Доклад: "Организация работы по ПДД в подготовительной группе"
статья по обж (подготовительная группа)

Галина Анатольевна Голядкина

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная наша задача – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Организация работы по  ПДД в подготовительной группе».

   В рамках семинара «Совершенствование форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в контексте ФГОС ДО»

                   

      Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная наша задача – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

      Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

     Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях дороги, проводя мероприятия в различных формах.

          Основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части).

2.Выход на проезжую часть из-за автобуса, трамвая или троллейбуса.

3. Игра на проезжей части.

4.Ходьба по проезжей части, а не по тротуару.

Особую значимость в поведении детей на дороге оказывают их возрастные особенности:

1.Ребенок до 8 лет плохо распознает источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2.Поле зрения ребенка гораздо уже чем у взрослого. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6-летнем возрасте – на расстоянии 10 метров. Он видит только то, что находится напротив. Машины слева и справа остаются незамеченными.

3.Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.

4. Надежная ориентация: посмотреть налево – направо приобретается не ранее, чем в 7 лет.

Главная цель: образовательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения – формирование  необходимых умений и навыков; выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи образовательной деятельности:

 1. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.                                   2. Уточнение знаний детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора.

3. Знакомство с названиями ближайших микрорайонов к детскому саду и микрорайонов, где живут дети.

4. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

5. Знакомство с дорожными знаками « Дети», « Остановка автобуса», «Пешеходный переход», « Пункт медицинской помощи», « Велосипедная дорожка», « Дорожные работы», «Место стоянки», « Подземный переход».

В своей работе применяю следующие методы и формы:

- Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, обсуждение по картинке.

- Практические: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); продуктивная конструктивная деятельность.

- Игры, игровые ситуации, проблемные ситуации на настольном перекрестке.

- Развлечения, театральные представления.

       - Экскурсии и целевые прогулки.

Образовательный процесс осуществляю:

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;

- в процессе специальной развивающей и образовательной деятельности по дорожной тематике.

Во время бесед с детьми обсуждаем следующие темы: «Дорога в детский сад», «Виды транспортных средств», « Опасности на улицах», « Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», « Правила перехода проезжей части со взрослыми», « Виды и сигналы светофоров»,  «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный», « Дорожные знаки для пешеходов»

Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты домов, светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге.

Занимаясь художественным творчеством, мы рисуем с детьми различные виды транспорта: автобус, грузовые автомобили. В интересной стихотворной форме знакомимся с их назначением. Рассматриваем их форму, величину, строение, соотношения частей. При проведении лепки  продолжаем знакомиться с транспортом.

На аппликации знакомимся с новым видом наземного транспорта – троллейбусом. Ребятам особенно интересно, так как в нашем городе они  не встречались с троллейбусом.

На продуктивном конструировании у детей формируем интерес к созданию разнообразных транспортных сооружений из строительного материала (мосты для пешеходов, мосты для транспорта). Дети учатся создавать различные модели (машины, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В изучении ПДД особенно важным является приобретение умений и навыков  в процессе игровой деятельности. Игра у детей представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение в условиях реальной общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой они упражняют свои силы, расширяют ориентировку, усваивают социальный опыт. Особый интерес по изучению ПДД вызывает у детей сюжетно- ролевая игра « Перекресток». На перекрестке разыгрываем с детьми различные ситуации на дороге: пропусти пешехода, остановись на красный свет, участники дорожного движения, о чем говорят дорожные знаки, перейди правильно улицу. С большим увлечением дети играют в сюжетно-ролевую игру « Автобус». При проведении игры мы знакомимся с правилами поведения в общественном транспорте.

В нашей группе  имеется макет дороги с улицами. Поставив детей вокруг макета, мы обсуждаем дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходные переходы. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показываем, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняем, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах города. При изучении с детьми ПДД использую и дидактические игры: «Какой знак», « Доскажи словечко», « Слушай и запоминай», « Лабиринт», «Угадай знак», «Собери машину»; настольно – печатные игры: «Транспорт», «Дорожное домино», «Правила движения», «Подбери знак». Во время прогулок использую подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», « Цветные автомобили», « Ловкий пешеход», «Светофор».

В ходе проведения развлечений дети знакомятся с ПДД вместе с героями сказок. Им особенно нравится решать проблемные ситуации на дороге, помогая любимым сказочным персонажам. При этом развиваются аналитические способности, память, внимание. Совместно с родителями в средней группе мы проводили развлечение «Приключения деда Кювета и бабки Канавки»; в старшей группе «Красный, желтый, зеленый ».

    Значительное место в обучении детей ПДД отвожу практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам. Во время, которых мы изучаем правила для пешеходов, наблюдаем дорожное движение. На прогулках  обучаем детей ориентироваться на местности, а именно на территории детского сада. Также объясняю детям, что за пределы детского сада самостоятельно выходить нельзя. На территории нашего детского сада размещены макеты дорожных знаков, светофора, дороги. Мы закрепляем знания, полученные в группе, на прогулках. А также разыгрываем ситуации на дороге, используя атрибуты постового: жезл, свисток, головной убор; рули для такси.

Экскурсии и целевые прогулки по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма начиная со средней группы носят более расширенный характер. Мы знакомились с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, с понятиями: проезжая часть, пешеход, переход, светофор, двустороннее движение, одностороннее движение. На них закрепляем представления о проезжей части, знакомимся с перекрестком, дорожными знаками, изучаем правила для пешеходов и пассажиров. В подготовительной к школе группе во время экскурсий наблюдаем с детьми за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяем знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжаем знакомство с назначением дорожных знаков и их изображением. Дети учатся ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Основное отличие прогулок и экскурсий от непосредственной деятельности в группе заключается в характере познавательной деятельности при непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.                          

 

Литература.

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стёркина, Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности старшего дошкольного возраста – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2005г.
  2. Волков, С.Ю. «Про правила дорожного движения».
  3. Воронина, В.Р. «Внимание: ребенок на дороге».
  4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.

  1.  Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: Волгоград: Учитель, 2008г.
  2. Шалаева, Г.П. «Мои друзья – дорожные знаки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями в подготовительной группе

План работы с родителями в подготовительной группе...

План работы кружка « Азбука безопасности» подготовительная группа

Этот материал поможет организовать и спланировать работу кружка по безопасности жизнедеятельности дошкольника....

План совместной работы детей средней и подготовительной групп.

Почти половину своей практической деятельности проработала в разновозрастных группах,последнее время работаю с детьми одного возраста.Вижу , что младшим детям не хватает общения со старшеми детьми.Сос...

Доклад «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра­...

Материал из опыта работы конспект работы педагога-психолога в подготовительной группе «Чудесная сила доброты».

Данный конспект работы  поможет педагогу-психологу развить социальную компетентность, понимание силы добра в отношениях с людьми, научит дошкольников ценить хорошие поступки, хорошие от...

Доклад «Организация педагогической работы с дошкольниками по ПДД»

Консультация для воспитателей «Организация педагогической работы с дошкольниками по ПДД»...