Обобщение опыта работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
методическая разработка по обж на тему

Максимова Наталья Александровна

Обобщение опыта работы по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pdd55.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Обобщение педагогического опыта по теме

 « Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма »

(из опыта работы)   

Актуальность

 В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.

               В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

       Целью   работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

  1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Поэтому в своей работе я использую парциальную программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая была опубликована   в 1997 году.

Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили успешно, в группе организован уголок дорожного движения. В нём представлены:

  • Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);
  • Настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами – ходилки, лото, домино и т.д.)
  • Настольный перекрёсток ( маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, игрушки людей и домов);
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой ( жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и др.);
  • Детская художественная литература по тематике дорожного движения;
  • Конструкторы;
  • Пособия и игры по обучению детей ПДД;
  • Безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);
  • Действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;
  • Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Новизна работы.   

  Новизна моего опыта состоит в использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

      В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Банк презентаций по изучению ПДД: виды транспорта и их классификация, группы дорожных знаков, причины ДТП, светофор, история развития , сведения о дороге, участники дорожного движения.

       С помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

    Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

       Использую в своей работе ТРИЗ методы и приемы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Например, давая детям знания о светофоре, начинают  вопроса: Что было бы, если в городах не было светофора? Чем полезен светофор? И др. Что в предмете хорошо или плохо?

            Технология проблемного обучения помогает понять детям опасность данной ситуации и что необходимо для этого предпринять. Основой проблемного обучения служат вопросы и задания которые предлагаются детям. (Правильно — неправильно» и почему? По картинкам.)

       На целевых прогулках также использую различные приемы, которые активизируют детскую фантазию например: предлагаю оживить улицу, перекресток, светофор. Очень нравится детям «мозговой штурм» для снятия психологической инерции. (что произойдет если на земле не будет транспорта?, что будет если у велосипеда убрать руль? Особенность проведения «мозгового штурма» состоит в том, что дети сами корректируют идеи, анализируют их.

        При обучении детей ПДД я широко использую самые разнообразные игры: с элементами физических упражнений, ролевые игры, театрализованные, дидактические, с использованием макета, компьютерные, интеллектуально-познавательные. Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми. Сюжетно-ролевая игра — форма моделирования ребёнком социальных отношений. («Пешеходы и водители», «Мы пассажиры», «Регулируемый перекресток») в которых дети показывают практические умения и навыки. Дидактические игры требуют умение расшифровать распутывать, разгадывать «Собери дорожный знак», «Подбери символ к дорожному знаку», «Лото», «Домино». Закреплению пройденного материала. Во время целевых прогулок наглядно показываю пешеходный переход, дорожные знаки, движение транспорта. Огромной популярностью пользуются мероприятия с приглашением сотрудников ГИБДД (КВН, викторины, праздники)

Компьютерные игры развивают быстроту мысли способствуют

 Работа с родителями

        Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

-  Папки-передвижки по ПДД;

- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;

-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

  • Родительские собрания, круглый стол
  • Фотовыставки выпуски газет.
  • Акции «День добрых дел» (обустройство перекрестка), «Сохрани мне жизнь» (Автомобильное кресло).

Создание в группе необходимой предметно-развивающей среды – первый шаг в формировании у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно-транспортной среде. Развивающую среду стараюсь строить с учетом ФГОС.

  Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

  Вывод об итогах работы:

- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге

Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!...

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге

Самое актуальное на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей!...

Сообщение на тему «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах» (из опыта работы)

Сообщение на тему«Формирование у детей навыков безопасного поведения  на дорогах»(из опыта работы)...

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Конспектнепосредственно  образовательной деятельности по воспитанию навыковбезопасного поведения на дороге в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по городу»...

Хотелось бы поделиться своим опытом работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы по  формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах....

обобщение опыта по теме: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.»

Целью моей  работы является формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на улицах и дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения....