Главные вкладки

    Использование "лэпбука" при ознакомлении дошкольников с основами дорожной безопасности
    учебно-методическое пособие по обж (старшая группа) на тему

    Лабутина Елена Владимировна
    ​Мастер-класс для педагогов города об "Использовании лэпбука при ознакомлении дошкольников с основами дорожной безопасности" и способах его изготовления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 25»

    Асбестовского городского округа

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЛЭПБУКА»

    ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    С  ОСНОВАМИ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Автор: Лабутина Елена Владимировна,

    воспитатель высшей квалификационной категории

    Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивировало нас на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми дошкольного возраста. Изучая журнал «Дошкольное образование» меня заинтересовал цикл публикаций посвященных лэпбукам – незаменимым обучающим методическим пособиям, которые прекрасно впишутся как в условия детского сада, так и в домашнюю жизнь ребенка. Их можно делать вместе с детьми постепенно наполняя и обогащая в процессе.

    Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой  одну  из разновидностей  метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок  может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

    Лэпбук  обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками,  которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала.

     При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

    Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

    Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка, это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить, по ней надо заниматься.

    Изучив опыт работы педагогов по использованию лэпбуков по разным темам, я приняла решение о внедрении данной формы работы по изучению с детьми правил дорожного движения.  Ведь детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Лэпбук служит эффективным средством закрепления правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста.

    ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЭПБУКА

    Технология изготовления легка, проста и нам всем, думаю, знакома. Что-то в этом есть от детских девических тетрадок с анкетами и потайными кармашками, и от школьной стенгазеты одновременно 

                                             С чего начать  создание лэпбука?

    1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая  - животные, насекомые, птицы, времена года, предметы быта.

    2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание ваших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.

    3. Для каждой темы выберите подходящую мини-книжку.

    4. Следующий этап самый интересный.  Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Потом все это нарисуйте на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

    5. Теперь дело за малым – создание шаблона папки в соответствии с макетом в натуральную величину.

    Что нужно, чтобы сделать лэпбук.

    Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

    • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, а можно сделать своими руками. Створки папки открываются и закрываются. Посередине основная страница.
    • Обычная бумага. Можно использовать в своих лэпбуках цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
    • Ножницы.
    • Клей-карандаш для бумаги (я его люблю  больше, чем ПВА).
    • Степлер.
    • Скотч.

    Возьмите плотную бумагу формата А3 или два листа формата А4 и сложите их вот так:

    Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.

    В качестве примера уже готовой папки я представляю лэпбук на тему «Дорожная азбука».

         

    Лэпбук «Дорожная азбука» включает в себя 9 развивающих элементов для детей дошкольного возраста.

    1. Мини-книжка «Стихи» - в книжечку со стихами о ПДД я собрала несколько особо понравившихся мне стихотворений, которые с детьми читаем, отвечаем на вопросы по тексту, некоторые стихотворения учим наизусть.

    2. Мини-книжка «Загадки» – в ней собраны загадки о дорожных знаках, транспорте.

    3. Раскладушка-игра «Расставь правильно дорожные знаки» - помогает развивать память, внимание, закреплять название дорожных знаков.

       

    4. Кармашек с карточками «Найди нарушителей» - картинки с ситуациями помогают развивать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города, воспитывать грамотных пешеходов.

       

    5. Мини-книжка с карточками «Дорожные ловушки» - способствует формированию навыка предвидения и разрешения опасных ситуаций.

    6. Кармашки для игры «Распредели дорожные знаки по группам» - с помощью игры закрепляем знания о дорожных знаках, формируем умение соотносить знак с группой.

    7. Кармашек «Раскраски» - дети выбирают картинку, раскрашивают, одновременно закрепляем правила дорожного движения, развиваем воображение, мелкую моторику.

    8. Мини-книжка «Стихи о дорожных знаках» - читаем, знакомимся с дорожными знаками.

    9. Кармашек с игрой «Собери знак и назови его» - развиваем восприятие, закрепляем название знаков.

    В результате получилось очень здорово, я сама не ожидала, что мне так понравится делать лэпбук. Думаю, что наш первый проект про правила дорожного движения далеко не последний. В планах сделать подобные книжечки по узким темам, таким как: «Я – пешеход», «Я – пассажир», «Светофор» и т.д.

    Таким образом, использование лэпбука при организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечивает успешность по реализации ФГОС ДО, помогает сформировать целевые ориентиры, в частности такого как «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены», является эффективным механизмом освоения навыков безопасности дорожного движения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения и воспитание безопасного поведения на дороге

    Безопаность ребенка - это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обепечить сохранность ребенка, но и обучить его необход...

    ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

    Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

    Методы ознакомления дошкольников с основами безопасности.

    Доклад на тему: Методы ознакомления дошкольников с основами безопасности . подготовительная группа.Воспитатель:   Шитикова А.Р.2017 г.Сложившаяся современная социальная и эко...

    Презентация «Роль РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности»

    Презентация "Родь РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности"...

    Доклад к презентации «Роль РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности»

    Доклад к презентации "Роль РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности"...

    Роль предметно-развивающей среды в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности

    Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведе...

    МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательно...