Организация образовательного процесса по формированию у детей основ пожарной безопасности в ДОУ
методическая разработка по обж на тему

Рубцова Марина Владимировна

Формы организации образовательной деятельности, основные виды образовательной деятельности детей, формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protivopozharnaya_bezopasnost.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса по формированию у детей основ пожарной безопасности в ДОУ

В основе организации образовательного процесса в нашем ДОУ по противопожарной безопасности лежит программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной.

Содержание реализуемой образовательной программы включает совокупность образовательных областей, в том числе «Социально-коммуникативное развитие», содержащее раздел формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем ДОУ осуществляется в разных направлениях: с детьми, родителями (законными представителями), педагогическим коллективом и персоналом.

Для решения воспитательно-образовательных задач в вопросах обеспечения пожарной безопасности детей в своей работе используем разнообразные формы организации образовательной деятельности: совместная образовательная деятельность, экскурсии в пожарную часть, досуговая деятельность, самостоятельная деятельность детей. В приоритете совместная образовательная деятельность с детьми через индивидуальное, групповое и подгрупповое общение, которая позволяет стимулировать детей к высказываниям, стремлению решать проблемы, выбирая наиболее рациональные способы действия в экстремальных ситуациях, проявлению инициативы.

Основные виды образовательной деятельности детей

  • Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Служба спасения», «Скорая помощь спешит на пожар»; театрализация «Кошкин дом» и др., игра-фантазирование «Если бы я был пожарным», «Однажды…»; игры со строительным материалом «Пожарная часть», «Пожарная машина»; игра-эксперимент «Вода, песок и их свойства»; дидактические игры «Важные профессии», «Лото осторожностей», «Что необходимо пожарному, «Собери картинку», «Огнеопасные предметы»).
  • Деятельность на восприятие (просмотр видеофильмов по литературным произведениям «Кошкин дом»; рассматривание презентаций: «Осторожно огонь», «Правила пожарной безопасности», и др.; рассматривание иллюстраций книг на темы «Пожар в лесу», «Пожарная машина»; прослушивание литературных произведений: «Кошкин дом» С. Маршак, «Как ловили уголька» Ж. Толмазова, загадки об электроприборах Л. Сумина, «Сказка про спички» С. Маршак, «Пожар» Б. Жидков.).
  • Познавательно-исследовательская деятельность (решение проблемной ситуации «Как бы ты поступил на месте героя, спасшего детей из огня?»; создание коллажей «Правила поведения в горящей квартире», «Опасные предметы», «Новогодняя ёлка»).
  • Изобразительная деятельность (создание тематических альбомов «Пожарная техника», «Труд пожарных», «Это опасный труд – спасать жизнь людей»; рисование на темы «Огонь – друг, огонь – враг»,  создание выставки рисунков «Пожарная техника», детских иллюстраций к литературным произведениям «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Н. Толстого; аппликация «Эти опасные электроприборы»).
  • Конструирование из разного материала (художественное конструирование атрибутов для сюжетно-ролевых игр; конструирование из бросового материала пожарной машины).
  • Коммуникативная деятельность (свободное общение по поводу прослушанных произведений: «Огонь – друг или враг?», «Спички – это не игрушки!» и др.; свободное общение на темы «Пожар в лесу», «Спичка невеличка и пожар в лесу» и др.; сочинение сказок, рассказов, загадок на тему «Как друзья спасли малыша во время пожара»; разучивание загадок, пословиц и поговорок об огне).
  • Музыкально-художественная деятельность (разучивание песен и танцев к театрализации и досугам «Кошкин дом» и др.); драматизация сказки «Кошкин дом»; досуговая деятельность «Как мы боремся с огнём», «Огонь и друг, и враг», «Каждый знает гражданин: пожарный номер – «01»!»).
  • Двигательная деятельность (подвижные игры «Пожарные на учении», «Кто быстрее потушит пожар», «Огонь – вода»; игры с мячом «Раз, два, три, опасные предметы назови», «Хорошо-плохо», «Раз, два, три, какой пожарный расскажи»; эстафеты «Потушим пожар», «Пожарные»).
  • Трудовая деятельность (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры; создание макетов «Мой дом», «Наша группа», «Пожарный щит»).

В соответствии с перспективным планом работы с детьми воспитатели охватывают в рамках непосредственно-образовательной деятельности следующие темы: «Знакомство с трудом спасателей-пожарных» «Номера служб спасения «01», «112»», «Пожароопасные предметы», «Первые действия при пожаре», «Пожар в лесу», «Спички - не игрушка, огонь - не забава» и др.

Периодически старшие группы со своими воспитателями посещают пожарную часть, где дети знакомятся с трудом пожарных, тактикой пожаротушения, пожарной техникой, различными подразделениями (в том числе с диспетчерской службой).

В каждой группе имеются уголки пожарной безопасности для детей, где представлены дидактические игры, детская художественная литература, наглядный материал (фотографии, иллюстрации к сказкам, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, театрализациям по литературным произведениям).

Познакомить с правилами безопасности ребенка невозможно без помощи родителей. Поэтому в нашем ДОУ создано систематическое, планомерное взаимодействие с родителями.

Главной целью работы с родителями является объяснение необходимости занятий с детьми по пожарной безопасности дома, корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях, демонстрации собственного примера безопасной жизнедеятельности.

Формы работы с родителями следующие – беседы, консультации, родительские собрания, памятки, буклеты, папки-передвижки, совместное изготовление книжек-малышек, плакатов, общие досуговые мероприятия.

В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы МБДОУ д/с №2 г. Таганрога по формированию у воспитанников основ пожарной безопасности.

Пожар- это нередко результат несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём.Часто причиной пожара является детская шалость....

Рекомендация для родителей по формированию у детей основ пожарной безопасности.

Я советую родителям ,как в доступной форме для детей сформировать знания по пожарной безопасности....

Сценарий игрового досуга по формированию у детей основ пожарной безопасности «Мы - пожарные»

По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольни...

Опыт работы ДОУ по формированию у детей основ пожарной безопасности

В данной презентации представлены формы работы с дошкольниками по формированию основ пожарной безопасности....

Работа проведённая в старшей группе по формированию у детей основ пожарной безопасности через театральную деятельность.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.Именно театрализованная...

Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников...