Формирование основ безопастности у детей.
статья по обж на тему

Гусейнова Вафа Маликовна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры ;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе:

1. Уголок безопасности:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;

макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.

План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр;

плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!  «Пожарная безопасность для дошкольников» и др;

альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу»,«Хорошо – плохо»,«Дорожные знаки»,«Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека- в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Основные задачи по формированию основ безопасности в детского сада:

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности.
Основной целью данного направления является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Безопасное поведение в природе:

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

Расширять ориентировку в окружающем пространстве;

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого) ;

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.) ;

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку) ;

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот) ;

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей)
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды)
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач выражаются в следующем:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

 2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

 3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей.


Литература: 

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

2.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

3.Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010г.-240ст.

4.Основы безопасности дошкольников: Пособие для воспитателей дет. садов / В. А. Ананьев, Г. Ф. Безменова, B. C. Бобкова и др. / Под ред. В. А. Ананьева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 332 с.

5.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е.,Комаровой Т. С., М. А. Васильевой М. А. Издание 3-е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика-синтез» 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

консультация для воспитателей "Формирование основ безопастности через игровую деятельность у детей младшего дошкольного возроста"

консультация для воспитателей "Формирование основ безопастности через игровую деятельность у детей  младшего дошкольного возроста"...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

презентация ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....