Развитие основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
статья по обж (старшая группа)

Дмитриева Ольга Сергеевна

В последние годы вопрос развития основ безопасности становится все более актуальным. Дети дошкольного возраста-являются наиболее уязвимой категорией населения и подвергаются различным опасностям. В силу своего физиологического развития, дошкольники не могут оценивать общий риск и принимать самостоятельные решения. Однако в то же время дети готовы к новому опыту и открыты к формированию основ безопасного поведения. Важную роль играют дошкольники играют в организации учебного процесса по овладению основам безопасного поведения.

Вопросы безопасности жизнедеятельности важны в психолого-педагогической науке. Многие авторы трактуют сущность этого понятия по-разному, в зависимости от собственных позиций и целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

В последние годы вопрос развития основ безопасности становится все более актуальным. Дети дошкольного возраста-являются наиболее уязвимой категорией населения и подвергаются различным опасностям. В силу своего физиологического развития, дошкольники не могут оценивать общий риск и принимать самостоятельные решения. Однако в то же время дети готовы к новому опыту и открыты к формированию основ безопасного поведения. Важную роль играют дошкольники играют в организации учебного процесса по овладению основам безопасного поведения.

Вопросы безопасности жизнедеятельности важны в психолого-педагогической науке. Многие авторы трактуют сущность этого понятия по-разному, в зависимости от собственных позиций и целей.

Для определения «безопасность» рассматривают такие элементы:

-безопасность как способ объекта, явления или процесса сохранять свои главные свойства и сущность в условиях целенаправленных, разрушающих воздействий или самого объекта, явления или процесса;

 -безопасность как категория системы, которая построена на принципах как устойчивость, саморегуляция и целостность;

- безопасность как одно из главных условий жизни личностей, страны и общества;

- абсолютная безопасность-это отсутствие угроз и опасностей в таких сферах как духовная и физическая.

Такие отечественные ученые как В.А. Левицкий, И.М. Сеченов, А.А. Скочинский считают что приоритетной и важной для личности потребность является обеспечение безопасности его жизнедеятельности.

Многие российские ученые в своих исследованиях разрабатывали вопросы, касающиеся безопасности жизни. В работах психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина освещены многие реальные идеи и подходы к задаче обеспечения безопасности жизни детей дошкольного возраста.

В словаре С.И. Ожегова «безопасность»- это состояние при котором не угрожает опасность, имеется защита от опасности.  В словаре Д.Н. Ушакова «Жизнедеятельность» трактуется так это совокупность процессов, протекающих в организме человека служащих для поддерживания в нем жизни.

Такие авторы как С.И. Боровик, А.В. Кудряшов,  Л.М. Киселева дали такое понятие «Безопасность жизнедеятельности»- это система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в окружающей среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Авторы Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова раскрывают понятие как «Безопасность жизнедеятельности»- это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий. А также рассматриваютобразовательная область как «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневнойжизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности.

В научных работах Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркина, Т.К. Храмцовой, К.Ю. Белой рассматриваются вопросы развития на тему обучения детей дошкольного возраста навыкам безопасности.

К.Ю. Белая в своих работах уделяет большое внимание теме безопасности жизни и сохраняет ее актуальность навсегда. Данное пособие К.Ю. Белая: Тематический словарь в картинках "Я и моя безопасность" для работы, предназначенный для работы с дошкольниками в детском саду и в семье, способствующий формированию навыков правильного поведения в различных непредвиденных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре [6].

В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинскаяв своих методических разработках предлагают рекомендации для педагогов и законных представителей, указвая готовые конспекты нод, подвижные игры, прогулки, театральные инсцеировки[6].

Р.Б. Стеркина считает, что «Основы безопасности детей дошкольного возраста»- способны у детей воспитывать навыки поведения в различных, непредвиденных ситуациях  и умение ребенка проявлять самостоятельность за свои действия. Также они выделяюттакой компонент как «Ребенок дома» где они показывают в полной мере необходимые умения для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста а так же компоненты которые включают в себя предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Предвидение опасной ситуации предполагает знание человеком многообразия возможных источников.

Т.Г. Хромцова разработала исходяиз опыта безопасного поведения в быту у детей дошкольников посредством педагогических условий, для реализации через взаимодействие родителей, педагогов и детей [49].

В своем словаре Б.Г. Кудряшова по основам безопасности жизнедеятельности рассмотрела такое понятие как «безопасность жизнедеятельности» что определяет, как «благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам» [26].

В исследовании отмечается, что развитие основ безопасного поведения учитывают совокупность основных компонентов таких как:

Рис.1. Компоненты основ безопасногоповедения

Выделяются следующие показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности

Показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности

Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках возможной опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

Понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и оценивание своих возможностей по преодолению опасности.

Итак, анализ психолого–педагогической литературы показывает, что многие ученые обращались в своих исследованиях к проблемам безопасности жизнедеятельности , предлагая разнообразные формы и методыобучения основам безопасного поведеия. Авторы современнойобразовательной программы, опираясь на лучшие российские образовательные и воспитательные традиции, которые предлагают разнообразные формы и методы обучения дошкольников основам безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ

Комплекс мероприятий направленных на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей 6-7 лет в рамках проведения недели пожарной безопасности в ДОУ...

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Формирование основ  безопасности собственной жизнедеятельности  детей дошкольного возраста.Безопасность ребенка – это одна из основных забот  как родителей, так и воспитателей дет...

Презентация "Определение сущности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе"

Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном....

Статья «Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.»

В формировании и воспитании навыков безопасного общения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок ...

Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Проблема исследования творческой активности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Образование и воспитание подрастающего поколения, согласно современным стандартам, дол...