Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
план-конспект занятия по обж (старшая группа) по теме

Караева Ирина Михайловна

 

 

 

 

Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада.

« Я- пешеход»
 

 Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать знакомить с элементами дороги;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

- развивать интерес к искусству рисования, формировать умение аккуратно закрашивать,

-Воспитательная:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

- формировать желание соблюдать правила дорожного движения. 

Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков. 

Методы и приемы: 
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.

«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству рисования, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно закрашивать, правильно держать карандаш.

«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением. 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам в сад пришла посылка, но её можно открыть только если мы ответим на вопросы и отгадаем загадки. Согласны?


 

Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твёрдо знаю - 
(Правила я выполняю)

Пешеход

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?

Подземный переход

 

 

Выходя на улицу
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность ,
А главное -

Внимание

 

Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили.

Пешеходный переход

 


 

Воспитатель: Молодцы, ребята. О чём были загадки?

Дети: О пешеходе, о пешеходном переходе .

Воспитатель: Правильно, ребята. На дороге мы пешеходы и должны быть внимательны, но ещё надо выполнять правила дорожного движения.

Воспитатель: А ещё, ребята. на дорогах есть у нас помощники - дорожные знаки, лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.

Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.

(Езда на велосипе­дах запрещена)

 

Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают. 
(СВЕТОФОР) 


 

В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … 
(Дети)

 

Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены(знаки: светофор, осторожно дети, пешеходный переход)

Воспитатель: А мы продолжаем. И теперь пришло время немножко поиграть. Вы должны правильно ответить.

Есть сигналы светофора —

Подчиняйся им без...

(Спора!)

Желтый свет — предупреждение:

Жди сигнала для ...

(Движения.)

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята...

(Могут!)

Красный свет нам говорит:

— Стой! Опасно! Путь...

(Закрыт!)

Все будьте правилу верны:

Держитесь...

(Правой стороны!)

И зверята даже знают:

На дороге не ...

(Играют!)

Хоккей — игра на льду зимой,

Но не игра на ...

(Мостовой.)

Физкультминутка

Шофер
Быть шофёром хорошо, Дети бегут по кругу ,крутят «воображаемый руль.
А лётчиком лучше. Бегут, расставив руки в стороны как крылья.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, Остановились, наклонили воображаемый сосуд.
Завожу пропеллер. Круговое движение правой рукой.
«В небеса ,мотор, вези, Бегут, расставив руки.
Чтобы птицы пели.»

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель: я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.

А теперь я вас проверю:

Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в садик?

Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?

Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с игрой. А сейчас следующее задание. Надо правильно закрасить «глаза» у светофора (раздаю детям картинку светофора, надо правильно раскрасить его)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно сделали. Все задания мы выполнили, сундучок наш открылся, давайте посмотрим что же там внутри.(в сундучке лежит игра для детей по ПДД, медали «Молодцы»)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям, берегите свою жизнь.

 

 

Виды занятий

Тема безопасности на дороге, исходя из установок Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), вписывается в любой вид занятия в ДОУ.

Интегрированный урок.

Самый распространённый вид занятий, предполагающий сочетание различных видов работы в рамках единого временного отрезка. Например, на занятие по теме «Ребёнок на дороге» приходит гость — Незнайка, который не умеет читать дорожные знаки и не знает значения сигналов светофора (развитие речи). Дети собирают из пазлов дорожные знаки (математика), комментируют их содержание, а на память гостю делают поделку — светофор из ватных дисков, раскрашенный гуашью (художественно-изобразительное творчество).

Для лучшего запоминания знаков используется складывание пазлов. Тематическое занятие. Это занятие, который по календарно-тематическому планированию проводится по единой теме (к примеру, «Светофор», «Дорожная азбука» и др.) на всех занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, художественно-изобразительное творчество и др.).

Итоговое занятие. Такие занятия проводятся раз в полугодие, учебный год или квартал и направлены на проверку качества усвоения детьми изученной темы. Для старшей группы это обычно создание долгосрочного или краткосрочного проекта (вместе с родителями или в мини-группе). Например, создание макета перекрёстка и описание всех возможных дорожных ситуаций для пешехода. Коллективное задание. Обычно это аппликация или групповой рисунок по теме. Например, «Моя улица». Игровой урок. К примеру, конкурс на самое полное и точное описание дорожного знака. Это занятие может проводиться в групповой форме, когда 3–4 малыша получает один знак, который описывают, зарисовывают, то есть «защищают». После чего все ребята обсуждают услышанное и увиденное. Такие уроки учат малышей рефлексии. Пресс-конференция. Этот вид занятий относится к нестандартным. Обычно на таких уроках малыши задают вопросы «гостю»: воспитателю в роли инспектора ГИБДД или игрушке-светофору. После беседы малыши рисуют то, что им запомнилось больше всего.

Следует отметить, что такого рода уроки требуют высокого уровня общей подготовки детей, а также глубоких знаний по теме. Занятие-десант. Как и предыдущий вид занятий, для таких уроков требуется высокий уровень подготовки ребят. Работа предполагает сотрудничество тех, кто не владеет знаниями по проблеме в нужном объёме и тех, кто хорошо разбирается в вопросе. Для старшей группы это может быть совместное занятие со средней группой, где первые выступают в роли экспертов. Или сотрудничество с подготовительной, когда ребята 5–6 лет консультируются со старшими товарищами. Экскурсия. Этот вид занятий подразумевает прогулку вблизи от проезжей части, наблюдение за ситуацией на дороге. Занятия такого вида особенно удобны при рассмотрении темы «Перекрёсток», так как позволяют малышам увидеть своими глазами, как важно слаженно выполнять все требования безопасности на этом ответственном участке дороги. Экскурсии дарят малышам незабываемые впечатления и помогают лучше запомнить изучаемый материал Урок-путешествие. Поскольку развитие монологической речи играет ключевую роль для детей старшей группы, то такие занятия практикуются довольно часто.

Суть их заключается в том, что малыши попадают в страну дорожных знаков, транспорта и рассказывают тот или иной материал по теме от лица «жителей» этой страны (автомобилей, знаков, светофора). Занятие-открытие. Для 5–6-летних ребят это проблемное занятие, на котором входе коллективной работы они решают, что же будет в мире, если исчезнут светофоры (дорожные знаки). Игра «в школу»: «Школа светофора», «Школа пешехода» и т.д. Такие занятия предполагают использование элементов театрализации, ролевых игр, так как малышам нужно не только рассказать о своём герое (пешеходе, светофоре), но и спеть, рассказать стихотворение, станцевать
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ      С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей – ули...

Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"

В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....