СТАТЬЯ "АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
статья по обж на тему

Кулекина Инга Александровна

Почему же актуально с ранних лет обучать детей правилам пожарной безопасности....

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (автор статьи – Кулекина И.А.)

      Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства.  Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед  огнем,  навыков  умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

      Потребность обучения  детей  правилам  пожарной  безопасности  (в дальнейшем  - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция:  от страха ребенок прячется в укромные  места,  вместо  того, чтобы  покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную  работу  по  привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

      Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
     Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь.

      Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.

Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

      Безопасность поведения на улице, в быту, общении с людьми – всё это составляющие общей культуры безопасности. Но если все мы будем всё время одёргивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов.

     Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Данная работа направлена на одну из сторон общей культуры безопасности – это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность.

Безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, а есть защита от опасности. Забота о сохранении детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Большинство детей не знают, что надо делать во время пожара, чтобы не пострадать. Они прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать.

Опрос детей показывает: многие из них не знают номера телефонов пожарной охраны, не знают правил пользования электроприборами.

В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту, в том числе и при пожаре.

В отечественной педагогической практике этот опыт не получил широкого распространения.

В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.) в разделе «Ребенок дома» представлены только три конспекта занятий по темам: «Пожарные предметы», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Пожар».

В других современных программах этому направлению не уделяется должного внимания.

Работать с детьми дошкольного возраста по формированию основ пожаробезопасного поведения могут как воспитатели, родители так и представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное учреждение.

Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у детей дошкольного возраста чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.

Выбор форм, методов, приемов работы с детьми зависит от профессионализма педагогов, от возраста детей, их индивидуальных особенностей и возможностей.

В основе воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста должны лежать следующие принципы:

• Принцип системности. Работу с детьми и их родителями необходимо проводить весь учебный год при гибком распределении содержания в течение дня, согласно перспективному или тематическому плану.

• Принцип возрастной адресованности. Содержание работы должно соответствовать возрасту детей, их психофизиологическим особенностям и выстраиваться в определенной последовательности.

• Принцип интеграции. Материалы учебного пособия могут включаться в содержание основных программ, которые реализуются в ДОУ области. Предлагаемое содержание должно органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной, познавательной деятельности и отдельных режимных моментов.

• Принцип взаимодействия специалистов ДОУ. Тематические и календарные планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы так, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.

Работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду ведется по нескольким направлениям:

  1. Создание условий в ДОУ для изучения детьми правил пожарной безопасности.
  2. Методическое обеспечение реализации проблемы противопожарной безопасности в детском саду.
  3. Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию (профилактике) у дошкольников основ пожарной безопасности.

Формируя у дошкольников основы пожаробезопасного поведения, необходимо решать следующие задачи:

  1. формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  2. познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  3. развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  4. формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей сташего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

В данной работе представлен  материал поработе с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности...

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...

О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности

Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...

фото-отчет по смотру-конкурсу макетов «Лучший макет по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности» (пожарная безопасность, ПДД).

Целью данного конкурса являлось:Создание учебно-методических условий образовательной деятельности для совершенствования работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пожарной бе...

Программа по обучению детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности "Азбука пожарной безопасности"

Актуальность данной программы состоит в том, что дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздейств...

Консультация для воспитателей "Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности "

    Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства....