Проект "Правила - наши помощники"
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Пащенко Татьяна Валерьевна

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pdd.doc740.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №498 комбинированного вида

Октябрьского района

            Авторы:

Крикливенко С.Н.

             Пащенко Т.В.

              воспитатели первой

       квалификационной категории;

         подготовительная

                                                              логопедическая группа

 «Ласточка»

             

НОВОСИБИРСК  2014г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип  проекта: познавательно-речевой.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Продолжительность: 3 месяца (10сентября - 12 декабря 2014г).

Участники: дети подготовительной  (6-7 лет) логопедической группы – 17 человек, 2 воспитателя, родители.

Образовательные  области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность проекта:

Ежегодно на дорогах российских городов гибнут сотни маленьких детей, многие получают ранения, которые отрицательно влияют на всю их дальнейшую жизнь. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, резко возрастает. Поэтому основы дисциплинированного поведения детей и подростков необходимо закладывать именно в дошкольный период развития.

Значение воспитательно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важный этап в освоении моделей социального поведения.

С ранних лет ребёнок должен усвоить, что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным.

Только нашими усилиями, используя знания, терпение, проигрывая различные ситуации, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог.

Всё это подчёркивает актуальность данного проекта.

Цель:

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах. Создание в группе максимально эффективных условий для работы по формированию данных  навыков.

 

Задачи:

  • Систематизировать первоначальные знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
  • Закрепить знания о работе светофора.
  • Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
  • Вырабатывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Расширить и пополнить словарный запас детей:

существительными: тротуар, обочина, шоссе, регулировщик, пешеход, перекрёсток, пассажир, микрорайон;

прилагательными : предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, велосипедная, безопасное;

глаголами: соблюдать, тормозить, реагировать, ориентироваться.

  • Развивать связную речь. Формировать умение вести диалог; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопросы.
  • Развитие тонкой моторики.
  • Расширение кругозора детей.
  • Воспитание уважения к правилам безопасного движения.

Основные направления реализации проекта:

  • Совместная  деятельность «Соблюдаем правила безопасного движения», «Безопасность на дорогах», «Азбука дорожного движения»
  • Организация сюжетно-ролевых игр по формированию безопасного поведения на улице.
  • Коррекционная работа.

Предварительная работа:

  • Подборка материала, пособий, литературы по теме.
  • Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц, и улиц, на которых живут  дети.
  • Игры детей  на  макете «Наш микрорайон».
  • Проведение бесед с детьми: «Какие правила необходимо соблюдать при переходе улицы?»;  «Какие дорожные знаки встречаются по дороге из дома в детский сад?» и др.
  • Выставка совместных с родителями работ «Мой маршрут в детский сад».
  • Загадывание загадок по теме.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий  с изображением  дорожного движения.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

Обеспечение:

  • Специальная методическая и детская литература.
  • Макет «Наш микрорайон».
  • Различные виды настольных игр, конструкторов  по теме.
  • Различные виды автомобилей.
  • Модели дорожных знаков и светофора.

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательной активности детей, способности наблюдать и делать выводы.
  • Формирование знаний и представлений об устройстве улицы, о правилах дорожного движения.
  • Формирование знаний о  разных видах  дорожных знаков.
  • Закрепление знаний о работе транспорта специального назначения.
  • Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.
  • Формирование знаний и умений, необходимых для соблюдения правил безопасного поведения на дороге, улице.
  • Формирование умения оценивать свои возможности по преодолению опасных ситуаций на улице и дороге.
  •  Расширение кругозора детей.
  • Пополнение и расширение словарного запаса детей.

Презентация проекта:

  • Совместная работа воспитателей с детьми – плакат-памятка «Помните, водители, что вы – родители!»
  • Выставка  совместных с родителями детских работ  «Правила движения достойны уважения».
  • Создание картотеки подвижных и дидактических игр по ПДД.
  • Изготовление атрибутов, макетов дорожных знаков для самостоятельных игр детей.
  • Пополнение игровой зоны по правилам дорожного движения в группе новыми играми, пособиями, художественной литературой.
  • Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков!»

1 этап «Выбор темы»

        Проект возник по инициативе самих детей нашей группы.

        В  группе есть макет «Наш микрорайон», изготовленный в совместной деятельности с выпускниками предыдущего года. Дети часто использовали его для игры,  и поэтому он требовал ремонта.

        Мы предложили нашим детям отремонтировать его и использовать для дальнейших игр. Они с удовольствием откликнулись на наше предложение: стали изготавливать новые дорожные знаки, светофоры, здания и др. Этот вид деятельности  вызвал у детей повышенный интерес. Они с удовольствием клеили, мастерили, добавляли что-то своё, спорили, даже привлекли родителей для сбора использованного материала для ремонта макета (коробочки, трубочки и пр.).

Понаблюдав за деятельностью и интересом детей,  мы стали задавать детям вопросы «Для чего нужна дорога?», «Что означают разные цвета и формы дорожных знаков?», «Что такое тротуар?», «Что такое правила дорожного движения и всегда ли вы их соблюдаете?», «Для чего нужна обочина?» и др.

Сделав вывод о том, что детям любопытно и интересно рассуждать, наблюдать,  мы стали подбирать различный материал к данной теме  (методическую и художественную литературу, различные виды дидактических и настольных игр и др.), а также выяснили знания детей внутри темы.

Что мы знаем?

  • Что такое дорога.
  • Как переходить проезжую часть.
  • Транспорт специального назначения.
  • Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках.
  • Где безопасно идти пешеходу.

        

На основе детских высказываний спланировали содержательные направления по данной теме.

Что мы хотим узнать?

  • Из каких частей состоит дорога?
  • Что такое шоссе?
  • Что означает разметка на дороге?
  • Почему дорожные знаки разных цветов и имеют разную форму?
  • Какие ещё бывают пешеходные переходы?
  • Что такое общественный транспорт?
  • Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта? и др.

2 этап «Сбор сведений»

        На данном  этапе определили  цели и задачи  по разным видам деятельности детей, организовали развивающую среду  таким образом, чтобы она провоцировала детей на возникновение вопросов,  поиск информации и отражении её в разнообразной деятельности.

Реализация проекта в образовательных областях

Образовательные области

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателей   с детьми в ходе режимных моментов

Самостоятельная  деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

1. «Какая она, улица?», «Дорога в городе», «Игры на улице», «Пешеходы и пассажиры»

2.Пальчиковая гимнастика: «Заводные машины», «На работу», «Вертолёт», «Гонки».

3. Дидактичес-кие игры: «Подбери знак», «Я – грамотный пешеход», «Водители», «Найди нужный знак».

1. Сюжетно-ролевые игры: «Водители»

(общественный

транспорт), «Поездка на экскурсию», «Семья» (в гости к бабушке), «ГИБДД»,  «Путешествие по родному городу», «Скорая помощь», «Гараж», «Автосалон», «Служба спасения».  

2. Наблюдение за работой светофора, за движением автомобилей, за работой полицейского  (с родителями).

3. Дидактические игры:  «Гонки в пустыне», «Джипы – тачки».

Познавательное развитие

1. НОД:  

 - «Соблюдаем правила безопасного движения»,                        

 - «Безопасность на дорогах»,

 -  «Азбука дорожного движения».

2. Конструирова-

ние:

 - «Дома на нашей улице», «Мосты» (деревянный конструктор),

-  «Светофор» (из полосок бумаги),

-  «Дорожные знаки» (из бумаги и картона).

1.Дидактичес-кие игры : «Сосчитай» (один красный автобус…, одно резиновое колесо..), «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Светофор», «Дорожные знаки», «Учим дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Разложи по группам».

2. Игровые упражнения: «Продолжи предложение», «Разрешается-запрещается», «Переход –подземный, наземный, подземный».

1. Выкладывание дороги, перекрёстка, светофора из спичек, счётных палочек.

2. Составление транспорта, пешеходов из геометрических фигур.

3. Настольная игра  «Домино» (дорож-

ные знаки, транспорт),

4. Дидактические игры: «Умные машины», «Собери картинку» (разрезные картинки».

5.Рассматривание и чтение  энциклопедии для мальчиков в вопросах и ответах «Автомобили. Самолёты. Корабли».

Речевое развитие

1.Рассматривание и беседа по картине «Внимание, улица!»

2. Составление рассказов из личного опыта «Как мы с мамой (папой) переходим улицу», «Как я катался на велосипеде», «Прогулка по городу».

1. Игровые упражнения: «Для чего и для кого?» (тротуар, переход…),  «Повтори за мной»,  «Подбери словечко», «Сравни».

2. Чтение и обыгрывание потешки «Сбил-сколотил-вот колесо...».

3. Чтение сказки с логическим заданием  Дж.Родари «Голубой светофор».

4.Разгадывание загадок.

5. Дидактичес-

кие игры:

«Заниматель-ный гараж», «Составть рассказ про знак», «Часть и целое», «Назови одним словом транспортные средства».

6. Чтение художествен-ной литературы:

Я.Пишумов «Говорящая машина», Я.Аким «Улица», С.Михалков «Скверная история»,  «Дядя Стёпа – миллиционер», Н.Носов «Автомобиль», В.Сутеев «Разные колёса»;  

сказки:

 «Как пешеход получил колёса?», «Волшебная горка», «Новогодний снег», «Воробьишка Тишка» (из книги Т.А.Шорыгиной «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет»).

7. Упражнения: «Объясни ситуацию»

 («Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы…», «Друг едет к тебе в гости. Объясни дорогу.» и др.), «Объясни и покажи как…».

8. Викторина «Дорожная азбука».

9. Чтение и заучивание стихотворений по теме.

1.Рассматривание картин, иллюстраций по прочитанным произведениям  по теме и их обсуждение.

2. Драматизация знакомых произведений по теме.

Художественно-эстетическое развитие

1. Аппликация «Дома многоэтажные», «Улица нашего города» (коллективная), «Светофор».

2. Лепка

 «Улица нашего города» (барельеф).

1. Игровое упражнение  «Гуляем – едем» (чередование ходьбы в рассыпную и езды друг за другом).

2. Лепка «Пешеход на переходе».

3.Музыкальная игра «Хороводная – огородная»

1. Дорисовывание недостающих деталей у автомобиля.

2. Обводка и штриховка автомобилей.

3.Игровое упражнение «Нарежь полоски разной длины» (выкладывание дороги, тротуара, перехода).

4. Выкладывание пластилиновыми жгутиками по контуру транспорта.

5. Раскрашивание картинок по теме.

6. Слушание

 «Мы едем, едем, едем…»,

7. Рисование «Улица города», «Дорожные знаки», «Я иду в детский сад».

Физическое развитие

1. Подвижные игры:

 «Цветные автомобили», «Трамвай», «Улица», «Перекрёсток».

2. Игра с мячом «Транспорт».

1. Подвижные игры: «Регулировщик», «Светофор».

Выводы:

        В результате реализации данного проекта у детей:

  • Систематизировались  первоначальные знания  об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Сформировались знания  о  разных  видах транспорта,  дорожных  знаков.
  • Сформировались знания  и умения, необходимые  для соблюдения правил безопасного поведения на дороге, улице.
  • Расширились  представления  о работе ГИБДД.
  • Сформировались навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Расширился и пополнился словарный запас детей.
  • Пополнился словарный запас.

Заключение:

Реализация данного проекта научила детей наблюдать, сравнивать, размышлять, анализировать, делать выводы.  

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам проект  и его результаты  принесли  детям удовлетворение, радость.

Благодаря проведённой работе, активизировались знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улице, в транспорте. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения на улице.

Взаимосвязь с родителями:

  1. Помощь в подборе литературы, материала для реализации проекта «Правила – наши помощники».
  2. Наглядная информация. Консультации:
  • «Правила безопасного поведения на проезжей части».
  • «Дети в городе».
  • «Знайте правила дорожного движения».
  • «Как привить ребёнку навыки безопасного поведения на улице».
  • «Советы родителям старших дошкольников».
  • «Правила безопасности на дороге».
  • «Правила для пассажиров автобуса».

  1. Папка-раскладушка «Безопасность на дорогах».
  2. Участие в акции «Помните, водители, что вы – родители!» (совместное изготовление плакатов).
  3. Участие в выставке совместных работ  «Мой маршрут в детский сад».
  4. Индивидуальные беседы по теме.

Источники информации:

  • Учебно-методическая литература:

  1. «1000 загадок»,  Ярославль,1997г. «Академия развития».
  2. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Москва, 2011г. «Мозаика-синтез».
  3. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Москва, «Просвещение», 2004г.
  4. Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет», Москва, Творческий центр «Сфера», 2009г.
  5. Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у  детей» Москва, 20007г. «Гном».
  6. А.В.Горская «Правила – наши помощники» (серия демонстрационных картин), Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008г.
  7. М.А.Фисенко «ОБЖ. Подготовительная группа», Волгоград, «Корифей», 2007г.
  8. Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения».
  9. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора», Москва, «Просвещение», 1989г.
  10. Интернет ресурсы.
  11. Обмен опытом с коллегами.

  • Художественная литература:
  1. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность. Ребёнок в городе», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.
  2. Т.А.Шалобаев «Посмотрите налево, посмотрите направо», Москва, «Калан», 1996г.
  3. С.Еремеев «Главные машины», Москва, «Ч.А.О. и Ко», 2004г.
  4. Н. Носов «Затейники. Рассказы», Москва, «Махаон», 2007г.
  5. Адам Хибберт, Крис Окслейд и Джеймс Пикеринг «Энциклопедия для мальчиков в вопросах и ответах. «Автомобили. Самолёты. Корабли», Москва, «Астрель», 2001г.
  • Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...