"Медиаобразовательная деятельность в системе образования" январь 2018 г.
статья по обж на тему

Нетребскова Светлана Викторовна

Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.

Несмотря на положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий.

Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети.  Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediaobrazovatelnaya_deyatelnost_v_sisteme_obrazovaniya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Медиаобразовательная деятельность в системе образования

Впервые в России анализ ключевых концепций медиаобразования был сделан А.В.  Шариковым в 1990 году.  Многие  десятилетия теоретические  концепции  и  модели  массового  медиаобразования разрабатывались в России профессиональными педагогами и искусствоведами,  работавшими  в  структурах  Российской  академии  образования (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилина, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Л.С. Прессман, К.М. Тихомирова, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, Е.Н. Ястребцева и др.), в педагогических вузах и университетах (О.А. Баранов, Н.Б. Кириллова, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько и др.). Они работали над дидактическим подходом к медиаобразованию, где целью медиаобразования становится формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

В результате эволюции теории медиаобразования в педагогической среде России сформировались модели медиаобразования:

  • образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
  • воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
  • практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
  • эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
  • социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.

Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.

В России по целям все концепции медиаобразования делятся на три группы.

1. Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность и т.д.

2. Оценочные – формирование критического мышления.

3.  Коммуникативные  –  не  только  изучение  самой  области  массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся комплекс знаний о массовой коммуникации, а в том, чтобы развивать саму способность к общению.

Для наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:

–  реализация  принципа  универсальности  информации  (наличие развитого языка массовой коммуникации);

– свобода выбора информационного канала;

– равенство реципиентов перед информацией.

В этом случае возникает не просто полноценный диалог учителя и  ученика,  но  реализуется  новый  тип  работы  с  информацией,  когда учитель, ученик и медиа вступают в трехстороннее общение. Это имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности. Сегодня в России в большей степени продвигается компьютерная грамотность преимущественно на уроках информатики, которые входят в обязательную программу обучения. Учителя информатики вносят свой вклад в развитие компьютерной грамотности, разрабатывая собственные сайты для обучения навыкам работы с компьютером,

в Интернете. Кроме того, интернет-сообщество разрабатывает и продвигает курсы компьютерной грамотности на специализированных сайтах, что оказывает влияние на общий уровень компьютерной грамотности.

В 2013 году в России было проведено первое общероссийское научное  исследование  цифровой  компетентности  подростков  и  их  родителей. В исследовании приняли участие 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста. Опрос был проведен в 45 регионах 8 федеральных округов Российской Федерации. Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет. Согласно  данным  опроса,  абсолютное  большинство  российских детей и родителей обучались пользованию Интернетом самостоятельно (67% родителей и 75% подростков). Каждый пятый родитель признался, что его научили пользоваться Интернетом собственные дети. Лишь 13% детей указали, что их научили пользоваться Интернетом в школе. Помощь учителей в школе подростки оценивают невысоко: лишь 39% школьников  удовлетворены  знаниями  об  использовании  Интернета, которые они получили в школе. Каждый десятый подросток сказал, что знает об Интернете больше учителей.

Проблемы  медиаобразования  привлекают  сегодня  представителей самых разных наук – педагогики, психологии, социологии, философии, культурологии, искусствоведения, филологии, политологии и других.  Медиаобразование  становится  важнейшей  частью  образовательного процесса во многих странах мира.

Принятая Резолюция Европейского парламента, которая утверждает, что «медиаобразование должно стать компонентом формального образования, доступным всем детям, оно должно стать неотъемлемой частью учебной программы на каждой ступени школьного обучения». Резолюция настоятельно рекомендует включить медиаграмотность в качестве девятой базовой компетенции в европейскую программу образования в течение всей жизни. Также  рекомендует включить в программу подготовки педагогических кадров обязательные модули по медиаобразованию для всех ступеней школьного образования, чтобы  способствовать  более интенсивному внедрению этого предмета. Призывает соответствующие органы федеральной власти познакомить учителей всех специальностей и во всех типах школ с использованием аудиовизуальных средств обучения и с проблемами, касающимися медиаобразования.

В  России  в  настоящее  время  официально  медиаобразование  как направление  образования  не  принято.  Не  существует  официально утвержденных  программ  по  медиаобразованию,  это  направление  не входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Но активно развивается такое направление, как медиабезопасность,  связанное  с  информационной  безопасностью.  Федеральная служба  по  надзору  в  сфере  связи,  информационных  технологий  и массовых коммуникаций Российской Федерации в ноябре 2013 года разработала  Концепцию  информационной  безопасности  детей.  Авторами  концепции  стали  Уполномоченный  по  правам  ребенка  при Президенте  РФ  Павел  Астахов,  декан  факультета  психологии  МГУ им.  М.В.  Ломоносова  Юрий  Зинченко,  декан  факультета  журналистики МГУ им. Ломоносова Елена Вартанова. Согласно этой концепции в школах    проводятся уроки медиабезопасности, которые направлены на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Кроме того, российские специалисты в области медиаобразования руководствуются  в  своей  деятельности  Национальной  стратегией  действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

Проектная деятельность в системе занятий с детьми второй младшей группы «Одуванчик» «Моя семья»

Паспорт проекта. Тема инновационного проекта: «Моя семья».Авторы: воспитатели Дедова Е.В., Конобрицкая А.С.Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида «Елочка» города Балашова Сара...

Работа с родителями "Планеты солнечной системы" 04.2018

Работа с родителями "Планеты солнечной системы" 04.2018...