Методическая разработка тематического блока «Основы безопасной жизнедеятельности»
методическая разработка по обж (старшая группа) по теме

Семенченко Светлана Владимировна

календарно-тематическое планирование по теме дня «Опасные ситуации дома: электричество» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenchenko_s.v.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(в рамках календарно-тематического планирования тематического блока «Основы безопасной жизнедеятельности», тема дня «Опасные ситуации дома: электричество» в старшей группе)

Выполнил: Семенченко С.В. Воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Календарно-тематическое планирование

Группа старшая

Тема недели: «Если дома ты один»

Тема дня (понедельник) «Опасные ситуации дома: огонь»

Тема дня (вторник) «Опасные ситуации дома: лекарства»

Тема дня (среда) «Опасные ситуации дома: мелкие предметы»

Тема дня (четверг) «Опасные ситуации дома: электричество»

Тема дня (пятница) «Встреча с незнакомцем»

Содержание ООП ДО в ДОУ

ОО «Социально- коммуникативное развитие»

Содержание: Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту.

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды)

Взаимодействие (сотрудничество)

с родителями

НОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

НОД 1

Вид деятельности: познавательно- исследовательская

ОО «Познавательное развитие»

Форма: путешествие- экскурсия

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»

Цель НОД: познакомить с историей открытия электричества. Формировать  у детей представление о безопасном поведении с электрическими приборами. Развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы. Вызвать интерес детей к прошлому этого предмета.

Ход НОД

1.Приглашение к путешествию.

Цель: настроить детей на позитивную работу.

2. Загадки про лампочку

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки о лампочке.

3. Рассматривание лучины, спичек, керосиновой лампы, светильника, лампочки, свечи.

Цель: познакомить детей с разнообразием предметов для освещения в разные времена.

4. Рассказ и показ воспитателя  об использовании каждого предмета освещения.

Цель: показать принцип действия лучины, керосиновой лампы, светильника, лампочки, свечи. Уточнить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

5.Рассказывание о правилах  безопасности (по карточкам).

 

Цель: формировать умение рассказывать о правилах безопасности с электричеством.

6. Рассказ- описание электрической лампочки.

Цель: развивать умение детей рассказывать о лампочке с помощью алгоритма.

НОД 2

Вид деятельности: познавательно- исследовательская

ОО «Познавательное развитие»

Форма: экспериментальная лаборатория

Тема: «Волшебное электричество»

Цель НОД: вызвать интерес к исследовательской деятельности. Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту. Уточнить у детей понятия «электричество», «электрический ток». Закрепить представления у детей о правилах безопасного обращения с электроприборами. Развивать умение детей проводить исследования и делать выводы.

Ход НОД

1. Ритуал приветствия.

Цель: настроить детей на позитивную работу.

2.Загадка про электричество

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки об электричестве.

3. Дидактическая игра «Что есть, что было»

Цель: уточнить представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи.

3. Рассказ воспитателя «Откуда берется электричество»

Цель: расширять  представления детей об электричестве.

4. Беседа с показом презентации о безопасном обращении с электроприборами.

Цель: формировать у детей представления о правилах обращения с электроприборами.

 

5. Физкультминутка «Провода»

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей.

6.  Опыт 1, Опыт 2, Опыт 3

Цель: формировать у  детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.

8. Рефлексия

Цель: систематизировать представления детей об электричестве.

НОД 3

Вид деятельности: Коммуникативная

ОО «Речевое развитие»

Форма: Совместная игра

Тема: «Чудо - вещи вокруг нас (электроприборы)»

Цель НОД: Уточнить представление детей о чудо- вещах (электроприборах), о назначении основных электроприборов в доме., как с ними обращаться. Развивать умение детей образовывать существительное с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падеже. Совершенствовать умение составлять предложения по сюжетным картинкам об электроприборах.

Ход НОД

1. Организационный момент

Цель: привлечь детей к деятельности.

2. Загадки о бытовых электроприборах. Автор: Татьяна Гусарова

Цель: развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.

3.Беседа

Цель: совершенствовать умение детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе. Уточнить названия электроприборов, почему они так называются, правилах безопасного обращения с электричеством.

4. Музыкальная физминутка «Фиксики».

Цель: развивать общую моторику по средствам физминутки

5. Дидактическая игра «Большой- маленький»

Цель: развивать умение детей образовывать существительное с уменьшительно- ласкательными суффиксами

6. Дидактическая игра «Один- много»

Цель: развивать умение детей образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падеже

7. Самостоятельное составление детьми предложений по сюжетным картинкам из серии «Электроприборы»

Цель: совершенствовать умение составлять предложения по сюжетным картинкам об электроприборах.

5. Рефлексия

Цель: обобщить представления детей о  правилах безопасного обращения с электроприборами и электричеством.

Утро

Беседа           

«Осторожно, электричество!»

«Опасные предметы дома»

«Наши помощники - электроприборы»

Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой.

Индивидуальная работа

«В  Выкладывание электроприборов из счетных палочек по контуру»          

Цель: развивать умение детей обдумывать и планировать практические действия, рассуждать, обосновывать свою идею

Прогулка 1, 2

Подвижная игра             

«Ток бежит по проводам»

Цель: формировать у детей умение играть запоминая слова и двигаться в соответствии с текстом

Вечер

Экспериментально-опытная деятельность             

«Волшебное электричество»

Цель: обобщать знания детей об электричестве; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;  воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Беседа с рассматриванием плакатов и фотоиллюстраций с изображением электроприборов             

 «Если ты остался один дома»

«Безопасность ребенка дома»

Цель: познакомить детей с электроприборами и их назначением для жизни человека. Уточнить представление детей об опасности электричества.

Просмотр мультфильмов             

«Фиксики и электричество»

«Фиксики и электрический ток»

Цель: формировать представление детей о технике безопасности при работе с электричеством.

Словесная игра             

«Для чего что нужно»

«Что лишнее»

Цель: закрепить представление детей о чудо- вещах бытовой техники.

Чтение сказки  Ирины Гуриной

«Про электрический ток»

Цель: продолжать знакомить  детей с техникой безопасности с электричеством

Чтение стихов Валевский Анатолий

«Электричество»

Колодкин Владимир

«Быстрый ток»

Цель: воспитывать в детях чувство осторожности в обращении с электричеством, электроприборами.

Актуальная среда:

Счетные палочки, картинки с изображением электроприборов

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Выкладывают, рассуждают.

Актуальная среда: разрезные картинки по теме «Электричество»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

собирают картинки

Актуальная среда: веревочка с узелками.

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Двигаются по кругу, произносят текст игры.

Актуальная среда: провод, воздушный шар, расческа, кусочки бумаги.

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Рассказывают, действуют с предметами.

Актуальная среда: рассматривают плакат «Наши помощники - электроприборы»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Рассматривают, рассуждают.

Актуальная среда: видеозапись мультфильма «Фиксики»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Просматривают, обсуждают, высказывают свое мнение.

Актуальная среда: мяч

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Ловят мяч, рассказывают для чего нужен электроприбор.

Актуальная среда: картинки на тему «Электроприборы»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Рассматривают, объясняют свои действия.

Актуальная среда: книга с текстом произведений об электричестве.

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Обсуждают ошибки героев произведения.

Выставка рисунков

«Осторожно электричество»              

Цель: организовать взаимодействие детей и родителей по развитию активности и творчества.

Беседа

«О предупреждении детской шалости»

Цель: расширить знания родителей в вопросах  безопасности детей связанных электричеством.

Памятка              

«П Предупреждение несчастных случаев с детьми в быту»

Цель: повысить компетентность родителей по предупреждению несчастных случаев в быту связанных с электричеством.


КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД)

по теме «Волшебное электричество»

Возрастная группа: старшая

Вид (виды) и разновидности деятельности детей (интегрированные виды деятельности):

«Восприятие художественной литературы» (чтение загадки)

 «Социально-коммуникативная» (рассказ «Откуда берется электричество», беседа с показом презентации о правилах безопасности с электричеством)    

 «Двигательная» (физминутка «Провода»)

«Познавательно-исследовательская» (опыты)

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): 

представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи;

представления детей об электричестве;

представления о правилах обращения с электроприборами;

представления о статическом электричестве;

представления детей об опасном и безопасном электричестве;

Образовательные задачи.

ЗНАНИЯ

1. Уточнить представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи.

2. Расширять  представления детей об электричестве.

3. Формировать у детей представления о правилах обращения с электроприборами.

4. Формировать у  детей представления о статическом электричестве.

5. Систематизировать представления детей об опасном и безопасном электричестве.

ОТНОШЕНИЯ

1. Настроить детей на позитивную работу.

2. Снятие эмоционального напряжения у детей.

ДЕЙСТВИЯ

1. Формировать у  детей интерес к исследовательской деятельности.

2.  Развивать умение детей отгадывать загадки об электричестве.

Интегрированная форма:  исследовательская лаборатория

Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):  

Задание/ инструкция педагога

(действие и его содержание)

Способ

предъявления педагогом задания детям

Результат выполнения задания детьми

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу

Словесный

Выполняют действия

Отгадайте загадку, которая поможет вам узнать о том, что мы будем исследовать

Словесный

Отгадывают загадку

Выберете себе по 1 картинке, рассмотрите, найдите человека, чтобы объединить пару: старинные вещи и современные электроприборы, которые их заменили

Аудиовизуальный

Наглядно-практический

Выбирают карточки, находят и объединяют пару: старинные вещи и современные электроприборы, которые их заменили; раскладывают карточки в альбом парами

Послушайте рассказ «Откуда берется электричество», рассмотрите предметы на столе,

задайте интересующие вас вопросы

Словесный

Аудиовизуальный

Рассаживаются, слушают рассказ об электричестве, рассматривают провода, задают интересующие их вопросы по теме

Посмотрите на экран, расскажите о правилах обращения с электричеством

Словесный

Аудиовизуальный

Рассматривают слайды, рассуждают, уточняют правила правилах обращения с электричеством

Физминутка «Провода»

Выполняйте движения в соответствии с инструкцией

Наглядно-действенный

Выполняют движения

Потрите воздушный шарик о волосы, поднесите его к стене, расскажите, что вы наблюдаете. Составьте схему опыта в альбоме

Практический

Дети натирают шариком о волосы, подносят к стене, делают выводы.

Составляют схему опыта в альбоме

Возьмите расческу, расчешите волосы и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?

Составьте схему опыта в альбоме

Практический

Выполняют задание, исследуют, делают вывод

Составляют схему опыта в альбоме

Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к конфетти. Что вы видите?

Практический

Выполняют задание, высказывают свое мнение

Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что получилось? Почему?

Составьте схему опыта в альбоме

Практический

Выполняют задание, исследуют, рассуждают, делают вывод.

Составляют схему опыта в альбоме

Расскажите об альбоме исследовательской лаборатории, который мы сегодня составили

Словесный

Рассказывают о том, что узнали, делали

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– приглашение к участию (устное)

2. Материалы для деятельности детей:

*материалы для преобразования и трансформации

– игра (картинки старинных вещей, современных электроприборов)

– альбом для составления пары картинок

*материалы для представления заданий и результатов деятельности:

– альбом для составления схемы опытов (с пиктограммами)

*Материальные средства для деятельности детей:

– цветные воздушные шарики на каждого ребенка

– пластмассовые расчески на каждого ребенка

пластмассовые палочки на каждого ребенка

– иллюстративный материал (предметные картинки, фотографии, пиктограммы)

– мелко нарезанная бумага- конфетти, бумажные бабочки

– кусочки шерстяной ткани

3. Дидактический материал:

– сценарий 

кусочки проводов

пиктограммы

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– экран,

– ноутбук,

мультимедиапроектор

презентация о безопасном обращении с электроприборами.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Ритуал приветствия. Загадывает загадку про электричество, приглашает в исследовательскую лабораторию

Называют отгадку, принимают приглашение

Содержательно-деятельностный

Предлагает рассмотреть альбом об истории электроприборов, разложить парами современные электроприборы со старинными вещами парами

Выбирают карточки, составляют пары с изображением современных электроприборов и   старинных вещей; раскладывают в альбом парами

Уточняет, знают ли дети, откуда берется электричество. Рассказывает об электричестве

Внимательно слушают, задают интересующие их вопросы, рассматривают кусочки провода

Предлагает посмотреть презентацию и рассказывает правила обращения с электричеством

Рассматривают слайды, обсуждают, называют правила обращения с электричеством

Предлагает поиграть в игру «Провода»

Держатся за руки, выполняют движения в соответствии с инструкцией

Предлагает провести опыт с шаром.  Предлагает потереть шарик о волосы и поднести воздушные шарики к стене

Дети натирают шариком о волосы и подносят к стене

Объясняет, что когда натирали шариком о волосы. Он наэлектризовался и поэтому притянулся к стене. 

Дети слушают, делают выводы, составляют схему опыта

Предлагает расчесать волосы расческой и прикоснуться к бумажным бабочкам

Расчесываются, касаются расческой бабочек. Делают вывод: расческа тоже наэлектризовалась

Составляют схему опыта

Предлагает взять палочку и поднести ее к бумажкам и потихоньку поднять, ответить на вопрос: что вы видите?

Выполняют действия палочкой, отвечают на вопрос

Предлагает взять кусочек шерстяной ткани, натереть палочку и поднести ее к бумажкам и потихоньку поднять, ответить на вопрос: что случилось? Почему?

Выполняют действия с палочкой и шерстяной тканью. Делают вывод, что палочка от ткани наэлектризовалась Составляют схему опыта

Предлагает ответить на вопрос опасно ли электричество, которое увидели при проведении опытов

Отвечают на вопрос, делают выводы

Оценочно-рефлексивный

Предлагает представить составленный альбом исследовательской лаборатории и рассказать о работе в ней

Рассказывают о своей работе в исследовательской лаборатории

Методы и приемы (методическое сопровождение)

Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации), которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами задач.

Например. 1. Беседа по картине. Вопросы для беседы: 1. … 2. … 3. … 4. …  2. Анализ проблемной ситуации. Описание ситуаций: … 3. Предъявление детям алгоритма составления загадки (приложение 1). 4. Напоминание детям плана описания предмета: 1. … 2. … 3. …

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– ритуал приветствия;

– создание проблемной ситуации;

– создание ситуации успеха.

Ритуал приветствия:

Дети, встают по кругу, берутся за руки.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг.

- Ребята, вы хотите узнать, почему зажигаются лампочки?

Предлагаю нам сегодня отправиться в исследовательскую лабораторию, где нам помогут смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

2. Методы организации и осуществления деятельности:

словесные (рассказ, беседа, чтение),

Рассказ «Откуда берется электричество»

Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. (Показать детям провода) Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.

 В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? (Ответы детей) Да это розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники. - Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы

- Чтение загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

Дидактическая игра «Что есть что было»

Цель: уточнить представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи.

Материал: карточки с изображением современных электроприборов и   старинных вещей, альбом с кармашками-файлами для составления пар.

Содержание: разложить в альбом парами карточки с изображением современных электроприборов и   старинных вещей.

- Беседа с показом презентации о безопасном обращении с электроприборами.

Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.  Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята?

Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.  Давайте их назовем (Показ презентации. Дети называют правила).

1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку. 
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни. 

4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам. 

5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы. 

Гвоздики и пальчики 

В розетку не вставлять. 

Электричество опасно- 

Это каждый должен знать! 


практические (упражнение, поручение),

Выполнение заданий физминуки

Текст физминутки

Действия детей

Воспитатель «розетка», один из детей «лампочка», остальные - провода.

 Все дети присаживаются на корточки, на одном конце розетка (воспитатель), на другом лампочка (ребенок). Все держатся за руки, первым встает воспитатель, затем следующий за ним  ребенок, присаживается и так далее, пока ток не дойдет до лампочки, последний игрок встает и поднимает руки вверх. Затем лампочка выключается и все происходит в обратной последовательности.

наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

– Проведение опыта 1.

Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.

Материал, оборудование: воздушные шары по количеству детей.

Содержание: Дети натирают шариком о волосы и подносят его к стене. Составляют схему опыта пиктограммами в альбоме.

– Проведение опыта 2.

Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.

Материал, оборудование: расчески по количеству детей, бабочки, вырезанные из бумаги.

Содержание: Дети расчесываются, касаются расческой бабочек. Составляют схему опыта пиктограммами в альбоме.

– Проведение опыта 3.

Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.

Материал, оборудование:

Содержание: Дети подносят пластмассовую палочку к конфетти и потихоньку поднимают. Дети натирают пластмассовую палочку шерстяной тканью и поднести к конфетти и потихоньку поднимать. Составляют схему опыта пиктограммами в альбоме.

  1. Методы контроля и самоконтроля:

– коллективный смотр,

– рефлексия деятельности.

Давайте посмотрим альбом нашей исследовательской лаборатории и представим результаты работы. Дети по страницам альбома рассказывают о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая площадка "Основы безопасности жизнедеятельности"

Организация работы в летне-оздоровительный период...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Основы безопасной жизнедеятельности"

Рекомендовано воспитателям детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: проект «Формирование навыков безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

В дошкольном учреждении следует проводить целенаправленную работу по проблеме обучения детей безопасному поведению на улице, так как дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, не ...

Методическая разработка на тему" Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста"

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

Методическая разработка «Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»

Методическая разработка«Обучение детей основам безопасного поведения на дороге»  АннотацияСегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших ули­цах, ребёнок ...