Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»
рабочая программа (средняя группа)

Ахмадеева Светлана Николаевна

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznavayka_2.docx57.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Солнышко»

МБДОУ «Яйский детский сад «Солнышко»

Принято

на педагогическом совете

протокол №____ от _________2022 г.

Утверждено

Заведующей МБДОУ

«Яйский детский сад «Солнышко»

Приказ №____ от ___________2022 г.

Дополнительная

общеразвивающая общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Познавай-ка»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Ахмадеева С.Н., воспитатель

пгт. Яя,2022.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы      .      .      .      .      .      .

3

1.1.Пояснительная записка    .      .      .      .     .      .      .      .      .      .

3

1.2.Цель и задачи программы     .      .       .      .      .      .      .      .      .

5

1.3.Содержание программы         .      .      .      .      .      .      .      .      .

7

1.4.Ожидаемые результаты          .      .      .      .      .      .      .      .      .

12

2.Комплекс организационно-педагогических условий       .      .      .      .      .

13

2.1.календарный учебный график      .      .      .      .      .      .      .      .

13

2.2.Условия реализации программы  .      .      .      .      .      .      .      .

13

2.3.Формы аттестации    .      .      .      .      .      .      .      .      .      .      .

14

2.4.Оценочные материалы    .      .      .      .      .      .      .      .      .      .

14

2.5.Методическое обеспечение   .      .      .      .      .      .      .      .      .

16

2.6.Список литературы         .      .      .      .      .      .      .      .      .      .

17

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавай-ка» разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 05 сентября 2019 г. № 470 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196»
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 « О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Уставом ДОУ.

Актуальность и новизна.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе детской деятельности по экспериментированию.

Для реализации у ребенка способностей к поисково-исследовательской деятельности, надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.). Надо показать, что исследование – это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтоб получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.).

Для полноценного проведения исследования мало иметь определенное оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки, объяснить детям результат исследования.

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

Целесообразно подводить итоги поисково-исследовательской деятельности в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.

Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя.

Педагогическая целесообразность. Отличительные особенности.

Реализация Программы предполагает осуществление специально организованной деятельности, в процессе которой дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Специально организованную деятельность целесообразно проводить в интересной игровой форме, используя такие формы и методы организации как экспериментирование, моделирование, конструирование, наблюдение, игровые методы, интерактивные формы и методы обучения, совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, наблюдения в природе, рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы по теме эксперимента.

Адресат программы.

Программа адресована детям 4-5 лет (средняя группа), воспитанникам групп общеразвивающей направленности.

Условия формирования групп: набираются воспитанники одной возрастной группы.

Уровень программы: ознакомительный.

Объём программы, срок освоения.

Срок реализации программы – 1 год. Программа реализуется в течение учебного года (с сентября по май).

Общее количество занятий в год – 32.

Режим занятий:

  • периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;
  • продолжительность занятия – 20
  • Образовательная деятельность проводится во вторую половину дня.

Форма обучения: очная.

Организационные формы и режим занятий:

  • основная форма организации обучения: учебное занятие;
  • формы организации познавательной деятельности на учебном занятии: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Используемые методы:

  • наблюдение;
  • экспериментирование;
  • проект;
  • игра;
  • проблемные ситуации.

1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественнонаучных представлений.

Задачи:

  1. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с  широким кругом предметов и  объектов, с  новыми способами их обследования.
  2. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
  3. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Развивать наблюдательность и внимание.
  4. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  5. Помогать детям понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности планы, схемы, модели, предложенные взрослым. Поощрять детей к составлению и использованию своих планов, схем, моделей.
  6. Воспитывать у дошкольников гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности.

.


1.3.Содержание программы

Учебно-тематический план (старшая группа)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Экскурсия в лабораторию экологической комнаты «Познавай-ка!». Техника безопасности при исследовании предметов и веществ

1

0,5

0,5

2

Вершки и корешки. Семена растений

2

0,5

1,5

Дневник наблюдений

3

Трава-солома

1

0,25

0,75

Дневник наблюдений

4

Воздух

1

0,25

0,75

Дневник наблюдений

5

Глина, кирпич. Камень

1

0,25

0,75

Дневник наблюдений

6

Свойства дерева

1

0,25

0,75

Дневник наблюдений

7

Как помочь Пузырю, соломинке и Лаптю перебраться на другой берег реки?

1

0,25

0,75

Выполнение практических заданий

8

Вода

4

1

3

Дневник наблюдений

9

Снег. Лёд

2

0,5

1,5

Выполнение практических заданий

10

Бумага

2

0,5

1,5

Выполнение практических заданий

11

Играем с красками

1

0

1

Выполнение практических заданий

12

Нитки. Ткани

3

0,75

2,25

Дневник наблюдений

13

Песок и глина

2

0,5

1,5

Выполнение практических заданий

14

Крупа бывает разная

2

0,5

1,5

Дневник наблюдений

15

Рисуем песком, листьями

3

0

3

Выполнение практических заданий

16

Свет и тень

1

0,25

0,75

Дневник наблюдений

17

Звук

1

0,25

0,75

Дневник наблюдений

18

Танец горошин. Подводная лодка из винограда

1

0,25

0,75

Выполнение практических заданий

19

Семена. Проращивание семян.

2

0,5

1,5

Выполнение практических заданий

20

Проращивание лука

2

0,25

1,75

Выполнение практических заданий

21

21. Мы волшебники.

1

0,25

0,75

Выполнение практических заданий


Содержание занятий

1.Экскурсия в лабораторию экологической комнаты «Познавай-ка!». Техника безопасности при исследовании предметов и веществ

Теория. Техника безопасности при проведении опытов, экспериментов.

Практика. Рассматривание объектов экспериментирования, оборудования.

2.Вершки и корешки. Семена растений

2.1. Рассматривание и сравнение семян плодов, растущих на стеблях.

Теория. Рассказ об овощах, бобовых, образующих плоды и семена на стеблях.

Практика. Рассматривание растений. Рассматривание семян гороха, бобов, томатов, огурцов. Сравнение.

Форма контроля Дневник наблюдений

2.2. Рассматривание плодов, образующихся на корнях растений.

Теория. Рассказ о растениях, чьи плоды созревают в земле. Рассказ из личного опыта воспитанников о сборе урожая.

Практика. Рассматривание клубней картофеля, плодов моркови, свеклы.

Форма контроля: Дневник наблюдений

3.Трава, солома, сено.

Теория. Рассказ воспитателя о травянистых растениях, показ иллюстраций.

Практика. Наблюдение на участке за травянистым покровом, опыт «Свойства сухой травы, сена» (лёгкая, рвётся, не тонет, крошится). Обсуждение, для чего заготавливают.

Форма контроля. Дневник наблюдений

4.Воздух

Теория. Рассказ воспитателя о воздухе, ветре, какую пользу можно извлечь из перемещения воздушных масс, какую беду сильный ветер, или его отсутствие, может принести.  

Практика. Опыты «Воздух повсюду», «Поймай воздух», «Что такое ветер»

Форма контроля. Дневник наблюдений

5.Глина, кирпич. Камень  1

Теория. Рассказ воспитателя о том, как добывают глину, какие бывают камни, как изготавливают кирпич.

Практика. Изучение свойств глины, камня, кирпича. Сравнение.

Форма контроля. Дневник наблюдений

6.Свойства дерева

Теория. Рассказ воспитателя о свойствах дерева, его использовании человеком.

Практика. Изучение свойств дерева тонет - не тонет, твёрдое - мягкое, гладкое, шероховатое, и прочее.

Форма контроля. Дневник наблюдений

7. Как помочь Пузырю, соломинке и Лаптю перебраться на другой берег реки?

Теория. Просмотр фрагмента сказки.

Практика. Обсуждение, как помочь героям сказки, подтверждение версий практическими изысканиями (сравнение свойств бумаги, ткани, камня и дерева).

Форма контроля. Выполнение  практического задания.

8.Вода

8.1.Рассматривание свойств воды.

Теория. Рассказ воспитателя о свойствах воды.

Практика. Опыты «Как вода отражает предметы», «Как окрашивается вода», «Как вода может «сбежать» из ёмкости».

Форма контроля. Дневник наблюдений

8.2.Рассматривание свойств воды.

Теория. Рассказ воспитателя о водоёмах (ручей, река, озеро, море, океан).

Практика. Изучение свойств воды: опыты «Особенности тёплой и холодной воды», «Что такое пар», «Куда вода исчезает». Круговорот воды в природе.

Форма контроля. Дневник наблюдений

8.3.Рассматривание свойств воды.

Теория. Рассказ воспитателя о свойствах воды.

Практика. Какие предметы плавают, какие тонут. Свойства воды растворять вещества. Как вытолкнуть воду.

Форма контроля. Дневник наблюдений

8.4.Помогите Иванушке не стать козлёночком.

Теория. Просмотр фрагмента сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Практика. Решение проблемы, как очистить воду. Опыт «Фильтрация воды разными способами».

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

9.Снег. Лёд.

9.1.Снег.

Теория. Рассказ о том, как образуются снежинки. Польза снежного покрова для растений.

Практика. Изучение свойств снега (тает, чистый ли снег). Рисование снежинок.

Форма контроля. Дневник наблюдений

9.2.Лёд.

Теория. Рассказ о том, как образуется лёд. Польза и опасность льда.

Практика. Изучение свойств льда (тает, легче или тяжелее воды, тёплый – холодный, цветные льдинки).

Форма контроля. Дневник наблюдений

10.Бумага.

10.1.Свойства бумаги

Теория. Рассказ о том, из чего делают бумагу.

Практика. Изучение свойств бумаги (мнётся, легко рвётся, размокает в воде, игрушки из бумаги своими руками).

Форма контроля. Дневник наблюдений

10.2.Виды бумаги

Теория. Рассказ о разновидностях бумаги, её предназначении.

Практика. Изучение свойств бумаги для печати, картона, лощёной.

Форма контроля. Дневник наблюдений

11.Играем с красками

Теория. Рассказ об основных цветах, о том, какие краски получаются при смешивании цветов.

Практика. Смешивание красок на палитре, рисование на мокром листе.

Форма контроля.

12.Нитки. Ткани.

12.1.Свойства ниток

Теория. Рассказ о том, как и из чего делают нитки.

Практика. Рассматривание ниток (для шитья, вышивки, вязания и др.). Рассматривание вещей, изготовленных из разных ниток.  

Форма контроля. Дневник наблюдений.

12.2.Свойства ткани.

Теория. Рассказ о том, как и из чего делают ткани.

Практика. Рассматривание различных вещей, рассматривание образцов тканей (драп, ситец, нейлон). Игра «Угадай, из чего сделана вещь?»

Форма контроля. Дневник наблюдений.

12.3.Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды».

Теория.

Практика. При покупке дети должны описать, какую вещь хочет купить, продавец должен рассказать, из чего сшита та или иная вещь.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

13.Песок и глина

13.1.Свойства песка

Теория. Рассказ о том, что такое песок, его свойствах, где человек применяет песок.

Практика. Изучение свойств песка (сыпучий, при намокании можно лепить фигурки, становится плотный, через него хорошо просачивается вода).  

Форма контроля. Дневник наблюдений.

13.2.Свойства глины.

Теория. Рассказ о том, как человек применяет глину в быту.  

Практика. Определение качеств и свойств глины (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Лепка из глины фигурок по замыслу.

Форма контроля. Дневник наблюдений.

14.Крупа бывает разная

13.1.Разновидность и свойства круп

Теория. Рассказ о том, как изготавливают крупы. Что из них готовят.

Практика. Изучение свойств круп (сыпучие, бывает разных размеров, набухает при длительном намокании).  Игра «Какую кашу (суп) готовят из названной крупы».

Форма контроля. Дневник наблюдений.

14.2.Рисуем крупами.

Теория. Рассказ о том, какие поделки можно изготовить из крупы.  

Практика. Изготовление поделок, используя разные виды круп.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

15.Рисуем песком, листьями

15.1.Рисуем песком

Практика. Изготовление поделок, используя песок.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

15.2.Рисуем Листьями.

Практика. Оттиск листьями. Создание картины способом оттиска.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

16.Свет и тень

Теория. Рассказ о том, какие поделки можно изготовить из крупы.  

Практика. Свет повсюду. Тени на стене. Солнечные зайчики.

Форма контроля. Дневник наблюдений.

17.Звук 1

Теория. Рассказ воспитателя, как появляются звуки (колебание предмета).  

Практика. Извлекаем звуки, имитируем звук животного, предмета, музыкального или шумового инструмента, игра 2Угадай, что звучит». Шумовой оркестр из подручных предметов и материалов.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

18.Танец горошин. Подводная лодка из винограда 1

Теория. Рассматривание, как плавают рыбы.

Практика. Показать, как виноградина, горошины плавают в газированной воде (всплывают за счёт пузырьков газа).

Форма контроля. Дневник наблюдений.

19.Семена. Проращивание семян.

19.1.Посев семян.

Теория. Рассказ о том, как и зачем садят семена.

Практика. Посадка семян в вату под стекло.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

19.2.Рисуем Листьями.

Практика. Рассматривание, появившихся корней.  

Форма контроля. Дневник наблюдений.

20.Проращивание лука

20.1.Посадка лука в воду и землю.

Теория. Рассказ о том, как ускорить получение зелени на стол.  

Практика. Посадка лука в землю и в воду.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.

19.2.Рисуем Листьями.

Практика. Рассматривание и зарисовка результатов, обсуждение.

Форма контроля. Дневник наблюдений.

21. Мы волшебники.

Теория. Предложить детям стать волшебниками, объяснение некоторых необычных свойств предметов.

Практика. Выполнение опытов, которые демонстрируют некоторые свойства предметов: как перевернуть стакан полный воды, как поставить стакан на стакан, положив между ними лист бумаги так, чтобы верхний остался стоять на листе и не упал, «Радуга в молоке», «Проткни шарик так, чтобы он не лопнул», пролезь через отверстие в бумаге, заставляем газету стоять.

Форма контроля. Выполнение практических заданий.


1.4.Ожидаемые результаты

По окончанию воспитанник будет знать:

  • свойства, качества и взаимодействие природных явлений, физических тел (вода, воздух, свет, тепло, камни, бумага, краски, ткани, проращивание семян, песок, глина).
  • характерные признаки предметов, их назначение

Будет уметь:

  • задавать вопросы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать, рассуждать, делать умозаключения и выводы;
  • доказывать правильность своих взглядов и суждений;
  • сравнивать характерные признаки предметов.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Кадлендарный учебный график

Содержание

Учебный год

Режим работы

Пятидневная рабочая неделя – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

12-ти часовое пребывание воспитанников с 7.30 до 19.30, в предпраздничные дни – с 7.30 до 18.30

Выходные дни – суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством РФ.

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного

года

31 мая

Продолжительность

учебного года

9 календарных месяцев – 32 недели

Сроки проведения педагогической (промежуточной и итоговой) диагностики

с 1 по 15 сентября

с 17 апреля по 31 мая

2 занятия в начале и 2 занятия в конце учебного года отводится на проведение педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится посредством бесед, наблюдений, игровых ситуаций, анализа продуктов деятельности детей.

Продолжительность

занятий

20 минут

Объём учебных часов

1 час в неделю

4 часа в месяц

32 часа в год

Общий объём часов

32 часа

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Перечень оборудования

Вид помещения

Оснащение

Групповые комнаты Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации детской деятельности по экспериментированию

Детская мебель: столы, стулья Мебель по росту детей.

уголок экспериментирования для размещения материалов и оборудования к опытам и экспериментам: пластиковые стаканчики, тарелочки, контейнеры с оснащением на каждого ребенка: лупы, пипетки, семена различных культур, гербарии, коллекции камней, ткани, кожи.

Зона наблюдений за растениями, календарь наблюдений. Энциклопедическая, детская литература с опытами, экспериментами

Помещение детской лаборатории «Познавайка!» в экологической комнате

Шкаф с оборудованием для экспериментирования, столы, стулья из расчета на 15 детей.

Материалы и  оборудование для экспериментирования:

  • фартуки, нарукавники в количестве 8 шт.;
  • коллекции полезных ископаемых;
  • коллекции древесины
  • коллекции тканей
  • контейнеры для хранения предметов, материалов;
  • лупы-15 шт., стаканчики, тарелочки, пипетки, салфетки, клеенки, цветная гуашь, образцы почвы: песок, глина, чернозем, сода, семена различных культу: бобы, горох, фасоль, тыква, огурцы, гречка, рис и т.д.
  • схемы экспериментов
  • колбочки, спиртовка, пробирки
  • магниты-8 шт;
  • глобус
  • микроскопы-6 шт
  • весы и пр.

Информационное обеспечение:

  • ноутбук, проектор, экран,
  • схемы выполнения последовательности практических заданий;
  • энциклопедическая литература.

Кадровое обеспечение.  Образовательную деятельность по реализации данной программы осуществляют педагоги из числа воспитателей ДОУ. Педагог должен владеть умениями в организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности, включать в учебный процесс проблемное обучение, содействовать обеспечению связи обучения с практикой. Также он должен анализировать достижения воспитанников, оценивать эффективность их обучения, на основе развития опыта детской деятельности.

2.3.Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • ведение дневника наблюдений;
  • выполнение практических заданий;
  • продуктивная деятельность воспитанников
  • выполнение воспитанниками игровых диагностических заданий по карточкам.

2.4.Оценочные материалы

Методика «Маленький исследователь»  (Л.Н. Прохорова)

Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования

Детям предлагается схематическое изображение «Уголка экспериментирования»  с различными материалами в соответствии с требованиями программы по возрастным группам

Ребенку предлагается осуществлять  последовательно 3 выбора:

«К тебе пришел в гости твой друг-исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери,  куда бы он отправился в  первую очередь»

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается -3 балла, за второй-  2 балла, за третий- 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результат оформляется в таблицу:

Шифр ребенка

Вид деятельности

1

2

3

4

5

6

Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание

2.5.Методическое обеспечение

Методическая литература: методические рекомендации, методические разработки, справочные материалы, методические пособия, конспекты занятий.

Детская художественная и энциклопедическая литература.

Аудиовизуальные средства: CD-диски с фонограммами звуков природы, природных явлений; сборники мультфильмов из цикла «Смешарики», «Уроки тётушки Совы», «Аркадий Паровозов», слайды, обучающие фильмы познавательной тематики.

Картотеки словесных, настольных, пальчиковых игр.

Оборудование: оснащение уголков экспериментирования, экологической комнаты.


2.6.Список литературы

  1. 365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. – Мегабокс, 2010.
  2. Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. – Воронеж: 2011 г.
  3. Гризик Т.И. Познаю мир: Знаки и символы: Развивающая кн. для детей ст. дошк. Возраста [Текст]. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.: 2010 г.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. -  М.:ТЦ Сфера, 2010.
  6. Дыбина, О. В. Ребенок в мире песка [Текст] / О. В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  7. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Козлова, С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова. - М.: 2010 .
  10. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: 2011.
  11. Мойе, С.У. Занимательные опыты с бумагой: пер. с англ. [Текст] / Стивен У. Мойе. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
  12. Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е, перераб. и испр. [Текст]  - М.: «Просвещение», 1976.
  13. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Л.В. Свирской. – В.Новгород: Изд. НРЦРО, 1997.
  14. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. рекомендации [Текст] / Л. Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.
  15. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие  [Текст] / Л. Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развитие с детьми подготовительной общеобразовательной группы, направленное на формирование культуры здоровья «Целебная сила цвета»

Развитие связной речи, мышления, памяти. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения. Закреплять двигательные навыки детей. Развитие физических качеств (с...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»

Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую  подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...