Консультация для воспитателей на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Илюшина Наталия Николаевна

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасностидолжны быть определены следующие цели:

-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

-воспитание безопасногоповедения, способности предвидеть

опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Основы безопасности

жизнедеятельности детей

дошкольного возраста».

                                                              Выполнила:воспитатель

                МБДОУ«Детский сад№15»

                                                            Илюшина Н.Н.

                                                               Воронеж 2018г.

 «Самое дорогое у человека-это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в

условиях дошкольного образовательного учреждения является

актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена

объективной необходимостью информирования детей о правилах

безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного

поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой

области целенаправленная работа.Важно не только обере

гать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его

встрече с возможными трудностями, формировать представление о

наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер

предосторожности, прививать ему навыки безопасного п

оведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее

включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё

вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности

должны быть определены следующие цели:

-формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

-воспитание безопасногоповедения, способности предвидеть

опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости

действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

-знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми

действиями в случае опасности, формирование представления о

способах безопасного поведения в быту;

-развитие основ экологической культуры, воспитание любви,

ответственного и бережного отношения к родной природе;

-воспитание грамотного участника дорожного движения;

воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ

безопасности осуществляется с учетом следующих основных

принципов:

-системность и последовательность (любая новая ступень в

обучениидетей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

-доступность (усложнение материала происходит с учетом

возрастных особенностей детей) ;

-включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и

другие виды) ;

-наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается

через богатый иллюстративный материал) ;

-динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

-психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап

-заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и

систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап

-ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их

проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять

эти правила;

3 этап

-на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

-занятия;

-заучивание стихотворений;

-сбор фотоматериалов;

-игры

-занятия;

-заучивание правил безопасного поведения;

-беседы;

дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

-театрализованные представления;

-сюжетно - ролевые игры;

-игры

-тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ,

большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он

может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую

сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-

вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной

обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными

навыками поведения дома,на улице, в парке, в транспорте и в –третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни

возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на

равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе

обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем

открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

необходимо создать предметно –развивающую среду в группе. В неё

входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта

и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр

«Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая

помощь» и т. д. Плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная без

опасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных

знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

-дидактические игры «Опасно не опасно», «Продолжи ряд»,

«Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Так не так» и др. ;

настольно -печатные игры «Основы безопасности», «Большая

прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные

знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная

литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и

обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

-Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

-В. Житков «Пожар», «В дыму»;

-

-С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о

глупом мышонке»;

-Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

-К. Зайцева «Уроки Айболита»;

-Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка»,

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

-Ю. Соколова «Правила безопасности»;

-И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

-Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

-Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

-А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

-И. А. Яворская «Дети и дорога»;

-И. Лешкевич «Светофор»;

-Н. Носов «Автомобиль»;

-Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

-А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара»,

«Шлагбаум»;

-Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

-А. Дмоховский «Чудесный островок»;

-В. Семернин «Запрещается

разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями-одно из важнейших направлений

воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем,

связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в

рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям

-объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое

направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

познавательное направление: родительские собрания, семинары-пр

актикумы;

наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников,

досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из

бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем

здоровье позволят найти способы укрепления и

сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
  2. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.
  4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Пресс, 2002.
  5. Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. -  Москва, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Структурное подразделение муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 12 г. Челябинска»      Комплексно-тематическ...

Работа с родителями на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Работа с родителями на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Месяц Тема Результат Сентябрь 1.«Актуальность проблемы безопасности жизнедеят...

Презентация на тему: „ Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста“

Цель: создание условий для формирования у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности.Задачи: - формирование представлений об опасных для человека и окружаего мира природы ситуациях и ...

Развлечение на тему "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму. «Путешествие с Красной Шапочкой»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.«Путешествие с Красной Шапочкой»Цель. Формирование у детей осн...