Положение
методическая разработка по обж на тему

Петрашова Марина Геннадьевна

Предлагаю Вашему вниманию мои разработки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

заведующий

детским

 ____________________  

Положение

о проведении конкурса детских творческих работ

«Я придумал новый дорожный знак!» творческой группой Колесо безопасности»

Общее положение:

        Конкурс детских творческих работ «Я придумал новый дорожный знак!»  проводится с целью активизации работы в группах по обучению детей разного возраста правилам безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

 - повышение эффективности работы дошкольного учреждения по обучению детей ПДД путем использования максимального разнообразия форм и методов, творческого подхода в воспитательной работе.

- формирование у детей дошкольного возраста знаний ПДД и практических навыков поведения на дороге, внедрение новых форм обучения ПДД.

 - развитие креативности, творческого мышления у воспитанников ДОУ.

 - привлечение внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Участники:

В конкурсе принимают участие дети от 2 до 7 лет, совместно родителями, членами семей воспитанников, педагогов ДОУ.

Порядок и сроки проведения:

Конкурс проводится с 06.02.2017 года до 20.02.2017 года.

В рамках конкурса проводятся тематические беседы, игры, презентации, развлечения и т.д. по ознакомлению детей с дорожными знаками.

Оргкомитет:

Для проведения конкурса творческих работ создается организационный комитет в составе:

Порядок организации:

На конкурс представляются не менее трех дорожных знаков от каждой возрастной группы.

Оформляется выставка «Я придумал новый дорожный знак!» 21.02.2017 года.

Требования к оформлению детских работ:

Работы могут быть выполнены различными способами, в разной технике (оригами, тестопластика, пластилинография, рисование, аппликация – объемная, с использование природного и бросового материалов и т.д.).

Каждому знаку делается этикетка (размером 6Х9 см), снизу на подставке,  на которой указывается, что данный знак обозначает (расшифровка). Расшифровка может быть представлена как в стихотворной форме, так и прозе (высказывания детей).

В нижней части этикетки указывается, кто изготовил данный знак (фамилия, имя, возраст, группа шрифтом Times New Roman, 12 курсивом).

Примечание:

Изготовленные знаки должны относиться к основным группам дорожных знаков: информационные, предписывающие, предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, знаки сервиса, особых предписаний.

Итоги конкурса подводятся  22.02.2017 года. Победители награждаются грамотами.



Предварительный просмотр:

                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                           Старший воспитатель

                                                                                                                      «___» __________________

                                                                                                                     

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 201 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Положение о конкурсе построек из песка «Морские фантазии»

Цели и задачи конкурса:

  •  создание благоприятных условий для развития у детей навыков социального общения и взаимодействия через совместную деятельность в летний период;
  • развитие конструктивных умений, закрепление навыков работы с песком;
  • развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • повышение творческой активности педагогов.

Участники конкурса:

В конкурсе могут принимать участие дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.

Сроки проведения конкурса:

Конкурс проводится 06.07.2017г .

Жюри конкурса:   – старший воспитатель;

                                 -социальный педагог;

                                 – воспитатель;

                                 – воспитатель;

                                  – воспитатель.

Условия конкурса:          

На конкурс принимаются  постройки из песка, выполненные отдельными участниками или группой детей самостоятельно или под руководством педагогов.

Критерии оценки работ:

  • оригинальность идеи;
  • раскрытие выбранной темы;
  • качество постройки, наличие дополнительных элементов;
  • эстетическое впечатление.



Предварительный просмотр:

Основы безопасности и правила поведения на железной дороге

(методическое пособие для педагогов и родителей)

image1

Основной целью методического пособия является профилактика случаев детского травматизма на железной дороги и оказание помощи педагогам и родителям   по теме: «Основы безопасности и правила поведения на железной дороге»

Тема : «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Цель : познакомить  детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

Задачи:

  • учить детей давать полные, развёрнутые ответы на вопросы;
  • закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на железной дороге.

Ход:

Педагог: - Ребята, я вчера возвращалась домой и увидела, что две девочки гуляют рядом с железной дорогой. Как вы думаете, правильно ли они поступают? (Ответы детей). - Почему? (Ответы детей). А вы знаете правила поведения на железной дороге? Давайте сегодня с вами об этом поговорим.

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Правила эти железнодорожные-

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно!

Я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие.

Первый ребёнок:

Эй! Не трусь! Скорей за мной!

Через рельсы - по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

Педагог: - Ребята, можно ли так перебегать железнодорожные пути? (Ответы детей).

Вы абсолютно правы, этого ни в коем случае нельзя делать! Переходить железнодорожные пути нужно только в специально отведённых для этого местах. Для этого существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты.

Второй ребёнок:

На платформе две дворняжки Разыгрались в догонялки.

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку.

Рассердился очень папа И детей отшлёпал лапой.

Педагог: - Можно ли играть около железной дороги или на платформе? (Ответы детей).

Верно, бегать можно без оглядки

Во дворе и на площадке,

А железная дорога не место для игр!

  • Где нужно стоять, когда ждёшь поезд? (Ответы детей).

Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, можно упасть на рельсы и попасть под приближающийся поезд.

(Переходят на платформу по специально оборудованному «мостику», правильно располагаются на ней)

Третий ребенок:

На перроне теснотища,

Дочку Таню мама ищет.

Где же милая Танюшка,

Непослушная девчушка?

Педагог: - Ребята, почему это произошло? (Ответы детей).

Да, она за маму не держалась, потому и потерялась.

На вокзале и в многолюдных местах надо держаться за руку взрослого. Четвертый ребёнок:

Я хозяйка в доме на колёсах,

Я всегда вас чаем напою,

День и ночь тружусь, не уставая,

Назови профессию мою!

(проводник)

(приглашает всех в вагон)

Педагог: -Уважаемые пассажиры! Прежде чем поезд тронется, давайте вспомним правила поведения в поезде:

  • не кричать;
  • не бегать по вагону;
  • не ссориться;
  • не мешать попутчикам;
  • не высовываться из окон;
  • не бросать мусор в окна;
  • при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки сидений;
  • без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.

Проводник: «Поезд отправляется! »

Педагог: А чем можно заняться во время движения поезда? (Можно посмотреть в окно, почитать, поиграть в спокойные игры).

Пятый ребёнок:

Жарко в вагоне,

Проветрюсь немножко, - Высунул голову Саша в окошко.

-Что же ты делаешь! Вот озорник!

Сядь-ка на место, сказал проводник.

Впредь так не делай, дружок, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Педагог: - Ребята, что Саша сделал неправильно? (Ответы детей). Да, правильно, нельзя высовывать голову и руки из окон поезда.

Сказки на тему: Правила безопасности на железной дороге

  1. Хотела Зебра срезать путь,

«Я махом тут пройду уж как-нибудь»

И через рельсы путь свой проложила О чем всю жизнь потом себя корила.

Помяты ушки и короче хвостик А мог спасти ее на переходе мостик.

Ходите только по специальному настилу И все проблемы потеряют силу!

Переходить железную дорогу нужно только в специально отведенном месте - там, где есть специальный настил.

  1. Слоненок Бимбо — непоседа,

Он по перрону лихо бегал,

Слониха-мама сбилась с ног:

«Куда девался мой сынок?»

А рядом поезд проходил,

Он хвост слоненку придавил.

Страдает сын и мама плачет,

А все могло бы быть иначе.

Учите правила, ребятки Они просты и очень кратки.

Стоять на краю платформы очень опасно - может затянуть под проходящий поезд.

  1. Есть на дороге семафор

Он чуть похож на светофор:

Два глаза красных у него

Сейчас расскажем для чего:

Семафор мигает красным?

Это очень, друг, опасно.

Сперва поезд пропусти,

А потом переходи.

Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на цветовой сигнал светофора.

Педагог: Друзья, наше путешествие заканчивается. Я убедилась, что вы знаете правила безопасного поведения на железной дороге, и, очень надеюсь, всегда будете их выполнять. Расскажите о них своим друзьям, чтобы они не поступали так, как девочки, встретившиеся мне вчера.

Тема : «Противопожарная безопасность

на железной дороге»

Цель:

  • Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
  • Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи Образовательные:

  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие:

  • Развивать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Демонстрируется рисунков в одной части которого изображен костер, в другой части - пожар.

Педагог: Что изображено слева? (костер) А справа?... (пожар)

 Что общего у костра и пожара?

Дети: Костер и пожар возникают из-за огня.

Педагог: В чем разница между костром и пожаром?

Дети: Костер разжигают люди, для того, чтобы согреться или приготовить пищу, а пожар возникает из-за неосторожного поведения с огнем и причиняет вред имуществу, жизни и здоровью.

Педагог: Знаете ли вы правила обращения с костром?

Дети: Разжигать костер вдали от деревьев и сухой травы; не разжигать костер при сильном ветре; не оставлять разожженный костер без присмотра; после использования полностью потушить.

Педагог: Костер — надежный друг человека лишь при умелом и ’’уважительном!” обращении с огнем!

Какие вы знаете правила противопожарной безопасности?

Дети: Не оставлять включенными электроприборы; не играть с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками); не зажигать без взрослых фейерверки, свечи или бенгальские огни; обнаружив пожар, звонить в пожарную службу по номеру-01 (мобильный 112).

Вывод беседы:

Огонь бывает разный

Бледно - жёлтый,

Ярко - красный,

Синий или золотой

Очень добрый,

Очень злой.

Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Основная часть:

Педагог: Ребята, вы много знаете о противопожарной безопасности в доме, на природе! А может ли путешествие на поезде стать пожароопасным? Для того чтобы это выяснить отправимся мысленно на вокзал.

Учитель: Мы в пассажирском вагоне.

Как вы думаете, есть ли здесь опасные предметы?

Дети: В вагоне поезда есть отопительные устройства, осветительные приборы и электропроводка.

Педагог: Как должны вести себя пассажиры, чтобы путешествие было безопасным?

Дети:

  1. Не играть с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками).
  2. Не перевозить огнеопасные запрещённые к перевозке в пассажирских вагонах грузы.
  3. При входе в вагон ознакомиться с планом эвакуации.
  4. При обнаружении задымления или очага возгорания сообщить проводнику.
  5. При возникновении чрезвычайной ситуации не поддаваться панике.

Педагог: Давайте с помощью рисунков-схем нарисуем памятку безопасного путешествия. Постарайтесь придумать символы, которые могут напоминать о правилах противопожарного поведения.

Дети рисуют индивидуальные памятки противопожарной безопасности в поезде.

Педагог:

Работники Российских железных дорог заботятся о безопасности своих пассажиров - вагоны проверяют на станциях формирования поездов. Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности устраняют до подачи вагонов под посадку пассажиров. Вагоны оборудованы средствами автоматического оповещения о чрезвычайной ситуации, планами эвакуации, огнетушителями.

Но если вдруг случится беда - кто поможет нам тогда?

Дети делают сообщения, приготовленные совместно с родителями:

Первый ребенок: Пожарные поезда на железных дорогах существуют с 1917 года. Изначально они были призваны тушить пожары только на объектах железнодорожного транспорта. Сегодня их функции значительно шире: это и ликвидация аварий при разливе опасных грузов из железнодорожных цистерн, тушение пожаров в населенных пунктах, а также оказание помощи спасателям при локализации лесных и торфяных пожаров.

Второй ребенок: В состав пожарного поезда входит вагон - насосная станция с пожарными мотопомпами и 2 цистерны - водохранилища с водой ёмкостью от 50 до 72 куб. м. При необходимости к нему добавляются ещё одна - две дополнительные цистерны с водой. В состав пожарного поезда первой категории (специализированного) входит так же аварийно - перекачивающая насосная станция для перекачки светлых нефтепродуктов из неисправных цистерн в исправные.

Заключительная часть:

Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Мы много узнали о противопожарной безопасности в пассажирских поездах, узнали о работниках железной дороги, которые приходят на помощь в чрезвычайных ситуациях. Возможно, кто-то из вас, выберет в будущем благородную профессию, связанную с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте.

Тема : «Внимание! Железная дорога!»

Цели:

  • Создать условия для закрепления правил безопасного поведения на объектах железной дороги;
  • воспитание познавательной активности, чувства коллективизма.

В настоящее время железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом передвижения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но, тем не менее, опасность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее одного километра тормозного пути. Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Перечислите опасности, которым могут подвергнуться люди в этих местах. Сформулируйте причины опасностей.

Игра

Дети выбирают любое число от 1 до 9, получают вопрос и отвечают на него.

1.Что обозначает этот знак? (Железнодорожный переезд со шлагбаумом)image2


2. Где следует переходить железную дорогу?

(Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет

  • по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».)

3.Что обозначает этот знак? (Двухпутная железная дорога)

image5

4. Что обозначает этот знак? (железнодорожный переезд без шлагбаума)

Описание: C:\DOCUME~1\kulemin\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image4.jpeg

image3

5. Что обозначает этот знак? (приближение к железной дороге)

  1. Можно ли переходить железную дорогу в местах стрелочных переводов? Если нет, то почему? (Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов). Поскользнувшись можно застрять между остряком, который перемещается для подготовки маршрута движения подвижного состава с одного пути на другой, и рамным рельсом.
  2. Правила ожидания поезда на платформе.

(При ожидании поезда запрещены на платформе какие-либо игры).

Не бегать на платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда, не стоять ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

Подходить непосредственно к вагону после полной остановки поезда.

Посадку в вагон и выход из него производить только со стороны перрона или посадочной платформы.

Быть внимательным, чтобы не оступиться и не попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой)

  1. Что обозначает этот знак? (Однопутная железная дорога)

Описание: image6

  1. Какое минимальное расстояние должно быть до рельсов при движении вдоль железной дороги? (при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему рельсу)

Закрепление правил безопасного поведения на железной дороге.

Дети делятся на 2 группы. Каждой из групп предлагается обыграть правило без слов, так чтобы команда соперников смогла его сформулировать. Каждой группе по 3 правила.

Правило 1.

Нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или для сокращения время.

Правило 2.

Запрещается бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождении поезда без остановки.

Правило 3,

Запрещается подлезать под стоящие на путях вагоны.

Правило 4.

Запрещается производить посадку и высадку на ходу поезда.

Правило 5.

Запрещается переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.

Правило 6.

Запрещается проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов.

1. Подведение итогов:

Обобщение основных правил безопасности на железной дороге:

  1. При движении вдоль железнодорожного пути не подходить ближе 5м к крайним рельсам.
  2. На электрифицированных участках не подниматься на опоры, не прикасаться к спускам, идущим от опоры к рельсу, и лежащим на земле оборванным электропроводам.
  3. Переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет — по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
  4. Перед переходом по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.
  5. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановиться и пропустить их, только убедившись, что на соседних путях отсутствует движущийся подвижной состав, можно продолжать переход.
  6. При переходе через пути не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки.
  7. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следить за звуковой и световой сигнализацией, а также положением шлагбаума.
  8. Пути переходят при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда нет близко идущего подвижного состава.
  9. При ожидании поезда на платформе какие-либо игры запрещены.
  10. Не бегать на платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда, не стоять ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
  11. Подходить непосредственно к вагону после полной остановки поезда.
  12. Посадку в вагон и выход из него производить только со стороны перрона или посадочной платформы.
  13. Быть        внимательным, чтобы не оступиться и не попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.

Тема : «Железнодорожный транспорт»

Цель: расширить знания детей о зонах повышенной опасности на железнодорожном транспорте и правилах безопасного поведения.

Задачи:

Образовательная: Актуализировать знания о правилах поведения на железнодорожном транспорте.

Развивающая: Развивать критическое мышление, самостоятельность, обобщать и выделять главное.

Воспитательная: Способствовать воспитанию культуры умственного труда, формировать коммуникативные качества личности, чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Педагог: Нашу беседу мы начинаем с загадок. Ваша задача отгадать загадки и сформулировать о чем будет беседа..

Я зашел в зеленый дом,

Но недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом!

(Поезд)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь - сороконожка,

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

(Железная дорога и паровоз)

Дети  формулируют тему беседы Историческая справка

13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург - Царское Село - Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Ф. Герстнер.

Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения этого вопроса специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.

Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.

В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.

Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.

Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.

На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.

Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее ’’увеселительной". Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.


image8

Одновременно с подготовкой инженерных кадров Ф. Герстнером в 1837 году была построена Царскосельская железная дорога, связавшая столицу с Царским селом. Этот полигон позволил выполнить следующую задачу — строительство к 1851 г. двухпутной железной дороги Санкт- Петербург — Москва, а затем к 1862 г. дороги Санкт-Петербург — Варшава. В 1851 году Николай I поделил технический персонал обслуживающий железнодорожные пути на роты и с 6 августа появились железнодорожные войска. Согласно указу императора было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формирования первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций охраны мостов и железнодорожных переездов.

C:\..\..\..\..\DOCUME~1\kulemin\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image7.jpeg

Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 году.

image9

По общей протяженности железных дорог лидирует США. Страна вдоль и поперек опоясана железнодорожными полотнами общей длиной, близкой к 300 тыс. км. Это больше, чем общая протяженность железных дорог всех развитых западных стран, вместе взятых и примерно вдвое больше, чем железнодорожная сеть СНГ.

Педагог: Наша страна тоже покрыта сетью железных дорог. И на сегодня железнодорожный транспорт остаётся самым распространённым видом передвижения, самым безопасным. Но, как и на общественном транспорте, на нем, имеются зоны повышенной опасности. Подумайте и назовите их.

Опасные зоны:

  • вокзалы,
  • посадочные платформы,
  • вагон, в котором пассажиры совершают поездку,
  • железнодорожные пути,
  • переезды.

И как приятно с весёлой компанией мчаться в уютном вагоне, рассматривать бегущие за окном пейзажи, знакомиться с новыми людьми.

На этом уроке нам предстоит узнать, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать, как сделать путешествие безопасным, без опасных «неожиданностей», которые можно и нужно предвидеть. Итак, начинаем!!

Педагог: Вокзал.

Почему он является зоной повышенной опасности? Какие опасности подстерегают здесь? (Место большого скопления людей (потеряться, отстать от попутчиков, стать жертвой преступления - грабежа, кражи, мошенничества, совершение террористических актов).

Поэтому нужно быть внимательным, не доверять незнакомым людям, держаться рядом с родителями, друзьями, договориться, где встречаться при опоздании или отставании (у вагона, кассы, справочного бюро).

Педагог: Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на территории станции. Героиня известного мультфильма неоднократно нарушает правила безопасного поведения на территории станции. Ваша задача выявить эти нарушения. Внимание на картинки! Узнали! Конечно, непоседливая, озорная, беззаботная Маша.

Дети выполняют задание, работая в малых группах-парах

Задание:  решите ситуационную задачу и ответить на вопрос. Какие нарушения допустила Маша?

А вот и сама Маша! Ловко маневрируя между составом поезда, перебегая перед близко идущим поездом, наша героиня приближается к нашей платформе. От нас, ожидающих прибытия поезда, её отделяет товарный состав. Легко Маша пролезает под товарными вагонами и взбирается на платформу. Здесь она затевает игру в футбол. Расталкивая людей, профессионально ведет мяч, но все-таки в районе стрелочного перевода его упускает. Пришлось спрыгнуть с платформы. Ногу чуть было не сжали рельсы, так как стрелочный перевод автоматический и глаз у него нет, а перевод путей производится по определенному расписанию. Но тут появился полицейский и предложил озорной Маше перейти на свою платформу по пешеходному мосту, специально построенному для безопасного перехода над железнодорожными путями.

Дети :

  1. Девочка шла рядом с движущимся поездом.
  2. Перебегала перед близко идущим поездом.
  3. Перелезала под товарными вагонами.
  4. Затеяла игру в футбол на платформе.
  5. Спрыгивала с платформы на рельсы.
  6. Находилась на железнодорожных путях в районе автоматического стрелочного перевода.
  7. Не пользовалась пешеходными переходами.

Педагог: Продолжаем  просмотр картинок.

Вопрос детям: При просмотре обратить внимание на правила безопасного поведения на железной дороге, о которых мы ещё не говорили. Постараться их запомнить, а в конце урока при закреплении нового материала, вы о них расскажите. {Пересекая железную дорогу, пользуйся пешеходными мостами и специальными настилами; Не взбирайся на крыши вагонов; Не играй на железнодорожных путях).

Запомни основные рекомендации по поведению в поезде:

  • не пей напитков, предлагаемых незнакомыми людьми; ничего не покупай у них и не играй с посторонними на деньги;
  • будь вежлив с пассажирами и проводником, выполняй его законные требования и распоряжения, даже если они тебе не нравятся. В случае сомнения обратись к начальнику поезда, вежливо изложив ему суть проблемы;
  • чаще мой руки, особенно после выхода из купе и посещения туалета; не ешь немытых фруктов и овощей; не пей сырую воду в пути и воду из случайных источников;
  • не трогай стоп-кран без крайней необходимости; не высовывай руки и голову из окна;
  • не трогай наружные двери, не стой в тамбурах и на подножках при движении поезда;
  • на остановках не уходи от поезда на расстояние больше того, которое ты сможешь пробежать за 10-15 секунд; не обходи стоящий поезд слишком близко от него — он может неожиданно тронуться;
  • не отходи от своего вагона, если поезд прибыл к островной платформе, на свободный путь может прибыть другой поезд, который закроет проход;
  • не выходи из дверей, открывающихся не на платформу, — так можно попасть под рядом идущий поезд.

Закрепление изученного материала

Запомните:

  1. Стой на расстоянии не менее 2 метров от края платформы (при прохождении скоростных поездов ещё дальше), иначе тебя может затянуть вихревой поток воздуха!
  2. Не забирайся на опоры линии электропередачи, не прикасайся к спускам, идущим от опоры к рельсу, не трогай их руками, держись подальше от лежащих на земле электропроводов.
  3. Не высовывайся из окон на ходу.
  4. Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
  5. Не выходи из вагона до полной остановки.
  6. Нельзя перелезать через автосцепки!
  7. Не подлезайте под вагоны!
  8. Не прыгай с платформы на железнодорожные пути!
  9. Следи за своими вещами.

Тема : « Правила безопасного поведения на железной дороге»

Цель и задачи :

  • познакомить детей  с аварийными ситуациями, которые могут возникнуть на железнодорожном транспорте;
  • с правилами безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным транспортом.

Научить детей правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте и на железной дороге.

Какие виды транспорта вы знаете? Назовите основные правила поведения в метро? Назовите опасные зоны в метро? Что необходимо делать, если в вагоне начался пожар

Гости снарядились, друг за друга уцепились и помчались в путь далёк, лишь оставили дымок, (поезд)

Этот вид транспорта удобен, безопасен, быстр и доступен. О каком транспорте сегодня пойдёт речь?

О железнодорожном.

(учащиеся записывают тему урока, учитель комментирует)

Мы не только поговорим об этом виде транспорта, мы с вами выясним, какие правила нужно соблюдать и выполнять во время пользования железнодорожным транспортом.

 Сообщение  по теме: «История развития железнодорожного транспорта в России»

11 ноября 1837 года была торжественно открыта первая в России пассажирская железная дорога, она связывала Санкт - Петербург с Царским Селом и Павловском. В первом поезде из восьми вагонов разместились 256 человек, среди пассажиров были император Николай 1, министры, дипломаты. Полностью дорога Санкт - Петербург - Москва была открыта в 1851 году. В момент своего открытия она была самой длинной в мире железной дорогой, (656 км). Спустя два года, на дороге Санкт - Петербург - Павловск произошла первая в России крупная катастрофа. Пьяный машинист забыл о приказании остановиться у Средней Рогатки для пропуска встречного состава и его поезд столкнулся со встречным. Вагоны поездов были разбиты, несколько десятков человек погибли, многие были ранены.

Наша страна покрыта густой сетью железных дорог, с каждым годом скорости движения поездов возрастают. Железнодорожный транспорт считается самым безопасным из всех видов сухопутного транспорта. Он в 10 раз безопаснее автомобильного. К сожалению, несмотря на безопасность этого вида транспорта, на железной дороге происходят аварии и катастрофы. Назовите наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта? (дети отвечают) - железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагоны поезда.

Работа с рисунками

Рассмотрим рисунок в учебнике с изображением платформы вокзала. Найдите пассажиров, нарушающих правила безопасности на железной дорогеimage10

(дети рассматривают рисунок, называют нарушителей, объясняют, почему так нельзя поступать)

Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте

(Педагог объясняет следующее задание, дети, глядя на рисунки , должны сформулировать правила поведения на железнодорожном транспорте, предлагает правила записать педагогом на вагонах, нарисованных заранее)

Рассмотрим первый рисунок:

 правило 1: Не высовывайся из вагона во время движения поезда. Не загораживай проход в вагоне вещами. Держись за поручни во время движения поезда.

Рассмотрим второй рисунок:

 правило 2: Переходи через железнодорожные пути только в установленных местах. Не подходи близко к краю платформы. Не прыгай на рельсы с платформы.

Рассмотрим третий рисунок:

 правило 3: Не играй на путях и не ходи по ним. Не подкладывай под рельсы предметы. Не провози с собой опасные предметы, они могут травмировать пассажиров.

Рассмотрим четвёртый рисунок:

 правило 4: Не пытайся перебраться на другой путь под вагонами. На остановках не отходи от поезда. Не забирайся на опоры линий электропередач.

Рассмотрим пятый рисунок:

 правило 5: Не трогай стоп - кран без необходимости. Не открывай наружные двери во время движения поезда. Будь вежлив с пассажирами и работниками поезда. При ЧС в вагоне не паникуй, следуй инструкциям проводника.

Закрепление изученного материала

(дети ещё раз повторяют правила поведения, педагог спрашивает о том, всё ли было понятно , далее предлагает отгадать кроссворд по теме бесеы, а педагог запишет)

image11

По горизонтали:

По вертикали:

1.

Силовая, тяговая установка на железной дороге.

1.

Вывод людей в безопасное место.

2.

Возвышенная площадка для пассажиров.

2.

Место ожидания для пассажиров.

3.

Неконтролируемый процесс горения.

3.

Работник железнодорожного транспорта.

4.

Город, связанный с открытием первой железной дороги в России.

4.

Железнодорожный состав.

5.

Часть железнодорожного полотна.

5.

Электропоезд не дальнего следования.

6.

Часть вагона.

6.

Место, где переезжают через железную дорогу.

7.

Дорога.

8.

Несамоходное транспортное средство, движущееся

по рельсам.

7

Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.

9.

Путь по определённому маршруту.

image12

Проверка задания (дети после выполнения задания могут сами проверить себя )

Тема : «Правила безопасного поведения

на железнодорожном транспорте»

Цели :

  • Актуализировать знания детей о местах повышенной опасности на железнодорожном транспорте.
  • Закрепить знания правил безопасного поведения при поездке в поезде и правил безопасного поведения на пристанционных территориях.
  • Формировать умения быстро и правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте и на пристанционных территориях.

Педагог: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем, вы должны догадаться, разгадав загадку: «По лестнице - дорожке бежит сороконожка».

Дети : Железная дорога и поезд.

Педагог : Да, мы с вами отправляемся в путешествие на поезде, но сначала немножко из истории железной дороги.

Историческая справка: Родоначальником современной железной дороги является выдающийся английский изобретатель Джордж Стефенсон (1781-1848). В сентябре 1825 года его паровоз, «Локомоушен» №1, совершил первую поездку по линии Стоктон - Дарлингтон протяженностью 21 км со скоростью около 12 км/ч. В России первую железную дорогу с паровой тягой построил талантливый уральский мастер Мирон Ефимович Черепанов (1803 - 1849), которому помогал его отец Ефим Алексеевич (1774 - 1842). Паровоз Черепановых стал ходить в августе 1834 года в Нижнем Тагиле на Выйском заводе. По железой дороге, длиной 854 метра, перевозили грузы со скоростью 13 - 16 км в час. В 1836 - 1838 гг. была построена Царскосельская железная дорога общего пользования (27 км), соединившая Петербург с Царским Селом и Павловском. Важнейшей стройкой того времени стала двухколейная железная дорога Петербург - Москва протяженностью 649,7км. В наше время длина железных дорог России составляет уже 87 тысяч км, а общая протяженность в мире 1,3 млн. км. Железные дороги действуют почти во всех странах мира.

Педагог: Железнодорожный транспорт надежен и удобен для путешествий по стране. Подсчеты показывают, что ехать в поезде примерно в десять раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Но на нем, как и на общественном транспорте, имеются места повышенной опасности. Подумайте и назовите эти зоны повышенной опасности.

Дети: Железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагон, в котором пассажиры совершают поездку.

Педагог: Итак, мы отправляемся в путешествие. С чего начнем?

Дети: Для начала нужно приобрести билет.

Педагог: Поскольку вы еще недостаточно взрослые, чтобы покупать его самостоятельно, за вас это сделают родители. Какие документы они предъявляют кассиру для приобретения билетов?

Дети: Они предъявляют документы, удостоверяющие личность (свои паспорта и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка).

Педагог: Не забудьте напомнить родителям, чтобы они сверили все цифры и буквы с теми, что были занесены в билеты. В случае если обнаружатся несоответствия, пусть обратятся в кассу снова: ошибку необходимо исправить. Иначе не избежать проблем: проводник просто- напросто не посадит вас на поезд, и вы никуда не поедете. Система очень строгая. Билеты приобретены, чемоданы упакованы. Что необходимо проверить, выходя из дома?

Дети: Перед выходом из дома необходимо еще раз проверить взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж (пересчитать количество мест багажа), деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать - это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь.

Педагог: Что должен знать каждый, кто отправляется в поездку вместе с вами?

Дети: Номер поезда, номер вагона и время отправления.

Педагог: Для чего это надо знать?

Дети: В случае если потеряемся на вокзале или отстанем от поезда.

Педагог: О чем ещё можно договориться, выходя из дома?

Дети: Можно договориться о конкретном месте встречи на случай, если потеряемся.

Педагог: Мы с вами вышли из дома заранее, чтобы из-за каких-либо непредвиденных ситуаций не опоздать на поезд. Вот и вокзал. Все мы добирались до вокзала различными маршрутами и путями. Что или кого мы теперь должны проверить?

Дети: Проверяем вся ли компания в сборе, проверяем наличие багажа.

Педагог: На территории станции вас могут подстерегать различные неприятности. Давайте вместе подумаем, как не пострадать от железнодорожного транспорта, какие правила надо обязательно выполнять, находясь на территории станции?

Дети: Нельзя стоять на краю платформы; нельзя играть на путях и ходить по ним; не подлезать под вагоны; переходить через пути только в установленных местах; пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами; перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда, при приближении поезда нельзя перебегать перед ним, необходимо пропустить его и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход; не подходить к вагону до полной остановки поезда.

Педагог: Наконец-то объявили посадку. С билетами у нас порядок, и проводник, сверив их с документами, пропустил нас в вагон. Около вагонного бачка с питьевой водой такая надпись: «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе». И ещё, надо отметить для себя, где находятся огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника. Занимаем места согласно купленным билетам. Багаж у нас небольшой. Как правильно его разместить?

Дети: Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки. Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.

Педагог: Для чего необходимо именно так расположить багаж?

Дети: Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.

Педагог: Объявили отправление поезда. В купе вы не одни. Как вы думаете, нужно ли знакомиться с попутчиками? Если да, то почему?

Дети: Знакомство нужно для того, чтобы было легче общаться, вместе решать возникшие в дороге вопросы, помогать друг другу в трудную минуту. Однако не стоит быть излишне болтливым и доверчивым.

Педагог: Правильно.

  • Время идет, вы едете в поезде. Проголодались. Какие санитарные нормы надо соблюдать?

Дети: Обязательно мыть руки перед едой. Нельзя есть немытые фрукты и овощи. Нельзя пить сырую воду в пути и воду из случайных источников. Нельзя есть те продукты, в свежести которых вы сомневаетесь.

Педагог: И так, мы обезопасили себя от всего того, что может случиться с вами в пути. Но это не всё. Увы, идеального транспорта нет, и каждый год на железных дорогах мира случается несколько десятков крупных катастроф. С точки зрения безопасности самые лучшие места поезда

  • в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения. Возможность спастись при аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое важное,
  • закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами(встену или сиденье). Показывает слайды из лицензионного диска «Школа выживания». Раздел: «Как выжить, если катастрофу предотвратить не удалось» железнодорожные катастрофы.

Авария проходит быстро, но не надейтесь, что с первого удара все кончится. Надо не расслабляться и держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет ясно окончательно, что движения больше не будет. Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара. Как выбраться из вагона, нужно смотреть по обстановке. Выбираясь из аварийного вагона, безусловно, надо соблюдать правило, универсальное для подобных эвакуаций - из самолета, автобуса, корабля: «багаж не брать». Исключение делается для документов и теплых вещей.

Эвакуируют пассажиров при задымлении или пожаре в соседние вагоны или на полевую сторону железнодорожного пути. Что необходимо сделать, если в поезде пожар, прежде чем выйти в коридор?

Дети: Необходимо подготовить защиту для органов дыхания. Для этого надо намочить любые тряпки (шапки, шарфы, полотенца) любой жидкостью.

Педагог: При пожаре в поезде дорога каждая секунда. Даже без дыма одного глотка раскаленного воздуха достаточно, чтобы обжечь легкие и потерять сознание. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы, помогите раненым. Очень важно помнить и о личной безопасности: по соседнему пути может идти встречный поезд, пролитая при аварии товарной цистерны жидкость может оказаться бензином или кислотой, свисающий провод может быть под напряжением. При розливе топлива нужно отходить на безопасное расстояние - почти гарантирован пожар и объемный взрыв. Однако не стоит терять из вида место крушения: помощь придет именно сюда. Если токопроводящий провод касается земли, удаляться от него надо «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги - чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Нельзя отрывать подошвы от поверхности земли и делать шаги, превышающие длину стопы! Расстояние, на которое растекается ток по земле, может быть до 8 метров. Крупные катастрофы обычно случаются по независящим от нас обстоятельствам, но иногда начало экстремальной ситуации зависит от самого пассажира.

Педагог: Иногда люди отстают от поезда. Ни билетов, ни денег, ни вещей у них нет. Как вы думаете, что им делать в такой ситуации?

Дети: Не паниковать! Надо обратиться к дежурному по вокзалу или в отделение полиции. Они оповестят тех, с кем ты ехал о том, что ты .отстал и находишься там то и там то. Если ты едешь один, то тебя отправят в пункт назначения следующим поездом и помогут вернуть багаж.

Педагог: Мы сейчас с вами говорили об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при поездке в поезде и каждый из нас рано или поздно все равно станет его пассажиром. Давайте вместе с вами составим правила для пассажиров железнодорожного транспорта.

  • будь вежлив с пассажирами и проводником, выполняй его законные требования и распоряжения, даже если они тебе не нравятся;
  • не открывайте при движении поезда двери, не стойте на подножках;
  • не высовывайте голову и руки из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних полках;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
  • нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • нельзя перевозить с собой горючие и взрывоопасные вещества;
  • при запахе или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводник)
  • при опасном поведении попутчиков необходимо сообщить проводнику или полиции;
  • не пей напитков, предлагаемых посторонними людьми;
  • на промежуточных остановках не уходи далеко от вагона.
  • Закрепление пройденного материала.

Педагог: Наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал. Я буду предлагать вам различные ситуации, вы должны предсказать и увидеть, что опасного может произойти.

  • Переход к платформе по железнодорожным путям (возможность попасть под поезд, попав в вихревой поток);
  • подлезание под вагонами (возможность быть задавленным трогающимся поездом);
  • человек стоит на краю платформы (возможность попасть под поезд, попав в вихревой поток);
  • ценные вещи, деньги и билеты оставлены без присмотра на видном месте (возможность спровоцировать воров на кражу);
  • багаж, лежащий на самом краю верхней полки (при движении може1 упасть и травмировать пассажиров);
  • пассажир поезда, который на станции ушёл далеко от поезда (может отстать от поезда или при попытке сесть в поезд на ходу - получить травму);
  • запах дыма в вагоне (возможен пожар, действовать надо по обстановке).

Педагог: О чём сегодня шла речь ?

Дети: Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасной поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как над< действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились < правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.

Тема :  «Железнодорожный транспорт»

 Вопросы:

  1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном транспорте.
  2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом.

Цель :

Создать условия для формирования у детей знаний :

  • об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном транспорте;
  • правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным транспортом;
  • уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.

В настоящее время железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом передвижения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но, тем не менее, опасность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф. Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы.

Попросите детей перечислить опасности, которым могут подвергнуться люди в этих местах.

Сформулируйте вместе с ними причины опасностей.

Объясните,  как удобно и безопасно расположить в вагоне багаж.

Предложите детям сориентироваться в следующей ситуации: Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Как вы поступите?

Обсудив этот вопрос вместе с детьми, разработайте основные правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом.

Обратите внимание на то, как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

  • попытайтесь выбраться через окно в своем купе;
  • не думайте о багаже — жизнь дороже;
  • не уходите далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть рядом с взрослыми;
  • не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни.

Что делать в случае пожара в поезде?

  • Сообщить проводнику о пожаре;
  • Разбудить спящих пассажиров;
  • Эвакуироваться в передние вагоны (если это невозможно, уходить в задние вагоны, плотно закрывая за собой двери).

Если огнем вас отрезало от выхода

  1. Зайти в купе или туалет;
  2. Плотно закрыть за собой дверь и открыть окно;
  3. Дождаться помощи, привлекая к себе внимание.

Если потушить огонь невозможно

  1. Остановить поезд стоп-краном;
  2. Открыть двери, выбить окна;
  3. Помочь эвакуировать детей, инвалидов, стариков;
  4. Отойти от горящего вагона;
  5. Действовать по указанию начальника поезда и пожарных.

Предложите детям обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.

При пожаре в поезде нельзя:

  • спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью;
  • выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов;
  • сеять панику.

Заключение

Повторите основные положения урока и проверьте, как учащиеся усвоили тему.

Контрольные вопросы:

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде?

Тема: «Чрезвычайные ситуации

на железнодорожном транспорте»

(материалы для подготовки педагога по теме: «Особенности ликвидации последствий аварии на транспорте» ).

В общем случае авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушения или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среды называется катастрофой.

Основные поражающие факторы при ЧС на транспорте:

  • удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;
  • воздействие высокой температуры вследствие пожаров, взрывов;
  • воздействие потоков жидкостей (газов), находящихся под высоким давлением;
  • воздействие химически и биологически опасных веществ;
  • воздействие ионизирующих излучений;
  • воздействие электрического тока;
  • недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);
  • нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

Отличительные особенности транспортных аварий (катастроф):

  1. Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, вызывает шок, потерю контроля над собой, ощущение беспомощности;
  2. Происходят часто в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи и росту числа жертв, в т. ч. из-за отсутствия навыков выживания;
  3. Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
  4. В большинстве случаев возникают на большой скорости, что приводит к сильным телесным повреждениям у пострадавших;
  5. Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ;
  6. Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы;
  7. Необходимость вывода аварийного транспортного средства в малонаселенные (безопасные) районы для предотвращения (уменьшения) последствий возможных ЧС (падений, взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ и т.п.);
  8. Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в т. ч. в связи со спецификой лечения, а при невозможности - необходимость разворачивания временного полевого госпиталя;
  9. Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям;
  10. Организация поисков останков погибших и вещественных доказательств катастрофы, часто на больших площадях;
  11. Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.

Характерные особенности железнодорожного транспорта

  • большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3-4 тыс. т, масса пассажирского состава - около 1 тыс. т, масса одной цистерны - 80 - 100 т;
  • высокая скорость передвижения состава (эксплуатационная скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения 120 км/час, пригородного сообщения - 120-130 км/ч);
  • опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);
  • контактная сеть постоянного тока напряжением 3,3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ и 2x25 кВ;
  • наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).
  • по железным дорогам перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями - от взрыва, разлива АХОВ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.

Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении необходимых мер предосторожности.

Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.

Крушение поезда - столкновение пассажирского или грузового состава с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения.

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Ежесуточно на станциях и участках железных дорог России находятся около 16-20 тысяч вагонов с опасными грузами, а в год ими перевозится около 400 млн. тонн этих грузов. По железным дорогам осуществляется перевозка не только грузов, но и пассажиров. В вагонах дальнего следования размещается от 18 до 52 пассажиров, в пригородных от 100 до 267 пассажиров.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации на железной дороге проводятся следующие мероприятия:

  • сбор информации, разведка и оценка ситуации;
  • определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;
  • проведение поисково-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;
  • ликвидация последствий ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

Действия при аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Основные профилактические правила

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

У тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курение в поезде запрещено;
  • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Как действовать после железнодорожной аварии

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна- аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Ликвидация ЧС при пассажирских перевозках

Для перевозки пассажиров используются купейные, плацкартные и общие вагоны. Средний состав пассажирского поезда: дальнего сообщения -

  1. вагонов, пригородного сообщения - 8 вагонов.

Длина вагона - 23,6 , ширина- 3,06, высота - 4,36 м; масса - 52-55 т. Вагоны оборудованы двумя открывающимися вовнутрь дверями размером 80x185см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трех- или четырехгранным торцевым ключом.

Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см, вагон оборудован системами электроснабжения, вентиляции и теплоснабжения. При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания. Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

  • проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
  • организовать поиск пострадавших, их освобождение, эвакуацию;
  • организовать первую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон можно осуществить через входные

двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона.

В случае их заклинивания применяют лом, кувалду, зубило, режущий металл инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В отдельных случаях в окно можно попасть путем подсаживания спасателей или втаскивания их за руки, при этом необходимо сначала убрать острые куски оконного стекла. После проникновения спасателей в вагон, они приступают к вскрытию купейных дверей, поиску пострадавших, оказанию им помощи, эвакуации. В случае нахождения пострадавших под вагоном спасатели должны осуществить его приподнимание и освобождение людей. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда для извлечения пострадавших делается подкоп в земле или проделывается проем в конструкции.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950°С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5 - 6 т) и смазочных материалов (1,5 -2 т).

Основные задачи при пожаре пассажирского поезда:

  • проведение быстрого поиска и оперативной эвакуации пассажиров из вагонов в безопасное место;
  • розыск пассажиров, покинувших горящий состав во время движения;
  • тушение пожара.

Иногда пассажирские поезда могут быть заблокированы снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, освобождении и оказании им помощи.

Ликвидация ЧС при грузовых перевозках

Средний состав грузового поезда - 56 вагонов. Максимальное количество вагонов в составе - 110. Скорость движения грузовых поездов, км/ч: 33,6 - участковая, 41,9 - техническая.

По железной дороге перевозятся различные, в том числе пожаро-, взрыво - радиоактивно опасные грузы. На каждый опасный груз составляется и включается в грузовые документы аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика основных свойств и видов опасности, присущих данному грузу, рекомендуемые средства индивидуальной защиты и необходимые действия при аварийной ситуации. Помимо этого грузовые места с опасными грузами маркируются знаками опасности по ГОСТ 191433- 88.

Пожары

При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающейприродной среды. Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м2 и более. При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму (брезент).

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.

В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение. При горении баллонов со сжатым или сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. В случае невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное его выгорание при постоянном охлаждении цистерны водой для снижении вероятности взрыва. При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:

  • передвинуть горящий состав в безопасное место;
  • тушить пожар мощными водяными струями;
  • открыть двери и люки;
  • согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

Взрывы

Взрывы происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов. Взрыв цистерны со сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120- 150 м, отбрасыванием цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков - на несколько сотен метров. В случае взрывов на железной дороге спасатели должны направить свои усилия на поиск и оказание помощи пострадавшим, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий, проведение контрольных измерений наличия вредных и опасных веществ в воздухе, воде и почве.

Чрезвычайные ситуации с аварийно опасными химическими веществами (АХОВ)

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в емкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или безопасное место. Заделка течи осуществляется с использованием деревянных (пластмассовых, свинцовых) клиньев, забиваемых в отверстия. Иногда применяются хомуты или бандажи. Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами. После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.

Все меры по ликвидации ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке, а также указаний сопровождающих груз проводников и специалистов грузоотправителя.

Взаимодействие при таких ЧС крайне важно, т.к. кроме чисто технических проблем - разборки завалов, тушении пожаров, восстановлении железнодорожного пути и т.п., приходится решать проблемы с привлечением дополнительных сил охраны общественного порядка, пожарной, медицинской службы, решать такие сложные, требующие больших затрат времени вопросы, связанные с розыском и оповещением родственников погибших, их встречей и размещением, опознанием погибших, отправкойоставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов ложится, как правило, на плечи председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При таких ЧС, как правило, выделяют оперативную группу, которая выполняет следующие задачи:

У организацию и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного контроля и изучения обстановки, оценку масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;

  • выработку предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды в зоне ЧС, представление на утверждение предложения о плане работ по ликвидации ЧС, задействованию сил и средств РСЧС и осуществление реализации принятых председателем КЧС решений;
  • координацию действий подсистем РСЧС, привлечение к работам сил и средств войск ГО, подготовку предложений об использовании всех видов ресурсов;
  • принятие на себя (по указанию председателя КЧС) непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;
  • организацию и контроль оповещения населения о ЧС, принятие участия в планировании и организации эвакуации населения из района ЧС;
  • обеспечение работы в районе ЧС представителей СМИ, подготовку материалов для прессы о ходе работ по ликвидации ЧС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть внимательным-это войти в положение другого человека и проявить заботу.

Классный час имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию учащихся нравственных качеств: отзывчивости, человечности и милосердия; воспитанию культуры, развитию и...

Положения о смотрах-конкурсах

Положения о смотрах-конкурсах:«Создание условий для организации художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»«О готовности к новому учебному году»«Создание условий для игровой де...

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Положение к конкурсу на лучшее новогоднее оформление группы

Предлагается разработанное членами творческой группы МДОУ положение на лучшее оформление группы к новому году....

положение смотра - конкурса «Основы безопасности» и протокол контроля по положению

Разработка положения проведения смотра - конкурса в детском саду на тему: «Основы безопасности»...