Консультация для воспитателей на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасностидолжны быть определены следующие цели:
-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
-воспитание безопасногоповедения, способности предвидеть
опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Основы безопасности
жизнедеятельности детей
дошкольного возраста».
Выполнила:воспитатель
МБДОУ«Детский сад№15»
Илюшина Н.Н.
Воронеж 2018г.
«Самое дорогое у человека-это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в
условиях дошкольного образовательного учреждения является
актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена
объективной необходимостью информирования детей о правилах
безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного
поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой
области целенаправленная работа.Важно не только обере
гать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его
встрече с возможными трудностями, формировать представление о
наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер
предосторожности, прививать ему навыки безопасного п
оведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее
включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но
современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё
вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности
должны быть определены следующие цели:
-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
-воспитание безопасногоповедения, способности предвидеть
опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости
действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
-знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми
действиями в случае опасности, формирование представления о
способах безопасного поведения в быту;
-развитие основ экологической культуры, воспитание любви,
ответственного и бережного отношения к родной природе;
-воспитание грамотного участника дорожного движения;
воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ
безопасности осуществляется с учетом следующих основных
принципов:
-системность и последовательность (любая новая ступень в
обучениидетей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
-доступность (усложнение материала происходит с учетом
возрастных особенностей детей) ;
-включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и
другие виды) ;
-наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается
через богатый иллюстративный материал) ;
-динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
-психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Этапы реализации данных задач:
1 этап
-заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и
систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап
-ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их
проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять
эти правила;
3 этап
-на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации учебно - воспитательного процесса:
-занятия;
-заучивание стихотворений;
-сбор фотоматериалов;
-игры
-занятия;
-заучивание правил безопасного поведения;
-беседы;
дидактические игры;
-подвижные игры ;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
-театрализованные представления;
-сюжетно - ролевые игры;
-игры
-тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ,
большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он
может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую
сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-
вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной
обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными
навыками поведения дома,на улице, в парке, в транспорте и в –третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни
возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на
равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе
обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем
открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников
необходимо создать предметно –развивающую среду в группе. В неё
входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта
и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр
«Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая
помощь» и т. д. Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная без
опасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке для использования полученных
знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
-дидактические игры «Опасно не опасно», «Продолжи ряд»,
«Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Так не так» и др. ;
настольно -печатные игры «Основы безопасности», «Большая
прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные
знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная
литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и
обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
-Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
-В. Житков «Пожар», «В дыму»;
-
-С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о
глупом мышонке»;
-Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
-К. Зайцева «Уроки Айболита»;
-Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка»,
«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
-Ю. Соколова «Правила безопасности»;
-И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
-Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
-Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
-А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
-И. А. Яворская «Дети и дорога»;
-И. Лешкевич «Светофор»;
-Н. Носов «Автомобиль»;
-Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
-А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара»,
«Шлагбаум»;
-Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
-А. Дмоховский «Чудесный островок»;
-В. Семернин «Запрещается
разрешается»;
А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями-одно из важнейших направлений
воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем,
связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в
рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям
-объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое
направление: проведение опросов. анкетирование родителей;
познавательное направление: родительские собрания, семинары-пр
актикумы;
наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников,
досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из
бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем
здоровье позволят найти способы укрепления и
сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ
жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев
ЛИТЕРАТУРА:
- Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
- Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
- Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Пресс, 2002.
- Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. - Москва, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Структурное подразделение муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Челябинска» Комплексно-тематическ...

Работа с родителями на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Работа с родителями на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Месяц Тема Результат Сентябрь 1.«Актуальность проблемы безопасности жизнедеят...
Презентация на тему: „ Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста“
Цель: создание условий для формирования у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности.Задачи: - формирование представлений об опасных для человека и окружаего мира природы ситуациях и ...
Развлечение на тему "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму. «Путешествие с Красной Шапочкой»
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.«Путешествие с Красной Шапочкой»Цель. Формирование у детей осн...

Консультация для родителей ДОУ «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает. По мере то...

Консультация для родителей на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
познавательное развитие....
