Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".
статья по рисованию по теме

Колесник Елена Николаевна

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vz_muz_i_zhiv.docx22.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проблемы взаимодействия

 музыки и живописи»

(Основные положения, аспекты взаимодействия,

теоретические основы программы

«В гармонии с музами»).

Санкт – Петербург

2007

«Я никогда не стал бы художником,

если бы с детства не полюбил музыку».

С. Конёнков

 Проблема взаимоотношения между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. Достаточно много внимания в литературе уделяется классификации и специфике различных видов искусства, а вот их взаимовлияние исследовано меньше. Между тем существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия является целостность восприятия окружающего мира, формирующаяся на основе смешения визуальной и вербальной информации.

 Связи между искусствами имеют важное значение и существенно влияют на художественную полноценность конкретных результатов творчества. Например, объединение литературы с изобразительным искусством привело к созданию нового вида художественного творчества – книжной иллюстрации, а взаимодействие музыки и поэзии к созданию романсов и песен.

 Живопись и музыка не связаны между собой столь естественно, как живопись и архитектура или живопись и литература. Кажется, что «на первый взгляд музыка и живопись вообще не интегрируются, слишком  далёкие они друг от друга: одно искусство пространственное, другое – временное, одно – пластическое, другое – звуковое, одно обращается к зрению, другое – к слуху и т. д.»

 Вместе с тем разными путями оба искусства идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь.

 Нас интересует изобразительное искусство и музыка не столько в их в отвлеченном сопоставлении, сколько в их взаимодействии и синтезе.

Аспекты взаимодействия живописи на музыку:

  1. Создание музыкальных произведений, вдохновленных произведениями изобразительного искусства и стремящихся к музыкального претворению их образов.  Например, «Картинки с выставки» Мусорского основаны на звуковом претворении зримых образов – картинок Гартмана.
  2. Повышение в музыке значения категории изобразительности,  живописности, картинности (особенно в программной музыке). Например, «Баба - яга» А. Лядова, «Садко» Н. Римского – Корсакова или «В пещере горного короля» Э. Грина.

Воздействие музыки на живопись:

  1. Вторжение в живопись слуховых ассоциаций. Например, рассматривая «Вечерний звон» Левитана непременно услышано в густом вечернем воздухе звуки колоколов, а иначе мы не воспринимаем полноценно и зримый образ пейзажа.
  2. Претворением музыки в изображении являются картины, изображающие музицирование, портрета композиторов.

 Таким образом, в одном виде творчества происходит использование и претворение образов или свойств другого, или они соединяются в едином воздействии.

 Небезынтересно сравнить значение некоторых общих терминов, встречающихся и в музыке, и в искусства знании. Например, жанр, композиция, ритм, колорит, эскиз, фактура, нюанс, орнаментика и т. д. «Обширная панорамма универсальных (межпредметных) понятий, либо заимвствованных из области изобразительного искусства для объяснения смежных музыкальных явлений, либо издавна имеющих общеэстетичисий смысл и своеобразно преломленных в музыке, свидетельствует о повышении степени целостности художественного освоения мира, развитии межвидовых связей искусства».

 Живописные и музыкальные произведения «разговаривают» с нами каждый по своему, музыка – с помощь. Особо организованных звуков, живопись – с помощью цветовых сочетаний, линейных и цветовых ритмов и прочее. Но ассоциативно можно «видеть» музыку и слышать живопись.

 Музыка изредка вызывает зрительные представления, а живопись – слуховые. Музыка дополняет, развивая и углубляя, заключенное в изобразительном искусстве эмоциональное содержание. Понять смысл творчества, раскрыть содержание художественного образа – стержневая цель работы с детьми, сверх с чем тема синтеза, взаимосвязи искусств имеет особое значение.

Основаная цель «В гармонии с музами»: подготовить детей к восприятию языка живописного и музыкального произведения через их взаимодействие или синтез.

 Задачи:

  1. Дать представление о специфике каждого из искусств;
  2. Дать возможность осмыслить что нового рождается от соединения музыкальных и изобразительных  разных видов и жанров искусства;
  3. Показать, что благодаря синтезу более полно раскрывается художественный образ и усиливается художественный образ и усиливается эстетическое воздействие;
  4. Заложить основы визуальной и мызыкальной культуры.

 Занятия цикла проверяется в форме:

  1. Мызыкальных бесед;
  2. Рассматриваемых произведений живописи в сопровождении музыки, причём музыка используются в разных формах:
  1. Как фон при рассмтривании произведении живописи;
  2. Сравнение похожих или контрастных по эмоциональному настроению живописных и музыкальных произведений;
  3. Метод выбора из музыкальных произведений одного, созвучного данному живописному полотну.
  1. Интегрированных занятий – выражения музыкального и живописного образа через пластику и рисование;
  2. Создания живописных изображений после прослушивания музыкальных  произведений;
  3. Музыкально – художественных спектаклей, театрализация.

 В качестве мызыкального ряда используется произведения русских и зарубежных выдающихся композиторов: П. И. Чайковского, Н. А. Римкого – Корсакового, Э. Грига, М. П. Мусорского, К. Дебюсон, И. С. Баха и др.

 На занятиях рассматриваются слайды и репродукции картин известных художников: И. Левитана, И. Айвозовского, Н. Рериха, И. Шишкина, Ф. Васильева и др., а также слайды скульптурных и архитектуруемых  памятников.

Список литературы:

  1. Баженова Л.М. «Комплексное использование искусства в эстетическом воспитании» — М., 1984.

  1. Басина Н., Суслова О. «С кисточкой и музыкой в ладошке» — М., 1997 год.

  1. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. «Дети рисуют музыку».— Казань 2000 год.

  1. Ванслов В.В. «Изобразительное искусство и музыка». — Л.
  2. Художник РСФСР, 1983 год.

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». — М.: Просвещение 1991 год.

  1. Галеев Б.М. «Содружество чувств и синтез искусств» - М., Знание 1982 год

  1. Галеев Б.М. «Светомузыка в системе искусств» - Казань, 1991 г.

  1. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» - М., 1989

  1. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».— Я., «Академия развития». 1997 год.

  1. Неменский Б.М. «Мудросгь красоты: О проблеме эстетического воспитания».- М., Просвещение, 1987 год.

  1. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства». Интегративный курс для младшего школьного возраста. — М., 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Презентация "Теоретические основы проблемы "Психолого-педагогическое сопровождение детей-дошкольников с СДВГ"

Данная презинтация раскрывает понятие, клинические проявления, причины СДВГ, психолгическую помощь дошкольникам, а также рекомндации педагогам и родителям....

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

консультация для воспитателей ДОУ "Теоретические основы программы художественного воспитания «Цветные ладошки»

консультация для педагогов "Теоретические основы программы художественного воспитания "Цветные ладошки"...

Консультация для воспитателей"Теоретические основы проблемы взаимодействия ДОО с семьей в процессе ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста"

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понима...

Консультация: " Теоретические аспекты взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи"

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указ...

Теоретические аспекты взаимодействия семьи и ДОУ.

laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания дете...