Исследовательский игровой проект «Волшебница вода - капелька»
опыты и эксперименты по обж (средняя группа) на тему

Бубырева  Вера Владимировна

Дошкольное детство –  это начальный этап человеческой личности. Воспитание  любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы. Развивает мыслительные операции, стимулирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение                                                                                         Школа  № 1056                              

 (дошкольное отделение  №4)

Исследовательский игровой  проект

«Волшебница вода - капелька»

                          Автор: Бубырева Вера Владимировна

Москва

2014 год

                           


Актуальность проекта:

Дошкольное детство –  это начальный этап человеческой личности. Воспитание  любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы. Развивает мыслительные операции, стимулирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Цели проекта:

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Познакомить с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Задачи:

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами воды.

Учить детей делать выводы на основе опытов.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Формировать представления о себе ,как об активном члене коллектива через проектную деятельность.

Закреплять умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями(при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).

Участники проекта:

Воспитатели группы, дети группы, родители  детей.

Форма организации детей:

Индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, объединение нескольких групп детей.

Средства обучения : 

Стихи, музыкальные произведения, иллюстрации помогут увидеть красоту реки ,услышать капель . звуки моря  и т.д.

Вид проекта:

Краткосрочный  ( 2 недели).

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

1.Организационно-подготовительный этап

1.Определение проблемы, цели и

задач проекта;

2.Подбор материала

 для выполнения экспериментальных работ;

3.Выявление знаний детей о явлениях в неживой природе;

4. Изучение литературы;

5.Вводить в игровую ситуацию: помочь «Волшебнице воде» найти потерявшиеся капельки.

1.Обыгрывание сюжетно-игровую ситуацию.

2.Осознают и личностно воспринимают проблему.

3.Принятие задачи – совершить путешествие и найти все капельки воды.

Оказывают помощь в подборе материала для проведения экспериментирования.

2.Практическая деятельность по решению проблемы

Организует деятельность и планирует её:

1.Волшебница вода  дарит ребятам  группы, свою помощницу «Капельку». (Сделать дидактическую куклу « Капельку»);

2.Речевые игры, заучивание  наизусть стихов, потешек, песенок о воде;

3. Чтение художественной литературы:

Словацкая народная сказка « У солнышка в гостях», сказки С.Прокофьева « Про серую тучку», «Волшебная корзина»,

Б.Заходер «Течет река», сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»,

« Мойдодыр».

4.Беседа по рассказу Н.А.Рыжова « Как люди обидели речку».

5. Сюжетные игры: «Купание куклы Ариши»(опыт превращение воды из теплый  в холодную), «Постираем белье для куклы» и т.д.

6.Дидактические игры: «Что мы знаем о воде?», «Какой бывает вода?»(бесцветная, прозрачная, журчит, без запаха, без вкуса, горячая, теплая, холодная, мокрая и т.д.,

«Есть ли жизнь в воде?».

7.Игры – экспериментирования:

«Основные свойства воды», «Тонет - не тонет», «Секрет воды»  (вода не имеет форму),

«Очистка воды от грязи, песка»

( с помощью сделанных самими фильтров) .

8.Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

9.Рассмативание репродукций художников маринистов (Айвазовский, Куинжи, Дмитриев).

10. Составление схемы «Круговорот воды в природе».

11.Рисование морских пейзажей, аппликация «Моряк», «Кораблик».

Принятие задачи – совершить путешествие, выполнить все задания и найти все капельки воды.

Рекомендации и советы для родителей ,подготовка памятки для родителей : «Что прочитать и что посмотреть с детьми о воде и морских путешественниках», беседы с детьми дома на темы : «Мир воды», «Нам водичка добрый друг», « Обитатели воды», «Если жизнь баз воды».

Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах.

Осознание необходимости быть для ребенка источником энциклопедических знаний.

  1. Презентация проекта

Организует презентацию коллажа.

Изготовление альбома «Мир воды».

Сюрпризный момент : Волшебница вода вручает подарок детям и благодарит за оказанную помощь.

Рассказывают и показывают на коллаже состояние воды (капли , дождик, река, вода в  аквариуме , снежинки, облака, пар).

Рассказ  детей по альбому «Мир воды».

Обогащение            детских родительских отношений совместно творческой деятельностью.

Приглашение родителей на презентацию в свою группу.


Самоанализ проекта

   На протяжении всего проекта «Вода – это жизнь» активно участвовали все участники проекта: дети, их родители и специалисты детского сада. Во время проекта использовались различные формы работы: традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, викторина и другие.

    После проведенного проекта, хотелось бы еще поработать над следующими моментами:

  • Провести дополнительную индивидуальную работу с детьми (экологические игры, беседы, наблюдения);
  • Провести дополнительную работу с родителями по экологическому воспитанию детей (индивидуальные беседы, консультации);
  • Дать рекомендации родителям по профилактике заболеваний детей (папка-раскладушка, консультация с медсестрой детского сада);
  • Дать рекомендации по подготовке детей к школе (оформление в родительском уголке папок, организовать встречу с учителем начальных классов).

Список использованной литературы:

  1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград,  Учитель, 2009 г.
  2. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.
  4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2010 г.
  5. Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми». Волгоград, Учитель, 2008 г.
  6. Н.А.Рыжова. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом-  

          Природа»

  1. Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. ТЦ «Учитель»  2006 г.
  2. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2006 г
  3. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва «Вако». 2005 г.
  4.  Евдокимова Б.С. Технология проектирования в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5.  Боровлева А.В. Проектный метод как средства повышения качества образования. // Управление  ДОУ №7, 2006.
  6.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  7.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От    

    рождения до школы»/ под  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  1.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  2.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  3.  Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», Москва – ТЦ Сфера, 2008.

Интернет – ресурсы:

  1. «Технология проектной деятельности в детском саду»   http://festival.1september.ru/articles/603930/ 
  2. «Проектная деятельность в детском саду» http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позновательно-исследовательский проект "Волшебница вода с ней навеки мы друзья" 2-ая младшая группа

Чтобы сохранить  баланс природы, нужно начинать воспитывать любовь к природе в раннем детстве и только тогда мы увидим результаты в будущем.Воспитание экологической культуры – долгий путь ф...

Опытно исследовательский проект "Волшебница вода"

Данный проект является базой для развития опытной и исследовательской деятельности для дошкольников. Основной целью проекта является развитие самостоятельной поисковой деятельности в области природы и...

Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"

  Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....

Поисково - исследовательская деятельность "Волшебница - вода"

развитие познавательных способностей детей, через детское экспериментирование...

ПОЗНАВАТЕЛЬСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Волшебница вода»

Проект: «Волшебница-вода» проводится в игровой форме,  направлен на знакомство  детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля....

«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина

Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница  вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...