ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука здоровья"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Егунова Мария Викторовна

дополнительная образовательная Программа

 

 «Азбука здоровья» 

для детей5-7 лет

 

 

срок реализации программы: 2 учебных года

 

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида» г. Усинска

«Ичöт школа – челядьöс компенсируйтана видзанiн»

школаöдзса да ичöт класса челядьлы Усинск карса

муниципальнöй образовательнöй велöдан учреждение

        УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «НШДС» г.Усинска

__________________С.В.Позднякова

Приказ № 294  от 26 августа 2013 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»  

для детей5-7 лет

 

срок реализации программы: 2 учебных года

   

направленность:

социально-педагогическая

г. Усинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Азбука здоровья» – это  единый  «человекоцентрический» курс занятий, в котором доступная для детей дошкольного возраста информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа дает дошкольнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих: о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут его поразить, о мире, в котором они живут.

Данная программа составлена на основе Программы «здоровый дошкольник» Зимоновский Ю.Ф.

Цель программы «Азбука здоровья» – знакомство детей старшего дошкольного возраста с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой.

Задачи программы:

  1. Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
  2. Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне:  от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного; научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками; научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.
  3. Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. «Мой организм» - цель этого раздела познакомить ребенка со своим телом, устройством и работой организма, сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать» и т.д.
  2. «Моя Гигиена» – этот раздел направлен на формирование у детей навыков личной гигиены, на необходимость сформировать у ребенка желания следить за собой не по требованию взрослых, а по личному требованию.
  3. «Сам себе доктор» – цель раздела помочь ребенку не растеряться  в экстремальной ситуации, какой она бы ни была и где бы она ни возникла направлен на профилактику детского травматизма, который базируется на двух противоположных  принципах – пассивное  и активное предотвращение травмоопасной ситуации. выработку травмобезопасного поведения

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы  «Азбука здоровья»

№ раздела

Наименование раздела

кол-во часов

1.

Мой организм

3

2.

Моя гигиена

3

3.

Сам себе доктор

3

Итого:

9

Основные требования

к знаниям, умениям и навыкам воспитанников

по программе «Азбука здоровья»

РАЗДЕЛ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.

Мой организм

  • Воспитанники должны знать части своего тела и их функции; назначения важнейших органов  человека и их предназначение. У них должно быть сформировано позитивное отношение к людям со специфическими особенностями строения тела (инвалидам).
  • Иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них. Иметь общие представления о роли основных питательных веществ для здорового развития организма.

2.

Моя гигиена

  • Воспитанники должны соблюдать правила личной гигиены, объяснять необходимость бережного отношения к своему телу.

3.

Сам себе доктор

  • Дети должны знать строение полости рта, зубов и их функции; иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами; освоить основные правила гигиены полости рта (навыки правильных движений зубной щеткой, ее хранение).
  • Дети должны освоить три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».

4.

Здоровый образ жизни

  • Воспитанники должны знать, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни.
  • Дети должны иметь представление о полезности, целесообразности физической активности, соблюдения режима дня.
  • Воспитанники должны научиться прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на внутренние сигналы и знать способы устранения дискомфорта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программы  «Азбука здоровья»

для детей 5-6 лет

(старшая возрастная группа)

РАЗДЕЛ

ТЕМА

часы

25мин

25мин

25мин

1.

Мой организм

Вводное. Тело человека

Значение дыхания

Значение питания

2.

Моя гигиена

Не вреди здоровью

25мин

25мин

25мин

Вода и мыло - наши друзья

Наши зубы

3.

Сам себе доктор

Не болей

25мин

25мин

25мин

Не зарази другого

Осторожно – лекарства!

Итого

9 занятий

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программы  «Азбука здоровья»

для детей 6-7 лет

(подготовительная группа)

РАЗДЕЛ

ТЕМА

часы

30мин

30мин

30мин

1.

Мой организм

Вводное. Как устроено тело человека

Как мы дышим

Мой друг - желудок

2.

Моя гигиена

Микробы и вирусы

30 мин.

30 мин.

30 мин.

Вода и мыло - наши друзья

Что любят и не любят наши зубы

3.

Сам себе доктор

Здоровье и болезнь

30 мин.

30 мин.

30 мин.

Как вести себя во время болезни

Осторожно – лекарства!

Итого

9 занятий

Литература:

  1. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.АРКТИ.2003г.
  2. Коровина Н.А., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. и др. Иммунореабилитация часто и длительно болеющих детей. БЭСТ-В.Киров.1996г.
  3. Рената Равич. Копилка семейного здоровья. Москва.1998г.
  4. Лаптев А.П. Как закалять детей. Москва. 1998г.
  5. Настольная книга медицинской сестры детского сада. Москва 1998г.
  6. Хабарова Т.В.Организация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Сыктывкар. 2003г.
  7. Погадаев Г.И. Физкульт-Ура!. Москва. 2003г.
  8. Физкультура – это радость!Санкт-Петербург.2002г.

Содержание программы  «Азбука здоровья»

для детей 5-6 лет

п/п

дата

тема

задачи

содержание

1

сентябрь

Вводное. Тело человека

  1. Сформировать общее представление о строении человеческого тела;
  2. Расширять кругозор и словарный запас детей (скелет, опора, позвоночник, ребра, кости таза, бедро и т.д.);
  3. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

- вступительная беседа

- работа со схемой

- игра «назови и покажи»

- исследование модели скелета

- рефлексия

2

октябрь

Значение дыхания

  1.  Ознакомить детей с органами дыхания;
  2.  Сформировать общие представления о прохождении воздуха в организме;
  3.  Расширять кругозор и словарный запас детей (легкие, вдох, выдох, фильтр, трахея и т.д.);

- вступительная беседа

-дыхательная гимнастика «Волшебный мяч»

- игра «назови и покажи»

- рефлексия

3

ноябрь

Значение питания

  1. Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
  2.  Расширять словарный запас (желудок, печень, кишечник и.т.д.)
  3.  Воспитывать культуру приема пищи, поведения за столом

- вступительная беседа

- игра «Мишка за столом»

- работа со схемой

- тренинг

- рефлексия

4

декабрь

Не вреди здоровью

  1. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях;
  2.  Расширять кругозор детей, словарный запас;
  3.  Учить детей избегать ситуации, приносящих вред здоровью

- вступительная беседа

- эксперимент

- викторина

- тренинг

- рефлексия

5

январь

Вода и мыло - наши друзья

  1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;
  2. Воспитывать потребность следить за свом телом, прививать санитарно-гигиенические навыки;

- Художественное слово

- Беседа по картине

- Упражнение «Уроки Мойдодыра»

- Рефлексия

6

февраль

Наши зубы

  1. Формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам;
  2.  Расширять знания о том, что полезно и что вредно для зубов;
  3.  Воспитывать понимание необходимости посещения врача-стоматолога

- рассказ «Кто живет во рту»

- «нарисуй зубки»

- тренинг «как правильно чистить зубы»

- рефлексия

7

март

Не болей

  1. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью;
  2.  Прививать санитарно-гигиенические навыки, потребность быть здоровыми;
  3.  Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботиться об их здоровье.

- разыгрывание проблемной ситуации

- игра «Мое здоровье»

- игра «Правильные картинки»

- рефлексия

8

апрель

Не зарази другого

  1. Учить детей определять состояние своего здоровья и в случае необходимости не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы;
  2.  Воспитывать уважительное отношение к труду врачей.

- беседа по картине

- с/р игра «Больница»

- рефлексия

9

май

Осторожно – лекарства!

  1. Дать детям представления о вреде и пользе лекарств;
  2.  Учить детей выполнять правила приема лекарств;
  3.  Воспитывать у детей осторожное обращение с лекарственными препаратами

- с/р игра «Аптека»

- упражнение «Что можно, что нельзя»

- рефлексия

Содержание программы  «Азбука здоровья»

для детей 6-7 лет

п/п

дата

тема

задачи

содержание

1

сентябрь

Вводное. Как устроено тело человека

  1. Сформировать общее представление о строении человеческого тела;
  2. Расширять кругозор и словарный запас детей (скелет, опора, позвоночник, ребра, кости таза, бедро и т.д.);
  3. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

- вступительная беседа

- работа со схемой

- игра «назови и покажи»

- исследование модели скелета

- рефлексия

2

октябрь

Как мы дышим

  1.  Ознакомить детей с органами дыхания;
  2.  Сформировать общие представления о прохождении воздуха в организме;
  3.  Расширять кругозор и словарный запас детей (легкие, вдох, выдох, фильтр, трахея и т.д.);

- вступительная беседа

-дыхательная гимнастика «Волшебный мяч»

- игра «назови и покажи»

- рефлексия

3

ноябрь

Мой друг желудок

  1. Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
  2.  Расширять словарный запас (желудок, печень, кишечник и.т.д.)
  3.  Воспитывать культуру приема пищи, поведения за столом

- вступительная беседа

- игра «Мишка за столом»

- работа со схемой

- тренинг

- рефлексия

4

декабрь

Микробы и вирусы

  1. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях;
  2.  Расширять кругозор детей, словарный запас;
  3.  Учить детей избегать ситуации, приносящих вред здоровью

- вступительная беседа

- эксперимент

- викторина

- тренинг

- рефлексия

5

январь

Вода и мыло - наши друзья

  1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;
  2. Воспитывать потребность следить за свом телом, прививать санитарно-гигиенические навыки;

- Художественное слово

- Беседа по картине

- Упражнение «Уроки Мойдодыра»

- Рефлексия

6

февраль

Что любят и не любят наши зубы

  1. Формировать у детей представление о заботливом отношении к своим зубам;
  2.  Расширять знания о том, что полезно и что вредно для зубов;
  3.  Воспитывать понимание необходимости посещения врача-стоматолога

- рассказ «Кто живет во рту»

- «нарисуй зубки»

- тренинг «как правильно чистить зубы»

- рефлексия

7

март

Здоровье и болезнь

  1. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью;
  2.  Прививать санитарно-гигиенические навыки, потребность быть здоровыми;
  3.  Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботиться об их здоровье.

- разыгрывание проблемной ситуации

- игра «Мое здоровье»

- игра «Правильные картинки»

- рефлексия

8

апрель

Как вести себя во время болезни

  1. Учить детей определять состояние своего здоровья и в случае необходимости не бояться лечиться, принимать лекарства, делать уколы;
  2.  Воспитывать уважительное отношение к труду врачей.

- беседа по картине

- с/р игра «Больница»

- рефлексия

9

май

Осторожно – лекарства!

  1. Дать детям представления о вреде и пользе лекарств;
  2.  Учить детей выполнять правила приема лекарств;
  3.  Воспитывать у детей осторожное обращение с лекарственными препаратами

- с/р игра «Аптека»

- упражнение «Что можно, что нельзя»

- рефлексия

Тематический план работы с родителями  по программе  «Азбука здоровья»

тема

Форма занятия

Методы обучения

Сроки

1

Как поведение родителей влияет на ребенка?

Родительское собрание Одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка являются родители

Лекция педагога

Лекция психолога

Информация в уголке для родителей

октябрь

2

Режим дня

Родительское собрание

Индивидуальное консультирование

Беседа

Информация в уголке для родителей

ноябрь

3

Азбука питания

Родительское собрание

Индивидуальное консультирование Рекомендации по рациональному питанию детей

Сообщение мед. работника Информация в уголке для родителей

декабрь

4

Как сохранить зубы здоровыми и красивыми

Открытое занятие

Информация в уголке для родителей

январь

5

Все о закаливании

Родительское собрание

Индивидуальное консультирование

Сообщение мед. работника Информация в уголке для родителей

февраль

6

Чтобы глаза не уставали

Практическое занятие по профилактике снижения зрения

Упражнения

Информация в уголке для родителей

март

7

Одежда

Индивидуальная работа

Беседы

апрель

8

Ознакомление родителей с результатами обучения детей

Совместный спортивный праздник «Здравствуй Спортландия»

Упражнения

Конкурсы

Подвижные игры

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЕЙ-КА»

Дополнительная образовательная программа «Здоровей-ка»  направлена на реализацию физкультурно-оздоровительного направления через организацию занятий ЛФК для детей старшего дошкольного возра...

Презентация. Итог по реализации дополнительной образовательно-оздоровительной рабочей программе БОС -Здоровье - «Побосик» за 2012-2013 учебный год

Итог по реализации дополнительнойобразовательно-оздоровительной рабочей программе  БОС -Здоровье - «Побосик»за 2012-2013 учебный год...

Программа дополнительной образовательной услуги «Зеленый светофор Здоровья» для детей дошкольного возраста

Актуальными задачами на сегодняшний день, в рамках выполнения требований ФГОС ДО, является обеспечение  условий для всестороннего развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья через...

Программа по дополнительным платным образовательным услугам "Здоровей-ка".

Программа включает в себя: элименты акробатики, комплексы ЛФК, растяжку и общую силовую подготовку. Она направлена на укрепление здоровья ребенка и воспитание гормонично развитой личности....

Программа дополнительной образовательной деятельности (ДОД) Музыка здоровья

ДОД "Музыка здоровья" это дополнительная образовательная деятельность направленная на развитие у воспитанников ДОУ вокально-хоровых, певческих навыков с использованием здоровьесберегающих те...

Дополнительная-образовательная программа по общефизической подготовке и укреплению здоровья "Ступеньки-здоровья".

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главнойцелью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание...