Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Панова Ольга Викторовна

Оглавление

1.     Пояснительная записка……………………………………..3 - 10

2.     Учебно-тематический план……...…………………………11- 13

3.     Содержание…………………………………………………14 - 26

4.     Обеспечение………………………………………………   27 - 31

5.     Мониторинг образовательных результатов………………32 - 34

6.     Список информационных источников………………………35

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Азбука безопасности65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад п. Тихменево

Принята на заседании                                                   «УТВЕРЖДАЮ»                    

Совета педагогов                                                              заведующая  МДОУ

Протокол №___________                                             _______(Расулова О.С.)                                                                                        

«___»__________20____г.                                            «__» _______20_____г.    

                                                                                      Педагогического совета

                                                                                     

                                                                                       

                                                                             

Социально-педагогическая направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности

«Азбука безопасности»

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Панова Ольга Викторовна,

воспитатель МДОУ детский сад

п. Тихменево

п. Тихменево, 2018 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………..3 - 10
  2. Учебно-тематический план……...…………………………11- 13
  3. Содержание…………………………………………………14 - 26
  4. Обеспечение………………………………………………   27 - 31
  5. Мониторинг образовательных результатов………………32 - 34
  6. Список информационных источников………………………35

  1. Пояснительная записка

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определяется нормативно-правовыми документами федерального уровня. Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии:

-   с  Федеральными  государственным образовательным стандартом      к  структуре  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования  (Приказ  Министерства  образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года).

-  Санитарно-эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации  режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.  

-   Приказ  Министерства  образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года.

В  настоящее время наличие потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), антропогенные  изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей,  подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование  развития у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Азбука безопасности».

Создание программы также  вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации  в системе дошкольного образования  и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др.

 

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

         В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

         Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

         В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

         К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Направленность: Социально – педагогическая.

Вид:  модифицированная, интегрированная.

Цель  программы: формировать у детей знания о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

  1. Формировать представления  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
  2. Формировать целостную картину  мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
  3. Формировать  первичные представления о себе, гендерных особенностях,  семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
  4. Формировать  первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
  5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек  - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
  6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
  7. Выработать у дошкольников нормы поведения,  уверенность в себе.

Ожидаемые результаты        

Результаты обучения:

В результате освоения программы   воспитанники будут

иметь представления:

 - о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;

- об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;

- о нормах  поведения  при общении с другими  дети, в том числе подростками;

- о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;

- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;

- о правилах  безопасного поведения на улице;

-о местах на улице, где позволительно играть;

- о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;

- о ценности   здоровой  пищи;  

- о роли лекарств и  витаминов;

- о пользе  овощей  и фруктов;

- о  значении  крови для живых существ;

- о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;

- о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.

-о необходимости следить за своей внешностью.

- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;

-правила пользования телефоном;

- правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;

- строение человеческого тела  и  его  внутреннее строение;

- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;

-  дорожные знаки  для водителей и пешеходов;

- разные  виды транспорта;

- разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.

-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

-какие опасности встречаются в природе.

Результаты развития и воспитания:

-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;

-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);

-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;

-бережно относиться к своему здоровью.

Особенности организации образовательного процесса.       

При разработке Программы учитывались подходы, базирующиеся на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

 В ее основе:

1. Дидактические принципы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста (принципы научности, развития, развивающего образования, связи науки с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности в обучении, прочности и др.).

2. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который раскрывается через:

 - принцип воспитания и обучения в деятельности – образовательный процесс основывается на собственной активности ребенка в совместной жизнедеятельности с взрослыми и сверстниками;

- принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Через собственную активность и внутренние силы ребенок сам открывает новые знания, принимает решения, делает осознанный выбор;

- принцип ориентации на зону ближайшего развития – обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития». Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития.

3. Фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии.

4. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Это принцип обогащения развития, принцип, который противостоит идеологии «акселерации», идеологии резкого, искусственно интенсифицированного развития ребѐнка. В теории амплификации детского развития Александр Владимирович подчѐркивает самоценность дошкольного детства, непреходящее его значение. То, что ты здесь не доработал, уже не сможет возвернуться к ребенку, он будет развиваться дальше, уже без этой пропущенной основы. Очень важно обогащѐнное развитие всех сторон ребѐнка, а особенно развитие его эмоционального мира, его образного мышления, воображения.

5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

2. Учебно – тематический план дополнительного образования «Азбука безопасности»

Учебный план представляет собой сетку образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН. Учитывается, что Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Максимальная продолжительность непрерывной  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста составляет 20 мин. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня  1 раз в неделю. Возможно осуществление образовательной деятельности на игровой площадке во время прогулки. Количество учебных часов 36.

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение

Мониторинг образовательных результатов

Теория

       1

       -

Практика

       -

       2

Всего

      1

      2

2.

Ребенок и другие люди

- Внешность человека может быть обманчива.

- Встреча с незнакомцем.

- Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

- Ребенок и его старшие приятели.

       2

        2

      4

  3.

Ребенок дома

Опасные предметы в доме.

Балкон, открытое окно и др. бытовые опасности.

Экстремальные ситуации в быту.

Это должен знать каждый (нужные телефоны).

       3

         2        

       5

    4.

Здоровье ребенка

Как я устроен?

Что такое кровь? Зачем она нам нужна?

Почему заболели ребята?

Витамины в жизни человека.

Если хочешь быть здоров.

      2

        2

      4

     5.

Здоровье ребенка

Личная гигиена.

Здоровая пища.

Забота о здоровье окружающих.

Правила оказания первой помощи.

     3

        1

      4

     6.

Эмоциональное благополучие ребенка

Конфликты между детьми.

К  кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.

Игры во дворе.

      2

        2

      4

   7.

Ребенок на улице

О безопасности на дорогах.

Дорожные знаки.

О работе ГИБДД.

Правила поведения в транспорте.

Правила езды на велосипеде.

     3

         2

       5

     8.

Ребенок и природа

Контакты с животными.

Съедобные ягоды и ядовитые растения.

Съедобные и несъедобные грибы

Будь природе другом.

     2

         2

      4

   9.

Мониторинг  образовательных результатов

Подведение итогов

       

      -

      -

2

 

1

     

       2

        1

     

                                                          Итого

   18

      18

   36

3. Содержание  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука безопасности»

Сентябрь

 Мониторинг образовательных результатов

Октябрь

Занятие 1.Тема: «Внешность человека может быть обманчива»

Задачи: формировать понятие о том, что приятная  внешность  незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, научить правильно себя вести в таких случаях.

Содержание:

  1. Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди).
  2. Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»).
  3. Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься).
  4. Сочинение историй с описанием внешности персонажей.
  5. Творческое задание: рисование «своих» и «чужих» людей, обсуждение рисунков.

Занятие 2.Тема: « Встреча с незнакомцем»

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя в таких ситуациях.

Содержание:

1.Моделирование ситуации: «Один дома»

2.Д.и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой»

3.Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»

3.Беседа на материале иллюстраций (в данном случае милиционер оказался не настоящим -  это переодетый бандит, а у переодетого почтальона в сумке – пистолет).

4.Тренинг: «Один дома»

5.Проигрывание и обсуждение ситуаций: чужой пытается открыть сам дверь; звонок незнакомого по телефону.

Занятие 3. Тема: «Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого»

Задачи: рассмотреть обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

Содержание:

1.Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку и куда – то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти.

2.Просматривание отрывка из мультфильма «Ну, погоди» (волк посадил зайца в мешок и хотел его унести).

3.Беседа на материале просмотренного мультфильма, материале сказок «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок»

4.Творческое задание: изготовление настольного театра по сказке: «Петушок – золотой гребешок»

5.Разыгрывание по ролям сказки: «Петушок – золотой гребешок»

6.Дидактическая игра «Закончи фразу»

Занятие 4. Тема: «Ребенок  и его старшие приятели»

Задачи: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Содержание:

1.Беседа  на материале иллюстраций журналов «Безопасность».

2.Работа с рабочей тетрадью: «Соедини: опасная ситуация – следствие»

3.Обсуждение: почему это произошло.

4.Придумывание рассказов со счастливым случаем.

5.Игра  «Можно-нельзя».

6.Моделирование ситуации: «Опасно»

Ноябрь

Занятие 1. Тема: «  Опасные предметы в доме»

Задачи: помочь детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья (острые, колющие, режущие и др.), помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, о хранении опасных предметов.

Содержание:  

1.Загадывание загадок об опасных предметах быта.

2.Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» « Так и не  так»

2.Обсуждение ситуаций на материале жизненного опыта детей.

3.Игра с использованием мяча: «Закончи фразу»

4.Творческая работа: «Обведи красным цветом», «Вырежи потенциально опасные предметы»

5.Игра: «По местам»

Занятие 2. Тема: «Балкон, открытое окно и др.  бытовые опасности (пожароопасные предметы, лекарства, алкоголь и др.)

Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут быть источниками опасности в доме, помочь детям хорошо запомнить основные группы опасных предметов, которыми им нельзя самостоятельно пользоваться, помочь  сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Содержание:

  1. Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения.
  2. Игра «Закончи правильно фразу».
  3. Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
  4. Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение.
  5. Выведение правил обращения с источниками опасности в доме.
  6. «Нужные телефоны».
  7. Творческое задание: «По местам»

Занятие 3. «Экстремальные ситуации в быту»

Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научить ребенка,  как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать. Прививать навыки осторожного обращения с огнем, Воспитывать чувство ответственности.

Содержание:

            1.Экспериментальная деятельность: «Огонь – хорошо, огонь – плохо»

2..Разбор конкретных ситуаций.

3..Загадывание загадок (электрические приборы, спички и лр.)

4.Творческое задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению, произошел пожар.

5.Игровая ситуация: алгоритм поведения при пожаре.

6.Опытническая деятельность: горящая бумага.

7.Моделирование ситуации: тушение возгорания

8.Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит пожарный»

Занятие 4. «Это должен знать каждый (нужные телефоны).

Задачи: научить пользоваться телефонами милиции, скорой помощи, пожарной части.

Содержание:

  1. Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
  2. Игра «Пожарные на учении».
  3. Моделирование ситуации: «В доме пожар» (действия при пожаре)
  4. Обсуждение ситуаций на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»),  скорую  помощь  («03»).
  5. Творческое задание: «Дорисуй картинку»
  6.  Разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев»
  7. Изготовление настольного театра для тренировки безопасного поведения: макет комнаты, фигурки персонажей

Декабрь

Занятие 1. «Как я устроен?»

Задачи: познакомить детей со строением человеческого тела, назначением и работой системы пищеварения, формировать  основы здорового образа жизни.

Содержание:

  1. Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?».
  2. Д/и  «О какой части тела говорю?»
  3. Решение головоломки: что общего в людях.
  4. Моделирование: «Путешествие морковки» (выкладывание схемы из бросового материала).
  5. Беседа «Полезные и вредные продукты».
  6. Д/и «Узнай и назови овощи», «Чудесный мешочек».
  7. Правила поведения за столом. Игра «Что можно, что нельзя?».
  8. Игра «Покажи на себе»

Занятие 2. «Что такое кровь? Зачем она нам нужна?»

Задачи: продолжать знакомить детей с внутренним строением человека, рассказать о значении крови для живых существ, о работе кровеносной системы, формировать основы здорового образа жизни.

Содержание:

  1. Беседа о кровеносной системе человека и значении крови с рассматриванием плаката «Кровообращение».
  2. «Из чего состоит кровь?»,  «Что происходит с кровью, когда мы поранились?» (практическая деятельность с выкладыванием  разноцветных фишек).
  3. Беседа «Что полезно, что вредно для крови?» (выбрать  нужные картинки).
  4. Игровое задание: «Прислушайтесь к биению сердца»
  5. Творческое задание: «Нарисуй малышу сердце».

Занятие 3. «Почему заболели ребята?»

Задачи: научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Содержание:

1.Беседа на материале жизненного опыта детей, обмен опытом: рассказать друг другу, что они знают о болезнях.

2.Беседа о профессии врача, беседа на материале сказки К. Чуковского «Айболит».

3.Творческое задание: поиск опасных ситуаций для здоровья  (использовать картинки).

4.Сочинение рассказа: «Как я берегу свое здоровье».

Занятие 4. «Витамины в жизни человека»

Задачи: дать детям знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить детям как витамины влияют на организм человека.

        

Содержание:

  1. Беседа на основе жизненного опыта детей о полезных и вредных продуктах.
  2. Разучивание стихотворения: Л. Зильберга

«Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С».

   3. Работа с рабочей тетрадью: творческое задание «Отбери продукты».

   4.Творческое задание: влияние витаминов на различные части тела (организма) человека.

3.Театрализованная игра «Витаминная семья»

4.Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови»

        

Занятие 5. «Если хочешь быть здоров»

Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни, прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.  

        

Содержание:

  1. Чтение отрывков из художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
  2. Заучивание поговорки: «От простой воды и мыла у микробов тают силы».
  3. Подвижная игра «Два мороза».
  4. Развивающая игра «Сравни картинки».
  5. Дидактическая игра «Что одеть на улицу».
  6. Игровые обучающие ситуации: предлагается съесть немытые овощи др.
  7. Посоветуйся с зеркалом»

8. Настольный театр: «Одеваемся на прогулку

Январь

Занятие 1. «Личная гигиена»

Задачи: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Содержание:

  1. Обсуждение ситуаций на примере иллюстраций ОБЖ.
  2. Беседа на материале произведения А.Барто «Девочка чумазая»
  3. Загадка о зеркале. Беседа о его назначении.
  4. Игра «Зеркальце, скажи!»
  5. Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности)
  6. Игра – драматизация по сказке К. Чуковского « Мойдодыр»

Занятие 2. «Здоровая пища»

Задачи: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда  должна быть не только вкусной, но и полезной.

Содержание:

1.Создание проблемной ситуации: «Глазами ребенка»

2.Беседа на примере жизненного опыта детей.

3.Творческое задание: «Вырежи продукты питания»

4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Разнообразное меню», обсуждение.

5.Загадывание загадок о полезных продуктах

6.Чтение: «Ю.Тувим «Овощи».

7.Игра: «Овощи – фрукты»

8.Настольный театр: «Накроем на стол»

Занятие 3. «Забота о здоровье окружающих»

Задачи: дать знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности, стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.

Содержание:

1.Беседа, «Какие болезни вы знаете? Причины болезней».

2.Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни.

3.Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку).

4.Моделирование ситуации: «Поможем заболевшей кукле»

Февраль

Занятие 1. «Правила оказания первой помощи»

Задачи: научить  детей оказанию первой помощи нуждающему больному, самопомощи.

Содержание:

1.Создание проблемной ситуации: «Бабушке (маме и.т.д. плохо)

2.Анализ заданной ситуации.

3.Тренинг: «Вызываем скорую помощь»

4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Останавливаем кровь»

5.Практическое задание: «Бинтуем руку (ногу).

Занятие 2. «Конфликты между детьми»

Задачи: учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами-регуляторами.

Содержание:

  1. «Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта).
  2. Беседа о  способах решения конфликтных ситуаций.
  3. Несиловые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии.
  4. Приемы профилактики конфликтов и ссор.
  5. Мимические упражнения.
  6. Моделирование ситуации: «Я тоже хочу такую же игрушку»

Занятие 3. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»

Задачи: помочь усвоить, что, если потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Содержание:

  1. Беседа на основе жизненного опыта детей.
  2. Ситуации, подобранные из литературных сюжетов.
  3. Разыгрывание тематических сценок.
  4. Тренинг: «К кому следует обратиться за помощью?».
  5. «Назови свой адрес и номер телефона».

Занятие 4. «Игры во дворе»

        Задачи: обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить  детей  необходимым мерам предосторожности.

Содержание:

  1. Беседа: «Мои любимые игры».
  2. Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как  их избежать?».
  3. Игра «Можно - нельзя»
  4. Тренинг: «Игры во дворе»

Март

Занятие 1 «О безопасности на дорогах »

Задачи: учить правилам поведения на улице, закрепить представление о том, где можно и где нельзя играть.

Содержание:

  1. Рассказы из жизни, сюжеты из  литературы или мультфильмов.
  2. Разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице.
  3. «Нарисуй плакат».
  4. Моделирование ситуации: «Я играю с мячом»

Занятие 2. «Дорожные знаки»

Задачи: учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Содержание:

  1. Беседа «Для чего нужны дорожные знаки?».
  2. Знакомство с предупреждающими знаками.
  3. Знакомство с запрещающими знаками.
  4. Предписывающие знаки («Движение прямо», «Движение направо»).
  5. Информационно-указательные знаки («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» и т.д.).

Занятие 3. «О работе ГИБДД»

Задачи: закрепить и систематизировать знания детей о работе сотрудников ДПС, о труде полицейского – регулировщика.

Содержание:

1.Всреча с сотрудником ДПС, беседа его с детьми.

2.Беседа на материале иллюстраций о работе полицейского – регулировщика.

3.Игра: «Я – регулировщик»

4.Сюжетно – ролевая игра «Автобус»

Занятие 4. «Правила поведения в транспорте»

Задачи: ознакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать культуру поведения в транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым.

Содержание:

1..Беседа на материале жизненного опыта детей.

2.Игра на классификацию транспорта.

3.Игра: «Можно – нельзя»

4.Разбор конкретных ситуаций на материале иллюстраций.

5.Игра: «Разрешается – запрещается»

Занятие 5. «Правила езды на велосипеде (самокате, роликах)»

Задачи: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

Содержание:

1.Беседа на материале личного опыта детей.

2.Ситуационно – имитационное моделирование: «Опасные ситуации»

3.Работа с рабочей тетрадью: творческое задание (правильное  – неправильное поведение)

4.Копилка правил.

Апрель

Занятие 1. «Контакты с животными»

Задачи: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Содержание:

1.Беседа на материале жизненного опыта детей.

2Анализ заданных ситуаций.

3.Сочинение историй по каждому проанализированному сюжету.

4.Моделирование ситуации с неправильным поведением ребенка с животным и его последствием.

5.Творческая работа: « Раскрась животных», «Найди неправильное поведение и его последствия»

Занятие 2. «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

Задачи: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.

Содержание:

1.Рассматривание плакатов: «Съедобные ягоды», «Ядовитые растения»

2.Игра: «Найди ответ на картинке»

3.Беседа на материале личного опыта детей.

4.Работа с рабочей тетрадью: раскрашивание по образцу.

5.Игра: «Съедобные – несъедобные ягоды»

6.Настольная игра: «Сбор грибов и ягод»

            Занятие 3. «Съедобные и несъедобные грибы»

            Задачи: Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему              виду.

            Содержание:

            1.Рассматривание плаката: «Съедобные и несъедобные грибы».

            2.Художесвенное творчество: раскрашивание грибов, ориентируясь на образец.

            3.Загадки: «Вы – мне, я – вам»

            4.Дидактическая игра: «Сварим суп из грибов» (моделирование)

            5.Сказка: «Война грибов»

            6.Правила грибников.

Занятие 4. «Будь природе другом»

Задачи: развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.

Содержание:

1.Экспериментирование: «Зачем нужен воздух»

2.Моделирование «веселой» и «грустной» полянки»

3.Работа с рабочей тетрадью: «Разбор конкретных ситуаций»

4.Чтение А.Барто «Весенняя прогулка»

5.Творческое задание: «Восстановим ситуацию»

6. Изготовление макета лесной полянки.

7.Настольный театр: «Бережем и охраняем природу»

Май

Повторный мониторинг образовательных результатов

Содержание:

1.Беседа на материале из личного опыта детей.

2.Творческое задание в рабочей тетради.

3.Обсуждение ситуаций.

4.Копилка правил.

4.Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Материально-техническое обеспечение Программы.

Материально-технические условия реализации Программы соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

- правилам пожарной безопасности;

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).

Реализация программы  невозможна без программно-методического обеспечения   материала, соответствующего  возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:

  • различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам  уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
  •  настольно-печатные игры  по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
  • дидактические игры  по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии  картинок или  открыток, разнообразные коллекции,  макеты и др.),  подборки  книг,   познавательных  детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
  • стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны дошкольника – детский стол и стул;
  • правильное освещение;  
  • мультимедийник;
  • компьютер;
  • DVD
  • Спортивный зал,
  • Спортивная площадка на улице
  • Помещение для дополнительной общеобразовательной программы.

Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

автор

название

издательство

примечание

Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.

Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

ООО: Издательство «Детство – Пресс», 2013г.

пособие

Голицына Н.С.

Прилепко Е.Ф.

ОБЖ для старших дошкольников. Система работы

Пожарная безопасность для дошкольников

Издательство «Скрипторий», 2013 г.

Издательство «Скрипторий» 2009г.

Пособие

пособие

Организация развивающей предметно-пространственной среды

 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья и коррекции недостатков их развития. При создании развивающей предметно-пространственной среды учитываются требования ФГОС: она содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.    

Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС простроена таким образом, чтобы наиболее эффективно развивалась индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-пространственная среда организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Оборудование размещено по центрам развития и позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Развивающая среда – основное средство формирования личности ребенка и источник его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды:

 1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Предусмотрено гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемы.

5. При создании развивающей предметно - пространственной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития детей, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

 6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.

8. Среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Развивающая предметно - пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Она не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливается к новообразованиям определенного возраста. Создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной группы в детском саду, учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Создание  развивающей среды,   отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует  развитию познавательных и интеллектуальных способностей  детей,  от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитанию  ценностного отношения к себе и окружающему миру.

5.Мониторинг образовательных результатов

Система оценки уровня знаний детей.

  1. Ребёнок на улицах города.

Вопросы:

- Что такое улица? Кого называют пешеходом? Кто такие пассажиры?

 -Что такое проезжая часть? Где должны ходить пешеходы?  Где нужно переходить дорогу? Что обозначают сигналы светофора?

-Как нужно вести себя в транспорте?

- Кто и как следит за порядком на дороге?

Высокий уровень – ребёнок сам называет правила поведения на дороге, во дворе, в транспорте; различает знаки пешеходного перехода. Рассказывает о профессии регулировщика.

Средний уровень – отвечает на вопросы, затрудняясь.

Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью воспитателя.

  1. Пожарная безопасность.

- Что такое пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?

- Назови электроприборы. Какими игрушками можно украшать ёлку?

-  Как нужно вести себя на кухне?

- Кто такой пожарник? Для чего нужна эта профессия?

Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает, какими электроприборами запрещено детям пользоваться и почему; что нужно делать, если случился пожар. Рассказывает о профессии пожарника.

Средний уровень – называет электроприборы, но не объясняет, чем они могут быть опасны.

Низкий уровень – отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя.

  1. Ребёнок дома.

Какие опасные предметы могут находиться в доме? Почему нельзя ими пользоваться? Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта служба?

Высокий уровень – сам рассказывает об опасных предметах в доме и почему нельзя ими пользоваться; о службе скорой помощи.

Средний уровень – только называет предметы домашнего быта, которыми нельзя пользоваться, не объясняя почему.

Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя.

  1. Ребёнок и другие люди.

Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?

Если к тебе подошёл незнакомый человек и предложил тебе конфету или пойти с ним куда нибудь, как ты себя будешь вести?

- Если ты потерялся как нужно себя вести?

Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает правила поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Средний уровень – рассказывает не полными ответами.

Низкий уровень - отвечает с помощью наводящих вопросов.

  1. Ребёнок и природа.

- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?

- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

Высокий уровень – рассказывает правила поведения на природе; на воде; правила пользования водой; как вести себя при встрече с насекомыми и бездомными животными. Различает лекарственные растения от ядовитых; съедобные грибы от несъедобных.

Средний уровень – отвечает на вопросы не полными ответами.

         Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя

Список информационных источников

        

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». – С.П., 2002.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». Рабочая тетрадь – 1, 2, 3, 4.  – С.П. 2002 – 2003 .
  3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  4. Горбунова Н.А. « ОБЖ». – В., 2002.
  5. ГолицынаН.С. «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы.» - Издательство «Скрипторий», 2013г.
  6. Новикова И.М. «Формирование представлений  о здоровом образе жизни  у дошкольников». – М.,2009.
  7. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. Издательство «Скрипторий», 2009 г.
  8. Саулина Т.Ф. « Три сигнала светофора». М.,2009.
  9. Усачев А.А.,Березин А.И. « Школа безопасности». – М., 1999.
  10. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"

Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками  старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»

Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет   реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно.  В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, кот...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...