Не всякий встречный - друг сердечный
материал по обж (старшая группа) на тему
Мастер-класс по ОБЖ, где на примере русских народных сказок объясняется ребенку, что приятная внешность и приветливость незнакомого человека не всегда означают добрые намерения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_vsyakiy_vstrechnyy_-_drug_serdechnyy.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Солнышко»» с.Чекмагуш муниципального района
Чекмагушевский район Республика Башкортостан
Мастер-класс для педагогов по ОБЖ на тему : «Правила, поведения при общении с незнакомыми людьми, опасные ситуации. Чему нас учат сказки»
Автор: воспитатель МАДОУ
детский сад № 6 «Солнышко» Мансурова М.А.
с. Чекмагуш – 2016
-Уважаемые воспитатели! Как вы считаете, в наши дети целиком и полностью защищены наши дети от проблем, негатива со стороны окружающих, условий жизни, различных непредсказуемых внешних обстоятельств?
-Как вы знаете, социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий.
Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Для решения этих задач необходимо:
• Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Сегодняшний мастер-класс посвящен этой весьма важной теме.
Целью занятия является закрепление знаний детей, полученных на занятиях в течение учебного года в форме беседы.
Задачи:
1).Образовательные: Продолжать формировать у дошкольников основы безопасности жизнедеятельности. На примере русских народных сказок объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означают добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные, опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, ситуации насильственного поведения со стороны незнакомых, научить правильно вести себя в подобных ситуациях и в том случае, если чужой" приходит в дом. Закрепить правила безопасности. Закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом.
2).Развивающие: Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, познавательную активность. Вырабатывать стремление ребенка к размышлению и поиску, требующих нетрадиционного подхода к решению ситуации. Развивать мышление, умение рассуждать, сопереживать. Учить сопоставлять сюжеты сказок с реальной жизнью.
3).Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь. Воспитывать желание и умение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
Оборудование: магнитофон, фланелеграф, картонные атрибуты к сказкам, маски сказочных героев.
Виды деятельности: игровая, речевая, музыкально-художественная.
Формы организации: индивидуальная, групповая.
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу, создание игровой мотивации, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетичекое развитие.
Предварительная работа: чтение, перессказ, этические беседы, инценирование сказок.
Литература:
1). Т. Стульник, Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов, 2013
2). К. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей, изд-во Мозаика-Синтез, 2014
3). Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, 2011
4). Авдеева Н.Н.,Князева О.Л.,Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2012.
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, год за годом вы становитесь старше, самостоятельнее. вас уже не надо кормить с ложки, одевать, все время держать за руку во время прогулок, ведь некоторые уже по просьбе взрослых ходят в магазин за хлебом или молоком. Постепенно вы взрослеете. А это очень большая ответственность - вы в ответе за свою жизнь, за её безопасность. Сегодня мы уточним наши знания по правилам безопасного поведения на улице, в особенности, в общении с окружающими, будем обыгрывать различные ситуации и эпизоды из наших любимых с детства сказок.
Ребята, в жизни нас окружают разные люди. Есть среди них очень хорошие, которых мы знаем и любим. Но также вы знаете, что бывают не очень хорошие люди. Как вы думаете, как выглядят плохие, недоброжелательные люди?
Дети: Они некрасиво одеты. Они носят темные очки. От них плохо пахнет. Они грязные, у них грубый голос.
Воспитатель: Будете ли вы разговаривать с незнакомым человеком на улице, если он обратится к вам с какой-либо просьбой?
Дети: Если он спросит вежливо, то да. Если он будет улыбаться - да!
Воспитатель: Вас пригасили покататься на красивой машине, даже обещали посадить за руль, вы согласитесь?
Дети: Не знаю. Может быть, если пригласит хороший человек.
Воспитатель: На улице к вам обратился незнакомый человек: "Мама твоя прислала за тобой. Пошли!" Как поступите?
Дети: Если мама прислала, то конечно.
Воспитатель: Незнакомец взял тебя за руки и пытается увести с собой. Что ты будешь делать?
Дети: Буду вырываться. буду кричать.
Воспитатель: Незнакомая женщина: "Я твоя тетя, давай я тебя провожу домой". Каковы твои действия?
Дети: Наверно, соглашусь, ведь взрослые не врут. Если я ее когда-то видел, то поверю.
Воспитатель: Незнакомые люди останавливаются на машине возле тебя: "Мы дорогу не знаем, подскажи, пожалуйста, заодно и тебя подвезем". Что вы будете делать?
Дети: Если мне по пути, то сяду и покажу. Если я куда-то тороплюсь, то сяду.
Воспитатель: Тебе незнакомые на улице предлагают конфеты или что-нибудь другое, возьмешь?
Дети: Да. Не знаю. Мне мама не разрешает брать у чужих людей конфеты.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о том, как вести себя с незнакомыми взрослыми, когда рядом с вами нет близких людей. Оказывается, не все взрослые доброжелательны и безопасны. Большинство из вас считает, опасными являются мужчины с неприятной внешностью, носящие темные очки, с грубым голосом. А молодые, красиво и опрятно одетые, симпатичные девушки и парни не могут сделать что-либо плохое, так же как и любой другой человек с приятной внешностью и дружелюбной улыбкой. А приятная внешность и добрые намерения окружающих, к сожалению, не всегда совпадают. "Не всякий встречный - друг сердечный". Вы смысл этой поговорки сейчас понимаете?
Дети: Это означает, что не все встретившиеся люди - наши друзья. Это означает, что нельзя верить любому встречному.
Воспитатель: Вы все правильно, ребята, поняли. Молодцы! А сейчас вспомним присказку: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Как вы понимаете эту поговорку?
Дети: Нас сказки всегда чему-либо учат.
Воспитатель: Да, правильно, с самого раннего детства, прочитав сказку, мы научились делать выводы, извлекать какие-то уроки из них.
Вот, например, наша любимая сказка: "...Катился, катился Колобок, навстречу - лиса. Спел песенку Колобок, чтобы лиса его не съела, а она ему и говорит: "Что-то плохо слышу я , Колобок, садись-ка ты мне не нос". И съела Колобка" . Какой урок мы извлекли из этой сказки?
Дети: Лиса хитрая, она прекрасно слышит, она просто обманула Колобка.
Воспитатель: А почему Колобок поверил лисе?
Дети: Потому что лиса красиво одета, у неё голос ласковый.
Воспитатель: А сейчас послушайте, что может случится в жизни. Идет мальчик по улице, останавливается машина рядом, красивая, вежливая тетя: "Мальчик, не подскажешь, а где находится магазин "Калинка"? Мальчик объясняет. А она: "Что-то шумно, садись в машину, лучше покажешь, ты ведь добрый мальчик, готов помочь?"
Мальчик сел и... Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Дети: Тетя могла сама выйти из машины, чтобы выслушать мальчика. Мальчик не должен был садиться к незнакомым, даже если они очень вежливы, приятны и хвалят его.
Восп-ль: А это эпизод из другой сказки: "Жили-были кот, лиса и петух. Кот каждый день уходил в лес за дровами, а петуху наказывал: " Из окна не высовывайся, сиди дома!"
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
выгляни в окошко-
дам тебе горошку!
Выглянул петух и ... Какой вывод из сказки можно сделать?
Дети: Лиса хитрая, ей нельзя верить. Она ведь петуху чужая, он не должен был брать у неё еду.
Дети: А может случиться что-нибудь подобное с детьми в нашей жизни?
Дети: Да, допустим. играет девочка в песочнице. Подходит незнакомый дяденька: "Девочка, возьми конфету". Девочка берет. "Пойдем со мной, я тебе ещё и куклу куплю". Девочка пошла. А мама не дождалась её дома.
Воспитатель: Кто виноват в случившемся?
Дети: Она не должна была брать конфету у незнакомого человека, вдруг она отравлена. И не должна была, поверив его обещаниям, идти с ним куда-либо.
Таким же доверчивым был и Буратино из нашей любимой "Сказки о золотом ключике" Мы много раз обсуждали его поступки. Он довериля совершенно незнакомым коту Базилио и лисе Алисе, за что очень жестоко поплатился и пролил много слез. Давайте сделаем физкульминутку.
Физкультминутка
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Воспитатель: А вот вспомните, что случилось в сказке "Волк и семеро козлят".
Дети: Жили-были коза с козлятами. Коза уходила в лес и говорила своим деткам. чтобы никому дверь не открывали. Как только коза ушла, прибежал волк. Изменив свой голос, обманул волк козлят и и съел их...
Воспитатель: А вот представьте себе: сидит мальчик дома один. Стук в дверь: "Артем, открой, я - мама". " А что у тебя с голосом?" "Простыла я, сынок, быстрей открывай!" Как бы вы поступили на месте Артема?
Дети: Я бы посмотрел в глазок. А я бы позвонил маме на телефон. У моей мамы есть свой ключ, я не стану открывать дверь, если я не уверен, что там моя мама. Я еще что-нибудь спрошу, чтобы понять, что это точно моя мама.
Воспитатель: Итак, какой урок мы извлечем из этой сказки и из этой ситуации?
Дети: Нельзя открывать дверь, не убедившись, что за дверью не чужие.
Воспитатель: Да, ребята, зачастую, дети, переживая за здоровье близкого человека, теряют бдительность, забывая, что, если внимательно прислушаться к маминому голосу, всегда можно уловить знакомые нотки. У взрослых должен быть свой ключ, и они могут открыть дверь сами. И случается самое страшное... Этот человек может оказаться и вором, и грабителем, и убийцей.
Послушайте, какой наказ нам дает Мария Монакова в своем стихотворении "Дверь незнакомым не открою!"
1-й ребенок
Зайка занят был игрою
вдруг стучат! "Сейчас открою!"
2-й ребенок
Стоп, Зайчонок, погоди,
Ты к двери не подходи!
Открывать не нужно дверь.
Вдруг за дверью страшный зверь?!
3-й ребенок
Вдруг голодная волчица
в дом к тебе сейчас стучится.
2-й ребенок
Вдруг обманщица Лисица
Хочет в гости напроситься.
3-й ребенок
Вдруг пробраться хочет вор-
он опасен и хитер.
1-й ребенок
Дверь чужим, не забывай,
ни за что не открывай!
Ты подальше от двери
Мамин номер набери.
Воспитатель: Как я вам уже говорила в начале занятия, окружающий мир полон разных людей. Люди вокруг нас хорошие и плохие, добрые и злые, не только знакомые и незнакомые, но и свои и чужие... И, чтобы разобраться: какой он - этот человек, почему он дает тебе конфету, почему хочет тебя покатать на машине, для чего ему нужно, чтобы ты непременно пошел с ним, вам надо набираться жизненного опыта, делать выводы для себя из сказок, прочитанных взрослыми, из мультфильмов, из кинофильмов, из телепередач и т.д.
Порой на обман поддаются даже взрослые. Вспомните сказку "Заюшкина избушка". Так же, как и лиса заюшкину избушку захватила, хитрые, коварные мошенники оставляют без дома и доверчивых людей.
-Итак, какие выводы вы сделали для себя из нашего занятия? Что привело сказочных героев к печальным последствиям?
Дети."Колобок": нельзя доверять незнакомцам.
-"Волк и семеро козлят":не открывать чужим двери.
-"Кот, лиса и петух": не брать от чужих людей угощение".
Восп-ль: Ребята, ваша безопасность в ваших руках. Какую поговорку при общении с незнакомыми людьми вы всегда должны помнить?
Дети. "Не всякий встречный - друг сердечный".
Восп-ль: Молодцы, ребята, вы так сегодня хорошо поработали, а главное, мне понравилось, как вы рассуждали, делали выводы. Но не думайте, что все красивые, ласковые люди плохие и хотят причинить вам вред. Но навсегда запомните, что с посторонними людьми нужно быть осторожными и внимательными. И, самое главное, помнить и выполнять простые правила:
- Никогда и никуда не ходить с чужими людьми.
- Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.
- Прежде чем совершить какой-то поступок, хорошенько подумать, к чему это может привести.
Заключительная часть:
Все умные, порядочные, доброжелательные люди знают, что обращаться к детям с просьбами не следует, ведь вокруг полно взрослых: нельзя угощать детей на улице чем-либо, даже по той простой причине, что у ребенка может быть аллергия на что угодно; нельзя о чем-либо просить через дверь, если знают, что дома дети одни, потому что могут их напугать.
Будьте, ребята, осторожны в общении с окружающими, не будьте излишне доверчивыми. Берегите себя, ведь вы - наше будущее!
Рефлексия занятия:
Итак, какой вывод мы сделали из нашего сегодняшнего занятия?
-"Не всякий встречный - друг сердечный!"
Звучит песенка Буратино "Не всякий встречный - друг сердечный!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие " Продукты всякие нужны- продукты всякие важны"
Занятие по ознакомление дошкольников с системой пищеварения, компонентами здорового питания.Вызвать познавательный интерес к знаниям о строении своего организма.Дать понятие о пользе витам...
Творческая мастерская - "Сердечный друг".
Несколько приятных минут сотворчества помогут развить у вашего ребенка способность создавать выразительные художественные образы, используя оригинальные, интересные приемы изо...
беседа с детьми "Не всякий встречный - друг сердечный"
Обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранение их жизни и здоровья в современных условиях. Научить детей как правильно действовать в различных ситуациях с незнакомыми в...
Конспект интегрированного занятия на тему: «не каждый встречный друг сердечный».
На данном занятии главной целью является обсуждение с детьми типичных опасных ситуаций возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно вести себя в таких ситуациях....
КОНСПЕКТ ООД ТЕМА: «Не каждый встречный – друг сердечный»
Продолжить учить дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. На примере русских народных сказок объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает добрые намере...
"Природа - друг сердечный" Опыт работы МБДОУ д/с №45 г.п. Нахабино Московской области Красногорского района.Опубликован в журнале "Образовательный альманах", ноябрь №11(13), 2018
Раскрываются условия для экологического воспитания детей на территории приусадебного участка детского сада....
«Всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться» Анатолий Васильевич Луначарский.
Стараюсь следовать МОТИВИРУЮЩИМ цитатам для достижения успеха:Препятствие – это то, во что упирается взгляд человека, когда он отрывает этот взгляд от своей цели. (Tom Krause)Любое до...
- Мне нравится (1)