система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
статья по обж (подготовительная группа) на тему

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

С каждым годом растет интенсивность движения транспорта на дорогах, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортного происшествий. Поэтому мной была выбрана тема самообразования «Безопасность жизнедеятельности детей в детском саду», по которой я работаю уже несколько лет. Я считаю, что данная тема представляет собой серьезную проблему современности. Ведь в основном в ДТП виноваты сами дети, которые переходят улицу в неположенных местах, играют вблизи дорог, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому главной проблемой нашего общества остается дорожно-транспортный травматизм, который требует решения, при участии взрослых и самыми разнообразными методами. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа, а также все окружающие ребенка люди. Одной из самых важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Соблюдение правил безопасности должно стать осознанным и необходимым. Поэтому важно, чтобы воспитатель доступно разъяснил правила ребенку, а при выборе формы и метода обучения мог донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах, улицах, в транспорте.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Тем не менее, малышу бывает очень непросто объяснить, чего не рекомендуется делать во время прогулок и передвижения по дороге, и какие опасности могут подстерегать его на улице. В данной статье мы приведем основные правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, изложенные в простой, доступной и понятной форме.

Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между воспитателем и детьми. Совместная деятельность может включать в себя игры, упражнения, проблемные ситуации, театрализованные постановки. Можно предложить детям разыграть маленькие оценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой.

Например, изобразить, как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей. При этом не следует обращаться с остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось, похоже и почему, для того чтобы у детей развивались познавательные интересы, необходимо, чтобы педагог знал, что нравится ребенку, чем он интересуется.

Педагог это может узнать, только если хорошо взаимодействует с  родителям, если проводится диагностическое обследование или анкетирование, из которого педагог может понять, что интересует ребенка больше всего, во что бы он хотел поиграть, чем нужно пополнить разевающую среду. Если педагог заинтересован в том, чтобы у детей развивалась познавательная активность, интересы, любознательность, ему необходимо самому быть активным и, и вовлекая ребенка в совместную деятельность, делать акцент на самостоятельности ребенка хорошо, когда педагог сам принимает на себя партнерство на себя в игре, тогда он может наблюдать, как развивается сюжет и на сколько каждый ребенок может себя максимально проявить в игровом процессе.

Это позволит педагогу в следующий раз подобрать к игре какие-то новые атрибуты, заполнить ими развивающую среду. Ведь очень важно, чтобы ребенок – дошкольник очень интенсивно развивался, и просто необходимо два раза в месяц вносить в развивающую среду в группе свои коррективы. Это необходимо делать для того, чтобы ребенок знакомился с разнообразием мира вещей и предметов, шире становились его познавательные интересы

Развитие познавательной активности ребенка способствует развитию его социальных навыков, благодаря которым пройдет его адаптация к школе. Таким образом, развитию познавательной активности и социальных навыков поведения способствует такая совместная работа с детьми, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой то интересной для него деятельности. Большую роль в развитии этих процессов, несомненно, играет педагог, который создает условия в развивающей среде для активности ребенка: это могут быть энциклопедии, настольно - печатные игры, дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и .т.д. . Педагог на занятиях также стремится к тому, чтобы у детей была познавательная активность, то есть  они бы задавали вопросы, решали проблемные задачи. Как и на любом занятии в детском саду, развивать познавательную активность можно и на занятиях ПДД.

Очень эффективной будет работа по обучению дошкольников безопасности, если педагог организует ее через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребенком, моделирование, проектную деятельность, ситуации общения. Главным в этой работе должно быть пробуждение интереса ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Чем разнообразнее будут формы работы с детьми и интересные методы, тем лучше будут у детей знания по безопасному поведению на дороге. Очень хорошо для повышения познавательной активности в процессе работы по ПДД использовать театрализованные постановки.

Театральная деятельность может использоваться, через настольный, кукольный, теневой театры, где дети могут не только показать свои знания по данной проблеме, но и передать настроение героев, выразить свое личное отношение к ситуации, которая разыгрывалась в сценарии. Развивать познавательные интересы можно через различную деятельность, главное, чтобы дети не оставались равнодушными. когда для ребенка информация интересна, она запоминается и усваивается лучше. Очень хорошо, если педагог на занятиях использует игровой материал, напольные и настольные макеты, чтобы дети самостоятельно могли промоделировать различные ситуации на дорогах.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий строится  в соответствии со следующими  принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Чтобы донести до маленького ребенка главные правила дорожного движения в форме, доступной для него, можно воспользоваться следующими объяснениями:

—                      Любое движение следует осуществлять только по правой стороне. Это касается не только автомобилей и всех остальных видов транспорта, но и пешеходов, которые двигаются по тротуару.

—                      Там, где тротуаров нет, нужно очень осторожно двигаться по обочине, навстречу потоку транспорта.

—                      Переходить территорию движения машин можно только по специально предназначенному для этого пешеходному переходу, обозначенному «зеброй», или на зеленый свет в тех местах, где имеется светофор. При этом если на дороге имеется нерегулируемый пешеходный переход, необходимо первоначально отчетливо убедиться в безопасности своего предстоящего маневра и отсутствии движущихся автомобилей и других транспортных средств, даже, несмотря на то, что водители в такой ситуации обязаны пропускать людей. Во всех случаях следует понимать, что сидящий за рулем человек может просто не заметить ребенка или взрослого, переходящего дорогу, а машине нужно время для того, чтобы остановиться.

—                      На красный и желтый свет движение запрещено, как для пешеходов, так и для любых транспортных средств.

—                      При выходе из троллейбуса, автобуса или трамвая не следует сразу же переходить дорогу, обходя транспортное средство. Лучше дождаться того момента, когда крупногабаритный транспорт отъедет от остановки, и спокойно завершить свой маневр, предварительно убедившись в его безопасности.

—                      Переходя дорогу вместе со взрослым, нужно обязательно крепко держаться за его руку и не отпускать все то время, пока пересечение проезжей части не будет завершено.

—                      Ни при каких обстоятельствах не допускается выскакивать на дорогу перед движущимся автомобилем.

—                      При движении в машине нужно обязательно сидеть в специально предназначенном для этого кресле и никогда не отстегивать ремни безопасности во время езды.

—                      Особую осторожность следует проявлять во время катания на роликовых коньках, скейте или велосипеде.

Постоянно надо объяснять ребенку, какие серьезные опасности подстерегают его на дороге, и как надлежит вести себя во время нахождения на улице, чтобы их избежать. Донести необходимую информацию до маленького ребенка в доступной для него форме помогут игры или следующие мультики про правила дорожного движения для детей:

—                      «Уроки тетушки совы. Азбука безопасности на дороге»;

—                      «Дорожные знаки для детей»;

—                      «Два похожих знака»;

—                      «Учим дорожные знаки»;

—                      «Робокар Поли. Правила дорожного движения»;

—                      «Лунтик учит правила дорожного движения»;

—                      «Смешарики: Азбука безопасности».

Безусловно, все эти правила нужно не только объяснять в доступной для малыша форме, но и демонстрировать на собственном примере. Если родители вместе со своим чадом постоянно переходят дорогу на красный сигнал светофора или перебегают в неположенном для этого месте, требовать от него, чтобы он этого не делал, глупо и бесполезно.

Именно поэтому все взрослые в присутствии маленького ребенка должны строго соблюдать все правила, сопровождая свои действия подробным рассказом о том, почему правильно действовать так, а не иначе.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

—                      непосредственно-организованная деятельность;

—                      игры

—                      беседы

—                      целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

—                      встречи с работниками ОГИБДД

—                      просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

—                      праздники, досуги, развлечения

—                      конкурсы, выставки.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения  большое значение имеет предметно-развивающая среда. В группе детского сада должен быть обязательно создан уголок безопасности дорожного движения.

Ознакомления детей с правилами дорожного движения используются:

—                      атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

—                      транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

—                      светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

—                      разные картинки, кубики, мозаики;

—                      плакаты;

—                      сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

—                      атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

—                      дорожные знаки.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры.

С целью обогащения опыта детей  дошкольного возраста в течение  года необходимо проводить  целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт.

Всегда необходимо обращать внимание на разные погодные условия,  из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

Во время наблюдения воспитателю детского сада или родителям, необходимо  обращать внимание на то, как старику, инвалиду помогают перейти через  дорогу.

Представления,  полученные  на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

К акции «Будь ярким! Стань заметным!» мною был проведен флешмоб. Эта акция вызвала не только радостное настроение у детей, но положительный отклик со стороны водителей и пешеходов.

В работе с родителями широко используются:

—                      информационные стенды, папки-передвижки;

—                      родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов  ОГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

—                      мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

Обязательно информировать родителей о том какая работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объяснять родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

Обязательно организовать  мастер-классы и родительские конференции, на которых родители делятся опытом семейного воспитания.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Каменная дорожная сказка»

Цель мастер-класса:1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширени...

Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Именно на  этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ на тему: «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»...

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»

laquo;Система работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с правилами дорожного движения»  С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных пото...

Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»

Цель программыСоздание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, ус...

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с правилами дорожного движения»

Целью  работы является создание в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выра...