ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) на тему

Олейникова Елена Анатольевна

Маленького ребенка интересуют многие вещи в нашей жизни. Как помочь ему легко и без труда познать происходящее в жизни и природе. Эта задача для педагогов вполне выполнима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОВМЕСТНОГО ОПЫТНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ

Для практического применения по разделу (экспериментирования) в каждой группе должно быть выделено место, в котором находились бы материалы, литература и дневники наблюдений за природой и погодой. В уголке должны находиться: различные приборы, природные технические медицинские материалы, бумага, красители. При проведении опытов необходимо контролировать соблюдение детьми правил безопасности.

Система работы по экспериментированию должна двигаться от простого к сложному. Детям необходимо дать понятия: вещество, магнетизм, свет и цвет, звук, свойства – воздух, вода, холод, тепло, лед, замерзание, конденсация. С младшей группы давать понятия и расширять их к подготовительной группе о растениях, цветах, деревьях, рыбах, птицах, животных и человеке. Наблюдение за живыми и неживыми объектами на прогулке тоже являются элементами экспериментирования. Дети будут задавать вопросы познавательного характера:

  • «Почему появляется роса на траве?»
  • «Почему днем не видно звезд и луны?»
  • «Почему не видно пар изо рта летом, а только зимой?»
  • «Почему деревья качаются?»

Экспериментирование открывает перед ребенком перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать и разобраться в чем-то новом. Самые простые опыты проводятся с воздухом – задуй свечу, и с водой – как она конденсирует, превращается в разные состояния: твердое – лед, газообразное – пар и жидкое – вода. Воспитатель через рассказы, рассматривание иллюстраций должен дать понятие детям о том, что человек использует воду повсюду – для питья, для уборки, для стирки, для орошения полей и садов  и т. д. Много воды уходит на производство, поэтому дети с младшей группы должны усвоить, что воду надо беречь, охранять и экономить. Что водоемы должны содержаться в чистоте, чтобы вода была чистой и пригодной для питья. Большое внимание у детей занимает изучение Земли, смены времен года, смены суток, круговорот воды в природе, воспитатель должен все время объяснять детям, почему зимой выпадает снег, а летом дождь, куда девается вода, выпавшая на землю. Объясняя все это детям и наблюдая природные явления за окном, мы также экспериментируем, закрепляя и расширяя знания детей об окружающей среде. Наблюдая опыты с растениями, дети сами могут делать выводы «почему осенью цветы вянут», «почему осенью листья опадают», а весной нет. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить желтые и зеленые листья, какие крепче держатся на дереве. Во время листопада, можно спросить у детей «почему мы слышим шуршание листьев». Дети старших групп должны определить на ощупь, что эти листья сухие и ломкие, а воспитатель должен подсказать, чего же в них нет? В них нет влаги. Интересные эксперименты следует проводить с приборами, доступными детям, с магнитами, линзами, зеркалами, микроскопом, действия с ними позволяют овладеть способами познавательной деятельности. Дети экспериментируют даже когда разбирают машинки на детали. Дети любят играть в игры: мыльные пузыри, горячее-холодное, живое - неживое, тонет - не тонет, летает - не летает – через них они узнают о физических свойствах веществ и явлений. В группе обязательно должна находиться мини – библиотечка с познавательной литературой, с различными картами, схемами, доступными детям и большое количество дидактических игр познавательного и развивающего характера. Для успешного проведения экспериментальной деятельности воспитатель должен иметь систему средств познания – наблюдения, сравнение, обследование объектов, анализ, синтез, классификацию, сериацию, умозаключения. В процессе экспериментирования дети должны получит возможность удовлетворить присущую им любознательность – почему, зачем, как, что будет?

Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, проверять свои гипотезы опытным путем, делать выводы. Дети испытывают большую радость, удивление, восторг от своих маленьких и больших открытий, тем самым мы побуждаем ребенка проявлять исследовательскую активность, способствуем развитию у них познавательных интересов.

Внедрение в образовательный процесс системы «игровых экспериментов» способствует развитию познавательной активности у детей. Это воспитывает инициативу и самостоятельность, желание получить интересный результат. Эффективность системы проявляется в том, что дети получают знания, умения, навыки, у них развивается логическое мышление, сенсорные эталоны, наблюдательность, любознательность, развивается связная речь, дети учатся гуманному отношению к природе. В ходе опытно-экспериментальной работы необходимо полагаться на таких пять критериев:

  • Умение формулировать задачу исследования – что нужно сделать, или как решить проблему.
  • Умение продумать способы эксперимента – как сделать, с помощью чего, что получается.
  • Умение отбирать нужные предметы для эксперимента.
  • Умение наблюдать за результатами эксперимента, соблюдать правила безопасности.
  • Умение анализировать и формулировать выводы о полученных результатах.

Заключение

Итак, обобщая все сказанное, укажем центральные моменты развития познавательной активности детей через экспериментирование:

  • Умение детей проводить совместно с воспитателем исследования, опыты.
  • Формулировать и высказывать свои суждения, делать умозаключения, выводы, обобщения, строить деловые партнерства со взрослыми и сверстниками.
  • Способность детей к практическому экспериментированию – речевому планированию, логическим операциям, умение делать сравнения, доказывать правильность своей точки зрения.
  • Умение детей узнавать новое, воспринимать ценность природы и гуманное отношение к ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Статья «Формирование у детей среднего дошкольного возраста познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»

«Формирование у детей среднего дошкольного возрастапознавательных интересов, потребности в самостоятельнойпоисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...

«Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».

Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интерес. Задача воспитателя в том, чтобы выстроить партнерские отношения ...