Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Познавай-ка»
рабочая программа
целенаправленное воспитание двигательно- координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Познавай-ка» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость
развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 182.03 КБ |

Предварительный просмотр:
I Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Познавай-ка» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад «Ромашка» пр. Химиков, д. 11, Дорогобужский район, п. Верхнеднепровский, Смоленская область
Актуальность программы
Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь
станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Новизна программы: целенаправленное воспитание двигательно- координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Познавай-ка» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость
развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Педагогическая целесообразность: занятия по программе позволяют детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Адресат Программы
Программа реализуется с группами детей от 6 до 7 лет.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.
В возрасте от 6 до 7 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и
совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,
геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В возрасте 6-7 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого,
встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Доступность программы для различных категорий детей. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровье сберегающие педагогические технологии. Так же программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объём программы: 36 часов
Срок освоения программы: программа «Познавай-ка» рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся из расчета: 1 академический час (30 минут) 1 раз в неделю. 36 часов в год.
В занятиях участвует вся группа. Продолжительность занятия 30 мин. Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минут.
Основная часть – 15-20 минут.
Заключительная часть – 5 минут.
Формы организации образовательного процесса:
Очная.
Виды занятий:
- Пальчиковый игротренинг;
- Ручная умелость;
- Развитие графических навыков;
- Игры и действия с мелкими предметами.
Цель программы:
Основной целью программы «Познавай-ка» является:
- создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук;
- развитие двигательных и познавательных способностей детей;
- развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.
б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы,
г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
- Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
- Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
- Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитательные:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Планируемые результаты.
К концу года воспитанники должны уметь:
Личностные:
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Предметные:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост»,
«корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет»,
«пианино» и т.п.).
Метапредметные:
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,
- работать с трафаретами;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
- выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)
- строить симметричные фигуры из геометрических фигур.
Условие реализации программы.
Групповое помещение, соответствующее санитарным нормам СанПин. Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
- различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
- различные виды ткани;
- картон;
- пластилин;
- природные материалы;
- вторичное сырье;
- фольга;
- клей ПВА;
- нитки;
- пуговицы.
Оборудование:
- баночки для воды;
- крупа мелкая и крупная;
- счетные палочки;
- бусы;
- ленты;
- шнурки;
- строительный материал;
- шаблоны;
- салфетки;
- образцы готовых изделий;
- массажные мячи;
Инструменты:
- ножницы;
- линейка;
- стеки;
- кисточки;
- карандаши, фломастеры, краски;
- трафареты.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- игрушки;
- мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
- конструктор(палочки Кьюзенера);
- набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
- коллекции бумаги, картона, ткани.
Формы аттестации/контроля.
Критериями оценки являлись:
- Навыки владения материалами и инструментами художественного творчества (держать карандаш, вырезать ножницами и т.д.);
- Двигательная координация;
- Четкость линий;
- Качество линий;
- Прорисовка деталей;
- Точность изображения;
- Аккуратность.
Высокий уровень – ребенок справляестья с заданием самостоятельно.
Средний уровень – ребенок выполнил задание с незначительными ошибками.
Низкий уровень – ребенок испытал значительные затруднения при выполнеии задания, понадобилась помощь педагога.
Оценочные материалы.
Входная диагностика изучения программы «Познавай-ка» (Приложение №
1).
Итоговая диагностика изучения программы «Познавай-ка» (Приложение №
2).
II Учебный план
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теори я | практика | |||
1 | «Осень» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
2 | «Сад. Фрукты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
3 | «Огород. Овощи» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
4 | «Правила дорожного движения» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
5 | «Домашние животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
6 | «Дикие животные» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
7 | «Детский сад и игрушки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
8 | «Профессии» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
9 | «Дом. Семья» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
10 | «Мой город» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
11 | «Я человек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
12 | «Детский сад и игрушки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
13 | «Транспорт» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
14 | «Зима, зимний лес» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
15 | «Зимующие птицы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
16 | «Новый год» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
17 | «Народные промыслы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
18 | «Птицы зимой» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
19 | «Дикие животные и их детеныши» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
20 | «Зимние забавы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
21 | «День Святого Валентина». | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
22 | «Наша Армия». | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
23 | «Дружба» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
24 | «Мебель, квартира». | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
25 | «Мамин праздник» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
26 | «Одежда, обувь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
27 | «Посуда» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
28 | «Весна» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
29 | «Космос» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
30 | «Комнатные растения» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
31 | «Рыбы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
32 | «Перелетные птицы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
33 | «Насекомые» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
34 | «Ягоды» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
Итого | 36 | 18 | 18 |
III Содержание учебного плана.
№ недели | Тема | Цель | Содержание |
Сентябрь | |||
1 | «Осень» | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Формировать умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев. |
|
2 | «Сад. Фрукты». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
|
3 | «Огород. Овощи». | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. Развитие координации и точности движений. |
«Умелые пальчики» №15). |
4 | «Правила дорожного движения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики . Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать |
«Светофор» |
пластилиновые колбаски по контуру. | |||
Октябрь | |||
1 | «Домашние животные» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
|
2 | «Дикие животные» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. |
|
3 | «Детский сад и игрушки». | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. Развитие координации и точности движений. |
|
4 | «Профессии» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Формировать графические умения и навыки. Развивать тактильную чувствительность. |
|
Ноябрь | |||
1 | «Дом. Семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. |
|
2 | «Мой город» | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на |
|
плоскости. | жгутиками по контуру. | ||
3 | «Я человек» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. |
|
4 | «Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. |
|
Декабрь | |||
1 | «Транспорт» | Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. |
|
2 | «Зима, зимний лес» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. |
|
3 | «Зимующие птицы». | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. |
|
4 | «Новый год». | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. |
|
Январь | |||
2 | «Народные промыслы» | Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять приёмы |
3. «Бусы для матрешки» нанизывание |
владения ножницами. | бусин на шнурок. 4. Д/упр. «Обведи по точкам» | ||
3 | «Птицы зимой» | Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать тактильную чувствительность. |
семян. |
4 | «Дикие животные и их детеныши» | Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Развивать тактильную чувствительность. |
|
Февраль | |||
1 | «Зимние забавы» | Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. |
|
2 | «День Святого Валентина». | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. |
|
3 | «Наша Армия». | Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. |
|
4 | «Дружба» | Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. |
|
Март | |||
1 | «Мебель, квартира». | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать |
2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. |
зрительную память. | |||
2 | «Мамин праздник» | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. |
|
3 | «Одежда, обувь» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
|
4 | «Посуда» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Развивать речь, внимание. |
|
Апрель | |||
1 | «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. |
|
2 | «Космос» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Развивать речь, внимание. |
|
3 | «Комнатные растения» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. |
|
4 | «Рыбы». | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. |
|
Май | |||
2 | «Перелетные птицы» | Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. |
|
3 | «Насекомые» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. |
|
4 | «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. |
|
Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Осень» | Групповое помещение | Наблюдение |
2 | сентябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Сад. Фрукты». | Групповое помещение | Наблюдение |
3 | сентябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Огород. Овощи». | Групповое помещение | Наблюдение |
4 | сентябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Правила дорожног о движения » | Групповое помещение | Наблюдение |
5 | октябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Домашн ие животные » | Групповое помещение | Наблюдение |
6 | октябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Дикие животные » | Групповое помещение | Наблюдение |
7 | октябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Детский сад и игрушки» | Групповое помещение | Наблюдение |
8 | октябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Професс ии» | Групповое помещение | Наблюдение |
9 | ноябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Дом. Семья» | Групповое помещение | Наблюдение |
10 | ноябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Мой город» | Групповое помещение | Наблюдение |
11 | ноябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Я человек» | Групповое помещение | Наблюдение |
12 | ноябрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Детский сад и игрушки» | Групповое помещение | Наблюдение |
13 | декабрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Транспо рт» | Групповое помещение | Наблюдение |
14 | декабрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Зима, зимний лес» | Групповое помещение | Наблюдение |
15 | декабрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Зимующ ие птицы». | Групповое помещение | Наблюдение |
16 | декабрь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Новый год». | Групповое помещение | Наблюдение |
17 | Январь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Народны е промысл ы» | Групповое помещение | Наблюдение |
18 | Январь | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Птицы зимой» | Групповое помещение | Наблюдение |
19 | Январь | 16:00 | Беседа. Игра | 2 | «Дикие животные и их детеныши » | Групповое помещение | Наблюдение |
20 | Февраль | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Зимние забавы» | Групповое помещение | Наблюдение |
21 | Февраль | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «День Святого Валентин а». | Групповое помещение | Наблюдение |
22 | Февраль | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Наша Армия». | Групповое помещение | Наблюдение |
23 | Февраль | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Дружба» | Групповое помещение | Наблюдение |
24 | Март | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Мебель, квартира» . | Групповое помещение | Наблюдение |
25 | Март | 16:00 | Беседа. Игра | 2 | «Мамин праздник » | Групповое помещение | Наблюдение |
26 | Март | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Одежда, обувь» | Групповое помещение | Наблюдение |
27 | Март | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Посуда» | Групповое помещение | Наблюдение |
28 | Апрель | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Весна» | Групповое помещение | Наблюдение |
29 | Апрель | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Космос» | Групповое помещение | Наблюдение |
30 | Апрель | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Комнатн ые растения» | Групповое помещение | Наблюдение |
31 | Апрель | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Рыбы» | Групповое помещение | Наблюдение |
32 | Май | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Перелет ные птицы» | Групповое помещение | Наблюдение |
33 | Май | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Насеком ые» | Групповое помещение | Наблюдение |
34 | Май | 16:00 | Беседа. Игра | 1 | «Ягоды» | Групповое помещение | Наблюдение |
V Методическое обеспечение программы.
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ? Синицына Е. «Умные пальчики», картотека пальчиковых игр,
Дидактический материал
Сборник упражнений на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); сборник двигательных упражнений, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В группе в свободном доступе находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- блоки Дьёнеша
- палочки Кьюзенера
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки,
- рисование пальчиками.
Наглядный материал
- фигурки животных;
-муляжи овощей;
- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры.
Описание общей методики работы
Программа реализуется по следующим принципам:
- Принцип деятельностного подхода. Деятельность это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
- Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в
работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
- Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Этапы реализации программы:
- Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
- Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
- Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Технологии обучения
Данная образовательная программа разработана с учётом современных педагогических технологий:
- технологии развивающего обучения, заключающиеся в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию;
- здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести вред здоровью
учащихся( правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учёт зоны работоспособности учащихся).
- групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (проблемный диалог, метод моделирования);
- игровые технологии, повышающие интерес детей к занятиям.
а
VI Литература
- Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
- Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль:
«Академия развития»,1997.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
- Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
- Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.
VII Приложение
Входная диагностика изучения программы «Познавай-ка»
№ П/П | Фамилия | Виды занятий | Итоговая оценка | |||
Пальчиковый игротренинг | Ручная умелость | Развитие графических навыков | Игры и действия с мелкими предметами | |||
Всего детей с высоким уровнем - | ||||||
Всего детей со средним уровнем - | ||||||
Всего детей с низким уровнем - | ||||||
Приложение № 2 Итоговая диагностика изучения программы «Познавай-ка»
№ П/П | Фамилия | Виды занятий | Итоговая оценка | |||
Пальчиковый игротренинг | Ручная умелость | Развитие графических навыков | Игры и действия с мелкими предметами | |||
Всего детей с высоким уровнем - | ||||||
Всего детей со средним уровнем - | ||||||
Всего детей с низким уровнем - | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"
Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"...
дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Школа внимания»
В основу программы положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Программа «Школа внимания» составлена с ...

Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»
Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.
Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....
КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе
Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»
Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, се...

Дополнительная образовательная программа познавательного направления для детей 6-7 лет "Космические загадки"
Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога...
