Конспект занятий по познавательно исследовательской деятельности
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Бажина Елена Викторовна

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности по теме Пожарная безопасность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelno_-_issledovat_deyat.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Пожарная безопасность»

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности

Возраст: Старшая группа

Тема: «Осторожно огонь!»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности  «Огонь – добрый и злой»

Задачи:

  • Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,

о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

  • Формировать знания детей о том, что в случае неосторожного обращения с огнём может произойти пожар.
  • Дать детям знания о том, что огонь можно затушить с помощью воды, земли, песка, пены, используя элементарные опыты
  • Создать условия для формирования у детей понятий «Огонь – добрый, огонь – злой»
  • Формировать навыки безопасного поведения.
  • Расширять словарь детей по теме «Пожарная безопасность». 
  • Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности. 
  • Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, принятия решения
  • Обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками
  • Способствовать диалогическому общению со сверстниками

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Пожар», загадывание загадок о пожароопасных предметах, чтение художественной литературы на заданную тему: С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница», Елена Ульева «Правила безопасности» энциклопедия для малышей в сказках,  обсуждение прочитанных ситуаций. 
Ход деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Посмотрите, на моем столе лежит письмо. Интересно, кто же мог прислать его нам!? Вы хотите узнать? (Очень хотим). Хорошо, давайте его распечатаем и прочитаем.  Так, это письмо из нашей Абаканской пожарной части! Прислали его смелые, отважные люди – пожарные! Они интересуются, знаете ли вы о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения с огнём, о его свойствах! Ребята пожарные приготовили для вас интересные загадки! Будем отгадывать! (Да)

Воспитатель:

Пообедать он готов. Видишь: сколько языков! Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи. Ты его рукой не тронь: Может укусить 
(Огонь).

Белый столб стоит на крыше. И растёт всё выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез. ( Дым)

Пламя здесь стеной стоит.  Очень страшное на вид. А вокруг сильнейший жар - Старый дом объял... Пожар

Основная часть:

    Показ презентации на тему: «Сила огня! Огонь – добрый, огонь – злой»

    Беседа по слайдам презентации:  В старину люди не умели добывать огонь. Случилось так, что во время грозы от молнии загорелось дерево. Пока оно горело, люди грелись, готовили еду. А когда огонь погас, то зажечь его никто не смог. Позднее люди научились добывать огонь при помощи трения одной палки о другую, высекать из камня. Огонь удовлетворял потребности людей. Сила огня очень велика, ею пользуются для запуска ракет, космических кораблей. Огонь также может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может нанести значительный материальный ущерб и привести к гибели людей. Но, когда огонь выходит из под контроля он несет в себе зло. Сжигает все на своем пути, никого не щадит. Горит лес, дома, выгорают квартиры, в огне гибнет все живое. Огонь может принести людям травмы в виде ожогов. Их трудно залечивать, после них остаются следы ожоговых травм. Вы, наверняка, знаете, когда дотронешься до горячего чайника или открытого огня, то очень больно. Когда огонь попадает на тело на несколько секунд, то это место начинает краснеть, а затем может появиться волдырь. Впоследствии он лопается, причиняя сильную боль. Рана долго не заживает. (Продемонстрировать последствия пожара по картине «Он играл с огнем».)

     Пожар может возникнуть, когда оставляют без присмотра включенные электроприборы, бросают непотушенный окурок, горящую спичку или тлеющий уголь.

Игра «Что может добрый огонь»

- У костра можно согреться, приготовить еду

- зажечь свечу или керосиновую лампу, чтобы стало светло

- затопить печь или камин

- запустить ракету в космос

- работа кузнеца

А теперь расскажите, что может быть, если огонь рассердился.

- Нельзя играть спичками дома.

-Нельзя пользоваться неисправными бытовыми электроприборами.

-Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.

-Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.

-Нельзя сушить белье над открытым огнем.

-Надо знать пути эвакуации во время пожара.

При пожаре звонить 01.

Воспитатель: Молодцы ребята!  Сегодня я хочу вам предложить отправиться вместе со мной в интересную лабораторию «Познавательных открытий» Скажите, ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное). Сегодня мы будем проводить опыты с огнем, но прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Дети называют)

Воспитатель на подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек)

Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет).

Воспитатель: Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).    

Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

А теперь я подношу к пламени свечи полоску бумаги – она быстро загорается. Затем я подношу к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Теперь я подношу к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

Воспитатель: Итак, ребята, давайте расскажем, какие предметы загораются быстро, а какие нет? (Быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

Воспитатель: Если огонь становится опасен, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).

Воспитатель: Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).

Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который   использовать для тушения огня. Вы  узнаете  их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды)

 Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт .  Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет).

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом  наша работа в лаборатории окончена.

Физкультминутка «Насос»

А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьем вода Раз, два, три, четыре (2-3 раза)

Хорошо мы потрудились.

Воспитатель: Молодцы. Что же нужно делать, если случился пожар?

Саша:

Сам не справишься с пожаром. Этот труд не для детей.

Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело, чтоб не всё сгорело!

Максим:

Знает каждый гражданин  Этот номер – 01, Если к вам придет беда –

Позвони скорей туда. А если нет телефона – Позови людей с балкона.

Ваня:

В дверь к соседям барабаньте и  на помощь призывайте Окружающих людей,

А не прячьтесь по углам – Дым с огнём догонят там! Из квартиры убегайте,

Но рассудка не теряйте: За собой закройте двери – И уменьшатся потери!

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Берегись огня»

Заключительная часть: 

    Рефлексия: Ребята, теперь отважные пожарные могут вами гордиться! Вы много узнали о свойствах огня! О том, какие правила нужно знать, чтобы огонь никогда не  рассердился!

  Ребята, вам понравилось сегодня быть исследователями? Открывать для себя интересные свойства материалов (огня, воды, песка). Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Что бы вы еще хотели исследовать на другом занятие?

   Ребята, пожарные приглашают вас к себе в дежурную часть посмотреть, как же там все устроено! (Организовать экскурсию по договоренности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Танцевально-игровая деятельность на музыкальном занятии"

Открытое мероприятие по музыкальному воспитанию.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7199149","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"medi...

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Конспект занятия по изо деятельности во второй младшей группе. Тема занятия:«Помоги маме – курочке найти цыплят»

Познакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру. Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание цвета (жёлтый)....

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"

Конспект занятия по совместной деятельности взрослых и детей (игровая деятельность) в первой младшей группе. "Теремок"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему "Посуда. Материалы, из которых сделана посуда (занятие с элементами экспериментирования)"

Материал предназначен воспитателям етсих садов. В конспекте представлены опыты и эксперименты по изучению свойст материалов, из которых сделана посуда....