Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Познавай-ка»
рабочая программа

целенаправленное воспитание двигательно- координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

В результате вышесказанного актуальность программы «Познавай-ка» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость

 

развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx182.03 КБ

Предварительный просмотр:

I Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Познавай-ка» является программой  социально-гуманитарной        направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

  • Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Устав МБДОУ «Детский сад «Ромашка» пр. Химиков, д. 11, Дорогобужский район, п. Верхнеднепровский, Смоленская область

Актуальность программы

Актуальность в Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь

станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет

«рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Новизна программы: целенаправленное воспитание двигательно- координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

В результате вышесказанного актуальность программы «Познавай-ка» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость

развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.

Педагогическая целесообразность: занятия по программе позволяют детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Адресат Программы

Программа  реализуется  с  группами  детей  от  6 до  7  лет.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.

В возрасте от  6  до  7  лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и

совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,

геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В возрасте 6-7 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого,

встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Доступность программы для различных категорий детей. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровье сберегающие педагогические технологии. Так же программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объём программы: 36 часов

Срок освоения программы: программа «Познавай-ка» рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий:

Занятия проводятся из расчета: 1 академический час (30 минут) 1 раз в неделю. 36 часов в год.

В занятиях участвует вся группа. Продолжительность занятия        30 мин. Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть – 5 минут.

Основная часть – 15-20 минут.

Заключительная часть – 5 минут.

Формы организации образовательного процесса:

Очная.

Виды занятий:

  • Пальчиковый игротренинг;
  • Ручная умелость;
  • Развитие графических навыков;
  • Игры и действия с мелкими предметами.

Цель программы:

Основной целью программы «Познавай-ка» является:

  • создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук;
  • развитие двигательных и познавательных способностей детей;
  • развитие        мелкой        моторики,        ручной        умелости        через        выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей владеть графическими навыками:

а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.

б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы,

г)        раскрашивать        картинки,        соблюдая        правила:        раскрашивать        в        одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

  1. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
  2. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
  3. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

  1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать        творческую        активность,        пространственное        мышление, фантазию.
  4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитательные:

  1. Воспитывать        в        детях        аккуратность,        усидчивость,        добросовестное отношение к работе.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Планируемые результаты.

К концу года воспитанники должны уметь:

Личностные:

  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Предметные:

  • соизмерять, подчинять движения контролю взора;
  • владеть        разными        приемами        сцепления        пальцев        («замок»,        «мост»,

«корзиночка» и др.);

  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет»,

«пианино» и т.п.).

Метапредметные:

  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;
  • изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
  • выполнять        аппликации        из        различных        материалов        (ткань,        бумага, природные материалы)
  • строить симметричные фигуры из геометрических фигур.

Условие реализации программы.

Групповое помещение, соответствующее санитарным нормам СанПин. Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

  • различные        виды        бумаги        (цветная,        неокрашенная,        бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • различные виды ткани;
  • картон;
  • пластилин;
  • природные материалы;
  • вторичное сырье;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пуговицы.

Оборудование:

  • баночки для воды;
  • крупа мелкая и крупная;
  • счетные палочки;
  • бусы;
  • ленты;
  • шнурки;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка;
  • стеки;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор(палочки Кьюзенера);
  • набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
  • коллекции бумаги, картона, ткани.

Формы аттестации/контроля.

Критериями оценки являлись:

  • Навыки        владения        материалами        и        инструментами        художественного творчества (держать карандаш, вырезать ножницами и т.д.);
  • Двигательная координация;
  • Четкость линий;
  • Качество линий;
  • Прорисовка деталей;
  • Точность изображения;
  • Аккуратность.

Высокий уровень – ребенок справляестья с заданием самостоятельно.

Средний        уровень        –        ребенок        выполнил        задание        с        незначительными ошибками.

Низкий        уровень        –        ребенок        испытал        значительные        затруднения        при выполнеии задания, понадобилась помощь педагога.

Оценочные материалы.

Входная диагностика изучения программы «Познавай-ка» (Приложение №

1).

Итоговая диагностика изучения программы «Познавай-ка» (Приложение №

2).

II Учебный план

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

всего

теори

я

практика

1

«Осень»

1

0,5

0,5

Наблюдение

2

«Сад. Фрукты»

1

0,5

0,5

Наблюдение

3

«Огород. Овощи»

1

0,5

0,5

Наблюдение

4

«Правила дорожного движения»

1

0,5

0,5

Наблюдение

5

«Домашние животные»

1

0,5

0,5

Наблюдение

6

«Дикие животные»

1

0,5

0,5

Наблюдение

7

«Детский сад и игрушки»

1

0,5

0,5

Наблюдение

8

«Профессии»

1

0,5

0,5

Наблюдение

9

«Дом. Семья»

1

0,5

0,5

Наблюдение

10

«Мой город»

1

0,5

0,5

Наблюдение

11

«Я человек»

1

0,5

0,5

Наблюдение

12

«Детский сад и игрушки»

1

0,5

0,5

Наблюдение

13

«Транспорт»

1

0,5

0,5

Наблюдение

14

«Зима, зимний лес»

1

0,5

0,5

Наблюдение

15

«Зимующие птицы»

1

0,5

0,5

Наблюдение

16

«Новый год»

1

0,5

0,5

Наблюдение

17

«Народные промыслы»

1

0,5

0,5

Наблюдение

18

«Птицы зимой»

1

0,5

0,5

Наблюдение

19

«Дикие животные и их детеныши»

2

1

1

Наблюдение

20

«Зимние забавы»

1

0,5

0,5

Наблюдение

21

«День Святого Валентина».

1

0,5

0,5

Наблюдение

22

«Наша Армия».

1

0,5

0,5

Наблюдение

23

«Дружба»

1

0,5

0,5

Наблюдение

24

«Мебель, квартира».

1

0,5

0,5

Наблюдение

25

«Мамин праздник»

2

1

1

Наблюдение

26

«Одежда, обувь»

1

0,5

0,5

Наблюдение

27

«Посуда»

1

0,5

0,5

Наблюдение

28

«Весна»

1

0,5

0,5

Наблюдение

29

«Космос»

1

0,5

0,5

Наблюдение

30

«Комнатные растения»

1

0,5

0,5

Наблюдение

31

«Рыбы»

1

0,5

0,5

Наблюдение

32

«Перелетные птицы»

1

0,5

0,5

Наблюдение

33

«Насекомые»

1

0,5

0,5

Наблюдение

34

«Ягоды»

1

0,5

0,5

Наблюдение

Итого

36

18

18

III Содержание учебного плана.

№ недели

Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

1

«Осень»

Развивать                уровень мелкой        моторики        и тактильной чувствительности.

Формировать умение придавливать шарики , добиваясь

изображения листьев.

  1. Пальчиковая гимнастика        «Осенние листья».
  2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.
  3. Пластилинография. «Осеннее дерево».

2

«Сад. Фрукты».

Развивать        мелкую моторику пальцев.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
  2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.
  3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты»

3

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Развитие координации и точности движений.

  1. «Д/и «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.
  2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
  3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»
  4. Аппликация «Репка» скатывание шариков        из        салфеток (Т.И.Гризикпособие  для  детей  4-5  лет

«Умелые пальчики» №15).

4

«Правила дорожного движения»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики .

Учить работать с ножницами.

Продолжать        учить

прикладывать

  1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
  2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать.
  3. Пластилинография.

«Светофор»

пластилиновые колбаски по контуру.

Октябрь

1

«Домашние животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Совершенствовать графические умения и навыки,        закреплять

умение        обводить рисунок по точкам и штриховать   мелкими

штрихами.

  1. «Маленький        конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных.
  2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».
  3. Обвести        котенка        по        точкам        и штриховать мелкими штрихами.

2

«Дикие животные»

Продолжать                работать над        развитием зрительно-моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

  1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.
  2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.
  3. Штриховка диких животных.

3

«Детский сад и игрушки».

Развивать        мелкую

моторику        пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

Развитие координации и точности движений.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».
  2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)
  3. Аппликация «Пирамидка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики № 14).

4

«Профессии»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Формировать графические умения и навыки.

Развивать тактильную чувствительность.

  1. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»
  2. «Рельсы для поезда»        - рисование прямых линий.
  3. «Собери машину» из геометрических фигур.
  4. «Помоги повару отделить фасоль от гороха»

Ноябрь

1

«Дом. Семья»

Развивать        мелкую моторику пальцев; ориентировку                на плоскости.

Продолжать формировать

графические навыки.

  1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»
  2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.
  3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

2

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить

ориентироваться        на

  1. «Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне.
  2. Пальчиковая гимнастика «Дом».
  3. Выложить        дом        пластилиновыми

плоскости.

жгутиками по контуру.

3

«Я человек»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

  1. Самомассаж ладоней.
  2. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке».
  3. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток.

4

«Детский сад и игрушки»

Развивать        мелкую моторику пальцев;

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство   внутри

контура.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,
  2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
  3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

Декабрь

1

«Транспорт»

Развивать                зрительно- двигательную координацию        и моторику пальцев рук. Закрепить        назначение транспорта.

Продолжать        учить

складывать фигуры из бумаги.

  1. Рисуем машину пальчиками на крупе.
  2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение»
  3. «Машина» (оригами)

2

«Зима, зимний лес»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развитие координации и точности движений.

  1. Пальчиковая игра «Зима».
  2. Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание        шариков        из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» № 11)
  3. «Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток.

3

«Зимующие птицы».

Развивать        мелкую моторику пальцев.

Упражнять        в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

  1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.
  2. Пальчиковая игра «Снегири»
  3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

4

«Новый год».

Развивать        мелкую моторику пальцев.

Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

Учить соблюдать ритм

при выкладывании фигур.

  1. Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку).
  2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.
  3. «Елочная игрушка». (оригами)

Январь

2

«Народные промыслы»

Развивать        мелкую моторику пальцев.

Закреплять        приёмы

  1. Пальчиковая игра «Матрешки» 2.Аппликация «Узор на платочке»

3.  «Бусы  для  матрешки»  нанизывание

владения ножницами.

бусин на шнурок.

4. Д/упр. «Обведи по точкам»

3

«Птицы зимой»

Развивать        мелкую моторику пальцев.

Развивать тактильную чувствительность.

  1. «Ворона и воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги.
  2. Работа с тактильными дощечками.
  3. «Угощение  для  птиц»  сортировка

семян.

4

«Дикие животные        и их детеныши»

Развивать        мелкую моторику пальцев.

Продолжать                работать над        развитием зрительно-моторных функций.

Развивать тактильную чувствительность.

  1. «Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш.
  2. «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.
  3. «Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
  4. Упражнение «Ёжик» с шариками Су- Джок.

Февраль

1

«Зимние забавы»

Упражнять        в координации

движений с речью. Продолжать        работать над развитием мелкой моторики.

Продолжать        учить скатывать  шарики  из

салфеток.

  1. Хороводная игра «Снежная баба»
  2. Игра с пробками «Лыжи»
  3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

2

«День Святого Валентина».

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

  1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
  2. Массаж        ладошек.        Прокатывание шарика Су-Джок.
  3. Изготовление        «Валентинки»        из бумаги.

3

«Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить штриховать в разных направлениях.

  1. Из        риса        выложить        салют        по нарисованному контуру.
  2. Пальчиковая игра «Солдаты».
  3. Штриховка «Танк».

4

«Дружба»

Активизировать моторику        рук,

выработать        умение

управлять        своими

движениями.

  1. Пальчиковая игра «Дружба»
  2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.
  3. Д/упр. «Обведи по точкам».

Март

1

«Мебель, квартира».

Развитие                мелких движений пальцев рук, их        двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Совершенствовать

  1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3.   «Продолжи   узор».   Раскрась

геометрические фигуры.

зрительную память.

2

«Мамин праздник»

Развивать        мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать  цветы  из

бумаги.

  1. Завязываем бантик на подарке
  2. Смотать клубок для бабушки.
  3. Открытка для мамы. ( оригами)

3

«Одежда, обувь»

Продолжать        работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

  1. Пальчиковая игра «Ладошки»
  2. Разложи пуговицы по цвету.
  3. «Помоги        развесить        одежду        после стирки» игры с прищепками.
  4. «Застегни одежду» на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки.

4

«Посуда»

Продолжить        работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать        речь,

внимание.

  1. Пальчиковая        игра        «Мы        посуду перемыли»
  2. Выкладывание        силуэтов        посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.
  3. Д/упр. «Обведи по точкам»

Апрель

1

«Весна»

Продолжать        работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить        работать        с крупой.

  1. Пальчиковая игра «Дождик»
  2. «Солнце        светит        ярко»        игры        с прищепками.
  3. Аппликация из пшена «Солнышко»

2

«Космос»

Продолжить        работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать        речь, внимание.

  1. Пальчиковая игра «1,2,3,4,5» В космос полетел отряд»
  2. Выкладывание из счетных палочек , геометрических фигур космического транспорта по образцу.
  3. Д/упр. «Обведи по точкам»

3

«Комнатные растения»

Продолжить        работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить        штриховать        в

разных направлениях.

  1. П \и «На окошке в горшочке»
  2. Обрывание цветка по контуру.
  3. Штриховка цветка в горшке.

4

«Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

Продолжать учить работать        с

пластилином.

  1. Пальчиковая игра «Рыбка»
  2. Упражнение «Чего не хватает»
  3. Пластилинография        .        Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Май

2

«Перелетные птицы»

Упражнять        в выкладывании фигур из счетных палочек.

Работать        над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

  1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».
  2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца»
  3. Обвести        птицу        по        трафарету        и вырезать.

3

«Насекомые»

Продолжать        работать над развитием мелкой моторики,  координации движений.

Закрепить        умение работать в технике оригами.

  1. Пальчиковая игра «Бабочка» .
  2. Д/упр. «Обведи по точкам».
  3. «Бабочка» (оригами )

4

«Ягоды»

Развивать        мелкую

моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать  кусочки

пластилина, заполняя пространство внутри.

  1. Пальчиковая игра «По ягоды».
  2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)
  3. Пластилинография. «Клубника».

Календарный учебный график.

п/п

Месяц

Время

проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Осень»

Групповое

помещение

Наблюдение

2

сентябрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Сад.

Фрукты».

Групповое

помещение

Наблюдение

3

сентябрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Огород.

Овощи».

Групповое

помещение

Наблюдение

4

сентябрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Правила дорожног о движения

»

Групповое помещение

Наблюдение

5

октябрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Домашн ие животные

»

Групповое помещение

Наблюдение

6

октябрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Дикие животные

»

Групповое помещение

Наблюдение

7

октябрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Детский сад        и

игрушки»

Групповое помещение

Наблюдение

8

октябрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Професс ии»

Групповое помещение

Наблюдение

9

ноябрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Дом.

Семья»

Групповое

помещение

Наблюдение

10

ноябрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Мой

город»

Групповое

помещение

Наблюдение

11

ноябрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Я

человек»

Групповое

помещение

Наблюдение

12

ноябрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Детский сад        и

игрушки»

Групповое помещение

Наблюдение

13

декабрь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Транспо

рт»

Групповое

помещение

Наблюдение

14

декабрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Зима,

зимний лес»

Групповое помещение

Наблюдение

15

декабрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Зимующ ие птицы».

Групповое помещение

Наблюдение

16

декабрь

16:00

Беседа. Игра

1

«Новый год».

Групповое помещение

Наблюдение

17

Январь

16:00

Беседа. Игра

1

«Народны е

промысл

ы»

Групповое помещение

Наблюдение

18

Январь

16:00

Беседа.

Игра

1

«Птицы

зимой»

Групповое

помещение

Наблюдение

19

Январь

16:00

Беседа. Игра

2

«Дикие животные и        их

детеныши

»

Групповое помещение

Наблюдение

20

Февраль

16:00

Беседа.

Игра

1

«Зимние

забавы»

Групповое

помещение

Наблюдение

21

Февраль

16:00

Беседа. Игра

1

«День Святого Валентин а».

Групповое помещение

Наблюдение

22

Февраль

16:00

Беседа. Игра

1

«Наша Армия».

Групповое помещение

Наблюдение

23

Февраль

16:00

Беседа.

Игра

1

«Дружба»

Групповое

помещение

Наблюдение

24

Март

16:00

Беседа. Игра

1

«Мебель, квартира»

.

Групповое помещение

Наблюдение

25

Март

16:00

Беседа. Игра

2

«Мамин праздник

»

Групповое помещение

Наблюдение

26

Март

16:00

Беседа. Игра

1

«Одежда, обувь»

Групповое помещение

Наблюдение

27

Март

16:00

Беседа.

Игра

1

«Посуда»

Групповое

помещение

Наблюдение

28

Апрель

16:00

Беседа.

Игра

1

«Весна»

Групповое

помещение

Наблюдение

29

Апрель

16:00

Беседа.

Игра

1

«Космос»

Групповое

помещение

Наблюдение

30

Апрель

16:00

Беседа. Игра

1

«Комнатн ые

растения»

Групповое помещение

Наблюдение

31

Апрель

16:00

Беседа.

Игра

1

«Рыбы»

Групповое

помещение

Наблюдение

32

Май

16:00

Беседа. Игра

1

«Перелет ные

птицы»

Групповое помещение

Наблюдение

33

Май

16:00

Беседа.

Игра

1

«Насеком

ые»

Групповое

помещение

Наблюдение

34

Май

16:00

Беседа. Игра

1

«Ягоды»

Групповое помещение

Наблюдение

V Методическое обеспечение программы.

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ? Синицына Е. «Умные пальчики», картотека пальчиковых игр,

Дидактический материал

Сборник упражнений на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); сборник двигательных упражнений, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:

  • разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
  • наборов счетных палочек;
  • пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
  • мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
  • прищепок бельевых;
  • трафаретов по лексическим темам;
  • природного        материала        для        самомассажа        (грецких        орехов,        сосновых шишек);
  • «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В группе в свободном доступе находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время:

  • различные виды мозаики, конструкторов;
  • пазлы;
  • игрушки-шнуровки;
  • наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
  • различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

  • блоки Дьёнеша
  • палочки Кьюзенера
  • шнуровка;
  • прищепки;
  • скрепки;
  • крышки;
  • пуговицы;
  • обведение рисунка по контуру, копирование;
  • аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки,
  • рисование пальчиками.

Наглядный материал

  • фигурки животных;

-муляжи овощей;

  • различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры.

Описание общей методики работы

Программа реализуется по следующим принципам:

  1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
  3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в

работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

  1. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Этапы реализации программы:

  1. Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:

а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;

б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

  1. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
  2. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Технологии обучения

Данная образовательная программа разработана с учётом современных педагогических технологий:

  • технологии        развивающего        обучения,        заключающиеся        в        ориентации учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию;
  • здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести вред здоровью

учащихся( правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учёт зоны работоспособности учащихся).

  • групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (проблемный диалог, метод моделирования);
  • игровые технологии, повышающие интерес детей к занятиям.

а

VI Литература

  1. Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
  2. Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
  3. Гаврина        С.Е.,        Кутявина        Н.Л.,        Топоркова        И.Г.,        Щербинина        С.В.

«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль:

«Академия развития»,1997.

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
  2. Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
  3. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.

VII Приложение

Входная диагностика изучения программы «Познавай-ка»

№ П/П

Фамилия

Виды занятий

Итоговая оценка

Пальчиковый игротренинг

Ручная умелость

Развитие

графических навыков

Игры и действия с мелкими

предметами

Всего детей с высоким уровнем -

Всего детей со средним уровнем -

Всего детей с низким уровнем -

Приложение № 2 Итоговая диагностика изучения программы «Познавай-ка»

№ П/П

Фамилия

Виды занятий

Итоговая оценка

Пальчиковый игротренинг

Ручная умелость

Развитие

графических навыков

Игры и действия с мелкими

предметами

Всего детей с высоким уровнем -

Всего детей со средним уровнем -

Всего детей с низким уровнем -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности " В гостях у Лесовичка"...

дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Школа внимания»

В основу программы положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Программа «Школа внимания» составлена с ...

Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»

Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....

КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе

Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по обучению детей 5-6 лет азам финансовой грамотности «Уроки домовенка Кузи»

Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Возраст от 5 до 6 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, се...

Дополнительная образовательная программа познавательного направления для детей 6-7 лет "Космические загадки"

Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога...