Методическая разработка: проект «Формирование навыков безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
статья по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева А.В., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 35 Невского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка: проект «Формирование навыков безопасности жизнедеятельности у дошкольников».
Это каждый должен знать обязательно на пять.
«Самое дорогое у человека - это жизнь», писал Н.А.Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия.
И от того, донесём мы взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Недостаточный уровень культуры поведения родителей на улице, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Поэтому, в дошкольном учреждении следует проводить целенаправленную работу по проблеме обучения детей безопасному поведению на улице, так как дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, не выработана у них способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Обучение детей правилам дорожного движения - необходимо. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортного происшествия являются именно дети.
Педагогический анализ и наблюдения показали, что дети не имеют достаточных знаний о правилах безопасного поведения на улице. Они проявляют устойчивый интерес и хотят больше узнать о правилах поведения на улице и культуре пешехода, а также выражают желание научиться и всё верно выполнять.
У них возникает множество вопросов о работе светофора, о назначении дорожных знаков и истории их возникновения.
Поэтому появилась идея проекта «Это каждый должен знать обязательно на пять», который позволил бы сформировать и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
На первом этапе была проведена корректировка перспективного плана на год, разработаны конспекты тематических бесед, подобраны сюжетно - ролевые, дидактические и подвижные игры, составлены темы развлечений для проведения непосредственной образовательной деятельности в режимных моментах.
Реализация проекта направлена на решение сложных задач
- воспитания в детях навыков грамотных пешеходов;
- поддержки их любознательности и интереса к окружающему;
- укреплению желания соблюдать правила безопасности;
- ознакомлению с основными дорожными знаками.
Планируемые мероприятия направлены на выработку у дошкольников привычки правильно вести себя на дорогах и умению применять правила в различных жизненных ситуациях. Формирование чувства ответственности за свои поступки в проекте происходит в увлекательной игровой форме, позволяющей убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности. Это способствует развитию у детей умения ориентироваться в различной обстановке, развивает чувство контроля и самоконтроля.
Перед началом работы педагоги изучают особенности представлений детей о безопасности. Предварительная беседа показала, что дети затруднялись отвечать на вопросы. В этом случае хорошо использовать иллюстрации с изображением детей в конкретной опасной ситуации. Картинки подбираются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог оценить поведение своих сверстников и предложить алгоритм действий для их решения. Это способствует развитию мышления, зрительного внимания и ориентировке в окружающем мире.
Проект позволяет задействовать практически все образовательные области.
Познавательная деятельность - беседы, экскурсии к светофору, рассуждения по картинкам с определением опасных ситуаций на дороге и так далее.
Дети рисовали придуманные ими дорожные знаки и необычный светофор. Группа пополнилась дидактическим материалом.
1 этап - подготовительный: Изучение знаний родителей и детей по данному направлению. Необходимо заинтересовать участников темой проекта и привлечь к активной деятельности. Планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми занимает большое количество времени. Создание развивающей среды для активной деятельности детей - одно из важнейших условий эффективной проектной деятельности. Подготовка плана работы с родителями велась в тесном взаимодействии с ними.
2 этап - практический: Для закрепления и обогащения знаний детей использовались различные формы работы: прогулка к ближайшему перекрёстку; рассматривание альбомов с иллюстрациями по ПДД; изготовление с детьми нагрудных дорожных знаков для сюжетно - ролевых игр; тематические беседы, игры дидактические и сюжетно - ролевые (в соответствии с планированием). В работу в проекте включились темы, необходимые к изучению в соответствие с основной образовательной программой и годовым планированием. Они активно «вплетались» в русло проектной деятельности, составляя единое целое. Поэтому проект «не стоял особняком» от основной жизни детей.
3 этап - заключительный:
Один из важнейших показателей эффективности проекта - результаты деятельности детей. Был проведён специально разработанный мониторинг проекта. Он показал большой процент успешности знаний детей их активности.
Благодаря работе над проектом дети стали грамотными пешеходами, научились ориентироваться в различной обстановке, и у них выработалась привычка правильно вести себя на дорогах. Они научились разбираться в назначениях дорожных знаков и их начертании.
Педагоги в ходе проекта получили новый опыт успешности работы по теме ПДД, приобрели устойчивые взаимосвязи с социальными партнёрами, Расширили и разнообразили развивающую среду новыми играми, создали картотеку информационных ресурсов проекта.
Открыли новые возможности в работе по теме.
Совместно с родителями был изготовлен макет города, благодаря их активному участию в проекте группа пополнилась новыми атрибутами и дидактическим материалом. С их слов, они стали уделять больше внимания безопасности своих детей.
Одно из главных достижений проекта - более пристальное внимание взрослых к проблемам детей и активное включение в совместную с ними деятельность. Это позволило родителям проводить с детьми больше времени, узнать их «маленькие» тайны и трудности, научиться «слышать» и понимать детское мировосприятие.
В проекте использовались, как традиционные, так и необычные формы работы с родителями: от анкетирования и родительских собраний, до организации совместных мероприятий с участием партнёров, выполнение домашних заданий (чтение книг по теме, заучивание стихов, прогулки по городу, изготовление макета «Перекрёсток»); изготовление атрибутов (светофор, пешеходный переход, дорожные знаки).
Родители с охотой откликались на просьбы и предложения педагогов. Многие из них принесли в детский сад книги, игры. Руками родителей был сделан напольный действующий светофор.
Главное - своевременное информирование родителей о результатах детей (открытые мероприятия, информация в уголке родителей, индивидуальные беседы и он - лайн переписка в «Контакте»). Ознакомиться с итоговыми результатами детей родители смогли на заключительном мероприятии «Путешествие в страну дорожных знаков», где познакомились с выставкой детских работ и фотогазетой. На всём протяжении работы над проектом воспитателями был организован контроль и оценивание хода его реализации.
Рефлексия по окончанию проекта кроме оценки знаний детей, включала и вопросы для выяснения уровня приобретённых знаний и эмоционального настроя.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод:
- Тема проекта соответствует ритму нашей современной жизни и продиктована необходимостью формирования знаний детей о соблюдении правил дорожного движения, что благотворно влияет и на развитие их интеллектуальных, познавательных и художественно - эстетических способностей;
- Возросла заинтересованность и активность детей в самостоятельной игровой деятельности;
- У детей развился интерес к теме проекта, они научились добывать нужную информацию из разных источников;
- У участников проекта сформированы необходимые для пешеходов навыки (ориентирование в городской обстановке, а также привычка правильно вести себя на дорогах, разбираться в назначении дорожных знаков и их начертании).
Овладение необходимыми навыками и умениями в образовательной области «Безопасность» у детей происходит более естественно и усваивается детьми как норма, легко, так как любые общепринятые правила должны быть осознаны и приняты маленьким человеком - только тогда они станут действенным регулятором его поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »
Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...
Методическая разработка по формированию навыков противопожарной безопасности у детей раннего возраста.
Методическая разработка по формированию навыков противопожарной безопасности у детей раннего возраста.Конспект НОД по художественному творчеству (лепке)" Пожарная лестница"...
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста. Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « Мы пешеходы»Актуаль...
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста. Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»
Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по до...
«Методическая разработка по формированию навыков личной безопасности у детей дошкольного возраста»
laquo;Методическая разработка по формированию навыков личной безопасностиу детей дошкольного возраста»...
«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
laquo;Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...