ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
статья по обж на тему

Никитина Наталия Алексеевна

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, а также старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос, какие современные технологии и средства мы сегодня можем использовать для развития современного ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_multiplikatsionnyh_filmov_dlya_nikitinoy.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, а также старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос, какие современные технологии и средства мы сегодня можем использовать для развития современного ребенка?

Учитывая, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной не только телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми, но и другими носителями информации, с младенческого возраста проявляет к этому интерес. А так как одними из первых и важных представителей медиа-пространства являются мультипликационные фильмы, свое внимание мы остановили на них.

Это связано в-первую очередь с тем, что мультипликационные фильмы обладают большими педагогическими возможностями:

- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

 - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

- развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- мультипликационные фильмы помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения и воспитания удовольствием для дошкольников, а положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

Нельзя не отметить, что создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный как для детей, так и для взрослых. Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребенка в контексте современного искусства.

Проведя анализ мультпродукции производимой в последние годы в России и за рубежом, мы с уверенностью можемсказать, что в последние годы возник определённый вакуум в качественной отечественной мультпродукции для детей дошкольного возраста, а современное телевизионное пространство заполонили низкопробные западные мультфильмы,  рассчитанные в основном на школьников и взрослых. С сожалением приходится признать тот факт, что эти мультфильмы оказывают разрушительное действие на ребенка. Воспитатели сумели подобрать мультфильмы, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.

Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта.Создавать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создавать декорации, рисовать или лепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, озвучивать мультфильм. Дети старшего дошкольного возраста могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора (аниматора), художника, актера и композитора.Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Мы используем следующий алгоритм действий при создании мультфильма с детьми дошкольного возраста:

1.Вместе с детьми выбираем известную сказку, рассказ, стихотворение или придумываем сюжет вместе с детьми.Для этого можно использовать различные приемы и игровые ситуации.

2. Определяем технику анимации:

  • перекладка— хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • кукольная и сыпучаяанимации— для тех детей, что с удовольствием мастерят из различных материалов или рисуют сыпучими материалами – крупы, манка, кофе);
  • пластилиновая анимация — для детей любящих лепить;
  • предметная анимация— для детей, увлекающихся строительством и конструированием;
  • смешанная техника.

Освоение каждой техники требует от детей творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс.

3.Делаем раскадровку.Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Чтобы дать представление о том, как делать раскадровку, мы показываем детям книгу с иллюстрациями или раскадровки, сделанные для других мультфильмов. Педагог обязательно должен напомнить детям о планах: дальний, общий, средний, крупный и целесообразности их использования.

4.Создаём персонажей, фоны и декорациидля будущего мультфильма. Хорошо, если перед созданием образов педагог вместе с детьми рассматривает фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения персонажей, отличающиеся манерой исполнения, техникой, использованием художественных материалов.

В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.

5.Записываем необходимые диалоги, авторский текст. Озвучивая мультфильм, дети проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум толпы, завывание ветра и т.д.)

6.Съёмка мультфильма. Чтобы в процессе съемки дети приучались к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий идет распределение ролей и соблюдение правил съёмки. Роль режиссёра берет на себя педагог и руководит всем процессом. Один из детей, может выполнять роль оператора, осуществлять постоянный контроль качества отснятых кадров. Остальные дети – аниматоры – они осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая, персонажи — игрушки, наделяют их душевными качествами, перевоплощаются в них, становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Обязательно необходимо показывать отснятый материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна.

7. Монтаж. Выполняется педагогом. Фотокадры переносятся на компьютер, с помощью специальной программы задаётся движение. В одной секунде для плавности движения ставится 8-12 кадров в секунду.

8. Показ фильма.Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это их первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!

Кроме того, педагоги в работе над мультфильмом использовали такие методы, как:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

Затем в игровой форме шло закрепление полученных впечатлений и знаний.

Работа оказалась новой и очень интересной не только для детей, но и для педагогов.

Таким образом, при создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Создавая мультипликационный фильм, они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету или познакомиться с правилами дорожного движения. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации....

Из опыта работы "Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС"

Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьног...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС

Информационно – коммуникационные технологии позволяют:·               организовать процесс познания, обуславлива...

Статья "Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, технология его организации"

Статья "Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, технология его организации"...