Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»
рабочая программа по обж

Остапенко Людмила Александровна

Цель программы

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах района.

Задачи программы

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр.

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  пять лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа для ДОУ по ПДД167.18 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

Паспорт программы

стр. 3

РАЗДЕЛ 1.

Пояснительная записка 

стр. 4

РАЗДЕЛ 2.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения

стр. 8

РАЗДЕЛ 3.

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению  ПДД

стр. 33

РАЗДЕЛ 4.

Содержание работы с педагогами по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

стр. 35

РАЗДЕЛ 5.

Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

стр. 36

Литература

стр. 38

















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах района.

Задачи программы

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр.

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  пять лет.

На кого рассчитана программа

Программа разработана* для детей дошкольного возраста (вторая группа раннего возраста, младшая группа, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Возрастной состав детей от 2 до 7 лет.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Образовательный:

- овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- развитие творческих способностей;

- формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

*Программа разработана на основе авторской программы «Юные пешеходы» МБДОУ д/с № 3 «Эрудит» г. Сургут, авторы Мельникова Г.А., Аджакова М.Н.

РАЗДЕЛ 1.  Пояснительная записка

В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.

Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!

Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.

Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.

Основные направления работы по программе:

 Профилактическое направление:

-обеспечение знаний о транспортной среде;

-предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

-решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное направление:

-организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);

-определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

-изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

-пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Актуальность:

Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Педагогическая целесообразность:

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Цель программы: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Научить детей правильно, культурно и безопасно вести себе на улицах и дорогах.

5. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Принципы организации образовательного процесса:

- последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;

- наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;

- деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

- дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

- возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Срок реализации программы: 5 лет.

Формы и режим занятий:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:

- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;

-привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- интерактивный метод обучения;

- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

- личностно-ориентированная технология;

- технология игрового обучения;

- метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

- обсуждение разных точек зрения;

- решение проблемных задач семейного воспитания;

- ролевое проигрывание ситуаций;

- тренинговые игровые упражнения и задания;

- анализ родителями и педагогами поведения ребенка;

- обращение к опыту родителей.

Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы:

1. Заведующий.

- Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива.

- Проведение инструктажей.

-Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

2. Заместитель заведующей, старший воспитатель.

- Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.

- Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

-уголки безопасности в группах;

- информационные стенды для родителей;

- площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

3. Воспитатель.

Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

- оформление уголков безопасности;

- подбор литературы, фотографий по ПДД;

- изготовление атрибутов к играм;

- взаимодействие с родителями.

4. Медицинские работники.

- Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей.

5. Музыкальный руководитель.

- Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

- Подбор музыкальных произведений.

6. Воспитатель по физической культуре

- Помощь в организации предметно-развивающей среды.

- Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

- Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

7. Младший воспитатель.

- Помощь в организации предметно-развивающей среды.

- Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Ожидаемые результаты

Образовательный:

- овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- развитие творческих способностей;

- формирование устойчивого познавательного интереса. 

Воспитательный:

- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Формы подведения итогов реализации программы:

- диагностика ЗУН детей по ПДД в конце учебного года;

- выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов;

- участие в соревнованиях.


РАЗДЕЛ 2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения

Тематическое перспективное планирование  занятий по ПДД 

Занятия по обучению ПДД проводятся:

-  1 раз в неделю в НОД с детьми в форме занятий, всего  36 занятий в год;

- в совместной деятельности с педагогами – ежедневно;

- в самостоятельной деятельности – ежедневно.

Диагностика проводится 2 раза в год:

1 – вводная (сентябрь); 2 - итоговая (май)

Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах района .

Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и  интеграции образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности на дороге);

художественно-эстетическое развитие (изодеятельность) - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;

речевое развитие (ознакомление с художественной литературой) - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;

физическое развитие (физическая культура)  - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов.

познавательное развитие (ознакомление с окружающим) - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений,  ориентировка на местности, история транспорта.

Задачи:

развивать мыслительную деятельность детей; формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения; формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения; научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах района; воспитывать культуру поведения.

Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге 

(вторая группа раннего возраста с 2 до 3 лет)

Сроки

Тема

Образовательная область ОО

Вид детской деятельности

Содержание программы

Январь

«Знакомство        с улицей»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной   литературы и фольклора

Целевая прогулка вокруг детского сада. Беседа «Улица города».

Дидактическая игра «Где мы гуляем?».

Игровая ситуация «Правильно ли поступает мишка» (стоит на проезжей части улицы, построенной из строительного материала).

Дидактические игры и упражнения «Построить улицу, отделить строительным материалом проезжую часть и тротуар».

Чтение стихотворения А. Богданович «Пешеходу-малышу».

февраль

«Для        чего нужны машины?»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Наблюдение за транспортом. Беседа: «Транспорт».

Игры детей с машинками.

Дидактическая игра «Собери целое» (составлять предмет из 2-4 частей: кабина + кузов, кабина + кузов + колеса и т.д.). Конструирование «Широкая дорога».

Чтение: сказка В. Клименко «Запасное колесо»

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

март

«Что        такое светофор?»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Рассматривание макета светофора. Игра – имитация «Я - светофор».

Ролевая игра «Автомобили и светофор».

Игровая ситуация «К куклам в гости». Дидактическая игра «Собери светофор»

Чтение произведения М. Дружининой «Умный светофор» (отрывок).

Подвижная игра «Умелый пешеход».

Лепка «Светофор»

апрель

«Мы пешеходы»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Целевая прогулка по участку

Беседа: «Пешеходы ходят по тротуару», «Дети на тротуаре».

Дидактические игры и упражнения: «Кто где ездит и идет»   С/р. игра «Улица»

Конструирование «Улица» (широкая и узкая полосы: проезжая часть и тротуар)

Игровая ситуация «Кукла идет в гости» (идет по тротуару, переходит проезжую часть по «зебре»).

Чтение стихотворения Р. Баблоян «Самый лучший переход».

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Рисование «Пешеходная дорожка»

май

«Игры и упражнения на развитие представлений об окружающем»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Двигательная Игровая

Изобразительная

Рассматривание машин, на проезжей части дороги: грузовые и легковые.

Беседа «Можно - нельзя», «Как вести себя на улице».

Дидактические игры и упражнения «Отремонтируй машину», «Принеси грузовую машину», «Положи кубики в кузов».

С/р. игра «Улица».

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» (родители поехали с детьми (куклами) на дачу (кукол посадить на колени), ногами на сиденье вставать нельзя).

Игровая ситуация «Кукла Даша едет в автобусе».

Двигательная деятельность катание на велосипеде.

Рисование «Улица».

Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге  (младшая группа с 3 до 4 лет)

Сроки

Тема

Образовательная область ОО

Вид детской деятельности

Содержание программы

сентябрь

«Какой бывает транспорт»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Наблюдение за движением машин с участка детского сада.

Рассматривание грузового автомобиля. Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле».

С/р. игра «Гаражи и автомобили». Дидактическая игра «Красный и зеленый».

Интерактивная игра «Виды транспорта» Дидактическая игра «Угадай-ка, чем повезешь?»

Конструирование «Гаражи для машин».

Чтение произведения В.И.Марясовой «Легковой автомобиль».

Подвижная игра «Цветные автомобили». Сюжетно-дидактическая игра «Шофер».

Рисование «Отремонтируйте машине колеса»

октябрь

«Знакомство с улицей»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Целевая прогулка «Наблюдение за улицей». Беседа «Что для чего».

Рассматривание иллюстраций «Улица». Ситуация общения «Как я ехал на автобусе». Игра «Загадки»

Дидактические игры и упражнения «Можно -нельзя», «Игра в поезд». С/Ригра « Едем на автобусе»Игра-имитация «Я шофер».

Игровые ситуации «Постройка улицы». Конструирование «Широкая и узкая дорожки».

Чтение стихотворения С.Михалкова «Бездельник-светофор». Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Подвижная игра «Автомобили - пешеходы».

ноябрь

«Три сигнала светофора»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Изобразительная Музыкальная

Прогулка: наблюдение за светофором Ситуация общения «Мой друг-светофор»

Дидактические игры «Собери светофор», «Правильно, неправильно»

Сюжетно-дидактическая игра «Красный, зеленый»

Конструирование «Светофор»

Чтение стихотворения С. Михалков. «Светофор» Игровая ситуация «Выставка машин»

Подвижная игра «Такси»

Рисование «Колеса и светофоры»

Игры с музыкальными инструментами «Как звучит транспорт»

декабрь

«Грамотный пешеход»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Музыкальная

Целевая прогулка к знаку «Пешеходный переход».

Беседа «Пешеходный переход». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка».

Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой».

Дидактическая игра «Дети на прогулке». С/р. игра «Водители и пешеходы».

Помощь дворнику «Посыпание дорожек песком»

Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход»).

Чтение В. Трофимов «Азбука маленького пешехода»

Заучивание стихов о светофоре.

Игра-имитация «Я - машина» с музыкальным сопровождением. Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке».

январь

«Как транспорт людям помогает»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная Музыкальная

Рассматривание пожарной машины

Ситуация общения: «Какие бывают машины», «Что должен знать шофер» Дидактические игры «Покажи транспорт, который назову», «Собери машину» С/р. игра. «Автобус»

Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка» Конструирование «Собери машину». Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на автобусе» (поведение в транспорте)

Чтение произведения В.И.Марясовой «Скорая помощь», «Пожарная машина»

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование «Автобус».

Слушание «Как звучит транспорт».

февраль

«Осторожно: зимняя дорога»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Рассматривание картинок, книг. Наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Ситуация общения «Куда едут машины» С/р. игра «Шофер»

Игра-имитация «Я - машина»

Игровая ситуация «Выставка машин»

Чтение произведения «Айболит» (отрывок про Зайку)

Подвижная игра «Воробушки и автомобили»

Аппликация «Почини машину»

март

«Помощники на дороге»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Наблюдение за проезжей частью. Экскурсия на кухню.

Беседа Знак «Пункт питания».

Беседа «Знак «Пункт первой медицинской помощи».

С/р. игра «Поликлиника». Дидактическая игра «Найди цвет, который назову» .Дидактические игры и упражнения «Поучим зайчика переходить через дорогу»

Игры - имитации «Я - пешеход», «Я - шофер».

Дидактическая игра «Знаки» Конструирование «Мишка идет по улице» Игровая ситуация: Как узнать, где столовая». Собери знак «Пункт первой медицинской помощи»

Чтение стихотворений о дорожных знаках, В.И.Мирясовой о транспорте.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

апрель

«Путешествие по городу»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая Изобразительная

Целевая прогулка к остановке автобуса. Беседа по иллюстрациям к произведению В. Трофимова «Азбука маленького пешехода». Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице».Рассматривание фотоальбома «Улицы Сургута»

Дидактическая игра «Собери знак». С/р. игра «Автобус»

Игровая ситуация «Зайка переходит через дорогу»

Дидактическая игра «Собери светофор»

Разучивание песенки «Мы в автобусе сидим»

Подвижная игра «Автомобили»

Рисование «Светофор» Мультфильм «Разноцветные друзья»

май

«Осторожно: дорога (на транспортной площадке)

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Ситуация общения «Как я переходила улицу». Дидактическая игра «Угадай, на чем повезем». Дидактические игры и упражнения «Улица», «Отвезем мишке кубики».

Сюжетно – дидактическая игра «Транспорт» (моделирование дорожных ситуаций). Игровая ситуация: «Автобус».

Игровые ситуации «Что изменилось на участке», «Откуда может появиться машина», «Далеко - близко».

Чтение стихотворений С. Маршак. «Мяч», А. Пятикоп «Здравствуй, светофор!»

Подвижные игры катание на велосипеде по кругу, друг за другом, выполняя повороты направо, налево.

Рисование знака «Пешеходный переход»

Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге  (средняя группа с 4 до 5 лет)

Сроки

Тема

Образовательная область ОО

Вид детской деятельности

Содержание программы

сентябрь

«Знакомство с улицей города»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Музыкальная

Целевая прогулка «Наша улица». Беседа «Мы на улице».

Дидактическая игра «Что такое улица?». Рассматривание дорожных знаков.

С/р игра. «Улица» (по улице движутся разные автомобили, проезжают трехсторонний перекресток, включают световой сигнал и совершают поворот в соответствии с сигналом) Дидактическая игра «Опасные места»

Дидактические игры и упражнения «Собери знак «Пешеходный переход»». Конструирование «Дороги и мосты».

Игровые        ситуации        «Чего        не        хватает        на перекрестке».

Чтение произведений Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Л. Новогрудский «Движется - не движется».

Конкурс рисунков «Моя улица».

Мультфильм «Дядя Степа»

октябрь

«Наш друг светофор»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Презентация «Светофор». Беседа «Это опасно».

Театрализованная игра «Приключения светофорика».

Дидактическая игра «Светофор». С/р игра «Машины и пешеходы».

Дидактическая игра «Правильный светофор»

Игровые ситуации «Один дома», «Один на улице».

Загадки о светофоре.

Чтение произведения В. Суслов. «Его сигнал для всех закон».

Чтение стихотворения А.Усачев «Домик у перехода».

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование «Разноцветный светофорчик».

Аппликация «Светофор».

ноябрь

«Дорожные знаки»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Игровая

Восприятие художественной литературы и фольклора

Целевая прогулка к стоянке транспорта (знак «Стоянка транспорта»).

Наблюдение за движением автотранспорта. Беседа «Опасность около стоящих машин». Театрализованная игра «В гостях у Светофорика».

Настольно – печатные игры «Дорожные знаки», «Разноцветное шоссе».

Игры-имитации «Я шофер», «Я машина». Дидактические игры и упражнения «Собери знаки», «Подбери по цвету».

Игра-имитация        «Как        правильно        перейти проезжую часть». Дидактическая игра «Виды знаков»

Чтение про транспорт В.И.Мирясовой

декабрь

«Поведение в транспорте»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Самообслуживание        и элементарный бытовой труд

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная Музыкальная

Целевая прогулка к остановке транспорта. Беседа «Кто должен заходить первым в транспорт». Беседа «Как выходить из автобуса». Дидактические игры и упражнения «Кто больше знает», «Транспорт». Режиссерская игра «Мы едем, едем, едем…». С/р игра «Автобус». Труд «Посыпание дорожек песком».

Дидактические игры и упражнения «Собери знаки» («Стоянка транспорта», «Пешеходный переход» и др. по желанию). Конструирование «Транспорт на улице». Дидактическая игра «Правила поведения»

Чтение        произведения А. Шалобаев. «Посмотри налево, посмотри направо» Отгадывание загадок «О видах транспорта».

Рисование «Грузовой автомобиль».

Музыкально-дидактическая игра «Слушаем улицу».

январь

«Осторожно гололед»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Наблюдение за транспортом в зимний период. Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Дидактические игры и упражнения «Позвоним по телефону», «Говорящие дорожные знаки».

Игровая ситуация «Если я потерялся». Дидактические игры и упражнения «Расположи правильно дорожные знаки».

Чтение стихотворения В.Кожевникова «Светофор».

Двигательная деятельность Катание на ледяной горке.

Рисование «По дороге с мамой». Просмотр тематических мультфильмов

февраль

«Осторожно: перекресток»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Целевая прогулка к перекрестку. Беседа «Разные виды перекрестков». Беседа с инспектором ГИБДД. Режиссерская игра «Приключения светофорика на перекрестке».

С/р игра «Автомобили и светофор».

Игра «Кто самый грамотный пешеход».

Чтение В. Головко «Правила движения».

Развлечение «На лесном перекрестке».

П/и «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»,

«Автоинспектор и водители», «Грузовики и Автобусы»

Коллективная творческая работа предложить детям        вырезать и наклеить        Т-образный перекресток, обыграть движение на нем с маленькими машинками Рисование «Дорога и тротуар»

март

«Три цвета светофора»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Игровая

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение». Дидактическая игра «Лото «Пешеход»».

С/р игра. «Улица» (по улице едут разные автомобили, светофор регулирует движение) Игры на настольном перекрестке

Игровые ситуации «Движение пешехода» макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера. Конструирование из бумаги и природного материала «Светофор». Дидактическая  игра «Правильный светофор»

Чтение произведений С.Маршак «Светофор», М.Дружининой «Наш друг светофор» Конкурс чтецов «О правилах дорожного движения».

Совместный ручной труд с воспитателем:

изготовление транспорта из бросового материала.

апрель

«Пешеходы и водители»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Наблюдение        за        движением        людей        в дождливую погоду.

Беседа «Если ты потерялся». Рассматривание        альбома и «Улицы нашего города». Дидактическая игра «Азбука пешехода».

 

Коллективная работа        по конструированию «Улица».Опыты: «Что мы видим под зонтом».

Чтение стихотворения Н. Мигунов. «Друг светофора»

Подвижные игры на развитие координации движений.

Рисование «Улица».

Просмотр тематических мультфильмов.

май

«Как я знаю правила дорожного движения»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Целевые прогулки к проезжей части улицы. Беседа «Где можно кататься на велосипеде». Видео экскурсия по улицам города.

С/р игра. «Улица» (включение в дорожное движение знаков «Телефон»,        «Больница», «Пункт питания»).

Дидактические игры и упражнения «Собери знаки».

Игровые ситуации: «Играть на улице нельзя», «Внимание отвлечено», «Бабушка        на        другой        стороне        улицы», «Родители с детьми».

Чтение стихотворения А. Барто «Любочка». Игра - драматизация по рассказу Н.Носова «Автомобиль».

Игры на транспортной площадке.

Выставка рисунков «Улица».

Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге  (старшая группа с 5 до 6 лет)

Сроки

Тема

Образовательная область ОО

Вид детской деятельности

Содержание программы

сентябрь

«Наша улица»

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Музыкальная Изобразительная

Беседа «Улица»: (по        материалам        книги        Н.        Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах»).

Ситуация        общения        «Какой        должна        быть безопасная дорога». Дидактическая        игра        «Знаки        дорожного движения». Дидактические игры «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию».

С/р игра «Улица». Дидактическая игра «Виды знаков»

Игровая ситуация «Мы в автобусе» Изготовление

Макета улицы,        на которой находится детский сад, обыгрывание. Конструирование «Улица».

Конструирование «Транспорт».

Чтение стихотворения        Р.Артамонов «Зоркий друг, умный друг». Составление детьми рассказов: «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».

Подвижная        игра        «Кто        быстрее        соберет светофор»

Аппликация «Машины везут урожай с полей».

Музыкальное занятие «Красный, желтый, зеленый»

октябрь

«Профессия -водитель»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Музыкальная Изобразительная

Беседа «Профессия-водитель».

Целевая прогулка на Т-образный перекресток Ситуация общения: «Внимание: дорожный знак».

Дидактическая игра «Водители». Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». С/р игра «Больница» (водители проходят медосмотр перед поездкой.)  Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу».

Чтение стихотворений Я.Пишумова (про транспорт).

Подвижная игра «Найди свой цвет». Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование на тему «Транспорт будущего». Презентация (выставка детских работ).

Игра «Угадай, как звучит транспорт».

ноябрь

«Правила пешехода»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Познавательно - исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Музыкальная

Беседа «Безопасность на улице». Ситуация общения «Что означают цвета светофора».

Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть». С/р игра «Улица».

Конструирование «Наша улица».

Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история».

Режиссерская игра «Сказочные герои на дороге».

Подвижная игра «По дороге».

Развлечение «Красный, желтый, зеленый»

декабрь

«Транспорт»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая Самообслуживание и

элементарный бытовой труд

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка по улице. Беседа «Чем можем - поможем».

Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна»: Дидактическая игра «Виды транспорта» Дидактические игры «Угадай, что изменилось», «Лабиринт», «Пройди и собери». С/р игра. «Автобус» С/р игра «Улица» предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.

Труд «Посыпать дорожки песком»

Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья, кусты).

Игровая ситуация «Как поступить». Дидактические игры и упражнения: «Построй проезжую часть».

Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения». Чтение произведения М. Ильин «Машины на нашей улице».

Загадки о транспорте.

Рисование: «Пешеходы идут по улице».

январь

Пост ГИБДД (ГАИ)

Социально-коммуникативое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая (на интерактивном столе)

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Целевая прогулка к площади.

Ситуация общения «Как себя надо вести в транспорте».

Дидактические игры и упражнения «Собери знак» (используя пособие (знаки) Дьенеша).

С/р игра «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре «Школа Светофора»

С/р игра «Улица», сюжет: «Регулировщик». Интерактивная игра «Таймер»

Игровая ситуация        «Пешеход», «Я еду в транспорте».

Чтение стихотворения Я.Пишумова «Посмотрите – постовой».

Чтение стихотворения В.Клименко «Кто важнее всех на свете».

Февраль

«Моя дорожная грамота»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».

Дидактическая игра «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Правила дорожного движения».

Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход». Конструирование «Улица города».

Чтение стихотворения А.Усачева «Футбольный мяч»

Викторина «Чем опасна дорога зимой».

Игры – забавы с санками, лыжами.

март

«Знаки сервиса»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка к проезжей части улицы. Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми.

Беседа «Как перейти улицу». Режиссерская игра: «Приключение сказочных героев в городе».

С/р        игра.        «Улица»,  объединить с играми «Больница», «СТО», «Кафе» Дидактическая игра  «Виды знаков»

Игровая ситуация «Кто самый лучший пешеход».

Чтение        стихотворений        о        дорожных знаках. Аудиозапись        детских      рассказов        о правилах дорожного движения.

Изготовление атрибутов для игры «Улица». Рисование «Знаки сервиса».

апрель

«Опасный перекресток»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Целевая прогулка наблюдение за переходом проезжей части пешеходами.

Ситуация общения по картине «Перекресток».

Дидактическая игра «Путешествие по городу». Развлечение «Петрушка на улице».

Игровая ситуация «Если сломался светофор».

Чтение произведения Д. Денисова. «Как перейти дорогу».

Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения.

Отгадывание загадок по правилам дорожного движения

Подвижная игра «Путешествие на машинах». Подвижные игры (катание на велосипеде). Игры на транспортной площадке.

Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице». Ручной труд «Автобус».

май

«Знаток дорожно-светофорных наук»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная

Беседа «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно».

Игровые ситуации на транспортной площадке «Как я знаю правила дорожного движения». Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины», «Где можно кататься на велосипеде».

Дидактические игры и упражнения «Законы улиц и дорог».

С/р игры на транспортной площадке.

Игры-моделирования с макетом перекрестка и макетом микрорайона. Проект:       «Представь       сверстникам      любой материал, связанный с правилами дорожного

движения».

Чтение произведений О. Тарутин. «Для чего нам светофор?» А. Дорохов. «Зеленый, желтый, красный».

Веселые старты «Мама, папа, я-лучшие пешеходы». Двигательная деятельность

катание на самокате, роликах.

Рисование. Тема: «Улица города».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения.

Перспективный план работы

по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге  (подг. к школе гр. с 6 до 7 лет)

Сроки

Тема

Образовательная область ОО

Вид детской деятельности

Содержание программы

сетнябрь

«Знай и выполняй правила уличного движения

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая (на интерактивном столе)

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Беседа «Два светофора».

Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге».

Игровые упражнения «Улица» (дорога).

С/р. Игра «Улица» (за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД)

С/р. Игра «Улица» (Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают        внимание на светофор для пешеходов).

Интерактивная игра «Парочки»

Дидактическая игра «Что ты будешь делать, если…».

Изготовление книжки-малышки с родителями «Малышам о Правилах дорожного движения».

Чтение произведения С. Михалков. «Дядя Степа        – милиционер», «Моя улица». Составление рассказов по опорным словам: дорога, пешеход, знак, машина.

Езда на велосипеде с поворотами, змейкой, через ворота.

Двигательная деятельность: игра в футбол.

Рисование«Улица».

Лепка «Разноцветный светофорик».

октябрь

«Безопасный перекресток»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка к перекрестку. Беседа «Опасные предметы на дороге».

Ситуация общения «Внимание, дорожный знак».

Организация встречи с инспектором ГИБДД. Дидактическая игра «Сигналы регулировщика».

Дидактические игры и упражнения «Разложи по группам».

Моделирование ситуаций на тему «Чего нельзя делать на перекрестке».

Игровая ситуация «Помоги Незнайке перейти дорогу».

Игры по словообразованию.

Чтение произведения Я. Пишумов. «Посмотрите, постовой»,      С.  Михалков. «Скверная история», А. Северный «Светофор» Театр игрушек «Про машину».

Конструирование «Пешеходный переход»

Лепка «Регулировщик»

ноябрь

«Транспорт нашего города»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная Музыкальная

Целевая прогулка к остановке. Наблюдение за ремонтными работами.

Беседа «Железнодорожный транспорт и его опасность».

Ситуация общения «Мы в автобусе». Дидактическая игра «Автошкола». С/р. игра «Автобус».

Моделирование ситуаций на тему        «Если случилась авария». Игровая ситуация «Как правильно перейти проезжую часть».

Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», «Светофор».

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Рисование «Наш город».

Музыкально - дидактическая игра «Угадай, как звучит транспорт».

декабрь

«Заботливые знаки»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Рассматривание        картин,        изображающих дорожное движение в зимний период. Ситуация общения «О чем говорит дорожный знак». Дидактическая игра «Дорожные знаки». Дидактические игры и упражнения «Автотрасса», лото «Осторожность». Игра-имитация «Водители и пешеходы». С/р. игра «Улица». Игровые ситуации «Кому и что говорят сигналы»:        закрепить знание сигналов регулировщика.

Игровая ситуация «Мы переходим улицу». Игровая ситуация «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу». Моделирование ситуаций по теме «Кто самый наблюдательный».

Конструирование на тему «Отгадай, вырежи и наклей грузовик»

Чтение произведения Н.Носова «Как Незнайка катался на грузовике»,        В.Семернин «Запрещается - разрешается».

Игры по словообразованию (словарик по ПДД)

Дидактическая игра «Раскрась знаки»

январь

«Моя дорожная грамота»

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная

Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка по улице.

Наблюдение за движением спецтранспорта (ГИБДД, «скорая помощь», пожарная машина) Ситуация общения «Как переходить дорогу зимой».

Беседа «Кто регулирует движение транспорта».

Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток), случаях ДТП в городе.

Дидактическая игра «Угадай, какой транспорт».

С/р. игра «Я шофер».

Конструирование на тему «Транспорт».

Чтение произведения И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог».

Кукольный театр «Как звери строили дорогу».

Рисование «Спецтранспорт».

Аппликация «Автобус на нашей        улице» (коллективная).

февраль

«Опасный перекресток»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая (на интерактивной панели)

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная Игровая

Изобразительная Музыкальная

Прогулка к перекрестку.

Беседа «Что такое перекресток». Игровая ситуация «Я иду за хлебом». Рассматривание и составление рассказов по плакатам (наглядная агитация по правилам дорожного движения). Дидактическая игра «Большая прогулка».

С/р. Игра на транспортной площадке «Пешеходы и водители»

Игровые ситуации        «Кто самый        лучший пешеход».

Чтение произведения И.Серяков «Улица, где все спешат».

Интерактивная игра «Загадки»

Игры-забавы с санками и лыжами.

Рисование на тему «Дорога и тротуар». Режиссерская игра «Приключения гномика в городе».

март

Продолжение знакомства с дорожными знаками

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка на лыжах за пределы участка.

Беседа «Полезные знаки». Беседа «Знаки в треугольнике».

Дидактические игры и упражнения «Угадай, какой знак».

Диафильм «По улице, по мостовой».

С/р. игра «Улица» (водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки «Дети», «Пункт питания», «Больница» и др.) Интерактивная игра «Таймер»

Игровые ситуации «Вежливые дети». Игровые ситуации «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей».

Чтение произведения В. Семенин «Запрещается – разрешается».

Рисование «Как мы переходим через улицу». Изготовление удостоверений «Пешеход поселка Столбовая».

апрель

«Ребенок на улицах города» (на транспортной площадке)

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая (на интерактивной панели)

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Игровая

Прогулка к проезжей части.

Наблюдение за движением машин и работой светофора.

Ситуация общения «Мы на улице нашего города».

Экскурсия к школе.

Дидактическая игра «Кто отличник -пешеход?»

С/р. игры на транспортной площадке. Интерактивная игра «Правила поведения»

Моделирование ситуаций на тему «Если ты идешь в школу».

Игры-лабиринты на ориентировку в окружающем пространстве.

Чтение произведений Н.Кончаловская «Самокат», Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Литературная викторина «Дорожная безопасность в стихах»

Подвижные игры (катание на велосипеде).

май

«Азбука дороги»

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коммуникативная Игровая

Игровая (на интерактивной панели)

Игровая Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

Целевая прогулка к перекрестку.

Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов.

Беседа «Как ходить по улице», «Кого мы называем примерным пешеходом».

Поход с родителями в парк «Нефтяник». Игровые упражнения «Пешеходы и водители». Дидактические игры и упражнения «Дорога в школу», «Дорожные знаки».

С/р. игра «Улица»        (объединить с играми «Школа», «Библиотека»).

Игра – моделирование с макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Игровые ситуации «На        транспортной площадке», «Как я знаю правила дорожного движения».

Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения «В городе светофорных наук».

Театрализованное        представление        «Опасные ситуации». Составление рассказа и рисунка на тему «Мой путь от дома до сада ».

Конкурс рисунков «Лучший пешеход».

РАЗДЕЛ 3. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей

по освоению ПДД

«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.

Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.

Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.

Мониторинг проводится два раза в год:

                                   1 – вводная (сентябрь)

                                   2 - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:

высокий – 3 балла;

средний – 2 балла;

низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения  и безопасному поведению на дорогах.

1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).

4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т.д.)

5. Опасные места на улицах и дорогах.

6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

7. Виды и назначение транспорта.

8. Опасные и безопасные действия.

9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с педагогами по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап. Диагностический.

1.Самоанализ педагогов «Что я знаю о ПДД».

2.Диагностика уровня компетентности педагогов по «Дорожной грамоте».

3.Анализ предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД.

Сентябрь

Сентябрь-май

Октябрь

Педагоги ДОУ

психолог

2 этап. Теоретический.

1.Проведение инструктажей по обучению дошкольников ПДД.

2.Составление плана преемственности со Столбовской СОШ по обучению дошкольников ПДД.

3.Консультации по организации предметно-развивающей среды в группах по обучению дошкольников ПДД.

4.Консультация: «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД».

5.«Круглый стол» по теме «Взаимодействие узких специалистов по обучению дошкольников дорожной грамоте».

6.Методическая неделя «Грамотный пешеход».

7.Семинар-практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой».

8.Методические оперативки по теме «Обучение дошкольников ПДД».

9.Консультация для педагогов старшего дошкольного возраста «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их ПДД».

10.Обобщение передового педагогического опыта по обучению детей ПДД.

11.Организация встреч с инспектором ГИБДД, врачом-травматологом.

12.Консультация по теме «Организация работы по ПДД с родителями».

13.Методический калейдоскоп «Знакомство с педагогическим опытом других детских садов и школ по обучению детей ПДД».

В течение года

Сентябрь

Август-сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Январь

Ежемесячно

 

Февраль

Март

В течение года

В течение года

В течение года

Старший воспитатель

Заведующая, старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Узкие специалисты

Педагоги ДОУ, старший воспитатель

Старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель, педагог-психолог

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп

Старший воспитатель

Педагоги ДОУ

3 этап. Практический.

1.Участие в конкурсе ДОУ «Азбука безопасности».

2. Участие в конкурсе ДОУ «Азбука безопасности» муниципальный уровень

2.Заседание творческой группы по обучению дошкольников ПДД.

3.Открытые просмотры по обучению дошкольников ПДД.

4.Взаимоконтроль по группам «Оснащение педагогического процесса и наглядного материала по проблеме изучения ПДД».

Сентябрь

Октябрь

Апрель

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель

Старший воспитатель,

члены творческой группы

Воспитатели групп, педагоги ДОУ

4 этап. Аналитический.

1.Самоанализ педагогов «Что я знаю о ПДД».

2.Диагностика уровня компетентности педагогов по ПДД.

3.ДРК «Обучение дошкольников ПДД».

Апрель

Апрель

Апрель

Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

Старший воспитатель

РАЗДЕЛ 5. Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

 

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, поселке обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.

С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

Воспитатели детского сада регулярно (один раз в полугодие) проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил

поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

 

Перспективный план работы с родителями по профилактике ДДТТ

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»

Сентябрь

Внештатный инспектор по ПДД

2

Конкурс детско-родительского творчества «Азбука безопасности»

Сентябрь

Ст. воспитатель

Воспитатели

3

Развлекательно-познавательное мероприятие «Посвящение в пешеходы» с участием родителей

Октябрь

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели

4

Анкетирование родителей по теме: «Роль детского сада в обучении детей правилам дорожного движения»

Ноябрь

Внештатный инспектор по ПДД

Воспитатели

5

Детско-родительская встреча «Путешествие в страну Светофорию»

Декабрь

Муз. Руководитель

Воспитатели

6

Конкурс макетов и рисунков «Маршрут безопасности моего ребенка - дом- детский сад»

Февраль

Воспитатели старших групп

7

Методическая конференция с участием педагогов и родителей «Дорожная грамота»

Апрель

Старший воспитатель

8

Оформление транспортной площадки на территории детского сада с участием родителей

Май

Заведующий

зав зам по АХР

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  4. Под редакцией Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. –Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», (соответствует к требованиям ФГОС).Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.
  5. Закон «Об образовании РФ» РТ от 19 октября 1993 г. №1982 с дальнейшими изменениями.
  6. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  7. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  8. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  9. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  10. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  12. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  13. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  14. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  15. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
  16. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  17. Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации.
  18. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  19. Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице....

Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...

« Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Избежать опасности можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста...

«Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

«Ознакомление детей  дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения во время проведения прогулок

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества.В практику дошкольных учреждений в настоящ...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения» (из личного опыта)

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...