«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
статья по обж (младшая группа)

Семенова  Ольга Борисовна

«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

     Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ДОУ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формирование у ребёнка основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели: - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; - воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать. В ДОУ работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; - воспитание грамотного участника дорожного движения; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов: - системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ; - включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ; - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ; - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) . Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:

♦♦♦ Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;

♦♦♦ Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;

♦♦♦ Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.

     Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

     Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.

Методы подразделяются на словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.). Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей. Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества - грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё. Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников - это пример окружающих ребёнка взрослых.

Наглядные методы

     В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода. Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить , если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.

     В группах среднего и старшего дошкольного возраста просмотр грамотно подобранных драматических спектаклей весьма положительно влияет на формирование норм поведения и создает благоприятную почву для установления дружеских отношений между сверстниками. Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов- способ демонстрации конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами.

     С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега. Сравнительные наблюдения, экскурсии - очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста на первый план выдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это позволяет структурировать представления дошкольников об особенностях внешнего вида и функционального назначения различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза. В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.

Словесные методы

     Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой? Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности : закружилась голова на солнце - скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д. Ситуативное общение также направлено на формирование у детей умения выполнять поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается»

     Со старшими дошкольниками во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?» а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Объяснение, напоминание, словесная инструкция- самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки»- позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.

     Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме. Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка, задавая определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме, дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости: сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для самостоятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы напомнить детям осознать, что употребление грязной волы приведет к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку «О сестрице Аленушке и братце Иванушке.

     Отгадывание загадок вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагогам активно использовать данную разновидность метода, начиная со второй младшей группы. Загадки можно использовать и в досуговых формах совместной деятельности взрослого и детьми. Сочинение загадок, как метод обучения, используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Н-р: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом следующим образом: в центре листа располагается закрытая картинка-отгадка, а по углам приклеиваются картинки, с которыми сравнивается загаданный предмет.

     Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопровождается показом конкретных приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации.

    Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму.

     Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа - запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. Так, беседуя о значении режима в жизни человека, можно предложить детям 4-5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это бывает? Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни? Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму? Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы. Проблемная ситуация (для детей 4-5 лет): Представь, что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу на нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

Практические методы

     Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием презентаций), компьютерные игры, игры придумывания. Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. А это же задание, предложенное в форме соревнования: «Чья команда быстрее» сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников. Игры с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала.

     Игры - придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему «Что было бы, если бы...», а также их разновидности : « Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями», « Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др.

     Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом»).

       Ситуативно- имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

     Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и др. К заданиям продуктивного характера относится применение всех видов средств изобразительной выразительности для достижения поставленной задачи: «Починить сломанный светофор» (аппликация), «Подобрать нужные колеса машине» (конструирование) и т.д. Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр - традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками. Н: составление «Энциклопедии безопасности в картинках для малышей», изготовление настольных игр по теме «Дорожная азбука» и др. Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения. Формат может быть разным.

     Изготовление книжек-самоделок доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает актуальные детские интересы детей. Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», « Наш друг - светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей старшего дошкольного возраста: « Наши достижения», «Кладовая природы, « Планетанаш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к изготовлению книжек -самоделок можно и родителей воспитанников.

     Игры-инсценировки , подготовка и показ спектаклей - наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями. Для игр- инсценировок с детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки, сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и т.д. Со старшими дошкольниками можно ставить большие по объему произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций. Изготовление классификационных таблиц - очень полезный для структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена на две части: «Опасно- безопасно», «Хорошо-плохо», «Можнонельзя». Для ее заполнения потребуются картинки по теме. По окончании выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность. Проведение тренингов. Тренинги- групповая форма взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга. Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно их выбирать, эффективно решать проблемные ситуации. Н-р: Тренинг «чужой человек». Инструкция: « Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, я с вами никуда не пойду. Позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с детьми индивидуально и хором. Тренинг «Если Чужой пытается приникнуть в дом». Инструкция: «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?» Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию основ безопасности.

     Работа дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Для того, чтобы работа педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей воспитанников. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этапы работы с родителями:

1. Подготовительный (ознакомительный)

2. Просветительский Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью. 3. Совместная деятельность с семьей Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог Проведение мониторинга, направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

 

Формы и виды работы с семьей:

1. Традиционные

Анкетирование, тестирование, опрос.  

Тематические родительские собрания (например, «Безопасность в доме», «Правила дорожного движения», «Чтобы не было пожара»)

Беседы; Игры-тренинги; Совместные экскурсии.

2. Просветительские

Папки–передвижки; Консультации, Выпуск буклетов; Выставки рисунков; Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС;

Показ открытых мероприятий; Дни открытых дверей; Памятки для родителей; Видеофильмы;

Совместное пополнение предметно-развивающей среды Выставки дидактических игр, пособий

Буклеты: «Внимание! Дети на дороге!» «Безопасность при пожаре» и другие. Консультации: Совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

3. Нетрадиционные: Мультимедийные презентации;

Информация на сайте ДОУ, Мастер-класс Исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры;

Круглый стол, Участие в конкурсах

• семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний, умений (правила дорожного движения, безопасного поведения в быту, на улице, пожарная безопасность

• «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по ОБЖ

• устные журналы, дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть в жизни дошкольника

• совместные праздники и развлечения «Папа, мама и я – пешеходная семья» • выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, совместные творческие работы детей и родителей на тему противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности

Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...

Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желани...

Консультация для родителей на тему: «Формирование основных навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников»

Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать....

«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»

Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....

Методическая разработка: проект «Формирование навыков безопасности жизнедеятельности у дошкольников»

В дошкольном учреждении следует проводить целенаправленную работу по проблеме обучения детей безопасному поведению на улице, так как дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, не ...