Консультация для воспитателей на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Илюшина Наталия Николаевна

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасностидолжны быть определены следующие цели:

-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

-воспитание безопасногоповедения, способности предвидеть

опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Основы безопасности

жизнедеятельности детей

дошкольного возраста».

                                                              Выполнила:воспитатель

                МБДОУ«Детский сад№15»

                                                            Илюшина Н.Н.

                                                               Воронеж 2018г.

 «Самое дорогое у человека-это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в

условиях дошкольного образовательного учреждения является

актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена

объективной необходимостью информирования детей о правилах

безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного

поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой

области целенаправленная работа.Важно не только обере

гать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его

встрече с возможными трудностями, формировать представление о

наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер

предосторожности, прививать ему навыки безопасного п

оведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее

включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё

вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности

должны быть определены следующие цели:

-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

-воспитание безопасногоповедения, способности предвидеть

опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости

действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

-знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми

действиями в случае опасности, формирование представления о

способах безопасного поведения в быту;

-развитие основ экологической культуры, воспитание любви,

ответственного и бережного отношения к родной природе;

-воспитание грамотного участника дорожного движения;

воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ

безопасности осуществляется с учетом следующих основных

принципов:

-системность и последовательность (любая новая ступень в

обучениидетей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

-доступность (усложнение материала происходит с учетом

возрастных особенностей детей) ;

-включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и

другие виды) ;

-наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается

через богатый иллюстративный материал) ;

-динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

-психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап

-заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и

систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап

-ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их

проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять

эти правила;

3 этап

-на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

-занятия;

-заучивание стихотворений;

-сбор фотоматериалов;

-игры

-занятия;

-заучивание правил безопасного поведения;

-беседы;

дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

-театрализованные представления;

-сюжетно - ролевые игры;

-игры

-тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ,

большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он

может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую

сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-

вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной

обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными

навыками поведения дома,на улице, в парке, в транспорте и в –третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни

возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на

равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе

обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем

открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

необходимо создать предметно –развивающую среду в группе. В неё

входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта

и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр

«Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая

помощь» и т. д. Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная без

опасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных

знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

-дидактические игры «Опасно не опасно», «Продолжи ряд»,

«Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Так не так» и др. ;

настольно -печатные игры «Основы безопасности», «Большая

прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные

знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная

литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и

обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

-Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

-В. Житков «Пожар», «В дыму»;

-

-С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о

глупом мышонке»;

-Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

-К. Зайцева «Уроки Айболита»;

-Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка»,

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

-Ю. Соколова «Правила безопасности»;

-И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

-Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

-Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

-А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

-И. А. Яворская «Дети и дорога»;

-И. Лешкевич «Светофор»;

-Н. Носов «Автомобиль»;

-Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

-А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара»,

«Шлагбаум»;

-Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

-А. Дмоховский «Чудесный островок»;

-В. Семернин «Запрещается

разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями-одно из важнейших направлений

воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем,

связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в

рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям

-объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое

направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

познавательное направление: родительские собрания, семинары-пр

актикумы;

наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников,

досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из

бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем

здоровье позволят найти способы укрепления и

сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
  2. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.
  4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Пресс, 2002.
  5. Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. -  Москва, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Структурное подразделение муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 12 г. Челябинска»      Комплексно-тематическ...

Работа с родителями на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Работа с родителями на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Месяц Тема Результат Сентябрь 1.«Актуальность проблемы безопасности жизнедеят...

Презентация на тему: „ Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста“

Цель: создание условий для формирования у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности.Задачи: - формирование представлений об опасных для человека и окружаего мира природы ситуациях и ...

Развлечение на тему "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму. «Путешествие с Красной Шапочкой»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.«Путешествие с Красной Шапочкой»Цель. Формирование у детей осн...

Консультация для родителей ДОУ «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

 В дошкольном возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.     По мере то...