Консультация для педагогов «Пожарная безопасность».
статья по обж (старшая группа) на тему

ирина евгеньевна сорокина

Консультация для педагогов «Пожарная безопасность».

 

Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещений и противопожарную грамотность взрослых. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у детей представление о правилах пожарной безопасности. Поэтому работу в дошкольном учреждении по изучению правил пожарной безопасности следует вести по трем направлениям:

1. Изучение правил пожарной безопасности сотрудниками дошкольного учреждения.

2. Профилактическая работа с детьми.

3. Разъяснительная работа с родителями.

За изучение сотрудниками правил пожарной безопасности отвечает администрация учреждения. В ДОУ регулярно (в соответствии с графиком) проводится инструктаж по правилам пожарной безопасности, раз в год – учебные тревоги, имеется вся необходимая документация и наглядность.

Для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, рассматривание, наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, моделирование игровой ситуации и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. При этом не стоит забывать, что художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным.

Для младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное качество как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, все потрогать, привести в действие. В 3-4 года дети просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младшего дошкольного возраста должно быть общение. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница». Следует обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для данного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. Можно посмотреть одноименный мультфильм с комментариями.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение. В этот период интересными для детей будут произведения: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения данных произведений с детьми проводятся беседы. Большую пользу приносят также игры, в которых присутствуют элементы правил пожарной безопасности. Очень эффективен в этом возрасте прием опосредствованного воздействия (через кукольный персонаж, игрушку, в том числе и оценочного характера.

В старшем дошкольном возрасте мотивы становятся более осознанными, возрастает интерес к миру взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых. В этом возрасте ярко проявляется соревновательный мотив. Поэтому целесообразно предлагать детям соревнования с учетом пожарной тематики. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь и спасают людей. Организуя игры-соревнования, постепенно изменяя условия игр, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефоны экстренных служб, объяснить ребенку действия на случай пожара. Для этого возраста можно организовать встречу с работниками пожарной службы. Предложить детям провести конкурс рисунков на темы: «Огонь – друг», «Огонь – враг» и т. п. Интересны будут детям художественные произведения: «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова и другие. Организовать вместе с детьми сюжетно-ролевые игры по теме пожарной безопасности. При этом активным детям предложить стать группой спасения, а более спокойным детям – стать следственной группой и найти причину пожара.

В старшем дошкольном возрасте дети любят экспериментировать, могут сами делать выводы, находить ответы на вопросы. Детям можно предложить темы: «Зачем пожарному защитный шлем», «Опасен ли огонь», «Вулканы, почему они извергаются?» и т. п. Старших дошкольников знакомят с историей пожарной службы. При этом можно использовать сказки: «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимошка царевну спас» и другие.

Всю систему работы можно представить следующим образом:

• знакомство с профессией пожарного;

• знакомство с причинами возникновения пожаров;

• знакомство с правилами пожарной безопасности;

• знакомство со средствами пожаротушения;

• набор телефонного номера пожарной службы;

• формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;

• формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами пожарной безопасности. Зачастую, спички дома хранятся в доступных для детей местах, малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плитам. Поэтому воспитателям надо вести планомерную работу с родителями. Здесь можно использовать самые разнообразные формы: консультации, папки-передвижки, оформление наглядной агитации, анкетирование, беседы, проведение круглых столов, совместных досугов детей и родителей.

Именно такая систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей формирует у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"

Эта информация поможет родителям правильно объяснить детям правила по пожарной безопасности...

Консультации для родителей.ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности...

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"...

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"

В статье рассказывается об опасных играх с огнём. Даются практические рекомендации, как  правильно вести себя при пожаре, как необходимо действовать ребёнку при пожаре, если дома нет взрослых....

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"...

Консультация для педагогов "Пожарная безопасность"

Дошкольное образовательное учреж­дение является вторым (после роди­телей) источником получения детьми знаний и навыков пожарной безопас­ности, поэтому подход к организации деятельности по этому направ...

Консультация для педагогов «Пожарная безопасность».

Консультация для педагогов «Пожарная безопасность». Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она вк...