формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
статья по обж на тему
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Цели, задачи и содержание обучения трансформируются в зависимости от возрастной группы.
Безопасность собственной жизнедеятельности детей 1младшей группы (от 2 до 3 лет)
- Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;
- Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).
Безопасность собственной жизнедеятельности детей 2 младшей группы ( от 3 до 4 лет)
- Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);
- Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);
- Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);
- Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
- Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Безопасность собственной жизнедеятельности детей средней группы (от 4 до 5 лет)
- Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;
- Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);
- Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;
- Знакомить с правилами езды на велосипеде;
- Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с детьми по данной теме:
- комплексные занятия; беседы; ознакомление с художественной литературой; развлечения, досуги; игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); и др. Рассматривание картин, беседы по их содержанию, составление рассказов так же является традиционными приёмами работы с детьми, которые можно использовать как воспитателям, так и другим специалистам, т. к. это позволяет расширять кругозор детей, развивать диалогическую и монологическую речь, мышление и наряду с этим знакомить с правилами безопасного поведения.
Хорошо проводить в группе ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные ООД, режимные моменты. Они помогут закреплению знаний и умений личной безопасности у воспитанников. Дети будут знать, что нужно быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, что опасно находиться у открытого окна, двери балкона, будут иметь четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице) и многом другом. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Путаница», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка»; Г. Остер «Вредные советы»; и др.
Наиболее адекватными, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
- учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомые игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль» и такие как: «Машины»
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи (или имитируют движение руля) - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. По сигналу воспитателя «едут в гараж», «останавливаются». Можно усложнить задачу, подавая сигналы: «поворот налево», «поворот на право», «вперед» и т.п.
«Трамвай»
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета светофора и в соответствии с ними менять движение.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Светофор». Цель: закрепление знаний сигналов светофора, развитие произвольного внимания, самоконтроля.
Дети делятся на две команды. На зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, на жёлтый - хлопают в ладоши, на красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
В группах ДОУ имеется центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности необходимо привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- дни открытых дверей;
- совместные развлечения и досуги;
- совместные прогулки;
- родительские собрания (групповые и общесадовские);
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ с родителями;
- цикл консультаций: «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_zhiznedeyatelnosti_detey.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Цели, задачи и содержание обучения трансформируются в зависимости от возрастной группы.
Безопасность собственной жизнедеятельности детей 1младшей группы (от 2 до 3 лет)
- Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;
- Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).
Безопасность собственной жизнедеятельности детей 2 младшей группы ( от 3 до 4 лет)
- Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);
- Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);
- Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);
- Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;
- Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Безопасность собственной жизнедеятельности детей средней группы (от 4 до 5 лет)
- Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;
- Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);
- Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;
- Знакомить с правилами езды на велосипеде;
- Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с детьми по данной теме:
- комплексные занятия; беседы; ознакомление с художественной литературой; развлечения, досуги; игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); и др. Рассматривание картин, беседы по их содержанию, составление рассказов так же является традиционными приёмами работы с детьми, которые можно использовать как воспитателям, так и другим специалистам, т. к. это позволяет расширять кругозор детей, развивать диалогическую и монологическую речь, мышление и наряду с этим знакомить с правилами безопасного поведения.
Хорошо проводить в группе ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные ООД, режимные моменты. Они помогут закреплению знаний и умений личной безопасности у воспитанников. Дети будут знать, что нужно быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, что опасно находиться у открытого окна, двери балкона, будут иметь четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице) и многом другом. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Путаница», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка»; Г. Остер «Вредные советы»; и др.
Наиболее адекватными, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
- учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомые игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль» и такие как: «Машины»
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи (или имитируют движение руля) - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. По сигналу воспитателя «едут в гараж», «останавливаются». Можно усложнить задачу, подавая сигналы: «поворот налево», «поворот на право», «вперед» и т.п.
«Трамвай»
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета светофора и в соответствии с ними менять движение.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Светофор». Цель: закрепление знаний сигналов светофора, развитие произвольного внимания, самоконтроля.
Дети делятся на две команды. На зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, на жёлтый - хлопают в ладоши, на красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
В группах ДОУ имеется центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности необходимо привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- дни открытых дверей;
- совместные развлечения и досуги;
- совместные прогулки;
- родительские собрания (групповые и общесадовские);
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ с родителями;
- цикл консультаций: «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасности жизнидеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Презентация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...
Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности ж...
Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ
Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа. В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...
Развитие основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
В последние годы вопрос развития основ безопасности становится все более актуальным. Дети дошкольного возраста-являются наиболее уязвимой категорией населения и подвергаются различным опасностям. В си...
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведе...