Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений «Формирование культуры безопасности»
рабочая программа по обж (подготовительная группа) на тему

Бондаренко Светлана Алексеевна

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное  учреждение   «Детский сад №2»

Принято                                                                         Утверждаю                    

на педагогическом совете                                            заведующий МКДОУ

Протокол № ___ от «___» ______ 2017г.             Венгеровский детский сад №2  

                                                                                     Верниковская Т.В.                                                                                                                                    

                                                                       Приказ №___ от «___»______2017г.


Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений                                                    «Формирование культуры безопасности»

на 2017-2018 учебный год

для детей подготовительной группы (6-7 лет)


                                                                                                                                       

                                                                          Воспитатель: Бондаренко С.А.




                                                     

                                            - 2017 -

                                             Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Целевой

1.

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.1.

Цели и задачи реализации рабочей программы………………………

5

1.2.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

6

1.3.  

1.4.

Характеристика детей группы 7-го года жизни………………………

Особенности развития ребёнка  6 – 7 лет……………………………..

7

7

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

  8

РАЗДЕЛ 2.Содержательный (описание образовательной деятельности)

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

            3.2.

Формы организации образовательной деятельности…………………

Учебный план программы……………………………………………..

Учебно – тематический план…………………………………………..

РАЗДЕЛ 3.Организационный

Материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе …...

Перечень учебно-методического обеспечения……………………….    

ПРИЛОЖЕНИЯ

Комплексно-тематическое планирование

Перспективный план работы с родителями

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников».

9

9

9

  12

12

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».    

 Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

• организованные формы обучения – непосредственно-образовательная деятельность:

- познание,

- коммуникация,

- чтение художественной литературы,

- художественное творчество,

• совместную деятельность взрослого и ребенка,

• самостоятельную деятельность ребенка,

• воспитание навыков поведения,

• культурно - досуговую деятельность,

• игру.

Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.

     Наряду с реализацией  задач образовательной программы  моя программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного дошкольника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

1

1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

В соответствии с целью были сформированы задачи:

Образовательные задачи:

• Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

• Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

  • Объяснить правила общения с животными;

• Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

• Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

• Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;

Воспитательные задачи:

  • Создание условий для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

- ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- ценностного отношения к здоровью;

  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • формирование творческих способностей;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Развивающие задачи:

  • развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета;
  • развивать коллективное творчество;
  • развивать воображение;
  • развивать образное восприятие, чувство цвета;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

1

1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принципы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
  4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
  5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность организованной образовательной деятельности – 30 минут (1 раз в неделю). 

 

 1.3. Характеристика детей группы 7-го года жизни

- Направленность группы -  общеразвивающая

- Возрастная группа  - подготовительная группа

- Состав группы - 20 человек

- Девочки  - 9                                           мальчики- 11

1.4. Особенности развития ребёнка  6 – 7 лет

Предлагаемая рабочая программа разработана для детей подготовительной группы 6-7 лет. Группу посещают психически и физически здоровые дети, эмоциональные,  жизнерадостные и подвижные. Они очень любознательные. Стремятся во многом быть самостоятельными.  Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это.

      

 1.5.  Планируемые результаты освоения          

Знать:

- О значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила дорожного движения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
-  влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег).
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
-  как могут быть опасны животные и насекомые,  правила безопасного поведения  при контакте с ними;

-   ребенок должен знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

  Уметь:

    Общаться со сверстниками и взрослыми;

  Соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом

( полостью рта, руками, ногами), одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);                                                                                                                             Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;  

  Оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

    Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора. Называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи", «Пункт питания»;
   Действовать правильно в случае опасности в доме;
   Правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

   Вызвать службы «01», «02», «03»;                   

РАЗДЕЛ 2. Содержательный.

2.1. Формы организации образовательной деятельности:

  • Беседы-диалоги;
  • Целевые прогулки;
  • Чтение литературы;
  • Игровые ситуации;
  • Конкурсы;
  • Дидактические игры;
  • Продуктивная деятельность.

2.2. Учебный план программы.

Тема.

Общее коли-чество часов

Теория

Практика

Ребенок на улицах города

11

7

4

Эмоциональное   благополучие ребенка

4

3

1

Ребенок и природа

5

3

2

Ценности здорового образа жизни

5

3

2

Изучаем свой организм

5

3

2

В природе все взаимосвязано(экологический аспект)

2

1

1

ИТОГО

32

20

12

2.3. Учебно – тематический план.

Тема.

Общее коли-чество часов

Теория

Практика

Ребенок на улицах города

11

7

4

Вежливая улица

1

1

Дорожные знаки – помощники на улицах города

1

-

В городском транспорте

1

-

Помощники детям на улицах города

1

-

Карта местности

1

-

Мы помощники в разметке

1

-

Городской транспорт

1

-

На улице города

1

-

Троллейбус

-

1

Внимание – машина

-

1

Дома на нашей улице

-

1

Эмоциональное   благополучие ребенка

4

3

1

Личная безопасность в доме

1

-

Давайте разберемся на месте

1

-

Детские страхи

1

-

Игры во дворе дома

-

1

Ребенок и природа

5

3

2

Съедобное и несъедобное

-

1

Грибы

2

1

1

Ребенок и природа

1

-

Давайте приукрасим природу

1

-

Ценности здорового образа жизни

5

3

2

Грипп

1

-

Врачи – наши друзья

1

-

Правила первой помощи

1

-

Мы спортсмены

-

1

Мы любим спорт

-

1

Изучаем свой организм

5

3

2

Мы учимся чистить зубы

1

-

Чтобы глаза видели

1

-

Приятного аппетита

-

1

Кожа человека

1

-

Руки и ноги тебе еще пригодятся

-

1

Чтобы уши слышали

Осанка человека

В природе все взаимосвязано(экологический аспект)

2

1

1

Я – маленький человек

1

-

Берегите природу

-

1

ИТОГО

32

20

12

Краткое содержание.

Тема.

Содержание.

Ребенок на улицах города

Учить соблюдать детей правила поведения на улице. Научить детей различать и понимать, что означают некоторые дорожные знаки. Ознакомить детей с некоторыми этическими и безопасными правилами поведения в транспорте. Ребенок должен усвоить, что если он потерялся, то обращаться за помощью нужно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Эмоциональное   благополучие ребенка

  Познакомить детей с мерами личной безопасности в доме. Привитие детям потребности в самовоспитании, выработке активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Учить ребенка справляться со своими страхами. Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе и дома.

Ребенок и природа

Познакомить с некоторыми видами грибов и ягод. Продолжать развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов.

Ценности здорового образа жизни

Рассказать детям о гриппе, как он распространяется, какие меры предосторожности нужно принимать. Воспитывать заботливое отношение к своему организму.  

Изучаем свой организм

Дать представления о том, зачем мы чистим зубы, уши. Показать  приемы чистки зубов. Учить пользоваться щеткой. Познакомить с устройством глаз. Научить заботиться о своем зрении. Познакомить с работой пищеварительной системы человека. Закрепить знания о полезных продуктах. Познакомить с устройством кожи. Закрепить знание как надо ухаживать за кожей. Познакомить с различными видами позвоночника. Учить следить за осанкой.

В природе все взаимосвязано(экологический аспект)

Ребенок должен знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

РАЗДЕЛ 3.  Организационный

3.1.  Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

-Информационный уголок;

-Выставки детского творчества;

-Наглядно-информационный материал для родителей;

-Дидактические игры ;

-Островок демонстрации детской успешности и эмоциональной разгрузки;

-Мягкие  модули машины;

-Крупный конструктор «ЛЕГО»;

-Крупные кубы и мелкие кубики для конструирования;

 -Музыкальный центр;

-Аудиозаписи, слайды по содержанию программы;

-ТСО, информационно-коммуникативные средства.

3.2.  Перечень учебно-методического обеспечения

к Программе «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Официальные документы

Закон «Об образовании»  Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

          Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания

// Дошкольное воспитание. —1989. —№ 5.

Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.

Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Литература для педагогов

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002.

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006.

Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010.

Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду - Ярославль, Академия развития, 2008  .

Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005.

Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992.

Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001.

Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001.

Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир».

Программа ОБЖ (авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева).

Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009.

Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007.

Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009.

Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009.

Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008 .    

Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010.

Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010.

Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.

Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008.

Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009.

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009.

http://spb.gdou.ru/index.php/20100927963/Programma-OBZH.html.

http://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-po-obzh.html.

Литература для дошкольников

Авдеева Н.Н.Безопасность. Рабочая тетрадь №1. Разработано в соответствии с ФГОС.

Авдеева Н.Н.Безопасность. Рабочая тетрадь №2. Разработано в соответствии с ФГОС.

Авдеева Н.Н.Безопасность. Рабочая тетрадь №3. Разработано в соответствии с ФГОС.

Авдеева Н.Н.Безопасность. Рабочая тетрадь №4. "Ребенок в городе". Разработано в соответствии с ФГОС.

Горская А.В.Правила - наши помошники. Воспитание и обучю дошк. безопасному поведению на ул. города. 
      «Детям о правилах пожарной безопасности». Художник Ю.К. Школьник. Издательство «СОУЭЛО». Москва. 2002г.

«Детские инфекции». Информационно-деловое оснащение ДОУ. Издательство «Детство-Пресс». г.Санкт-Петербург.

 Кириллова Ю.А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников.

«Как избежать неприятностей?». Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности (На воде и на природе 1). «Весна-Дизайн». г.Киров.2008г.

«Как избежать неприятностей?». Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности (Во дворе и на улице 2). «Весна-Дизайн». г.Киров.2008г.

«Как избежать неприятностей?». Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности (Дома 3). «Весна-Дизайн». г.Киров.2008г.

«Насекомые». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.  «Весна-Дизайн». г.Киров.2008г.

 «Не играй с огнём!». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.  «Весна-Дизайн». г.Киров. 2008г.Тимофеева Л.Л.Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Подготовительная к школе группа.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Р.Б. Стёркина. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство «Просвещение». Москва.2000г.

 «Природные и погодные явления». Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.  «Весна-Дизайн». г.Киров.2008г.

«Транспорт наземный, воздушный, водный. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.  «Весна-Дизайн». г.Киров.2008г.

 «Права ребёнка». На базе «Конвенции о правах ребёнка». Наглядное пособие для воспитателей, учителей, гувернёров, родителей. ООО Издательство «Ранок». Москва. 2010г.

                                                                                        Приложение 1

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной   группе

Дата

Тема

Содержание;

Виды деятельности

Литература

Сентябрь 1 неделя

Безопасность собственной жизни

Беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже.

Цель: Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных служб.

Д/ игра «СПАСАТЕЛИ» Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия, учить находить предмет по его схематическому изображению.

Д/игра «Скорая помощь» Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 03.

С/Р игра «Служба спасения». Цель: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа:" Всем ребятам надо знать как по улице шагать" Цель: Уточнение представлений об устройстве дорог и улиц, безопасном поведении. Д/игра «Я – шофер». Цель: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. С/р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность.

3 неделя

Безопасность в природе

Беседа :Безопасность на природе. Ядовитые грибы и ягоды. Цель: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой .Познакомить с правилами поведения на природе ,закрепить знания о ядовитых грибах. Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах. Загадывание загадок о грибах и ягодах. С/игра «В лесу». Цель: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе

4 неделя

Безопасность на дорогах

Ситуативный разговор :“Нам на улице не страшно” Цель: Закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Закрепить знания сигналов светофора, их назначение. Воспитывать внимание, сосредоточенность на дороге. Лото "Дорожные знаки" Настольно – печатные игры «Знаки дорожного движения» Цель :закрепить знания о дорожных знаках. Д/и «Светофор» Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора. С/р игра "ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ" Цель: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,«водитель – милиционер». Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД, регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход

Октябрь 1 неделя

Безопасность

собственной жизнедеятельности

Беседа:«Домашние вещи могут быть опасными: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке». Цель: Расширять представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах. Д/игра: "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Д/игра: « Я назову предмет, а ты расскажешь о правилах его использования». Цель: закрепить правила обращения с опасными предметами. С/р. игра "Больница" Цель: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа: Регулируемый перекрёсток. Цель: Расширение представлений о движении машин на перекрёстке, особенностях движения пешеходов. Совершенствование умение регулировать движение на перекрёстке в роли милиционера-регулировщика Игровая ситуация «Помоги Незнайке прейти дорогу». П/игра «Я – регулировщик, а вы - водители» Д/и «ПЕРЕКРЁСТОК» Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков.

3 неделя

Безопасность поведения в природе

Беседа «Кошки тоже могут быть опасны» Цель: Расширение представлений о правилах безопасного общения с животными домашними и дикими. Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Д/игра "Что такое хорошо и что такое плохо". Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Двор- няжка».

4 неделя

Безопасность на дорогах

Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Д/и «Воробушки и автомобиль» Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения. С/р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружелюбие, развивать творческую инициативу, самостоятельность

А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Двор- няжка»

Ноябрь

1 неделя

Безопасность

Собственной жизнедеятельности

Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон это опасно» Цель: Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них нельзя это очень опасно. Д/игры «Я знаю - это опасно».«Бывает – не бывает?» Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; охранительное самосознание. С/р. Семья Цель: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа: «Как вести себя в транспорте». Цель: Расширять знания о пассажирском транспорте, о правилах поведения в транспорте. Д/и: «Трамвай» Цель: закреплять знания о сигналах светофора, правилах поведения в общественном транспорте. С/р. игра «Автобус» Цель: Цель. Закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре

Сегал «Машины на нашей улице»

3 неделя

Безопасность поведения в природе

Беседа: «Как был наказан любопытный язычок». Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, к ним нельзя прикасаться языком, губами и голыми руками. Так как язык и губы могут приклеиться к металлическим предметам. Не отрывать с силой, если несчастье все- таки случилось. Необходимо позвать на помощь взрослого. Показать на улице, в мороз, как мокрая салфетка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается. П/и :Два мороза.

4 неделя

Безопасность на дорогах

Развлечение: путешествие по городу дорожных знаков. Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенствовать, координацию движений, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

Декабрь 1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа « Если ребенок потерялся». Цель: Уточнить знания детей о большом городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. Объяснить безопасное поведение при контакте с чужими людьми. Уточнить знания о том, к кому можно обратиться за помощью Ситуативный разговор «Как бы вы поступили в данной ситуации», Д/и «Почтальон» Цель: закрепить знание и умение иметь назвать Ф.И., свой адрес. С/р. игра «Милиция». Цель: Учить детей правильно вести себя на улице , когда остаются одни; Сформировать представление о том, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми людьми

2 неделя

Безопасность на дорогах

Рассказ-беседа об указательных знаках: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место стоянки» и т.д. Цель: Закрепление знаний об информационно-указательных знаках. Д/и «Угадай, какой знак?» Цель: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. С/р игра "На дорогах города". Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

3 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа: «Огонь - друг или враг» Цель: Уточнить знания о том, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Закрепить правила поведения в квартире и на улице с огнём. Уточнить правила пожарной безопасности. Развивать интерес к работе пожарных. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки Д/игры «Что можно, а что нельзя», «Пожароопасные предметы», «Горит – не горит». Д/ игра «Пожароопасные предметы». Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания. С/р . игра «Юные пожарники» Цель: Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности

4 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа о запрещающих знаках: «Въезд запрещен», «Движение автомашин запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено». Цель: Закрепление знаний о запрещающих дорожных знаках. Д /игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию» Дидактическая игра «Дорожные знаки» Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками

Январь

2 неделя

Безопасность на дорогах

Рассказ-беседа о знаках: «Искусственная неровность», «Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы». Цель: познакомить детей с предупреждающими дорожными знаками. Д/ игры: «О чем говорят дорожные знаки в круге и в треугольнике», «Запрещаю или предупреждаю» Д/ игра «НАЙДИ СВОЙ ЗНАК» Цель: закреплять полученные знания детей о различных видах дорожных знаков. С/р игра «Водители и пешеходы». Цель: продолжать учить детей организовывать сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу; уточнить представления детей о взаимодействии водителей и пешеходов, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на дороге воспитывать уважительное отношение друг к другу

3 неделя

Безопасное поведение в пророде

Ситуативный разговор : как мы можем " спасти" природу Цель: Знакомить с красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в неё. Д/и "Загадки – отгадки" Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей системой элементарных знаний оприроде; помочь запомнить некоторые виды исчезающих животных и растений. С/р игра "Спасатели леса." Цель :На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

4 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Развлечение «Как стать Неболейкой» Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь

Февраль

1 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа: «Замерзшая речка совсем не каток». Цель: Знакомство с правилами поведения на льду . Знакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности. Д/и " Что для чего" Рассматривание иллюстраций

К.Ушинского «Умей обождать»

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа: Улицы бывают разные. Цель: систематизировать знания детей об устройстве улицы , о дорожном движении. Познакомить с понятиями "площадь", "бульвар", " проспект". Д/и:«Запрещается - разрешается» Д/ и «Правила поведения» Цель: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности. С/р игра «Автошкола №1» Цель: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков

3 неделя

Безопасность поведения в природе

Беседа: " Осторожно , сосульки и снег с крыши! " Цель: дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Учить предвидеть опасность, не ходить вблизи крыш, на которых есть сосульки

4 неделя

Безопасность на дорогах

Ситуативный разговор " Как я иду домой". Цель: Закрепление представлений о безопасном пути от д / сада, общественных мест до дома Д/и: «Законы улиц и дорог» Цель: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве. Загадки о правилах дорожного движения. С/р игра : На прогулке. Цель: развивать у детей умение выбирать маршрут прогулки ,научить правильно назы- вать участки маршрута следования.

Март

1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Д/и "Можно - нельзя" Д/ игра «Добрый или злой человек». Цель: Игра поможет детям определять, какие люди представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно обращаться за помощью. Способствует воспитанию уверенности в своих силах и осторожность. Учит предчувствовать и оценивать опасность. Д /и «Один дома» Цель: познакомит детей с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные представления, научит различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою жизнь

Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа :“Опасные участки на пешеходной части улицы”. Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, о мерах предосторожности Д/и: «Дорожная азбука» Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. С/р "Правила движения" Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

3 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседы: «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». Цель: напомнить правила обращения с бытовыми электрическими приборами. Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя» Цель: закрепить знания поведения в быту. С/ р. игра "Семья" Цель: Развитие умения брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры. Развитие умения творчески использовать в играх представление об окружающих предметах..

4 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа :“ Остановка пассажирского транспорта” Цель: Расширять знания о пассажирском транспорте, о том , что ожидать транспорт необходимо на специальных площадках, как вести себя в транспорте. Д/и«Пешеходы и транспорт» Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах. С/р игра: Идем в гости. Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь распределять обязанности

Апрель

1неделя

Безопасное поведение в природе

Ситуативный разговор : " Если на улице гроза и сильный ветер" Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра. Д/игра: "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных, уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа : "Катание на велосипеде”. Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях. Д/ и "Опасно - не опасно". Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях. С/р игра "На станции технического обслуживания автомобилей". Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, прояв- лять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин

3 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа: "Ящик с инструментами" Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том, что они требуют внимательного и бережного отношения к ним. Д/ игра: «Четвертый лишний». Цель: развивать умение обобщать и исключать. Д/и «Откуда эта вещь? » Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты. С/ р. игра "Строители." Цель: Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игры

4 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа “Правила для водителей детского транспорта”. Цель: Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, за жизнь других людей. Д/ игра "Что такое хорошо и что такое плохо" Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни. С/ р игра "Семья" Цель: Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов

Май

1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Ситуативный разговор «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый. взрослый), «Кто стучится в дверь ко мне?». Цель: Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, такие как контакты с чужими людьми. Формировать более точное понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Беседа «Гости званые и незваные». Цель: Формировать более точное понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Д/и «Мы – спасатели». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Д/и «Наблюдайка» Цель: описание человека, его приметы, как он выглядит.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. Д/ игра «Как избежать неприятностей?» Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках. Обыгрывание и обсуждение ситуаций которые могут произойти во дворе..

3 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Развлечение «Детский сад идет в поход » (с проигрыванием опасных ситуаций). Цель: Закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди. Убедить детей, что главное – правила не знать, а выполнять. Учить детей быть честными и мужественными

4 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа “На воде, на солнце” Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности. Д/ игра: "Что такое хорошо и что такое плохо" Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

                                                                                         Приложение 2

Перспективный план работы  с родителями.

Сентябрь

1.Анкетирование «Жизнь без опасности»

2.Папка-передвижка «Рифмованные правила безопасности для дошкольников»

3.Обзор литературы на тему «Детский травматизм»

Октябрь

1.Выставка пособий и дидактических игр: «Не играй с огнём»

2.Информационный стенд «Пожароопасные предметы»

3.Беседа «Использование и хранение опасных предметов»

Ноябрь

1.Консультация «Здоровая пища - здоровый ребёнок»

2.Выставка детских работ « Наши друзья- витамины»

3.Информация «Чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти»

Декабрь

1.Подборка игровых ситуаций по правилам дорожного движения

2.Совместная работа детей и родителей по изготовлению атрибутов для уголка дорожного движения

3.Конкурс «Весёлая улица»

Январь

1.Беседа « Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»

2.Круглый стол «Ребёнок и его старшие приятели»

3.Творческое задание «Истории с улицы»

Февраль

1.Беседа «Когда волк может быть добрым»

2.Папка-передвижка «Почему дети ссорятся»

3.Развлечение совместно с детьми « Страна сказок»

Март

1.Подбор художественного слова по теме «Острые предметы»

2.Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений

3.Консультация «Обеспечение безопасного поведения в быту»

Апрель

1.Информационный стенд «Правила поведения на воде»

2.Экологический досуг «Берегите живое»

3.Подбор игровых ситуаций по правилам поведения в природе

Май

1.Совместная работа родителей с детьми «Составь план-схему своего двора»

2.Консультация «Внешность человека может быть обманчива»

3.Папка-передвижка «Учить детей сомневаться».

                                                                                                        Приложение 3

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в декабре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги групп. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы по ОБЖ и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Оценка уровня развития:

1 балл — низкий  (большинство компонентов недостаточно развиты);

2 балла— средний (отдельные компоненты не развиты);

3 балла— выше среднего (соответствует возрасту);

4 балла— высокий (высокий).

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей по ОБЖ

Подготовительная к школе группа

Высокий уровень

У  ребенка в совершенстве сформированы представления о культурно-гигиенических навыках,

Ребенок бережно относится к своему здоровью.

Ребенок имеет представление о межличностных отношениях.

Ребенок знает правила поведения в природе и активно ими пользуется.

Ребенок знает и классифицирует съедобные и несъедобные грибы.

Ребенок знает правила безопасного поведения дома.

Ребенок знает  и соблюдет правила поведения на улице.

Ребенок знает название и обозначение дорожных знаков.

Ребенок должен знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Уровень выше среднего

У  ребенка сформированы представления о культурно-гигиенических навыках,

Ребенок бережно относится к своему здоровью.

Ребенок имеет представление о межличностных отношениях.

Ребенок знает правила поведения в природе.

Ребенок знает съедобные и несъедобные грибы.

Ребенок знает правила безопасного поведения дома.

Ребенок знает правила поведения на улице.

Ребенок знает название и обозначение дорожных знаков.

Ребенок должен знать свой домашний адрес или уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Средний уровень

У  ребенка сформированы представления о культурно-гигиенических навыках,

Ребенок бережно относится к своему здоровью.

Ребенок знает съедобные и несъедобные грибы.

Ребенок отвечает на вопросы полным ответом при помощи педагога.

Ребенок знает  и соблюдет правила поведения на улице.

Низкий уровень

У  ребенка сформированы представления о культурно-гигиенических навыках,

Ребенок бережно относится к своему здоровью.

Ребенок отвечает на вопросы полным ответом при помощи педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СРЕДНЯЯ ГРУППА

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношенийпо основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ)СРЕДНЯЯ ГРУППА Программные задачиПрирода и без...

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ ГРУППА

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношенийпо основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ  ГРУППА Программные з...

Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...