« Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
методическая разработка на тему

Климентьева Инна Александровна

Избежать опасности можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Подготовил воспитатель ГКПД: Климентьева И. А.

 В современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике, каждой десятой жертвой в ДТП становится ребёнок. Дети часто страдают от того, что не понимают той опасности, которую представляет собой движущийся автомобиль. Ребёнка интересует улица и всё на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.

Это объясняется тем, что дети не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Избежать опасности можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Вот поэтому я и поставила перед собой цель – как можно познакомить детей с правилами дорожного движения.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:                   - повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста;          - развитие психофизических качеств ребёнка;                                                                                                            - формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребёнка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированность пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, я постепенно усложняю, уточняю и дополняю. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов ещё не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учётом возраста детей и окружающих условий.

 В группе обучение проводится путём ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.

Например :

1. Знакомство с грузовой машиной.                                                                                                                                  2. Знакомство с автобусом.                                                                                                                                                 3. Игра «Красный и зелёный»                                                                                                                                             4. Знакомство с улицей и т. Д.

Знакомлю детей с правилами перехода дороги, учу понимать термины «перекрёсток» и «площадь», в чём их отличие, задаю вопросы во время прогулок, разучиваем стихотворения. Например:                                                                                                                                                                                  Если свет зажёгся красный,                                                                                                                                          Значит, двигаться опасно!                                                                                                                                                    Свет зелёный говорит:                                                                                                                                          «Проходите, путь открыт!»                                                                                                                                          Жёлтый свет – предупрежденье,                                                                                                                                         Жди сигнала для движенья! (С. Михалков)

На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх учу детей ориентироваться в пространстве.

 Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.

Большое внимание я уделяла ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего предупреждающими : «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».

 Затем с запрещающими : «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещён». Во время проведения игр узнали предписывающие знаки : «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево». А так же указательные : «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон».

Обращаю внимание детей на то, что знак «пешеходный переход» бывает предупреждающим и указательным. Водителей он предупреждает о пешеходном переходе, а пешеходам показывает, где надо переходить.

Для закрепления знаний необходимо использовать целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры. В группе знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме знакомили детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».

Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях : «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Кроме чтения художественной литературы я использую заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки. Например:                                                                                                                                                                  Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,                                                                                                                    Если глаз откроет красный.                                                                                                                                           Стоп! Идти нельзя, опасно!                                                                                                                                               Жёлтый глаз – погоди!                                                                                                                                                       А зелёный – проходи ( светофор)

В непосредственно образовательной деятельности «Познание» провожу беседы.

Например : В беседе «Где и как переходить улицу» рассказываю, как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объясняю правила пользования транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учу детей правилам перехода улиц и перекрёстков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности. Провожу беседы о сотрудниках ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улицах.

Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дорогу, дома, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки.

Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, уделяю внимание знакомству с трудом водителей. Объясняю, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривали иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребёнка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания. Дома с помощью родителей дети выполняют рисунки, закрепляя знания по правилам дорожного движения. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению. Постоянно пропагандируется работа по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице....

Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...

Методическая разработка для воспитателей по теме: "План работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

В данном материале представлен план работы по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста...

«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...

«Ознакомление детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

«Ознакомление детей  дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения» (из личного опыта)

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...