Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Каменная дорожная сказка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Анисимова Любовь Ивановна

Цель мастер-класса:

1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.

2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению знаний правил дорожного движения.

3. Поиск педагогических идей по побуждению детей освоению правил дорожного движения посредством различных художественных приемов. 

Участники: воспитатели методического объединения детского сада.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения мастер-класса участники смогут познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему освоения материала.

Продуктом мастер-класса можно будет считать разрисованные камни в виде машин, светофора и героев сказки, а также обыгрывание «дорожной сказки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №2 «Колокольчик»

МАСТЕР-КЛАСС

по ознакомлению детей

дошкольного возраста

с правилами дорожного движения

«Каменная дорожная сказка»

Воспитатель

        Анисимова Л.И.

        г. Старый Оскол

Мастер-класс по ознакомлению детей

дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Каменная дорожная сказка».

Цель мастер-класса:

1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.

2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению знаний правил дорожного движения.

3. Поиск педагогических идей по побуждению детей освоению правил дорожного движения посредством различных художественных приемов.  

Участники: воспитатели методического объединения детского сада.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения мастер-класса участники смогут познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему освоения материала.

Продуктом мастер-класса можно будет считать разрисованные камни в виде машин, светофора и героев сказки, а также обыгрывание «дорожной сказки».

План проведения мастер-класса.

Работать мы с вами будем по следующему алгоритму:

1. Представление технологии

2. Проведение художественной и театрализованной игры.

3. Совместное моделирование.

4. Заключительный этап.

«Самое дорогое у человека – это его жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной и игровой. Ведь в самом ребёнке уже от природы заложена игра. У детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых им.

1. Представление технологии.

Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре,  занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д.

Вашему вниманию представляю познавательно-игровой  проект с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

Занимаясь уже давно с детьми таким видом творчества, как рисование на камнях, я подумала, а почему бы не совместить это с изучением правил дорожного движения. На камешках различной величины мы изображаем  машинки различных цветов и даже марок, знакомые некоторым детям знаки и  светофор, и, конечно же, самих персонажей наших историй.

Целью этого творческого мероприятия является - обеспечение сознательного усвоения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах города и выработку стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения.

Задачи на пути достижения указанной цели:

  1. расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города через активные формы познания: рисование, художественно-речевую и театрализованную деятельность.
  2. научить детей представлениям о Правилах дорожного движения, делиться своим опытом с окружающими.
  3. сформировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения, пропагандировать безопасность дорожного движения.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и успеху товарищей, так же отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.

Несомненно, такое мероприятие должно иметь несколько уровней подготовки.

  1. во-первых, нужно повторить сами правила дорожного движения. Это может происходить в различных формах: беседа, какая-либо история из жизни, чтение рассказов, стихов и сказок о дорожном движении, и т.д. Например, сказка  о мышонке, который не знал правил дорожного движения.

Жил-был Мышонок. Домик его был рядом с дорогой. А на другой стороне дороги находился  магазин, в котором было много сыра. Из магазина так вкусно пахло, что Мышонок каждое утро просыпался и мечтал покушать этого вкусного свежего сыра. Запах манил его на другую сторону дороги в магазин. Но Мышонок очень боялся машин и не знал, как перейти дорогу, никто ему не рассказывал об этом. Однажды к нему в норку зашёл старый мудрый Бобёр. Он принёс Мышонку вкусные тёплые булочки из магазина. Мышонок обрадовался гостинцу. Его  очень удивило, что старый Бобёр не боится переходить дорогу. Мышонок спросил:

—  Как же ты переходишь дорогу?

—  Это очень просто! Я тебя научу, –  сказал Бобёр. – Дорогу можно переходить только в специальных местах, там, где есть полосатая дорожка и трёхглазый великан-светофор. Идти можно только если великан открыл зелёный глаз, а если открыт красный глаз – стой  на месте.

—  А какой третий глаз у великана? – не терпелось  Мышонку.

—  Третий глаз великана – жёлтый,  не разрешает идти, а только просит приготовиться и быть внимательным. Чтобы тебе легче было переходить  дорогу, запомни правило-стишок:

Красный свет – дороги нет!

Жёлтый свет – готов к пути!

А зелёный свет – ИДИ!

На следующий день Мышонок смело перешёл дорогу и наконец-то купил себе сыр, о котором так долго мечтал.

(авт. Ворон Лена)

  1. Во-вторых, необходимы сами камни. Я попросила ребят принести несколько камешков в детский сад, а кое – что мы нашли на территории детского сада во время нашей прогулки. После в группе мы их тщательно помыли и дали им просохнуть. Данный этап подготовки развивает у детей внимательность, ребенок постоянно фантазирует (ведь, найдя камешек, малыш изучает его, смотрит на него внимательно, что же он из себя представляет…. Этот силуэт напоминает папину  «девятку», ну а этот ну уж очень похож на светофор.)
  2. Третий этап более художественный, дающий ребенку полную свободу воображению и фантазии. После прочитанной сказки, я обычно предлагаю обыграть её, но для начала нужно нарисовать героев, а как же интересно рисовать не на бумаге, а на камешках, ведь это так необычно и не привычно. А потом можно взять своих героев в руки и изобразить какое – либо театрализованное действо.

Детям очень близки различные формы творчества, а если это связано с правилами дорожного движения, то здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место развитие творческих способностей и фантазии. Иными словами, плюсов очень много.
        В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные персонажи, которых надо самим нарисовать. Изучая правила не только теоретически, но и практически дети достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки".

2. Проведение художественной и театрализованной игры.

А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей средней группы.

Участники располагаются на стульях.

Ведущий: Уважаемые гости, сегодня я получила странное письмо от нашего всемилюбимого героя Незнайки. Вот что он пишет: « Друзья! Помогите! Знайка совсем уж замучил меня. Мало того, что он загадал мне несколько загадок о транспорте, так он заставил меня рассказать о правилах перехода через дорогу. Помогите мне, пожалуйста. Без вас я пропаду!»

Ну что, поможем Незнайке? Тогда слушайте загадки:

Для этого коня еда –                             Спозаранку за окошком -

Бензин, и масло, и вода.                       Стук, и звон, и кутерьма.

На лугу он не посеется.                         По стальным прямым дорожкам

По дороге он несётся.                           Ходят красные дома.                  

(автомобиль)                                                      (трамвай)

 

Что такое, отгадай:                                       Дом по улице идет,

Не автобус, не трамвай,                              На работу всех везёт,

Не нуждается в бензине,                             Не на тонких курьих ножках,

Хоть колеса на резине.                                А в резиновых сапожках.

(троллейбус)                                                             (автобус)

Ведущий: Вы знаете, этот транспорт называется – пассажирский транспорт. А кто из вас мне напомнит, как правильно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)

Как называется та часть дороги, где можно спокойно идти людям (тротуар)

Что такое светофор? Какие сигналы у светофора для пешеходов? (красный и зеленый).

Как надо правильно переходить дорогу? (Даже на пешеходном переходе надо убедиться в полной остановке транспорта, сначала посмотреть налево, затем направо).

Ведущий: Но я сомневаюсь, что наш Незнайка знает, как выглядит трамвай или автобус. Я предлагаю нарисовать автомобиль, трамвай, автобус и троллейбус на наших камушках, а также изобразить самого Незнайку и показать, как правильно надо переходить дорогу на нашем макете. Вы покажете, а я все сфотографирую и наши фотографии мы пошлем нашему другу.

Участники начинают рассматривать камушки, их силуэт, форму. Этот камушек точно будет светофором, а этот похож на автобус. После того как участники определились с выбором они приступают к самому творческому процессу – нанесению на камни рисунка.

Ведущий: Вот мы и нарисовали автобус, троллейбус, трамвай и автомобиль и, конечно же, нашего друга Незнайку. А пока сохнет краска, я предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка - «Автомобили». Участники берут на себя роль водителей и в соответствии с сигналами светофора выполняют движения: красный - стоят, желтый - готовятся к движению, зелёный «едут в автомобилях». Затем участники – пешеходы: красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.

Ведущий: итак, пока мы играли краска высохла, и мы можем спокойно показать Незнайке как надо переходить дорогу. Все участники подходят к настольному перекрестку, на котором изображен сам перекресток, дорога и тротуар. Участники сами должны рассказать о правилах перехода через дорогу, а ведущий тем временем фотографирует.

Ведущий: Молодцы! Я обязательно сегодня отошлю фотографии Незнайке с точным описанием правил дорожного движения для пешеходов.

3. Совместное моделирование.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Вы можете использовать данный опыт на своих занятиях, и прошу вас, в течение нескольких минут придумать собственную модель и тему, применяя данный метод. Группа находится на этапе моделирования фрагмента своей непосредственно-образовательной деятельности, затем следует этап демонстрации каждым своего варианта и обсуждение тех или иных моментов, плюсов и минусов.

4. Заключительный этап.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить мою просьбу. Перед вами находятся карточки с различными эмоциями. Выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующему вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.

Благодарю за сотрудничество! Творческих Всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, ...

Презентация "Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Презентация поможет воспитателям оформить в группе центр "Безопасность дорожного движения".В каждой возрастной группе должен быть такой центр в соответствии с программными требованиями   группы. ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ДОУ.     Работа по данному разделу может осуществляться как на специально...

Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Именно на  этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....

Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»

Цель программыСоздание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, ус...

Мастер - класс для родителей "Ознакомление детей дошкольного возраста с ПДД в разных видах деятельности"

Цель данного мастер - класса - повышение активности взрослых по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге....

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...