ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»
рабочая программа

 Карпутенко Нина Александровна

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно.  В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, расчески, рельеф, который вам интересен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx61.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АРЕФЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕННО

Педагогическим  советом

Протокол № ____от «____»  ______  20___г.

               УТВЕРЖДАЮ

               Директор МБОУ «Арефьевская ООШ»

                __________________А.А. Кузьминых

                Приказ № ___ от «____» _____20___г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Колобок»

(Художественно-эстетической направленности)

Стартовый уровень

5-7 лет

Срок реализации программы 1 год

                                                                          Составитель:

                                                  воспитатель

Карпутенко Нина Александровна

д.Арефьевка

2022

Содержание

Разделы

Страница

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.1.3.

Возрастные особенности детей, занимающихся в кружке. Правила набора в кружок

5

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

6

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, в процессе кружковой деятельности

7

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

9

2.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

9

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

10

      3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

10

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

10

3.3.

Расписание занятий кружка

11

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

11

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

             1.1. Пояснительная записка

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно.  В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, расчески, рельеф, который вам интересен.

 Тесто – это материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больше интереса, чем пластилин. Поделки из теста – древняя традиция, но им находится место и в современном мире, т.к. сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками, не случайно тестопластику называют биокерамикой.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.

         Программа рассчитана на обучение детей  старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год с возможностью ускоренного обучения, в переделах осваиваемой Программы “Колобок”.

Программа разработана в соответствии с:

  •  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
  •  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  •  Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  •  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  •  Комментариями к ФГОС ДО Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249.

Программа разработана с учётом ООП ДО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арефьевская основная общеобразовательная школа»; а также с использованием методических материалов программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки», методического пособия  Анистратовой А.А., Гришиной Н.И. «Поделки из соленого теста».

Программа разработана Карпутенко Н.А. (воспитателем) и определяет содержание дополнительной образовательной услуги – художественно-эстетической направленности.  

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

 Задачи художественно - творческого развития детей в тестопластики:

- Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.

- Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.

- Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.

- Учить детей создавать многофигурные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

- Учить самостоятельно, находить приемы изображения, как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.

- Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.

- Организовывать коллективную работу детей при создании произведений сюжетного и декоративного характера.

-   Приобщать детей к основам рукоделий.

- Учить создавать оригинальные аранжировки из природных материалов, используя их для украшения одежды (своей, кукольной) и комнат.

-  Поощрять стремление детей к дизайн - деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского и взрослого).

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы, что учитывается при организации образовательного процесса:

  •  Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  •  Принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования:

-  признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

-  уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;

-  дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

  •  Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей от простого к сложному.
  •  Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При организации деятельности с использованием тестопластики следует учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

  •   Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий   использование для детского творчества экологически чистых, сертифицированных  материалов.
  •  Принцип - развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение приемов работы с тестом; планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения).

1.1.3. Возрастные особенности детей, занимающихся в кружке. Правила набора в кружок

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.

Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.

Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).

Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, тесто – это идеальный материал для лепки. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Целенаправленная работа с использованием тренажеров позволит достичь следующих результатов:

•         Умение самостоятельно создавать композиции из теста с использованием мелких деталей;

•         Сформированность у детей, определённых умений и навыков при работе с тестом;

•         Удовлетворенность естественной потребности ребёнка в лепке.

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

 Мониториноговое исследование планируемых результатов реализуемой программы (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве определяется по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А. по следующим критериям:

        1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2.Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

         

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в процессе кружковой деятельности

  1. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки.

Знакомство с лепкой из солёного теста. Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами.    Учить  пользоваться  стекой,  формочками, скалкой.        

  1. Способы  создания  простых деталей.

Учить делать шарик из теста,  лепёшку,  колбаску, конус. Познакомить с базовой формой вазы.

Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять  умение  скреплять  детали.   Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки.

  1. Фигурки и игрушки. 

Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск, шар. Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».                

  1. Лепка по замыслу. 

Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.

  1. Виртуальная экскурсия в музей.

Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов,  основанных на лепке.                

6.  Подготовка изделий к выставке.   

Учить объединять предметы в композицию, соблюдая  пропорции предметов и соотнося их между собой.

  1. Оформление выставки. 

Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.      

Перспективный тематический план занятий

Наименование тем

Количество часов

п/п

Теория

(мин)

Практика

(мин)

Кол-во

часов

1.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки.

10

20

1

Знакомство с лепкой из солёного теста. Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

2.

Способы создания простых деталей «Солнце» и «Месяц»

10

20

1

3.

Вазы: «Ваза с горохом», «Полосатая ваза», «Ваза с ребристыми полосками», «Низкая ваза».

10

20

1

4.

Цветы и листья «Ромашки», «Розочка».

«Простые цветочки», «Колокольчики»

20

100

4

5.

Деревья «Дерево с листьями и плодами», «Лес»

15

75

3

6.

Лесные красавицы- ёлки: «Ёлка из

треугольников», «Ёлка из полосок теста»

15

75

3

7.

Елочные украшения - фантазии из колбасок и ленточек

10

20

1

8.

Ягоды фрукты и овощи

«Малина», «Груши», «Огурцы», «Капуста», «Яблоки», «Сливы»

20

70

2

9.

Грибы «Мухомор», «Лисички», Панно «Грибная корзинка»

20

100

4

10.

Фигурки животных

«Ёжик», «Поросёнок». «Уточка»,

«Чудесные рыбки»

15

75

3

11.

Игрушки и картинки «Паровоз», «Матрёшка», «Кукла», «Машинка»

20

100

4

12.

Лепка по замыслу

20

100

4

13.

Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов

10

20

1

14.

Подготовка изделий к выставке

30

1

15.

Оформление выставки

15

75

3

Итого: 36 занятий.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Основной формой организации деятельности является групповое занятие.

Во время работы используется кратковременный отдых (физкультминутки).

Используется метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, даёт нужные советы).

Задания даются детям от простого к сложному.

На первых занятиях дети учатся делать скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание, выполняя различные предметы.

На занятиях используется художественное слово, музыка, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Самостоятельная двигательная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Поэтому на занятиях отводится специальное время для самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Процесс обучения не разрушается, а становится более доступным и увлекательным. Для поддержки детской инициативы используется:

  •  Адекватная оценка результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  •  Спокойная реакция на неуспех ребенка и предложение нескольких вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказ о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым движениям;
  •  Обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;
  •  Поддержание чувства гордости за свой успех и удовлетворение его результатами;
  •  Самостоятельный выбор детьми способа деятельности.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с семьями строится по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей, укрепления авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей способствует установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса: комфортно ребенку – счастливы родители; счастлив ребенок – комфортно родителям.

Ежемесячно организуются различные мероприятия, в которых родители совместно с детьми могут проявить себя. Вовлечение родителей в конкурсы, праздники, досуги, акции является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов, способствует совместному решению задач программы и успешной социализации детей.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Для эффективной работы кружка создана предметно-пространственная среда, соответствующая целям и задачам программы:

Занятия проводятся в помещении группы, в специально отведенное время, под руководством специалиста.

Обеспечено наличие оборудования на каждого ребёнка:

Гуашь 12 цветов

Кисти для рисования

Кисти для клея

Палитра

Дощечки для лепки

Набор стек

Соленое тесто для лепки 10

Банки для воды.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.

2. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.- Москва 2014г.

3. Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет – Мозаика Синтез, 2017г.

4. Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г.

5. Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5 

3.3. Расписание занятий кружка

Занятия кружка «Колобок» проводятся 1 раз в неделю. Начало занятия в 16.00 ч. Продолжительность занятия 30 минут.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Среда, окружающая детей в дошкольной разновозрастной группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. При формировании развивающей среды учитывались особенности детей группы: возраст, степени развития, интересы, способности и наклонности.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды в дошкольной разновозрастной группе:

- Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- Полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);

- Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей, периодическая сменяемость игрового материала;

- Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды;

- Безопасность, соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно – ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"

Оглавление1.     Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"

Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками  старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»

Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет   реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...