работе по профилактике ДДТТ наш детский сад активно сотрудничает с социальными партнерами:

  • ГИБДД г. Кстово
  • Детская библиотека г.Кстово
  • Кстовский краеведческий музей
  • МБОУ СШ № 5 г. Кстово
  • МБДОУ д/с № 20 г. Кстово
  • Театральные коллективы

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.

Заключение.

Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей

Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: Просвещение, 2004.

3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах Дорожного движения. М.: просвещение, 2005

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. М.: Издательство Мозаика — Синтез, 2009.

5. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

6. Наглядно-дидактическое пособие «История светофора». М.: Мозаика-Синтез, 2016

7. Т.А. Шорыгина «Беседа об основах безопасности с детьми». М.: ТЦ Сфера, 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

Проект по ПДД "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2017-2018

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2016-2017

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2016-2017...