Не всякий встречный - друг сердечный
материал по обж (старшая группа) на тему

Мансурова Миляуша Альбертовна

Мастер-класс по ОБЖ, где  на примере русских народных сказок объясняется ребенку, что приятная внешность и приветливость незнакомого человека не всегда означают добрые намерения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_vsyakiy_vstrechnyy_-_drug_serdechnyy.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Солнышко»» с.Чекмагуш муниципального района

Чекмагушевский район Республика Башкортостан

Мастер-класс для педагогов по ОБЖ на тему : «Правила, поведения при общении с незнакомыми людьми, опасные ситуации. Чему нас учат сказки»

Автор: воспитатель МАДОУ

детский сад № 6 «Солнышко» Мансурова М.А.

с. Чекмагуш – 2016

   -Уважаемые воспитатели!  Как вы считаете, в наши дети целиком и полностью защищены наши дети от проблем, негатива со стороны окружающих, условий жизни, различных непредсказуемых внешних обстоятельств?

  -Как вы знаете, социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.


Для решения этих задач необходимо:

• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

 Сегодняшний мастер-класс посвящен этой весьма важной теме.

Целью занятия является  закрепление знаний детей, полученных на занятиях в течение учебного года в форме беседы.

Задачи:

1).Образовательные: Продолжать формировать у дошкольников основы безопасности жизнедеятельности. На примере русских народных сказок объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означают добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные, опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, ситуации насильственного поведения со стороны незнакомых, научить правильно вести себя в подобных ситуациях и в том случае, если чужой" приходит в дом. Закрепить правила безопасности. Закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.

2).Развивающие: Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, познавательную активность. Вырабатывать стремление ребенка к размышлению и поиску, требующих нетрадиционного подхода к решению ситуации. Развивать мышление, умение рассуждать, сопереживать. Учить сопоставлять сюжеты сказок с реальной жизнью.

3).Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь.  Воспитывать желание и умение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.

Оборудование: магнитофон, фланелеграф, картонные атрибуты к сказкам, маски сказочных героев.

Виды деятельности: игровая, речевая, музыкально-художественная.

Формы организации: индивидуальная, групповая.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление. 

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетичекое развитие.

Предварительная работа: чтение, перессказ, этические беседы, инценирование сказок.

Литература:

 1). Т. Стульник, Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов, 2013 

2). К. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей, изд-во Мозаика-Синтез, 2014 

3). Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, 2011

4). Авдеева Н.Н.,Князева О.Л.,Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2012.

Ход мастер-класса:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, год за годом вы становитесь старше, самостоятельнее. вас уже не надо кормить с ложки, одевать, все время держать за руку во время прогулок, ведь некоторые уже по просьбе взрослых ходят в магазин за хлебом или молоком. Постепенно вы взрослеете. А это очень большая ответственность - вы в ответе за свою жизнь, за её безопасность. Сегодня мы уточним наши знания по правилам безопасного поведения на улице, в особенности, в общении с окружающими, будем обыгрывать различные ситуации и эпизоды из наших любимых с детства сказок.

 Ребята, в жизни нас окружают разные люди. Есть среди них очень хорошие, которых мы знаем и любим. Но также вы знаете, что бывают не очень хорошие люди. Как вы думаете, как выглядят плохие, недоброжелательные  люди?

Дети: Они некрасиво одеты. Они носят темные очки. От них плохо пахнет. Они грязные, у них грубый голос.

Воспитатель: Будете ли вы разговаривать с незнакомым человеком на улице, если он обратится к вам с какой-либо просьбой?

Дети: Если он спросит вежливо, то да. Если он будет улыбаться - да!

Воспитатель: Вас пригасили покататься на красивой машине, даже обещали посадить за руль, вы согласитесь?

Дети: Не знаю. Может быть, если пригласит хороший человек.

Воспитатель: На улице к вам обратился незнакомый человек: "Мама твоя прислала за тобой. Пошли!" Как поступите?

Дети: Если мама прислала, то конечно.

Воспитатель: Незнакомец взял тебя за руки и пытается увести с собой. Что ты будешь делать?

Дети: Буду вырываться. буду кричать.

Воспитатель: Незнакомая женщина: "Я твоя тетя, давай я тебя провожу домой". Каковы твои действия?

Дети: Наверно, соглашусь, ведь взрослые не врут. Если я ее когда-то видел, то поверю.

Воспитатель: Незнакомые люди останавливаются на машине возле тебя: "Мы дорогу не знаем, подскажи, пожалуйста, заодно и тебя подвезем". Что вы будете делать?

Дети: Если мне по пути, то сяду и покажу. Если я куда-то тороплюсь, то сяду.

Воспитатель: Тебе незнакомые на улице предлагают конфеты или что-нибудь другое, возьмешь?

Дети: Да. Не знаю. Мне мама не разрешает брать у чужих людей конфеты.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о том, как вести себя с незнакомыми взрослыми, когда рядом с вами нет близких людей. Оказывается, не все взрослые доброжелательны и безопасны. Большинство из вас считает, опасными являются мужчины с неприятной внешностью, носящие темные очки, с грубым голосом. А молодые, красиво и опрятно одетые, симпатичные девушки и парни не могут сделать что-либо плохое, так же как и любой другой человек с приятной внешностью и дружелюбной улыбкой. А приятная внешность и добрые намерения окружающих, к сожалению, не всегда совпадают. "Не всякий встречный -  друг сердечный".  Вы смысл этой поговорки сейчас  понимаете?

Дети: Это означает, что не все встретившиеся люди - наши друзья. Это означает, что нельзя верить любому встречному.

Воспитатель: Вы все  правильно, ребята, поняли. Молодцы! А сейчас вспомним присказку: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Как вы понимаете эту поговорку?

Дети: Нас сказки всегда чему-либо учат.

Воспитатель: Да, правильно, с самого раннего детства, прочитав сказку, мы научились делать выводы, извлекать какие-то уроки из них.

Вот, например, наша любимая сказка: "...Катился, катился Колобок, навстречу - лиса. Спел песенку Колобок, чтобы лиса его не съела, а она ему и говорит: "Что-то плохо слышу я , Колобок, садись-ка ты мне не нос". И съела Колобка" . Какой урок мы извлекли из этой сказки?

Дети: Лиса хитрая, она прекрасно слышит, она просто обманула Колобка.

Воспитатель: А почему Колобок поверил лисе?

Дети: Потому что лиса красиво одета, у неё голос ласковый.

Воспитатель: А сейчас послушайте, что может случится в жизни. Идет мальчик по улице, останавливается машина рядом, красивая, вежливая тетя: "Мальчик, не подскажешь, а где находится магазин "Калинка"?  Мальчик объясняет. А она: "Что-то шумно, садись в машину, лучше покажешь, ты ведь добрый мальчик, готов помочь?"

Мальчик сел и... Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

Дети: Тетя могла сама выйти из машины, чтобы выслушать мальчика. Мальчик не должен был садиться к незнакомым, даже если они очень вежливы, приятны и хвалят его.

Восп-ль: А это эпизод из другой сказки: "Жили-были кот, лиса и петух. Кот каждый день уходил в лес за дровами, а петуху наказывал: " Из окна не высовывайся, сиди дома!"

Петушок, петушок,

золотой гребешок,

выгляни в окошко-

дам тебе горошку!

Выглянул петух и ... Какой вывод из сказки можно сделать?

Дети: Лиса хитрая, ей нельзя верить. Она ведь петуху чужая, он не должен был брать у неё еду.

Дети: А может случиться что-нибудь подобное с детьми в нашей жизни?

Дети: Да, допустим. играет девочка в песочнице. Подходит незнакомый дяденька: "Девочка, возьми конфету". Девочка берет. "Пойдем со мной, я тебе ещё и куклу куплю". Девочка пошла. А мама не дождалась её дома.

Воспитатель: Кто виноват в случившемся?

Дети: Она не должна была брать конфету у незнакомого человека, вдруг она отравлена. И не должна была, поверив его обещаниям, идти с ним куда-либо.

 Таким же доверчивым был и Буратино из нашей любимой "Сказки о золотом ключике" Мы много раз обсуждали его поступки. Он довериля совершенно незнакомым коту Базилио и лисе Алисе, за что очень жестоко поплатился и пролил много слез. Давайте сделаем физкульминутку.

Физкультминутка 

Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

Воспитатель: А вот вспомните, что случилось в сказке "Волк и семеро козлят".

Дети: Жили-были коза с козлятами. Коза уходила в лес и говорила своим деткам. чтобы никому дверь не открывали. Как только коза ушла, прибежал волк. Изменив свой голос, обманул волк козлят  и и съел их...

Воспитатель: А вот представьте себе: сидит мальчик дома один. Стук в дверь: "Артем, открой, я - мама". " А что у тебя с голосом?" "Простыла я, сынок, быстрей открывай!" Как бы вы поступили на месте Артема?

Дети: Я бы посмотрел в глазок. А я бы позвонил маме на телефон. У моей мамы есть свой ключ, я не стану открывать дверь, если я не уверен, что там моя мама. Я еще что-нибудь спрошу, чтобы понять, что это точно моя мама.

Воспитатель: Итак, какой урок мы извлечем из этой сказки и из этой ситуации?

Дети: Нельзя открывать дверь, не убедившись, что за дверью не чужие.

Воспитатель: Да, ребята, зачастую, дети, переживая за здоровье близкого человека, теряют бдительность, забывая, что, если внимательно прислушаться к маминому голосу, всегда можно уловить знакомые нотки. У взрослых должен быть свой ключ, и они могут открыть дверь сами. И случается самое страшное... Этот человек может оказаться и вором, и грабителем, и убийцей.

Послушайте, какой наказ  нам дает Мария Монакова в своем стихотворении "Дверь незнакомым не открою!"

1-й ребенок

Зайка занят был игрою

вдруг стучат! "Сейчас открою!"

2-й ребенок

Стоп, Зайчонок, погоди,

Ты к двери не подходи!

Открывать не нужно дверь.

Вдруг за дверью страшный зверь?!

3-й ребенок

Вдруг голодная волчица

в дом к тебе сейчас стучится.

2-й ребенок

Вдруг обманщица Лисица

Хочет в гости напроситься.

3-й ребенок

Вдруг пробраться хочет вор-

он опасен и хитер.

1-й ребенок

Дверь чужим, не забывай,

ни за что не открывай!

Ты подальше от двери

Мамин номер набери.

Воспитатель: Как я вам уже говорила в начале занятия, окружающий мир полон разных людей. Люди вокруг нас хорошие и плохие, добрые и злые, не только знакомые и незнакомые, но и свои и чужие... И, чтобы разобраться: какой он - этот человек, почему он дает тебе конфету, почему хочет тебя покатать на машине, для чего ему нужно, чтобы ты непременно пошел с ним, вам надо набираться жизненного опыта, делать выводы  для себя из сказок, прочитанных взрослыми, из мультфильмов, из кинофильмов, из телепередач и т.д.

Порой на обман поддаются даже взрослые. Вспомните сказку "Заюшкина избушка". Так же, как и лиса заюшкину избушку захватила, хитрые, коварные мошенники оставляют без дома и доверчивых людей.

-Итак, какие выводы вы сделали для себя из нашего занятия? Что привело сказочных героев к печальным последствиям?

Дети."Колобок": нельзя доверять незнакомцам.

-"Волк и семеро козлят":не открывать  чужим двери.

-"Кот, лиса и петух": не брать от чужих людей угощение".

Восп-ль: Ребята,  ваша безопасность в ваших руках. Какую поговорку при общении с незнакомыми людьми вы всегда должны помнить?

Дети. "Не всякий встречный - друг сердечный".

Восп-ль: Молодцы, ребята, вы так сегодня хорошо поработали, а главное, мне понравилось, как вы рассуждали, делали выводы. Но не думайте, что все красивые, ласковые люди плохие и хотят причинить вам вред. Но навсегда запомните, что с посторонними людьми нужно быть осторожными и внимательными. И, самое главное, помнить и выполнять простые правила:

  • Никогда и никуда не ходить с чужими людьми.
  • Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.
  • Прежде чем совершить какой-то поступок, хорошенько подумать, к чему это может привести.

Заключительная часть:

Все умные, порядочные, доброжелательные люди знают, что обращаться к детям  с просьбами не следует, ведь  вокруг полно взрослых: нельзя угощать детей на улице чем-либо, даже по той простой причине, что у ребенка может быть аллергия на что угодно; нельзя о чем-либо просить через дверь, если знают, что дома дети одни, потому что могут их напугать.

Будьте, ребята, осторожны в общении с окружающими, не будьте излишне доверчивыми. Берегите себя, ведь вы - наше будущее!

Рефлексия занятия:

Итак, какой вывод мы сделали из нашего сегодняшнего занятия?

-"Не всякий встречный - друг сердечный!"

Звучит песенка Буратино "Не всякий встречный - друг сердечный!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие " Продукты всякие нужны- продукты всякие важны"

Занятие по ознакомление дошкольников с системой пищеварения, компонентами здорового питания.Вызвать познавательный интерес к знаниям  о строении своего организма.Дать понятие о пользе  витам...

Творческая мастерская - "Сердечный друг".

 Несколько приятных  минут  сотворчества помогут развить у вашего ребенка способность создавать выразительные художественные образы, используя оригинальные, интересные приемы изо...

беседа с детьми "Не всякий встречный - друг сердечный"

Обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранение их жизни и здоровья в современных условиях. Научить детей как правильно действовать в различных ситуациях с незнакомыми в...

Конспект интегрированного занятия на тему: «не каждый встречный друг сердечный».

На данном занятии главной целью является обсуждение с детьми типичных опасных ситуаций возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно вести себя в таких ситуациях....

КОНСПЕКТ ООД ТЕМА: «Не каждый встречный – друг сердечный»

Продолжить учить дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. На примере русских народных сказок объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает добрые намере...

«Всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться» Анатолий Васильевич Луначарский.

Стараюсь следовать МОТИВИРУЮЩИМ цитатам для достижения успеха:Препятствие – это то, во что упирается взгляд человека, когда он отрывает этот взгляд от своей цели. (Tom Krause)Любое до...